2012-11-29 / Финансы МСУ
Для анализа исполнения делегированных государственных полномочий на местном уровне важно определиться с применяемой терминологией, что позволит уточнить задачи и пути их решения.
Признаки делегированных государственных полномочий
Для анализа исполнения делегированных государственных полномочий на местном уровне важно определиться с применяемой терминологией, что позволит уточнить задачи и пути их решения.
Для более полного понимания проблемы, опираясь на определение, представленное в Законе «О местном самоуправлении», приведем расширенное толкование термина «делегированные государственные полномочия».
Государственное полномочие – предоставленное государственному органу право и соответствующая обязанность для совершения определенных действий. При этом для исполнения соответствующего действия, право и обязанность должны сопровождаться возможностью его исполнения. В случае, если исполнение этих полномочий затруднено или невозможно, то государственные органы делегируют эти полномочия другим субъектам, в том числе органам местного самоуправления.
Делегированные государственные полномочия – отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления в порядке, установленном законом или договором.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и Законом «О местном самоуправлении» существуют определенные условия и порядок наделения органов местного самоуправления делегированными государственными полномочиями. К сожалению, к настоящему времени не выработаны механизмы и нормативно-правовая база по исполнению этих требований, что вынуждает определять критерии и признаки делегированных государственных полномочий, исходя из существующей практики и имеющихся аналитических работ. Итак, признаки, характеризующие государственные делегированные полномочия, таковы:
• наличие инициативы со стороны государственных органов о необходимости передачи органам МСУ исполнения отдельных государственных полномочий (в случае отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов, исполнение делегированных государственных полномочий осуществляется как исторически сложившаяся функция);
• оказание государственными органами методической, консультативной и иной помощи органам местного самоуправления по исполнению делегированных государственных полномочий;
• установление подотчетности органов местного самоуправления по делегированному государственному полномочию перед соответствующим государственным органом;
• осуществление со стороны государственных органов мониторинга и контроля по исполнению делегированного государственного полномочия.
Важно отметить, что одним из основных признаков наличия и легитимности делегированного государственного полномочия является факт финансирования его на основе обоснованных расчетов. В настоящее время не существует модели финансирования делегированных полномочий, что не дает пока возможности рассматривать этот факт как признак делегированного государственного полномочия.
Функциональный анализ органов МСУ
В рамках данного исследования анализу подвергались функции, фактически исполняемые органами МСУ, а также функции по исполнению делегированных полномочий, которые могут передаваться в соответствии с перечнем этих полномочий, указанных в Законе «О местном самоуправлении».
Исследуемые делегированные полномочия можно условно разделить по следующим признам: 1) фактически исполняемые, 2)продекларированные в Законе «О местном самоуправлении», но на практике не исполняемые на местном уровне.
В первой колонке Таблицы 1 обозначены делегируемые государственные полномочия, которые выполняются органами местного самоуправления на постоянной и системной основе. В правой колонке – делегируемые государственные полномочия, которые выполняются на непостоянной основе, носят фрагментарный характер. Одним из главных отличий по делегированным государственным полномочиям, указанным во второй колонке Таблицы 1, является отсутствие у органов местного самоуправления подотчетности перед государственными органами по их исполнению. Как видно из Таблицы 2, не все делегированные полномочия обладают необходимыми признаками. Достаточно полно и обоснованно органам МСУ переданы следующие делегированные государственные полномочия:
• соблюдение правил паспортного режима (в том числе вопросы выписки и прописки);
• регистрация актов гражданского состояния;
• совершение нотариальных действий;
• вопросы учета военнообязанных и мобилизации военнослужащих;
• распределение и использование земель ГФСУ;
• прогнозирование по экономическим показателям;
• выявление малоимущих семей в целях организации их адресной социальной защиты;
• первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в
сельской местности;
• ведение статистического учета по вопросам сельского хозяйства, экономики, демографии, занятости и миграции.
