Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Больше деталей о бюджете – меньше подозрений у сообщества: уроки общественных слушаний по исполнению местных бюджетов 2012 года

2013-03-29 / Административно-территориальная реформа
Больше деталей о бюджете – меньше подозрений у сообщества: уроки общественных слушаний по исполнению местных бюджетов 2012 года

Общественные слушания по исполнению бюджета прошли в трех пилотных муниципалитетах Проекта.

Сами по себе общественные слушания по бюджету – давным-давно не новость. Но новостью они стали для жителей Аралского, Сакалдинского и Сумсарского айылных аймаков, а также для их гостей, приехавших из десяти других пилотных аймаков Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» посмотреть, как проводятся слушания по исполнению бюджета. Особенностью этих слушаний стало то, что все 3 муниципалитета впервые провели масштабное мероприятие с участием большого количества населения, на котором обсудили, насколько эффективно был потрачен местный бюджет в 2012 году.
 
Раньше айыл окмоту проводил сходы, где в незамысловатой форме отчитывался перед населением о проделанной работе и давал краткую информацию о бюджете. Теперь жители трех айылных аймаков смогли узнать в деталях, куда расходуются их денежные средства, получили полную расшифровку каждой статьи расходов: образование, социальные вопросы, коммунальные услуги, деятельность АО, общественный порядок, культура и спорт, окружающая среда, прочие расходы. Кроме этого, жители сел узнали, как формируется бюджет и из чего он состоит.
 
Важная особенность слушаний - участие депутатов местных кенешей нового созыва, для многих из них вопросы формирования и исполнения местного бюджета, входящие в их полномочия, до конца не ясны.
 
В целом в трех слушаниях приняли участие около 350 человек из 15 сел, в том числе депутаты местных кенешей, лидеры сообщества, руководители учреждений и простые граждане айылных аймаков, которым заранее были розданы пригласительные билеты с вкладышем, где была кратко раскрыта информация о расходах бюджета за 2012 год.
 
К организаторам приехали 40 гостей из 10 других аймаков: главы АА и их заместители, председатели местных кенешей и председатели бюджетных комиссий местных кенешй, начальники финансово-экономических отделов, координаторы проекта, а также районные консультанты проекта. 10 пилотных АА проекта на практике изучили опыт своих коллег и планируют провести аналогичные общественные слушания по исполнению местного бюджета в своих айылных аймаках до конца марта 2013 г.
 
Иссык-Кульский опыт: Аралский айылный аймак
 
Общественное слушание «Местный бюджет 2012: сколько, куда и почему?» состоялось 15 февраля в здании сельского клуба села Сары-Добо Аралского АА (Тюпский район, Иссык-Кульская область). Специалисты айыл окмоту детально рассказали своим жителям, как сформировалась доходная часть бюджета, в сумме 17 859 500 сомов, на что были израсходованы 17 673 758 сомов местного бюджета и как планируется распорядиться остатком денежных средств, в сумме 185 742 сома.
 
В слушаниях приняли участие более 150 человек из пяти сел. В рамках проекта ГГПОМСУ в целях обмена опытом в гости приехали представители четырех АА: Ак-Чийского (Ак-Суйский район), Бостеринского (Иссык-Кульский район), Улахольского (Тонский район) и Липенского (Жети-Огузский район).
 
Почему было решено провести показательные слушания именно на базе Аралского АА? Эксперты Проекта ГГПОМСУ наблюдали за подготовкой к слушаниям в Аралском АА и заметили большую заинтересованность руководителей, в частности, заместителя главы Бакыта МАМЫТОВА, достичь хороших результатов, а также высокий профессионализм руководителя финансово-экономического отдела Назиры САРМОЛДОЕВОЙ. При выборе места, куда пригласить гостей для обмена опытом, значение имеет не размер и богатство территории, а желание людей изменить что-либо в своей жизни к лучшему, и это желание в полной мере обнаруживалось в Аралском АА.
 
