2014-03-11 / Ресурсы МСУ
Бектур ОРОЗБАЕВ,
юрист Проекта ГГПОМСУ, ИПР
ВОПРОС:
Какие земли передаются в аренду с правом капитального строительства, а какие без такого права?
ОТВЕТ
Органы МСУ имеют право предоставлять муниципальные земли в аренду с правом капитального строительства и без права капитального строительства. Но в законодательстве есть ограничения в отношении некоторых категорий земель. Так,если тщательно изучить Земельный кодекс и Типовое положение «О порядке и условиях возмездного предоставления прав собственности или аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности», утвержденное Постановлением Правительства КР № 571 от 23 сентября 2011 года, то можно понять, какие земли передаются в аренду с правом капитального строительства, а какие без оного.
По действующему законодательству органы МСУ обязаны предоставить земельные участки в собственность или в пользование (в аренду) путем продажи на торгах, на возмездной (платной) основе, за исключением следующих двух случаев, в которых торги (аукцион, конкурс) не проводятся:
-
предоставление земельного участка в пользование на условиях аренды путем прямой продажи;
-
предоставление земельного участка в пользование в рамках реализации соглашения о государственно-частном партнерстве.
Помимо того, органы МСУ предоставляют земельные участки бесплатно и без проведения торгов в собственность гражданам Кыргызстана один раз на всей территории страны:
-
земельные участки для строительства жилого дома,
-
земельную долю для использования в сельскохозяйственных целях.
Далее следует уточнить сроки пользования земельным участком, которые могут быть бессрочными (без указания срока) или срочными (временным). Срочным (временным) пользованием земельным участком, в том числе и на условиях договора аренды, признается пользование землей, ограниченное сроком до 50 лет. Но земли общего пользования населенных пунктов, согласно Типовому положению, в исключительных случаях могут быть предоставлены органом МСУ в краткосрочную аренду, сроком до 5 лет. Земли общего пользования населенных пунктов не предоставляются в собственность, на этих землях может быть разрешено возведение строений и сооружений облегченного типа, таких, как палатки, киоски, павильоны, рекламные сооружения и иные некапитальные объекты. Капитальное строительство на этих землях запрещается.К землям общего пользования населенных пунктов относятся дороги, улицы, площади, тротуары,придорожные земельные полосы, зеленые насаждения, газоны, арычные, другие оросительные сети, расположенные и проходящие вдоль автомобильных дорог, проезды, лесопарки, бульвары, скверы, водоемы и др.
Таким образом, органы МСУ могут предоставить муниципальные земли в аренду сроком до 50 лет с правом капитального строительства, кроме земель общего пользования.При этом землепользователь обязан осуществлять строительство на арендованном участке со дня получения соответствующих разрешительных документов.
Дополнительная информация: ст. ст. 7, 13, 25,29, 32, 50, 78 Земельного кодекса КР, Типовое положение «О порядке и условиях возмездного предоставления прав собственности или аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности» постановление Правительства КР № 571 от 23 сентября 2011 года.
ВОПРОС:
Повсеместно предоставлялись и предоставляются земельные участки под строительство мечетей. Остро стоит вопрос определения собственника данных строений, так как в процессе предоставления земельных участков допускается огромное количество нарушений. Каков алгоритм действий органа МСУ в такой ситуации?
ОТВЕТ
Органы МСУ предоставляют земельные участки физическим или юридическим лицам в собственность или в пользование (в аренду) для строительства мечетей или для других целей, путем продажи на торгах, на платной основе. Только в указанных ниже случаях торги (аукцион, конкурс) не проводятся:
-
предоставление земельного участка в пользование на условиях аренды путем прямой продажи;
-
предоставление земельного участка в пользование в рамках реализации соглашения о государственно-частном партнерстве.
Бесплатно предоставляются земельные участки под строительство жилого дома, а также земельные доли для использования в сельскохозяйственных целях.Любой гражданин либо религиозная организация вправе принять участие в торгах и получить на возмездной (платной) основе земельный участок в собственность или пользование для строительства мечети, за исключением земель из категории общего пользования, которые предоставляются сроком до 5 лет без права капитального строительства.
