2014-09-09 / Финансы МСУ
В отношении совершенствования системы управления финансовыми ресурсами на уровне городов и айылных аймаков Программа развития местного самоуправления на период 2013-2017 гг.ставит следующие задачи: предусмотреть возможность поиска внутренних финансовых ресурсов МСУ с механизмами бюджетного, налогового и иного стимулирования; построить систему взаимоотношений с Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики в прогнозировании доходной части местного бюджета, администрирования отдельных видов налогов.Для решения поставленных задач Правительство КР инициирует, а Жогорку Кенеш КР одобряет
введение ряда изменений в Налоговый кодекс КР,которыми органы местного самоуправления наделяются определенными правами и полномочиями в отношении местных налогов и налогов на основе патента.
Ключевым изменением является введение в Налоговый кодекс КР новой статьи 52-1, которая предоставляет органам МСУ право осуществлять сбор налогов на своей территории, в определенной степени контролировать и проверять деятельность хозяйствующих субъектов на предмет регистрации в налоговых органах и своевременной уплаты налогов, а также осуществлять другие действия в налоговых правоотношениях.Эти поправки были приняты 20 февраля 2013 г.,но достаточно долгое время органы местного самоуправления были лишены возможности реализовать свои права, в связи с отсутствием механизмов, кроме того, существовали определенные противоречия норм статьи 52-1 с другими законами.Учитывая необходимость дальнейшей проработки нормативной базы, Правительство КР создало межведомственную рабочую группу с участием Министерства экономики КР, Государственной налоговой службы, экспертов Института политики развития для разработки Руководства по реализации норм Налогового кодекса. Итогом работы группы стало принятие Правительством КР 23 июля 2014 г. постановления № 413 «О мерах по осуществлению полномочий органами местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений».Положение основано на следующих принципах:
-
органы местного самоуправления не должны дублировать деятельность органов ГНС; взаимодействие должно формироваться на принципах разграничения и согласования действий;
-
необходимо четко понимать, что органам местного самоуправления в соответствии со статьей 52-1 полномочия от Государственной налоговой службы (ГНС) не передаются безвозвратно, органы местного самоуправления лишь наделяются правами на реализацию налоговых правоотношений. В случае если органы местного самоуправления используют данное им право, то для них наступает обязанность и ответственность по исполнению налоговых правоотношений в рамках законодательства Кыргызской Республики;
-
важно наделять органы местного самоуправления такими правами и полномочиями, на основе которых они могли бы повысить доходы местного бюджета, при этом в целом налоговая политика остается прерогативой ГНС, в том числе в ответственности ГНС остаются вопросы выполнения плановых показателей по местным налогам и налогам на основе патента. Вместе с тем усилия органов МСУ по пополнению доходной части местного бюджета при исполнении норм Положения позволят, в целом, повысить сборы местных налогов и налогов на основе патента;
-
органы местного самоуправления должны иметь такие полномочия, чтобы их реализация могла соответствовать знанию и опыту сотрудников, финансовым и техническим возможностям. Поэтому органам МСУ не передаются полномочия, связанные с функционированием автоматизированной системы ГНС ИСНАК (учет, регистрация налогоплательщиков, принятие отчетов, начислением налогов, принятие информационных расчетов, процедуры взыскания налоговой задолженности т.д.);
-
наделяя органы местного самоуправления определенными правами и полномочиями,мы не должны забывать о правах предпринимателей и не создавать условий, которые могли бы усложнить их положение в момент сдачи отчетов, а также налоговых проверок.Поэтому права органов МСУ ограничены в части принятия отчетов от налогоплательщиков, принудительного взыскания и др.Определив данные принципы, рабочая группа разработала Временное положение о порядке осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений.Учитывая важность и востребованность данного документа, хотелось бы подробней остановиться на некоторых ключевых разделах и пунктах данного документа.
Первоочередные шаги МСУ Реализация органами МСУ своих прав и полномочий по налоговым правоотношениям должна начинаться с принятия местным кенешем нормативного акта об осуществлении действий по исполнению данного постановления правительства. Исполнительный орган МСУ, на основании принятого местным кенешем решения, выпускает приказ, в котором определяет следующие ключевые действия:
-
наделение отдельных должностных лиц исполнительного органа МСУ функциями и полномочиями по разработке и исполнению вытекающих из данного постановления налоговых вопросов,
-
определение ответственных должностных лиц по ведению отчетности и взаимодействию с территориальными органами ГНС,
-
изготовление специальных штампов для продления добровольных патентов,
-
другие необходимые действия (разработка функциональных обязанностей специалистов по доходам, структурные изменения в штатном расписании и др.).