В результате слушания прошли с полным аншлагом, в зале не хватало мест, люди стояли, внимательно и даже жадно слушали презентатора, задавали актуальные вопросы по теме и получали четкие объективные ответы. Вот что интересовало жителей сел Аралского АА.
 
ВОПРОС. Почему потрачено много денег на внутренние дороги, ведь люди сами засыпали все ямы?
 
ОТВЕТ. Действительно, граждане засыпали ямы сами, но за счет местного бюджета приобретались материалы: гравий, щебень, обеспечивалась бензином арендованная машина.
 
ВОПРОС. Почему на культуру и спорт потрачены неоправданно большие расходы в сумме 495 100 сомов, но на практике мы не видели больших достижений в области спорта или культуры?
 
ОТВЕТ. Основные расходы идут на заработную плату сотрудников и отчисления в Социальный фонд (456 012 сома), содержание зданий, коммунальные услуги и ремонт, а на мероприятия ушло всего около 20 тыс. сомов.
 
ВОПРОС. Почему не было выделено средств на ремонт домов бедных семей?
 
ОТВЕТ. В следующий раз мы учтем это предложение, рассмотрим его на сессии кенеша.
 
ВОПРОС. У нас есть экскаватор, купленный с помощью АРИС, почему он на балансе территориального инвестиционного комитета, а не в муниципальной собственности?
 
ОТВЕТ. Мы пока не можем содержать этот дорогой автотранспорт, тем более у нас нет коммунального предприятия и, соответственно, нет штатной единицы.
 
ВОПРОС. Почему такой большой штат сотрудников АО (20 человек), можно ли его сократить и уменьшить расходы на зарплату сотрудникам?
 
ОТВЕТ. Структура штатного расписания утверждается правительством, а заработная плата и так маленькая, если ее уменьшить, то никто здесь работать не станет.
 
Из вопросов и ответов видно, что жителей Аралского АА интересовали детали, они озабочены судьбой собственности сообщества, подходят к местному бюджету разумно и требовательно. Сотрудники местного самоуправления старались дать честные и открытые ответы. Заместитель главы Бакыт МАМЫТОВ блестяще справился с ролью ведущего, он смог дать на большинство вопросов удовлетворительные ответы.
 
Слушания важны тем, что в процессе их проведения граждане имеют возможность высказать свои предложения, а органы местного самоуправления обязаны их рассмотреть и по возможности реализовать. В ходе Аралских слушаний поступили следующие предложения:
 
• в каждом из пяти айылов сделать стенды, на которых постоянно вывешивать всю информацию о бюджете и в целом о работе местного самоуправления;
 
• ежеквартально проводить подобные мероприятия, на которых давать отчеты о проделанной работе;
 
• на слушаниях необходимо присутствие руководителей всех учреждений, которые непосредственно тратят средства местного бюджета, пусть они тоже отчитываются.
 
Джалал-Абадский опыт: Сакалдинский айылный аймак
 
19 февраля в селе Сакалды в здании СШ № 10 им. К. Абдразакова жители Сакалдинского АА (Ноокенский район Джалал-Абадской области) вперые обсудили расходы местного бюджета за прошедший 2012 год. В мероприятии приняли участие 115 представителей из всех восьми сел, из них 79 мужчин и 36 женщин, 15 депутатов местного кенеша.
Начальник финансово-экономического отдела Нурмира ЮСУПОВА представила населению подробный отчет о финансах на основании утвержденного бюджета 2012 года, в деталях рассказала жителям аймака о том, на что были израсходованы 46 466 500 сомов местного бюджета, как сформировалась доходная часть бюджета, в сумме 46 766 900 сомов, и почему образовался остаток денежных средств - 434 700 сомов.
 
