2012-11-29 / Финансы МСУ
Есть опасность, что "с водой можно выплеснуть и ребенка".
В последнее время усиливаются критические замечания в отношении реализации реформы финансирования системы школьного образования. Обсуждению и критике подвергаются различные стороны принципа подушевого финансирования: учебный процесс, заработная плата учителей, сам принцип финансирования и другие вопросы. Но наибольшее количество критических замечаний вызвала ситуация, которая сложилась в отношении малокомплектных школ, то есть школ, которые при наличии просторных помещений и укомплектованного штата учителей имеют малое количество учеников. А при внедрении подушевого принципа финансирования объем направляемых финансов напрямую зависит от численности учащихся. Уровень критических замечаний достиг такого размаха, что грозит сворачиванию в целом всей реформы финансирования школьного образования. Есть опасность, что «с водой можно выплеснуть и ребенка».
При этом вызывает удивление позиция Министерства образования и науки и Министерства финансов КР в части реакции на критику, которая носит необоснованный или обоснованный характер. В первом случае, лучшим оружием в деле отстаивания собственной правоты для соответствующих государственных органов должна была бы стать информационная кампания, которую должны провести заинтересованные стороны среди общественности. К сожалению, вышеназванные министерства заняли пассивную позицию в части отражения необъективных нападок со стороны оппонентов, не в полной мере используя свои важные аргументы. Защита зачастую носит невнятный характер или не в полной мере раскрывает суть реформы.
Если же критика носит объективный характер, то обсуждение проблемы должно стать основой для принятия решения, которое позволит улучшить как сам дизайн реформы, так и процесс реализации. К сожалению, и в этом случае заинтересованные государственные органы, в лице Министерства образования и науки и Министерства финансов КР, не проявляют должной активности, а те негативные положения, которые действительно имеются в дизайне новой системы, не улучшаются, что позволило бы снизить накал критических замечаний и в целом улучшить систему финансирования школьного образования.
Для примера рассмотрим вышеназванную проблему по финансированию малокомплектных школ. Постановление Правительства КР №563 от 20 сентября 2011 г. устанавливает следующие компенса-ционные меры в отношении снижения рисков по финансированию малокомплектных школ.
Расходы общеобразовательной организации на заработную плату определяются по формуле где:
ФЗП - расходы общеобразовательной организации на заработную плату на предстоящий год;
СБi - расходы на заработную плату в СБФ общеобразовательных организаций на предстоящий год по той ступени;
ЧУi - численность учащихся общеобразовательной организации i-той ступени на начало учебного года;
КВЫС - коэффициент доплат к заработной плате персонала общеобразовательной организации за работу в условиях высокогорья и отдаленности в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики “Об оказании государственной поддержки лицам, проживающим и работающим в высокогорных и отдаленных зонах Кыргызской Республики” от 25 июня 1997 года N 377;
КМ - коэффициент масштаба общеобразовательной организации.
Для малокомплектных школ при низком показателе ЧУi имеется риск недофинансирования необходимого штата учителей. При обсуждении этой проблемы коэффициент масштаба, который должен регулировать вопросы малокомплектности, почему-то упоминается лишь косвенно, без должного анализа. Вероятно, это связано с тем, что в существующем виде коэффициенты масштаба не могут повлиять на решение этой проблемы. Таблица коэффициентов масштаба имеет следующий вид.
Поправочные коэффициенты масштаба к стандартам бюджетного финансирования общеобразовательных организаций
Численность учащихся Размеры коэффициента масштаба школы
До 50 человек 2,0
От 51 до 75 человек 1,9
От 76 до 100 человек 1,7
От 101 до 125 человек 1,6
От 126 до 150 человек 1,5
От 151 до 175 человек 1,4
От 176 до 200 человек 1,3
От 201 до 225 человек 1,2
От 226 до 250 человек 1,1
От 251 до 900 человек 1,0
От 901 до 1000 человек 0,95
Свыше 1000 человек 0,9
Применение таблицы коэффициентов в существующем виде не решает проблем финансирования малокомплектных школ по следующим причинам:
• нормативно не определено понятие «малокомплектных школ», нет четких критериев отнесения той или иной школы к категории малокомплектных школ;
• нет корректности в значениях коэффициентов. Коэффициент 2 начинает работать, только в школах с количеством учеников до 50 человек. При этом значительное количество школ в диапазоне от 50 до 900 учеников не могут в полной мере использовать возможность применения коэффициентов масштаба.
Необходимо отметить, что корректировка коэффициентов масштаба, основанная на обоснованных подходах, расчетах, исследованиях, не представляет больших трудностей при наличии определенной методологии. Но эффект от применения обновленных коэффициентов поможет в значительной мере снизить риск недофинансирования малокомплектных школ.
Рекомендации
На основе анализа информации по проблемам малокомплектных школ необходимо установить критерии отнесения школ к данной категории.
Нужно изменить таблицу коэффициентов масштаба на основе изучения сложившейся ситуации, связанной с потерями бюджета школы и их влияния на учебный процесс.
В случае, если компенсационные меры с применением коэффициентов масштаба не в полной мере обеспечивают финансирование малокомплектных школ, то применяется п.8. Порядка формирования и исполнения бюджета общеобразовательных организаций, утвержденного постановлением Правительства № 563 от 20 сентября 2011 г. На основании этого пункта общеобразовательным организациям, имеющим финансовые риски потери бюджета в условиях финансирования, исходя из численности учащихся, установлен трехлетий переходный период для оптимизации организационной структуры и расходов. В первый год за счет бюджетных средств покрывается 70% дефицита финансирования, во второй год - 50% и в третий год - 30%. Возникшая в настоящее время проблема с малокомплектными школами соответствует ситуации, которая отражена в данном пункте положения. Но, к сожалению, не разработан механизм реализации данной нормы, в частности, не определен конкретно источник финансирования (республиканский или местный бюджеты), а также порядок ее использования.
В связи с этим вносятся следующие рекомендации:
• определить источником финансирования по компенсационным мерам средства республиканского бюджета;
• разработать инструкцию по применению компенсационных мер в случаях, когда введение принципов подушевого финансирования приводит к потерям бюджета и ухудшению ситуации в малокомплектных школах;
• применение данной нормы рассматривать в случаях, когда компенсационные меры с применением коэффициентов масштаба не в полной мере компенсируют потери бюджета школы.