Модель финансирования делегированных государственных полномочий
Финансовая модель касается государственных делегированных полномочий, имеющих все необходимые признаки (см. Табл. 2). Структура финансовой модели включает перечень затрат, необходимых для эффективного выполнения делегированного государственного полномочия. Затраты вытекают из функциональных обязанностей специалиста, реализующего эти полномочия. Эти затраты отражены в Таблице 3 и складываются в формуле:
Ф = ЗП + (Тр + Св + Ин) + (Км+Кц)/Кмс + Омс+Тор, где:
Ф – объем финансирования делегированных государственных полномочий за 1 год (сомов);
ЗП – оплата услуг специалиста, реализующего делегированные государственные полномочия с учетом отчислений в Социальный фонд (сомов);
Тр – транспортные расходы специалиста, необходимые для выполнения функций по делегированным государственным полномочиям (сомов);
Св – затраты на телефонную и мобильную связь по исполнению делегированных государственных полномочий (сомов);
Ин – затраты на проведение информационной кампании по исполнению делегированных государственных полномочий (сомов);
Км – фактические затраты по коммунальным услугам за предыдущий год в разрезе по группам местных бюджетов (сомов);
Кц – фактические затраты по канцелярским товарам за предыдущий год в разрезе по группам бюджетов (сомов);
Кмс – количество муниципальных служащих в разрезе по группам органов местного самоуправления (сомов);
Омс – затраты на обучение специалиста, выполняющего делегированные государственные полномочия (сомов);
Тор – затраты на оргтехнику для одного специалиста, необходимую для выполнения делегированных государственных полномочий (сомов).
Расчет оплаты труда
Для упрощения расчетов по оплате труда для исполнения делегированного полномочия, примем за основу структуру штатного расписания, утвержденную постановлением Правительства КР № 451 от 5 августа 2011 г., а также нормы, заложенные в постановлении ПКР № 436 от 29 июля 2011 г. «Об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих КР».
Такие специалисты, как социальный работник, экономист-статистик, специалист военно-учетного стола практически 100% времени заняты исполнением делегированных государственных полномочий. Таким образом, в финансовой модели оплата труда принимается равной окладу, установленному согласно соответствующему постановлению правительства. Доля по исполнению делегированных государственных полномочий других специалистов (ответственный секретарь, специалист по доходам) определяется по итогам исследования.
Расчет транспортных расходов
Транспортные расходы специалиста зависят от специфики исполнения соответствующей функции. За основу расчета принимаются нормы компенсации транспортных расходов, установленные в прило-жении № 1 постановления ПКР № 471 от 26.08.2008 г. «Об установлении норм командировочных расходов и порядке их возмещения». Общий километраж по исполнению того или иного полномочия определяется на основе методики, основанной на методах исследования и анализа функциональных требований.
Типовая формула расчета потребности в расходах на компенсацию транспортных затрат:
Км = Кпос. *10*Кцг*Км*, где
Км – расчетный показатель километража, необходимого для выполнения функций по делегированным государственным полномочиям (км);
Кпос – доля посещения целевой группы по соответствующему делегированному государственному полномочию;
10 – условный базовый норматив километража (км);
Кцг – количество жителей из числа соответствующей целевой группы;
Км – коэффициент масштаба, в зависимости от количества сел в данном айылном аймаке.
Примерный расчет транспортных расходов инспектора ВУС
Исходные данные:
• количество военнослужащих запаса и юношей допризывной подготовки – 960;
• 0,2 – доля посещений военнослужащих запаса и юношей допризывного возраста инспектором ВУС в течении года (определено методом исследования);
• 4 – количество сел в данном айылном аймаке;
• 1,4 – коэффициент масштаба.
Тр =[0,2*10*960*1,4]= 2688 км
За расчетный километраж 2688 км компенсация составляет 88+3450 сомов = 3538 сомов в год.
Расчет затрат на телефонную и мобильную связь
Затраты на использование мобильной и стационарной телефонной связи определяются методом исследования, в зависимости от необходимости и частоты применения этих видов связи.