В гости к сакалдинцам приехали коллеги из трех других муниципалитетов Джалал-Абадской области: 15 представителей Бел-Алдинского (Токтогульский район), Бешик-Жонского (Базар-Коргонский район) и Багышского (Сузакский район) айылных аймаков, которые и задали тон общественным слушаниям, первыми озвучив вопросы. Гости слушаний засыпали презентаторов вопросами: существуют ли жайыт-комитеты, сколько они собирают налогов, сколько переводят в бюджет АО, но если этого не происходит, то почему из бюджета выделяются денежные средства на подсчет животных; почему не расшифрованы полностью статьи по прочим расходам, куда тратятся огромные суммы. Дальше уже жители села перехватили инициативу и начали интересоваться подробно о каждой статье расходов.
 
Актуальные вопросы задал бывший председатель местного кенеша Мурат ЖУНУСОВ. Например, он поинтересовался, откуда у аймака взялся профицит бюджета? Скорее всего, речь должна идти о недофинансировании, так как местный бюджет должен быть сбалансированным. Ответ: профицит бюджета, в сумме 434 700 сомов, образовался в связи с тем, что были погашены недоимки по налогам за 2011 год. Следующий вопрос касался электроэнергии, расходы на оплату которой составили 992 800 сомов, и отопления (покупка угля стоила 363 460 сомов). Ответ: в аймаке 8 этажных больших школ, 3 детских садика, одно здание айыл окмоту, уличное освещение в трех селах. На эти объекты и были потрачены средства.
 
В заключение общественных слушаний жители аймака внесли свои предложения:
 
• подробно расшифровывать статью «прочие расходы», чтобы у населения не было вопросов и подозрений;
 
• жестко контролировать расходы на электроэнергию и покупку угля для объектов МС;
 
• в проекте бюджета на 2014 год вместе с инициативными группами определить точные расходы по каждой статье;
 
• проводить сессии кенеша ежеквартально в каждом из восьми сел, тогда будет легче проводить бюджетные слушания и
меньше будет неинформированных и недовольных.
 
Джалал-Абадский опыт: Сумсарский айылный аймак
 
20 февраля в селе Сумсар Сумсарского АА (Чаткальский район Джалал-Абадской области) в здании средней школы 91 житель двух айылов аймака участвовал в слушаниях по исполнению бюджета 2012 года. В гости в Сумсар приехали представители Жаны-Жолского (Аксыйский район) и Кок-Ташского (Ала-Букинский район) айылных аймаков. Специалисты Сумсарского АО предоставили населению общую информацию по исполнению доходов и расходов за 2012 год, в сумме 34 225 500 сомов.
 
По каждой из статей расходов была предоставлена детальная информация. Например, на раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» потрачено 77 000 сомов, из них: на строительство Ямы Беккера – 3000 сомов, на ограждение парка – 15 000 сомов, архитектуре за услуги по разработке проектов двух мостов выплачено 34 500 сомов, на очистку территории аймака потрачено 10 000 сомов, на очистку центрального туалета – 6 000 сомов, на приобретение габион-сеток – 14 500 сомов, на ремонт моста в пионерском лагере – 5 500 сомов. По сравнению с бюджетами Аралского и Сакалдинского аймаков, бюджет Сумсара исполнен без остатков. Вопросы, интересовавшие жителей айылного аймака:
 
ВОПРОС. Можно ли организовать тендер, чтобы улучшить качество ремонтных работ?
 
ОТВЕТ. На ремонт тендеры не проводились, так как сумма закупок не превышала 500 тысяч сомов - порог для проведения тендера установлен законодательством.
 
ВОПРОС. Вы проводите ремонт только двух школ, почему не выделяются деньги на ремонт других муниципальных объектов?
 
ОТВЕТ. Средства на ремонт средних школ выделяются из республиканского бюджета в зависимости от площади. Другие учреждения сами выделяют средства на ремонт от своих специальных доходов.
 
Предложения депутатов местного кенеша:
 
• нужно предоставлять подробную информацию по местным налогам, желательно по каждому разделу, включая неналоговые поступления. Например,раскрывать, каков доход от налогов на землю и имущество, какие налоговые поступления дают компании и фирмы, как они распределяются;
 
• в проекте бюджета на следующий год рассмотреть возможность выделения 10 тысяч сомов на День учителя.
 
