Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
Бюджет как индикатор реформы. Обзор проекта доходной части местных бюджетов в 2014 году
Если планируемые изменения бюджета в 2014 году будут исполнены в полном объеме, то можно будет говорить о начале реального укрепления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.Бюджет 2014 года можно будет охарактеризовать как индикатор,подтверждающий последовательность реформы местного самоуправления в части наделения органов местного самоуправления закрепленными источниками доходов.
Наименование |
Исп. бюджета 2013 года |
Бюджет на 2014 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
2013 г. в % к ВВП |
2014 г. в % к ВВП |
Расходы |
19230,7 |
15 828,6 |
- 3402,1 |
82,3 |
5,4 |
3,9 |
Доходы, в т. ч. |
21112,1 |
15 252,3 |
- 5859,8 |
72,2 |
6,0 |
3,9 |
Налоговые доходы |
10428,0 |
11 780,1 |
1 157,7 |
112,,9 |
2,9 |
2,9 |
Неналоговые доходы, |
2106,1 |
1 934,0 |
348,2 |
91,8 |
0,6
|
0,48
|
В т. ч. |
|
|
|
|
|
|
спец. средства |
910,3 |
752,6 |
180,6 |
82,7 |
0,25 |
0,19 |
Активы и обязательства |
116,6 |
102,2 |
14,4 |
87,6 |
0,03 |
0,025 |
Категориальные гранты |
6643,3 |
- |
-6643,3 |
- |
1,9 |
- |
Выравнивающие гранты |
695,5 |
1299,08 |
603,6 |
186,9 |
0,2 |
0,3 |
Средства передаваемые |
1239,1 |
440,0 |
-799 |
35,5 |
0,35 |
0,1 |
Такое резкое уменьшение доходной части местных бюджетов (до 3,9 % ВВП в 2014 г. против 6 % в 2013 г.) связано в первую очередь с исключением категориальных грантов из местных бюджетов. Напомним, что организации образования в августе 2013 г. были переведены на финансирование из республиканского бюджета. Ресурсы, ранее направляемые для финансирования категориальных грантов, в настоящее время полностью находятся в распоряжении Министерства образования и науки КР в соответствии с Постановлением Правительства КР от 30 мая 2013 года, №302, «О переводе организаций образования, финансируемых из местных бюджетов айылных аймаков и городов, на финансирование из республиканского бюджета через территориальные подразделения Министерства образования и науки КР».
В 2012-2013 гг. общие доходы местных бюджетов без учета категориальных грантов составляли около 4% ВВП. В 2011 г. этот показатель находился на ощутимо более низком уровне (2,5% ВВП) ввиду того, что повышение заработной платы учителям в этом году было профинансировано посредством средств передаваемых, тем самым не изменив ощутимо объемы категориальных грантов в данный год.
Если проанализировать тенденцию изменения доходов местного бюджета, включая категориальные гранты, в 2009-2014 гг., то они возросли с 7,1 до 7,7 % ВВП в период 2011-2012 гг. (табл. 2). Это объясняется существенным ростом заработной платы учителей, финансировавшейся за счет категориальных грантов, поступающих из республиканского бюджета и учитывающихся в местных бюджетах. Другими словами, рост местных бюджетов произошел за счет средств, самостоятельность в распоряжении которыми у ОМСУ отсутствовала, и, к тому же, направляемых на финансирование не дел местного значения, а государственных полномочий.
Таблица 2
Доходы местных бюджетов без учета категориальных грантов, млн. сом
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Общие доходы и полученные официальные трансферты (МБ) |
13973,3 |
15251 |
21364,4 |
23563,3 |
21112,1 |
15 828,6 |
МБ в % к ВВП |
7,1 |
7,1 |
7,7 |
7,7 |
6,0 |
3,9 |
Доходы без учета категориальных грантов (МД) |
9270,2 |
11575,6 |
17283,1 |
12573,2 |
14465,8 |
15 828,6 |
МД в % к ВВП |
4,7 |
5,4 |
2,5 |
4,1 |
4,2 |
3,9 |
Если же сравнить долю местных бюджетов в ВВП без учета категориальных грантов в 2009 году (4,7 %) с их долей в 2014 г. (3,9 %), то можно сделать вывод, что реального роста местных доходов за анализируемые годы не произошло. К тому же можно утверждать, что тенденция сокращения доходов бюджета без учета категориальных грантов однозначно отрицательно повлияла на уровень местных расходов в стране (без учета заработной платы учителей), которые сократились в относительном выражении за пять лет на 0,8 процентных пункта.
Средства, передаваемые из республиканского бюджета в местные бюджеты, на 2014 год Министерством финансов запланированы в размере 440 млн. сомов, что на 800 млн. сом или на 64,5 % меньше по сравнению с 2013 г.
