В части 2 статьи 2 закона основные принципы осуществления делегированных государственных полномочий необходимо дополнить еще одним принципом, согласно которому делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления на основе договора осуществляется на основе принципа равенства сторон.
В целях приведения проекта закона в соответствие части 2 статьи 113 Конституции КР, предложено статью 3 проекта закона дополнить частью 2 следующего содержания: «По делегированным государственным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны соответствующим государственным органам».
Основные требования к разработке закона и договора о делегировании государственных полномочий в части 3 статьи 3 проекта закона предложено изложить в новой редакции более детально. Так, законы и договоры о делегировании отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должны содержать:
• наименование государственного органа, осуществляющего делегирование государственных полномочий;
• государственное полномочие, которое делегируется органам местного самоуправления;
• порядок передачи и размер материальных, финансовых и иных средств, необходимых для осуществления делегированных государственных полномочий и передаваемых органам МСУ;
• методическую, организационную, консультативную и иную помощь, оказываемую органами государственной власти в осуществлении органами МСУ делегированных государственных полномочий;
• формы и периодичность отчетности органов МСУ по осуществлению ими делегированных государственных полномочий;
• ответственность органов МСУ за неисполнение или ненадлежащее осуществление делегированных государственных полномочий;
• основания и порядок прекращения и приостановления исполнения делегированных государственных полномочий;
• порядок и сроки возврата неиспользованных материальных, финансовых и иных средств;
• механизм контроля над осуществлением делегированных государственных полномочий со стороны государственного органа;
• другие положения и условия, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий органами МСУ.
В случае несоответствия закона или договора о делегировании государственных полномочий указанным требованиям, орган МСУ либо их ассоциации могут обратиться в суд с требованием о признании их недействительными. В случае признания судом закона или договора таковыми, действие закона или договора прекращается в соответствии с законодательством.
Открытый перечень делегируемых полномочий
Часть 5 статьи 3 проекта закона, предусматривающую перечень основных государственных полномочий, делегируемых органам МСУ, предлагается дополнить пунктом 18 следующего содержания: «иные полномочия в случаях, предусмотренных законом или договором Кыргызской Республики». Иными словами, перечень делегируемых государственных полномочий должен быть открытым. В противном случае в проекте закона нужно изложить исчерпывающий перечень делегируемых государственных полномочий.
Делегирование группе МСУ и по отдельности, согласование с муниципальными союзами
В статье 4 проекта закона предусмотрено, что органы государственной власти имеют право наделять своими государственными полномочиями как каждый город (айылный аймак), так и группу городов (айылных аймаков). Эксперты ИПР предлагают предусмотреть делегирование государственных полномочий на основании закона:
• всем органам местного самоуправления;
• группе органов местного самоуправления;
• отдельным органам местного самоуправления.
Кроме того, в части 2 этой же статьи рассматривается отдельный подход согласования законопроекта о делегировании государственных полномочий с союзом (ассоциацией) местных самоуправлений и соответствующими местными кенешами. Возникшие возражения относительно проекта закона в связи с характером, объемом и порядком делегирования государственных полномочий и обеспечения их материальными, финансовыми и иными средствами предлагается рассмотреть в согласительных комиссиях, образуемых на паритетных началах из представителей государственных органов, органов местного самоуправления и союза (ассоциации) местных самоуправлений. Также предлагается согласовывать с союзом (ассоциацией) местных самоуправлений Типовой договор «О делегировании отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления» (часть 2 статьи 5).
Финансирование делегированных полномочий за счет средств местного бюджета
Проектом закона в части 6 статьи 6 предусмотрена ограничивающая норма, согласно которой органам МСУ запрещается использование финансовых средств из местного бюджета для исполнения делегированных государственных полномочий.
Эксперты проекта не согласны с данной нормой и предлагают изложить ее в следующей редакции: «Органы местного самоуправления вправе использовать финансовые средства местного бюджета для исполнения делегированных государственных полномочий по решению местного кенеша для обеспечения более высокого уровня качества и эффективности предоставления услуг местному сообществу».
Если финансовые возможности органа МСУ позволяют улучшать услуги по делегированным полномочиям, то с согласия местного кенеша необходимо предоставить им возможность использовать средства местного бюджета для качественного исполнения делегированных государственных полномочий, которые в конечном итоге направлены на качественное предоставление услуг населению и в целом на решение вопросов местного значения.
Специалисты, исполняющие обязанности по делегированным полномочиям
В части 2 статьи 9 проекта закона предусматривается необходимость согласования кандидатуры специалиста, исполняющего обязанности по делегированным государственным полномочиям, с соответствующим государственным органом. При этом сотрудники аппарата исполнительных органов МСУ, которые вовлечены в исполнение делегированных государственных полномочий, являются муниципальными служащими. В то же время законопроект предусматривает подотчетность и ответственность органов МСУ (а не специалистов) по делегированным полномочиям перед государственными органами. Поэтому эксперты ИПР считают целесообразным оставить за органами МСУ право назначать специалистов, исполняющих обязанности по делегированным полномочиям, без согласительных процедур.
Проверки органов МСУ по делегированным полномочиям
Пунктом 2 части 1 статьи 13 проекта закона предусмотрено, что государственные органы вправе производить проверки деятельности органов МСУ. Но согласно статье 113 Конституции КР, государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления. Органы МСУ подотчетны государственным органам исключительно по делегированным полномочиям, соответственно, проверки возможны только по делегированным госуарственным полномочиям.
Приостановление выполнения делегированных полномочий при отсутствии финансирования
Статья 14 проекта закона «Основания и порядок прекращения осуществления делегированных государственных полномочий органами МСУ» была дополнена положением о приостановлении осуществления делегированных государственных полномочий органами МСУ. Данное положение применяется органами МСУ в случае приостановления финансирования по исполнению делегированных полномочий в объеме, порядке и сроках, предусмотренных законом или договором. Исполнение делегированных государственных полномочий органами МСУ возобновляется с момента возобновления финансирования.
Шаги по практической реализации закона
Закону нужны практические механизмы применения. Для их своевременного внедрения эксперты предлагают правительству реализовать следующее:
• привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом;
• до 1 марта 2013 года:
• подготовить и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты соответствующих законов о делегировании отдельных государственных полномочий органам МСУ;
• подготовить и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законов, направленные на приведение в соответствие действующих законов с настоящим законом;
• утвердить типовой договор о делегировании отдельных государственных полномочий органам МСУ;
• определить порядок расчета размеров материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения делегированных государственных полномочий;
• при разработке проекта республиканского бюджета на 2014-й и последующие годы предусмотреть в них расходы, необходимые для исполнения делегированных государственных полномочий, с учетом требований настоящего закона.
Подробности о том, какие средства получит местный бюджет для финансирования делегированных полномочий, читайте в рубрике «Финансы МСУ» данного журнала «М»!