Порядок осуществления исполнительными органами МСУ полномочий по сбору местных налогов
В разделе 2 «Порядок осуществления исполнительными органами МСУ полномочий по сбору местных налогов» важно обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, нормативно закрепляется право представителей исполнительных органов МСУ осуществлять подворовой обход для обеспечения уплаты земельного налога и налога на имущество, в том числе с применением оплаты на месте с выдачей квитанции формы 04 в местах,где отсутствуют отделения банка или платежные терминалы. В настоящее время такая практика существует во взаимоотношениях ГНС и органов МСУ, но прежде она носила неформальный характер и не имела правового закрепления, что создавало конфликтные ситуации между представителями МСУ и гражданами. Во-вторых, представлен порядок взаимодействия органов ГНС с органами МСУ и обязательства органов МСУ по отчетности.
Порядок осуществления исполнительным органом МСУ полномочий по сбору налогов на основе патентаВ разделе «Порядок осуществления исполнительным органом МСУ полномочий по сбору налогов на основе патента» ключевым моментом является то, что органам МСУ передаются полномочия по продлению срока действия патента, а его первоначальная выдача остается исключительно в ведении органов ГНС. Это связано с тем, что процедура выдачи патента связана с его автоматической регистрацией в базе ИСНАК, которая не передается в пользование органам МСУ. В дополнение к этому разделу важно обратить внимание на следующие нормы.Указано требование к органам МСУ: в срок не реже одного раза в 3 дня направлять в органы ГНС реестр данных по продленным патентам. На практике,особенно для удаленных айылных аймаков,реализовать это требование сложно. Поэтому рекомендуется использовать электронную почту, чтобы передавать реестры в сканированном виде с последующей заменой на оригиналы реестров.Допускается прием денежных средств с выдачей квитанции 04 только для айылных аймаков, где отсутствуют отделения банка (во всех городах есть отделения банка).Необходимо обратить внимание, что просрочка действия патента отражается в базе ИСНАК следующим образом: за 3 дня до окончания срока действия патента загорается зеленая, предупреждающая «кнопка», и красная «кнопка» – после истечения срока задолженности.Поэтому важно провести информационную кампанию и обязать налогоплательщика оплачивать налог по квитанции формы 04 за 3 дня до окончания срока действия патента, чтобы сотрудник айыл окмоту мог успеть внести эти деньги в ближайшее отделение банка. Понимая сложность этой задачи, органам МСУ совместно с органами ГНС необходимо провести с банком или местными предпринимателями работу по установке платежного терминала на территории айыл окмоту для отказа от работы с применением квитанции 04.Для обязательного патента указанные в данном разделе нормы Положения не будут действовать до внесения изменений в форму патента, которая бы предусматривала его продление. В настоящее время форма патента носит разовый характер, выдается и регистрируется органами ГНС.Рекомендуется обратить внимание на п. 17 представленного Положения о взаимодействии и разграничении полномочий между органами МСУ и ГНС по вопросам отказа от продления срока действия патента или его аннулирования.
Порядок взимания сумм местных налогов и налога на основе патента с выдачей квитанции формы 04 Раздел «Порядок взимания сумм местных налогов и налога на основе патента с выдачей квитанции формы 04» имеет силу для айылных округов, где отсутствуют отделения банка и допускается применение квитанции 04.В настоящее время политика ГНС направлена на постепенный отказ от приема налогов наличными деньгами,но эта практика существует, в том числе и городах, поэтому важно отрегулировать процедуру непосредственного приема денег органами МСУ. Определены следующие важные права и полномочия органов МСУ.
-
Нормативно закрепляется право приема денежных средств с выдачей квитанции 04 при проведении органами МСУ рейдового контроля.
-
Установлены действия, которые должны применять органы МСУ для снижения риска злоупотреблений и хищений.
-
Определен строгий порядок отчетности по применению квитанции 04.