Обмен опытом
 
Гости вместе с местным населением активно принимали участие в обсуждениях, задавая актуальные вопросы и делясь своим положительным опытом в решении дел местного значения. После слушаний участники обменного визита совместно с консультантами ИПР, разделившись на группы по своим айылным аймакам, провели анализ увиденного мероприятия. Каждый АА представил сравнительный анализ в виде таблицы, где были указаны сильные и слабые стороны, возможности АО и выработаны рекомендации.
 
Что дает такой SWOТ-анализ?
 
Во-первых, участники обмена открывают для себя многие «подводные камни» организации публичного обсуждения бюджета, получают возможность учесть чужие ошибки и перенять успешные методы в процессе подготовки и проведения собственных общественных слушаний.
 
Во-вторых, организаторы, участвуя в анализе и обсуждении, получили объективную оценку своих усилий от коллег. Эта оценка пригодится для эффективного проведения и организации подобных мероприятий в будущем. Кроме того, рекомендации, предложенные Аральскому АА, вполне подойдут и другим аймакам Кыргызстана, стремящимся сделать бюджет прозрачным, вовлечь в его обсуждение население, чтобы успешнее обустраивать жизнь своего сообщества, эффективнее решать вопросы местного значения.
 
Токтобаева Роза, специалист Бостеринского АО: «Этот обмен был плодотворным для нас, аральцы были первым по проведению ОС и им удалось это сделать не плохо, мы – приглашенные участники многому научились: как собирать народ, как проводить общественное слушание, как заслужить внимание населения, как проводить презентацию, как отвечать на вопросы, как ведущий может максимально привлечь внимание жителей, приводя конкретные примеры по каждому виду расходов интересовавших население. Теперь, нам предстоит провести ОС, где постараемся приложить все усилия на хорошую подготовку и надеемся пройдет не хуже Аралского АА».
 
Результаты SWOT-анализа слушаний в Аральском АА, представленные коллегами из других МСУ
 
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
 
• участие граждан (большое кол-во);
• заинтересованность граждан в местном бюджете;
• доступность и понятность раздаточного материала для населения;
• высокий уровень знаний ведущего и презентатора;
• организаторы давали четкие/точные ответы на поставленные вопросы;
• слаженная работа аппарата АО;
• заполнение анкет;
• участвовали все слои населения (мужчины, женщины, молодежь, старики и др.)
• было максимально открыто/прозрачно, созданы условия для населения открыто и свободно говорить свое мнение;
• высокий уровень подготовительных работ; (оформление зала по тематике, концерт учащихся, полное обеспечение оргтехникой, привлечь большое количество участников слушаний);
• появились предложения для бюджета следующего года;
• большое участие молодежи;
• ОС стал примером для других АО;
• была заметна солидарность населения;
• опыт стал полезным.
 
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
• здание, где проводили ОС хорошее, отремонтированное, но холодное (клуб);
• пассивная молодежь;
• другие сотрудники не давали информацию (например, спец. поналогам, айыл башчы, директора школ и садиков);
• задавались вопросы помимо темы;
• слабое участие женщин;
• для некоторых участников раздаточные материалы не до конца были понятны.
 
ВОЗМОЖНОСТИ:
• можно проводить ОС и на другие темы;
• население само может активно участвовать в делах местного значения;
• появился интерес;
• работать по увеличению бюджета;
• построить тесные взаимоотношения с населением;
• обеспечить участие большего количества женщин.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ:
• обеспечить теплом место проведения мероприятия;
• чаще проводить ОС;
• давать полную информацию по грантам;
• нужно давать максимально расширенный бюджет;
• использовать большее кол-во наглядного материала;
• раздавать раздаточные материалы до ОС намного раньше;
• более активно задействовать руководителей организаций и учреждений.