При для религиозных организаций, чья деятеятельность направленна на удовлетворение религиозных потребностей верующих, религиозное воспитание, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, законодательство страны не предусматривает отдельные привилегии в получении земельных участков для строительства мечети. Поэтому органам МСУ следует соблюдать общие требования земельного законодательства, которое не предусматривает какие-либо упрощенные или безвозмездные (бесплатные) механизмы предоставления земель физическим и юридическим лицам для строительства религиозных зданий и сооружений.
Дополнительная информация: ст. ст. 7, 13, 25,29, 32, 50, 78 Земельного кодекса КР, Типовое положение «О порядке и условиях возмездного предоставления прав собственности или аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности», Постановление Правительства КР от 23 сентября 2011 года N 571; ст.ст. 8, 15 Закона КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР».
ВОПРОС:
Сегодняшняя практика муниципального управления такова, что все амортизационные начисления на основные средства, включая недвижимость, тратятся органами МСУ на текущие расходы. Эти средства не накапливаются ввиду того, что если эти накопления будут переходить на следующий год, то МСУ недополучит на эту сумму выравнивающего гранта. Каковы другие законные пути накопления средств для капитальных вложений?
ОТВЕТ
Расчет объема выравнивающего гранта производится не только с учетом полученных доходов, но и имеющихся расходов. Формула работает таким образом, что зависимость объемов выравнивающих грантов не в прямой пропорции зависит от фактического исполнения доходов предыдущего года, кроме того, большое влияние оказывают индексы и коэффициенты, которые рассчитываются с учетом доходного потенциала всех айылных аймаков КР, что снижает уровень зависимости в расчетах от конкретного муниципалитета. Но доля правды в этих рассуждениях есть, поэтому необходимо внести изменения в формулу расчета выравнивающего гранта в части повышения мотивации органов местного самоуправления зарабатывать доходы. Данную проблему нужно решать путем изменения нормативных правовых актов и формулы расчета выравнивающего гранта. Других законных путей накопления амортизационных отчислений не существует, и создает большие трудности МСУ в накоплении и управлении инвестициями.
ВОПРОС:
Можно ли организовать налогообложение нелегальных добытчиков недр (физических лиц)?
ОТВЕТ
Вопрос необходимо ставить иначе. Можно ли вывести из тени нелегальных добытчиков недр и направить поступающие от их деятельности налоги в местный бюджет? Законодательство КР, особенно требования Налогового кодекса, позволяют органам МСУ напрямую осуществлять некоторые виды налогового контроля с целью проверки факта постановки на налоговый учет и уплаты отдельных видов налога. Если полномочий органов МСУ будет недостаточно, то по запросу органов МСУ принудительная постановка на учет и оказание принудительного административного воздействия должна осуществляться подразделениями государственной налоговой службы.
ВОПРОС:
Как можно вовлечь в экономический оборот бесхозяйные и брошенные собственниками объекты до решения суда, которое выйдет только по истечении трех лет?
ОТВЕТ
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен,либо вещь от которой собственник отказался.Если орган МСУ, не являющийся собственником недвижимого имущества, но добросовестно,открыто и непрерывно владеет бесхозяйным имуществом как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, то, на основании статьи 265 Гражданского кодекса КР, он приобретает право собственности на это имущество, что называется приобретательской давностью. Чтобы признать имущество муниципальной собственностью в силу приобретательской давности, требуется решение суда.
Вместе с тем статья 257 Гражданского кодекса КР тоже дает возможность органам МСУ в течение трех лет приобрести в муниципальную собственность бесхозяйные вещи. Для этого орган МСУ должен поставить на учет бесхозяйные недвижимые вещи в органе государственной регистрации недвижимого имущества (Госрегистре) и по истечении 3 лет обратиться в суд с требованием о признании этой вещи муниципальной собственностью. Таким образом, если действительно недвижимое имущество (объект), расположенное на территории айылного аймака (города), является бесхозяйной/брошенной, то органы МСУ могут его вовлекать в экономический оборот и получать от него выгоду. При этом права муниципальной собственности на имущество возникают либо по приобретательской давности по истечении 15 лет, либо по истечении трех лет после постановки на учет в Госрегистре. В обоих случаях бесхозное имущество считается муниципальной собственностью только после вступления в силу соответствующего решения суда. (Для доп. информации смотреть: ст.ст. 257, 265 Гражданского кодекса КР, ст. 5 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество»). М