Муниципалитет Научно-популярный журнал

1 (111) 7 Февраля 2021

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Бюджет как индикатор реформы. Обзор проекта доходной части местных бюджетов в 2014 году

2014-01-14 / Финансы МСУ

Если планируемые изменения бюджета в 2014 году будут исполнены в полном объеме, то можно будет говорить о начале реального укрепления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.Бюджет 2014 года можно будет охарактеризовать как индикатор,подтверждающий последовательность реформы местного самоуправления в части наделения органов местного самоуправления закрепленными источниками доходов.

 
Однако начнем обзор мы с видимого парадокса – общий объем доходов местных бюджетов в 2014 году, в соответствии с утвержденным государственным бюджетом, составит 15 828,6 млн. сомов или,по сравнению с бюджетом 2013 года, уменьшится на 27,8% (на 5 859,8 млн. сомов).
 
Таблица 1. Доходы и расходы местных бюджетов в 2014 г., млн.сомов
 

Наименование

Исп. бюджета                  2013 года

Бюджет на 2014 год

Отклонение                       

Темп роста, %                

2013 г. в % к ВВП

2014 г. в % к ВВП

Расходы

19230,7

15 828,6

- 3402,1

82,3

5,4

3,9

Доходы, в т. ч.

21112,1

15 252,3

- 5859,8

72,2

6,0

3,9

Налоговые доходы

 

10428,0

 

11 780,1

1 157,7

 

112,,9

2,9

2,9

Неналоговые доходы,

2106,1

1 934,0

348,2

  91,8

 

0,6

 

 

 

 

0,48

 

 

 

В т. ч.

 

 

 

 

 

 

спец. средства

910,3

752,6

180,6

82,7

0,25

0,19

Активы и обязательства

116,6

102,2

14,4

87,6

0,03

0,025

Категориальные гранты

6643,3

-

-6643,3

-

1,9

-

Выравнивающие гранты

695,5

1299,08

603,6

186,9

0,2

0,3

Средства передаваемые

1239,1

440,0

-799

35,5

0,35

0,1

Такое резкое уменьшение доходной части местных бюджетов (до 3,9 %  ВВП в 2014 г. против 6 % в 2013 г.) связано в первую очередь с исключением категориальных грантов из местных бюджетов. Напомним, что организации образования в августе 2013 г. были переведены на финансирование из республиканского бюджета. Ресурсы, ранее направляемые для финансирования категориальных грантов, в настоящее время полностью находятся в распоряжении Министерства образования и науки КР в соответствии с Постановлением Правительства КР от 30 мая 2013 года, №302, «О переводе организаций образования, финансируемых из местных бюджетов айылных аймаков и городов, на финансирование из республиканского бюджета через территориальные подразделения Министерства образования и науки КР».

В 2012-2013 гг. общие доходы местных бюджетов без учета категориальных грантов составляли около 4% ВВП. В 2011 г. этот показатель находился на  ощутимо более низком уровне (2,5% ВВП) ввиду того, что повышение заработной платы учителям в этом году было профинансировано посредством средств передаваемых, тем самым не изменив ощутимо объемы категориальных грантов в данный год. 

Если проанализировать тенденцию изменения доходов местного бюджета, включая категориальные гранты, в 2009-2014 гг., то они возросли с 7,1  до 7,7 % ВВП в период 2011-2012 гг. (табл. 2). Это объясняется существенным ростом заработной платы учителей, финансировавшейся за счет категориальных грантов, поступающих из республиканского бюджета и учитывающихся в местных бюджетах. Другими словами, рост местных бюджетов произошел за счет средств, самостоятельность в распоряжении которыми у ОМСУ отсутствовала, и, к тому же, направляемых на финансирование не дел местного значения, а государственных полномочий.

Таблица 2

Доходы местных бюджетов без учета категориальных грантов, млн. сом

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Общие доходы и полученные официальные трансферты (МБ)

13973,3

15251

21364,4

23563,3

21112,1

15 828,6

МБ  в % к ВВП

7,1

7,1

7,7

7,7

6,0

3,9

Доходы без учета категориальных грантов (МД)

9270,2

11575,6

17283,1

12573,2

14465,8

15 828,6

МД в % к ВВП

4,7

5,4

2,5

4,1

4,2

3,9

 

Если же сравнить долю местных бюджетов в ВВП без учета категориальных грантов в 2009 году (4,7 %) с их долей в 2014 г. (3,9 %), то можно сделать вывод, что реального роста местных доходов за анализируемые годы не произошло. К тому же можно утверждать, что тенденция сокращения доходов бюджета без учета категориальных грантов однозначно отрицательно повлияла на уровень местных расходов в стране (без учета заработной платы учителей), которые сократились в относительном выражении за пять лет на 0,8 процентных пункта.

Средства, передаваемые из республиканского бюджета в местные бюджеты, на 2014 год Министерством финансов запланированы в размере 440 млн. сомов, что на 800 млн. сом или на 64,5 % меньше по сравнению с 2013 г.

При этом в состав средств передаваемых включены:

  • расходы на приобретение угля - 215 млн. сомов;
  • 50-ти процентная  компенсация расходов населения на электроэнергию - 120,0 млн. сомов;
  • компенсация затрат, связанных с выработкой и отпуском тепловой энергии населению Ошским предприятием «теплоснабжения» -105,0 млн. сомов.

Таким образом, в бюджете 2014 года в сравнении с планом 2013 г. из перечня средств передаваемых исключены расходы на коммунальные услуги (320,6 млн. сомов), текущий ремонт школ (100 млн. сом.) и на питание 1-4 классов (475 млн. сом.). Если данные выпадающие расходы будут финансироваться через стандарты бюджетного финансирования общеобразовательных организаций, то их исключение не повлияет на уровень финансовой обеспеченности школ.

Дополнительно в бюджет 2014 года включены расходы на компенсацию затрат Ошскому предприятию теплоснабжения (105,0 млн. сом.).

Необходимо отметить, что остальные расходы, как предполагается, практически не изменятся по сравнению с 2013 г. Затраты на приобретение угля в 2014 году в сумме 215 млн. сомов (увеличение на 10,8% по сравнению с прошлым годом) Министерство финансов планирует, оговаривая, что данная сумма рассчитана с учетом индекса потребительских цен.

Расходы на компенсацию населению платы за услуги электроэнергии в 2013 г. остается на прошлогоднем уровне, хотя Министерство финансов предлагало сократить или установить компенсации только для остронуждающихся категорий семей. Однако данная мера не была исполнена и вновь декларируется в законе о бюджете на 2014 г.

Выравнивающие гранты на 2014 год составят 1299,8 млн. сомов или по сравнению с бюджетом 2013 года увеличатся на 603 млн. сом. Планируемый рост выравнивающих грантов объясняется уменьшением прогнозных показателей по средствам передаваемым органам местного самоуправления.

Проанализируем динамику изменения выравнивающих грантов в 2009-2014 гг. Как видно из таблицы 3, объем выравнивающих грантов в абсолютных показателях рос в 2009-2011 гг. и за три года рост составил 150%.

Таблица 3

Роль выравнивающих грантов (ВГ) в местном бюджете

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Выравнивающие гранты, млн. сом

806,9

947,5

1058,6

954,7

695,5

1299,08

ВГ в % к общим доходам бюджета

5,8

18,0

5,0

4,0

3,3

-

ВГ в % к ВВП

0,4

0,8

0,4

0,3

0,2

0,3

Темпы роста к предыдущему году, %

190,5

117,4

111,7

90,1

72,8

186,7

 

В следующие два года в абсолютных суммах наблюдалось сокращение выравнивающих грантов (на 34,4%).В относительном выражении в период 2009-2013 гг. показатели выравнивающих грантов уменьшились, и как доля в ВВП (с наибольшего значения 0,8% ВВП до 0,2), и как доля совокупных доходов бюджета (с 18% общих доходов до 3,3).

Вместе с тем, сокращение объемов выравнивающих грантов в стране в 2012-2013 гг. произошло на фоне уменьшения общего уровня расходов местных бюджетов. Как было показано ранее, уровень бюджетных расходов по отношению к ВВП в стране сократился, тогда как в ситуации, когда функции, закрепленные за местными органами самоуправления не сокращаются, а, наоборот, прибавляются, расходы должны расти. Следовательно, действующий механизм выравнивания основывается на существующем уровне расходов, не покрывающем все обязательства МСУ, и не принимает во внимание необходимость увеличения местных расходов. Напомним, что выравнивающие гранты в Кыргызстане рассчитываются по формуле, с одной стороны, учитывающей уровень бюджетной обеспеченности МСУ, а, с другой стороны, их расходные обязательства.

В 2014 году объемов выравнивающих грантов должен существенно возрасти на 603 млн. сом. по сравнению с 2013 годом. Это происходит одновременно с сокращением средств передаваемых в местные бюджеты (на 870 млн. сом.). Напомним, что часть средств передаваемых (расходы на коммунальные услуги) в 2014 году была сокращена в связи с тем, что эти расходные полномочия стали финансироваться в дотационных МСУ через механизм выравнивающих грантов.

Что касается доходной базы, то уровень налоговых доходов в относительном выражении не увеличился, а даже понизился в период, когда заметного изменения налоговой базы МСУ не отмечалось (2010-2012 гг.): с 3% ВВП до среднего значения за период 2,6% ВВП (табл.4).

Таблица 4

Роль налоговых доходов (НД) в местном бюджете

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

НД, млн. сом

5840

4734

6892

7664

10428

11780

НД в % к общим доходам бюджета[1]

41,8

31,0

32,2

32,5

49,4

-

НД в % к ВВП

3,0

2,2

2,4

2,5

2,9

2,9

Темпы роста к предыдущему году, %

-

81,1

145,6

111,2

138,6

112,9

 

В 2013 году, когда Правительство сделало заметный шаг вперед по увеличению налоговой базы МСУ, налоговые доходы местных бюджетов составили 2,9 % ВВП (план на 2014 год - 2,9 % ВВП).

В абсолютном выражении налоговые доходы в 2014 г. по сравнению с уточненным бюджетом 2013 года возрастут на 13% или на 1352 млн. сомов. При этом нужно отметить, что увеличение плановых показателей по налоговым доходам органов местного самоуправления не связано с изменением нормативов отчислений, так как нормативы остались такими же как в 2013 г.

Для изучения структуры прогнозируемых налоговых поступлений местного бюджета в 2014 году мы сделали расчёт на основе прогноза по государственному бюджету (табл. 5).

Таблица 5

                        Динамика поступления налогов в местный бюджет, млн. сом.

Наименование

2013 год
 

В % к ВВП

2014 год
план

В % к ВВП

2014 к 2013, %

ВВП

351140,8

-

401030,0

-

 

Налоговые доходы

10428

2,9

11780,1

2,9

113,0

Подоходный налог, уплачиваемый налоговым агентом

3163,3

0,9

3990

1,0

126,1

Налог на основе обязательного патента

160,1

0,05

227,8

0,06

142,2

Налог на основе добровольного патента

1 535,4

0,4

1 689,8

0,4

106,0

Налог на имущество

1 176,4

0,3

1 130,3

0,3

96,1

Налог на недвижимое имущество

561,2

0,16

570,3

0,1

101,6

Налог на  транспортные средства

615,1

0,17

570,3

0,1

92,7

Земельный налог

888,2

0,25

842,8

0,2

94,9

Налог с продаж

3247,1

0,9

3681,7

0,9

113,4

Налоги за пользование недрами

100,5

0,03

171,5

0,05

170,6

 

Показатель доли налоговых поступлений в общем объеме доходов местного бюджета в 2014 году составит 74,4%. В то время как в бюджете 2013 года данный показатель составлял 49,4 %. В бюджете 2014 г. наибольшими темпами возрастут поступления от обязательного патента (на 42%), подоходного налога (26,1%), налога за пользование недрами (70,6%) и налога с продаж (13,4%).

Плановый показатель налога на основе обязательного патента на 2014 год определен в размере 227,8 млн. сом. Прогнозируемый рост в 67,7 млн. сом, как предполагается, будет обеспечен за счет перевода на обязательный патент с сентября 2013 г. новых видов предпринимательской деятельности: парикмахерские услуги (салоны красоты), частные стоматологические услуги и предоставление в аренду рекламных щитов.

Плановый показатель по подоходному налогу на 2014 год рассчитан с учетом повышения заработной платы государственных и муниципальных служащих в 2013 г. (Постановление Правительства КР «Об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики» от 28 июня 2013 года).  Исходя из чего, план по подоходному налогу рассчитан на 2014 год в сумме 3990 млн. сом, или на уровне 1% ВВП. В сравнении с фактическим показателем 2013 года поступления увеличатся на 26,1%. 

Поступление неналоговых доходов в 2014 году планируется в размере 1 934,0 млн. сом. В объеме ВВП их доля составит 0,6% и возрастет к уровню бюджета 2013 года на 22 %. В номинальном выражении неналоговые доходы увеличатся на 348,2 млн. сом.

Таким образом, в доходах местного бюджета в 2014 году планируются следующие изменения по сравнению с прошлым годом:

  • сумма доходов (без учета категориальных грантов) увеличится на 5,4%, тогда как налоговых доходов на 12,3% при том, что трансферты (без учета категориальных грантов) сократятся на 10%;
  • объем неналоговых доходов увеличится на 22%, что более ощутимо по сравнению с налоговыми поступлениями (12,3%);
  • доля трансфертов (без учета категориальных грантов) в общих доходах бюджета (без категориальных грантов) понизится с 13,4% до 11,4%;
  • соотношение выравнивающих и категориальных грантов меняется в сторону роста объемов выравнивающих грантов (выравнивающие гранты в 2014 году запланированы в 2,9 раза больше по сравнению со средствами передаваемыми).

Если планируемые изменения бюджета в 2014 году будут исполнены в полном объеме, то можно будет говорить о начале укрепления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Бюджет 2014 года можно будет охарактеризовать как индикатор, подтверждающий последовательность реформы местного самоуправления в части наделения органов местного самоуправления закрепленными источниками доходов.

 


[1] Показатель не рассчитан нами для 2014 года, поскольку в связи с произошедшим выведением категориальных грантов из состава доходов местных бюджетов сопоставление с предыдущими годами не корректно

Назира ТЮЛЮНДИЕВА,
эксперт по межбюджетным отношениям Проекта ГГПОМСУ, ИПР

Похожие материалы: