Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Муниципальное управление: баварский опыт

2014-02-07 / Международный опыт МСУ
Муниципальное управление: баварский опыт

В основе местного самоуправления лежит принцип субсидиарности, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удаленном от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно.

 
Трудно перечислить, сколько узнаваемых символов подарила миру Бавария, одна из наиболее развитых земель Германии: сильнейший футбольный клуб, автомобили BMW, знаменитое пиво… Но сегодня мы поговорим не об этом, а о том, что привело Баварию к экономическому и политическому росту. Одним из факторов, повлиявших на общее развитие, служит муниципальное управление, или,как его принято называть у нас, местное самоуправление. История местного самоуправления здесь началась 400 лет назад, с появлением первых сводов городских законов. На протяжении многих лет они совершенствовались в направлении все большей и большей независимости местных субъектов.Современная Бавария с ее населением в 12,5 млн.человек и 200 сельскими округами строит жизнь на двух принципах: независимости муниципалитетов и активном участии граждан в общественной жизни.
 
Независимость муниципалитетов
 
В основе местного самоуправления лежит принцип субсидиарности, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом илиудаленном от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно. То есть каждый индивидуум несет за себя ответственность. Если он не справляется, то эту задачу берет на себя семья как следующий по величине жизненный круг. Не справляется семья – ответственность несет соседство или община. И только в конце этой цепочки стоит ответственность государства.Право на самоуправление в Баварии (да и повсюду в Германии) защищено Конституцией и охраняется законом. Оно охватывает такие области,как финансовый суверенитет, суверенитет территориального планирования, кадровый суверенитет и  нормотворческий суверенитет (принятие местных нормативно-правовых актов в виде уставов). Остановимся на некоторых из них.
 
Интересный факт
 
В 70-х годах прошлого века в Баварии произошла последняя административно-территориальная реформа по укрупнению муниципалитетов. Сначала были применены стимулирующие меры (например, гранты из госбюджета для инвестиций), затем – принудительные. В результате количество муниципалитетов сократилось в два раза, зато они стали обладать большими финансовыми ресурсами и полномочиями. Таким образом, муниципалитеты начали формировать свое развитие непосредственно на месте и без особых разрешений от разных инстанций.
 
Финансовый суверенитет
 
Финансовая автономия муниципалитетов определяется тем, что у них имеются собственные источники доходов. Это местные налоги, сборы и пошлины.К основным местным налогам относятся земельный налог и налог на прибыль. Также в местном бюджете остается определенная доля от подоходного налога. Налоги эти периодически пересматриваются, меняются. Богатый опыт самостоятельного планирования своих доходов и расходов привел к достаточно взвешенной политике в отношении денежных сборов: муниципалитеты знают, что если они установят ставки местных налогов слишком высоко по сравнению с соседними городами или селами, бизнес, может, и не перекочует туда, но не будет здесь расти,что может негативно отра-зиться в доходной части местного бюджета.Муниципалитеты самостоятельно определяют мероприятия по развитию своей территории. Список таких задач весьма обширен: одни из них обязательны,согласно федеральному законодательству (например, водоснабжение, канализация, дороги,освещение и т.д.), и, наконец, есть добровольные задачи (например, строительство спортивных сооружений, содержание библиотек,музеев и т. д.).
 
Интересный факт
 
В среднем бюджет города с 10-тысячным населением на год – это документ из 400 страниц, и в нем расписаны абсолютно все траты, а все источники доходов являются реалистичными.
 
Нормотворческий суверенитет
 
Законодательство разрешает государству вмешиваться в исполнение функций муниципалитетами только тогда, когда муниципалитеты выполняют их незаконно. Контроль муниципальных решений со стороны государства на целесообразность исключается и производится только контроль их соответствия законодательству. Государство может вмешаться только в том случае, если муниципалитет не выполнил какую-либо из своих обязательных функций, ни в коем случае оно не вмешивается в то, как эти функции исполняются. Для решения задач, выходящих за рамки возможностей муниципалитетов, предусмотрена компетенция районов. Для этого у районов также есть свои источники доходов. Районный бюджет формируется в большей степени из денежных отчислений из местных бюджетов муниципалитетов, находящихся на территории района.
 
Интересный факт
 
По законодательству Германии, любой муниципалитет вправе подать в суд на федерацию. В позапрошлом году Ассоциация городов почти прибегла к этому механизму, оспаривая новые принципы налогообложения, однако в конечном итоге спор разрешился мирным путем.С 2014 года все необязательные законотворческие инициативы в Баварии заморожены. По мнению руководителя местного правительства, в настоящеевремя законодательная база является вполне достаточной для нормального функционирования земли, а новые инициативы только вносят неразбериху,и на них тратится слишком много времени и энергии.
 
Гражданская активность
 
В настоящее время в Германии становится все более популярной идея местного самоуправления с «усилением гражданского общества». Это означает, что частные объединения – часто при поддержке со стороны органов МСУ– заботятся о социальной, культурной, спортивной жизни в городе или общине. Тем самым с органов МСУ снимается финансовая нагрузка, а гражданский дух и чувство принадлежности к определенному муниципалитету усиливаются.Как и повсюду в мире, отношение граждан к своему муниципалитету выражается в обязанностях и правах, однако в Баварии они несколько иные. Так, естественно, граждане имеют финансовые обязанности в виде налогов, взносов и пошлин. Однако,помимо этого, граждане могут избираться в местные советы, где они выполняют свои функции на общественных началах. При этом депутаты местных советов обязаны принимать участие на заседаниях и голосованиях, при этом воздержание при голосовании не разрешается.Что касается прав, граждане могут пользоваться услугами муниципальных учреждений; имеют право на подачу петиции; имеют право быть заслушанными; имеют право на ознакомление с протоколами открытых заседаний местных советов; имеют право на участие в обсуждении принимаемого решения и право голоса; имеют выборное право и в определенных случаях непосредственное право принятия решения.Жители выражают общественную волю через ежегодные собрания (которые они сами и могут созывать). Планирование застройки города, проведение санитарных мероприятий – обо всем этом (целях, причинах и последствия данных мер) граждане должны заблаговременно информироваться.Желания, сомнения и предложения местных жителей подлежат принятию и рассмотрению.
 
Натал ья Орлова ,
специалист по связям с общественностью Фонда Ханнса Зайделя.
По материалам, предоставленным Фондом Ханнса Зайделя, и лекции по
основам баварского МСУ Юргена Вальсхефера, профессора Бамбергского
университета, эксперта Фонда Ханнса Зайделя, декабрь 2013 г.