Типовая формула расчета потребности в расходах на компенсацию затрат по услугам связи:
Св = 10*Ктз*Кцг, где
Св – затраты на телефонную и мобильную связь по исполнению делегированных государственных полномочий (сомов);
10 – нормативный показатель расходов телефонной и мобильной связи на 1 жителя соответствующей целевой группы (сомов на 1 человека);
Ктз – доля использования средств связи с представителями целевой группы от их общего количества;
Кцг – количество жителей из числа соответствующей целевой группы.
Расчет затрат на информирование
Затраты на проведение информационной кампании определяются соответствующим государственным органом по потребности (плакаты, информационные листы, буклеты и т. д.).
Затраты на содержание специалиста, исполняющего делегированные государственные полномочия
Расходы планируются на основе соответствующих фактических затрат в разрезе по группам местных бюджетов.
Примерный расчет расходов на коммунальные услуги
Для групп сельских муниципалитетов (айылных аймаков) расходы на коммунальные услуги по содержанию здания айыл окмоту и канцелярские товары составили 9,6 млн. сомов.
Количество муниципальных служащих сельских муниципалитетов составило 8600 человек.
Затраты на коммунальные услуги и канцелярские товары на одного муниципального служащего по группе айыл окмоту составили 9,6 млн. сомов/8600 = 1116 сомов на одного человека в год.
Расчет затрат на обучение, повышение квалификации муниципального служащего, выполняющего соответствующее
делегированное государственное полномочие
Финансирование на обучение специалиста, выполняющего соответствующее делегированное государственное полномочие, определяется в зависимости от требований государственного органа к уровню подготовки специалиста и специфики его функциональных обязанностей. При определении объема финансирования по данной статье учитываются командировочные расходы, расходы на проживание во время обучения и оплату услуг образовательного учреждения.
Затраты по статье «дополнительное обучение», которые не носят системного характера, могут быть выведены из формулы и определяться на договорной основе между органами местного самоуправления и государственными органами.
Затраты на обеспечение оргтехникой
Объем финансовых ресурсов, необходимый для обеспечения муниципального служащего техническими средствами для надлежащего исполнения им делегированных государственных полномочий, государственный орган согласовывает с органами местного самоуправления при определении условий делегирования.
Затраты по статье «обеспечение оргтехникой», которые не носят системного характера, могут быть выведены из формулы и определяться на договорной основе между органами местного самоуправления и государственными органами.
Механизм финансирования делегированных государственных полномочий
В проекте Бюджетного кодекса Кыргызской Республики заложено требование по финансированию делегированного государственного полномочия посредством дополнительного трансферта – бюджетной субвенции:
«Субвенции предоставляются из республиканского бюджета для обеспечения финансирования расходов местных бюджетов при делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на основании закона или договора».
Проект Бюджетного кодекса
Бюджетная субвенция обладает следующими характеристиками:
• носит целевой характер – финансовые средства должны быть использованы исключительно для выполнения делегированных государственных полномочий,
• отражается в расходной части местного бюджета отдельной строкой для осуществления мониторинга и контроля за расходованием средств;
• может быть отозвана в случае, если органы МСУ ненадлежащим образом будут исполнять делегированные государственные полномочия.
Бюджетная субвенция рассчитывается непосредственно для каждого органа местного самоуправления. Информация об объеме субвенций публикуется в приложении к ежегодному закону о республиканском бюджете. Субвенции могут поступать напрямую через республиканский бюджет на расчетные казначейские счета органов местного самоуправления или через соответствующий государственный орган, ответственный за исполнение данного государственного полномочия.
Важно!
Для дотационных айылных аймаков при внедрении принципа финансирования делегированных государственных полномочий посредством субвенций изменится объем выравнивающих грантов за счет уменьшения финансирования отдельных статей расходов. Возможно, что для компенсации выпадающих доходов будет разработана система дифференцированного расщепления общегосударственных налогов в пользу дотационных айылных аймаков.
Мы будем анализировать ситуацию дальше.