При этом в состав средств передаваемых включены:
- расходы на приобретение угля - 215 млн. сомов;
- 50-ти процентная компенсация расходов населения на электроэнергию - 120,0 млн. сомов;
- компенсация затрат, связанных с выработкой и отпуском тепловой энергии населению Ошским предприятием «теплоснабжения» -105,0 млн. сомов.
Таким образом, в бюджете 2014 года в сравнении с планом 2013 г. из перечня средств передаваемых исключены расходы на коммунальные услуги (320,6 млн. сомов), текущий ремонт школ (100 млн. сом.) и на питание 1-4 классов (475 млн. сом.). Если данные выпадающие расходы будут финансироваться через стандарты бюджетного финансирования общеобразовательных организаций, то их исключение не повлияет на уровень финансовой обеспеченности школ.
Дополнительно в бюджет 2014 года включены расходы на компенсацию затрат Ошскому предприятию теплоснабжения (105,0 млн. сом.).
Необходимо отметить, что остальные расходы, как предполагается, практически не изменятся по сравнению с 2013 г. Затраты на приобретение угля в 2014 году в сумме 215 млн. сомов (увеличение на 10,8% по сравнению с прошлым годом) Министерство финансов планирует, оговаривая, что данная сумма рассчитана с учетом индекса потребительских цен.
Расходы на компенсацию населению платы за услуги электроэнергии в 2013 г. остается на прошлогоднем уровне, хотя Министерство финансов предлагало сократить или установить компенсации только для остронуждающихся категорий семей. Однако данная мера не была исполнена и вновь декларируется в законе о бюджете на 2014 г.
Выравнивающие гранты на 2014 год составят 1299,8 млн. сомов или по сравнению с бюджетом 2013 года увеличатся на 603 млн. сом. Планируемый рост выравнивающих грантов объясняется уменьшением прогнозных показателей по средствам передаваемым органам местного самоуправления.
Проанализируем динамику изменения выравнивающих грантов в 2009-2014 гг. Как видно из таблицы 3, объем выравнивающих грантов в абсолютных показателях рос в 2009-2011 гг. и за три года рост составил 150%.
Таблица 3
Роль выравнивающих грантов (ВГ) в местном бюджете
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Выравнивающие гранты, млн. сом |
806,9 |
947,5 |
1058,6 |
954,7 |
695,5 |
1299,08 |
ВГ в % к общим доходам бюджета |
5,8 |
18,0 |
5,0 |
4,0 |
3,3 |
- |
ВГ в % к ВВП |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
Темпы роста к предыдущему году, % |
190,5 |
117,4 |
111,7 |
90,1 |
72,8 |
186,7 |
В следующие два года в абсолютных суммах наблюдалось сокращение выравнивающих грантов (на 34,4%).В относительном выражении в период 2009-2013 гг. показатели выравнивающих грантов уменьшились, и как доля в ВВП (с наибольшего значения 0,8% ВВП до 0,2), и как доля совокупных доходов бюджета (с 18% общих доходов до 3,3).
Вместе с тем, сокращение объемов выравнивающих грантов в стране в 2012-2013 гг. произошло на фоне уменьшения общего уровня расходов местных бюджетов. Как было показано ранее, уровень бюджетных расходов по отношению к ВВП в стране сократился, тогда как в ситуации, когда функции, закрепленные за местными органами самоуправления не сокращаются, а, наоборот, прибавляются, расходы должны расти. Следовательно, действующий механизм выравнивания основывается на существующем уровне расходов, не покрывающем все обязательства МСУ, и не принимает во внимание необходимость увеличения местных расходов. Напомним, что выравнивающие гранты в Кыргызстане рассчитываются по формуле, с одной стороны, учитывающей уровень бюджетной обеспеченности МСУ, а, с другой стороны, их расходные обязательства.
В 2014 году объемов выравнивающих грантов должен существенно возрасти на 603 млн. сом. по сравнению с 2013 годом. Это происходит одновременно с сокращением средств передаваемых в местные бюджеты (на 870 млн. сом.). Напомним, что часть средств передаваемых (расходы на коммунальные услуги) в 2014 году была сокращена в связи с тем, что эти расходные полномочия стали финансироваться в дотационных МСУ через механизм выравнивающих грантов.
Что касается доходной базы, то уровень налоговых доходов в относительном выражении не увеличился, а даже понизился в период, когда заметного изменения налоговой базы МСУ не отмечалось (2010-2012 гг.): с 3% ВВП до среднего значения за период 2,6% ВВП (табл.4).
Таблица 4
Роль налоговых доходов (НД) в местном бюджете
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
НД, млн. сом |
5840 |
4734 |
6892 |
7664 |
10428 |
11780 |
НД в % к общим доходам бюджета[1] |
41,8 |
31,0 |
32,2 |
32,5 |
49,4 |
- |
НД в % к ВВП |
3,0 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,9 |
2,9 |
Темпы роста к предыдущему году, % |
- |
81,1 |
145,6 |
111,2 |
138,6 |
112,9 |
В 2013 году, когда Правительство сделало заметный шаг вперед по увеличению налоговой базы МСУ, налоговые доходы местных бюджетов составили 2,9 % ВВП (план на 2014 год - 2,9 % ВВП).