На практике возникает вопрос: как поступить с оплатой за услуги банка, которая не отражается в квитанции 04, при приеме сотрудниками органов МСУ денег от налогоплательщика? Существующая практика приема этих денег через дополнительную ведомость без отражения в доходах местного бюджета нормативно не закреплена, нарушает финансовую дисциплину и грозит применением санкций со стороны проверяющих органов.Вместе с тем в Законе «О государственных и муниципальных услугах» предусмотрена норма,которая закрепляет право органов МСУ иметь дополнительный реестр муниципальных услуг. Таким образом, оплату банковских услуг для налогоплательщиков можно включить в реестр дополнительных услуг органов МСУ, принимать деньги за услуги от налогоплательщиков и производить оплату банку за счет средств местного бюджета.Порядок проведения налогового контроля исполнительными органами МСУ Раздел «Порядок проведения налогового контроля исполнительными органами МСУ» предоставляет органам местного самоуправления полномочия по проведению рейдового налогового контроля и установлению налогового поста. Особенности проведения органами МСУ рейдового налогового контроля заключаются в следующем.Во время проведения рейдового налогового контроля должностные лица исполнительных органов МСУ имеют право проверить факт налоговой и учетной регистрации налогоплательщика в налоговом органе и факт уплаты налога на основе добровольного патента. Важно отметить, что в статье 52-1 дополнительно заложена норма, что во время проведения налогового рейдового контроля может быть проверен факт уплаты также местных налогов и налогов на основе патента. К сожалению, данная норма не вошла в настоящее Положение, но как норма Налогового кодекса имеет прямое действие.Известно, что в отношении одного налогоплательщика допускается проводить рейдовый налоговый контроль 12 раз в год. Согласно Положению,органы ГНС и органы МСУ в срок до 1 декабря текущего года согласовывают график и время проведения налогового контроля на следующий год, чтобы исключить вопросы дублирования и не создавать неудобств предпринимателям.Важно обратить внимание на пп. 34-38 Положения по порядку реагирования на выявленные налоговые правонарушения. Прописана норма, по которой на основании акта рейдового контроля органы ГНС должны в течение 10 дней принять меры к правонарушителям в соответствии с законодательством. Вместе с тем, Кодекс «Об административной ответственности» не предусматривает возможность органам ГНС на основе актов и протоколов органов МСУ выпускать постановление об административном правонарушении. Для решения данной проблемы в п.2 Постановления указано, что Министерству экономики КР в трехмесячный срок необходимо внести изменения в Кодекс «Об административной ответственности» в части определения органов местного самоуправления в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на налоговое правонарушение. Но до принятия поправок в Кодекс «Об административной ответственности» действия при проведении рейдового налогового контроля должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства. То есть график разделения и проведения рейдового налогового контроля согласовывается между органами МСУ и органами ГНС,но предписание на проведение рейдового налогового контроля подписывает руководитель органа ГНС.Представитель органа МСУ включается в группу проведения рейдового налогового контроля. Все остальные процедуры по реагированию на административные правонарушения до принятия поправок и дополнений в Кодекс «Об административной ответственности» проводятся в соответствии с действующим законодательством.Статья 52-1 декларирует право органов местного самоуправления на установку налогового поста.Но вопрос в том, что налоговый пост не устанавливается в отношении местных налогов и налогов на основе патента. Сомнительно, что на практике данная норма будет действовать в отношении этих видов налогов. Поэтому в Положении указаны статьи Налогового кодекса в отношении участия органов МСУ в налоговом контроле методом установки налогового поста в отношении субъектов, производящих подакцизные товары: имеющих налоговую задолженность; представляющих отчеты с нулевыми показателями; осуществляющих деятельность в сфере питания, торговли; осуществляющих добычу полезных ископаемых. Необходимо подчеркнуть, что налоговый пост по вышеуказанным случаям устанавливается решением органов ГНС, а не органов МСУ.
Порядок осуществления взаимоотношений органов МСУ и органов налоговой службы по объектам налогообложения и исчисления налогового законодательстваХорошие перспективы появляются у органов МСУ при реализации положений раздела 6. «Порядок осуществления взаимоотношений органов МСУ и органов налоговой службы по объектам налогообложения и исчисления налогового законодательства».Обязательствами органов налоговой службы являются:
-
предоставление в органы МСУ перечня зарегистрированных налогоплательщиков и сумм задолженности по местным налогам и налогам на основе патента,
-
перечень и ставки налога на основе добровольного патента,
-
сводные сведения о налоговых обязательствах налогоплательщиков по местным налогам и налогам на основе патента.
Важно обратить внимание на то, что по запросу органов МСУ налоговые органы предоставляют информацию о налоговой задолженности и предпринимаемых мерах и по другим налогам, поступающим в местный бюджет.На основе информации, которая будет поступать от органов ГНС, органы МСУ смогут более качественно, обоснованно формировать доходную часть местного бюджета.Порядок взыскания налоговой задолженности и применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику
Для реализации норм, заложенных в разделе 7 «Порядок взыскания налоговой задолженности и применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику» исполнительными органами МСУ, необходимо провести анализ данных,которые поступают от органов ГНС в отношении налогоплательщиков, имеющих задолженности,а также данных, которые были получены по результатам рейдового налогового контроля. Исполнительные органы МСУ на основе анализа формируют перечень налогоплательщиков, которые имеют задолженность и по которым не приняты до настоящего времени меры реагирования со стороны органов ГНС.В соответствии с п.51-54 Положения, органы ГНС обязаны по запросу органов МСУ принять решение и провести действия в отношении взыскания налоговой задолженности. При этом органы ГНС не имеют права отказать органам МСУ по такому запросу за исключением трех случаев:
-
отсутствие факта признания налоговой задолженности,
-
в момент проведения налоговой проверки,
-
в период обжалования решения по налоговой задолженности.
Установлено, что органы МСУ несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение или невыполнение обязанностей, вытекающих из части 4 статьи 52-1 Налогового кодекса.
* * *
Безусловно, принятое постановление Правительства № 413 от 23 июля 2013 г. «О мерах по осуществлению полномочий органами местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений» позволит повысить в целом эффективность местного самоуправления, даст возможность органам МСУ влиять на повышение доходов местного бюджета и в целом повлияет на развитие города,
айылного аймака. М
Асылбек ЧЕКИРОВ, менеджер ИПР
Ирина КАН, главный специалист Министерства экономики КР