В абсолютном выражении налоговые доходы в 2014 г. по сравнению с уточненным бюджетом 2013 года возрастут на 13% или на 1352 млн. сомов. При этом нужно отметить, что увеличение плановых показателей по налоговым доходам органов местного самоуправления не связано с изменением нормативов отчислений, так как нормативы остались такими же как в 2013 г.
Для изучения структуры прогнозируемых налоговых поступлений местного бюджета в 2014 году мы сделали расчёт на основе прогноза по государственному бюджету (табл. 5).
Таблица 5
Динамика поступления налогов в местный бюджет, млн. сом.
Наименование |
2013 год |
В % к ВВП |
2014 год |
В % к ВВП |
2014 к 2013, % |
ВВП |
351140,8 |
- |
401030,0 |
- |
|
Налоговые доходы |
10428 |
2,9 |
11780,1 |
2,9 |
113,0 |
Подоходный налог, уплачиваемый налоговым агентом |
3163,3 |
0,9 |
3990 |
1,0 |
126,1 |
Налог на основе обязательного патента |
160,1 |
0,05 |
227,8 |
0,06 |
142,2 |
Налог на основе добровольного патента |
1 535,4 |
0,4 |
1 689,8 |
0,4 |
106,0 |
Налог на имущество |
1 176,4 |
0,3 |
1 130,3 |
0,3 |
96,1 |
Налог на недвижимое имущество |
561,2 |
0,16 |
570,3 |
0,1 |
101,6 |
Налог на транспортные средства |
615,1 |
0,17 |
570,3 |
0,1 |
92,7 |
Земельный налог |
888,2 |
0,25 |
842,8 |
0,2 |
94,9 |
Налог с продаж |
3247,1 |
0,9 |
3681,7 |
0,9 |
113,4 |
Налоги за пользование недрами |
100,5 |
0,03 |
171,5 |
0,05 |
170,6 |
Показатель доли налоговых поступлений в общем объеме доходов местного бюджета в 2014 году составит 74,4%. В то время как в бюджете 2013 года данный показатель составлял 49,4 %. В бюджете 2014 г. наибольшими темпами возрастут поступления от обязательного патента (на 42%), подоходного налога (26,1%), налога за пользование недрами (70,6%) и налога с продаж (13,4%).
Плановый показатель налога на основе обязательного патента на 2014 год определен в размере 227,8 млн. сом. Прогнозируемый рост в 67,7 млн. сом, как предполагается, будет обеспечен за счет перевода на обязательный патент с сентября 2013 г. новых видов предпринимательской деятельности: парикмахерские услуги (салоны красоты), частные стоматологические услуги и предоставление в аренду рекламных щитов.
Плановый показатель по подоходному налогу на 2014 год рассчитан с учетом повышения заработной платы государственных и муниципальных служащих в 2013 г. (Постановление Правительства КР «Об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики» от 28 июня 2013 года). Исходя из чего, план по подоходному налогу рассчитан на 2014 год в сумме 3990 млн. сом, или на уровне 1% ВВП. В сравнении с фактическим показателем 2013 года поступления увеличатся на 26,1%.
Поступление неналоговых доходов в 2014 году планируется в размере 1 934,0 млн. сом. В объеме ВВП их доля составит 0,6% и возрастет к уровню бюджета 2013 года на 22 %. В номинальном выражении неналоговые доходы увеличатся на 348,2 млн. сом.
Таким образом, в доходах местного бюджета в 2014 году планируются следующие изменения по сравнению с прошлым годом:
- сумма доходов (без учета категориальных грантов) увеличится на 5,4%, тогда как налоговых доходов на 12,3% при том, что трансферты (без учета категориальных грантов) сократятся на 10%;
- объем неналоговых доходов увеличится на 22%, что более ощутимо по сравнению с налоговыми поступлениями (12,3%);
- доля трансфертов (без учета категориальных грантов) в общих доходах бюджета (без категориальных грантов) понизится с 13,4% до 11,4%;
- соотношение выравнивающих и категориальных грантов меняется в сторону роста объемов выравнивающих грантов (выравнивающие гранты в 2014 году запланированы в 2,9 раза больше по сравнению со средствами передаваемыми).
Если планируемые изменения бюджета в 2014 году будут исполнены в полном объеме, то можно будет говорить о начале укрепления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Бюджет 2014 года можно будет охарактеризовать как индикатор, подтверждающий последовательность реформы местного самоуправления в части наделения органов местного самоуправления закрепленными источниками доходов.
[1] Показатель не рассчитан нами для 2014 года, поскольку в связи с произошедшим выведением категориальных грантов из состава доходов местных бюджетов сопоставление с предыдущими годами не корректно
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg