2014-09-07 / Административно-территориальная реформа
Бескомпромиссная борьба с коррупцией, объявленная в нашей стране, затронула все слои населения. Ибо это зло проникло не только в высшие эшелоны власти, но и в деловую среду, социальный сектор, быт простых граждан. Об этом говорят результаты участившихся в последние годы различных исследований и мониторингов коррупции в Кыргызстане. Пристальное изучение явления с разных ракурсов позволяет понять всю глубину и пагубность для дальнейшего развития страны и общества последствий коррупции. Однако стоит заметить, что выводы, которые подчас делают эксперты после очередного мониторинга, не всегда бесспорны.
Так, Генеральная прокуратура, составляя своего рода рейтинг самых коррумпированных структур, лидерство в этом черном списке отдала органам местного самоуправления, руководствуясь чисто количественными показателями – по сумме правонарушений. В результате такие ведомства,как Налоговая и Таможенная службы, суды и даже ДПС, оказались позади МСУ Естественно, с таким раскладом согласились не все, он вызвал массу вопросов к исследователям,в первую очередь со стороны муниципалитетов.
Никто не отрицает, что факты и проявления коррупции имеют место и в айыл окмоту, но зачастую люди совершают правонарушения не преднамеренно, а по незнанию, неинформированности или из-за элементарной правовой безграмотности.В целях профилактики деяний, могущих иметь негативные последствия вот по этим причинам, а также налаживания взаимодействия в борьбе с коррупцией между МСУ и надзорными органами, Институт политики развития выступил инициатором создания площадки для взаимно полезных контактов. В июне сотрудники Проекта ГГПОМСУ провели ряд обучающих семинаров на тему «Предотвращение типичных нарушений законодательства в деятельности органов МСУ» в регионах Джалал-Абадской области.Три насыщенных знаниями дня 16 июня конференц-зал одной из сузакских гостиниц собрал под своей крышей около 50 участников семинара. Это представители 13 айылных аймаков района, среди которых главы местного самоуправления, депутаты. Все они приехали на встречу с работниками прокуроры и инспекторами
Счетной палаты.Семинар открыл менеджер национальной программы Проекта ГГПОМСУ Асылбек ЧЕКИРОВ, он познакомил слушателей с деятельностью Института политики развития, целями и задачами самого проекта, а также рассказал о причинах, которые послужили поводом для проведения данного мероприятия. Весьма полезной оказалась информация и прокурора Сузакского района Талантбека АКЫШЕВА, который свое выступление посвятил системе работы органов прокуратуры, типичным нарушениям законодательства, допускаемым органами МСУ, в том числе по предупреждению коррупционных и иных преступлений, и способах их предотвращения. В основном, по словам АКЫШЕВА, типичные нарушения в деятельности органов местного самоуправления связаны с несоблюдением Трудового
кодекса и законов о нормативных правовых актах,законодательства в сфере управления муниципальной собственностью, земельного вопроса, рассмотрения обращений граждан и др. Как и ожидалось, вопросов к прокурору было много. Они касались разных сфер и областей жизнедеятельности местного сообщества, но большей частью были связаны с деятельностью, ролью, полномочиями местных кенешей. Люди в зале хотели от самого прокурора услышать ответ на такие вопросы, как: является ли председатель АК должностным лицом? могут ли местные депутаты самостоятельно отменить постановления, принятые прежним составом кенеша? имеют ли право депутаты, в лице постоянной бюджетной комиссии,проверять всю бухгалтерскую деятельность айыл окмоту?Надо отдать должное Талантбеку АКЫШЕВУ, он отвечал четко, понятно и корректно. Ведь от него хотели услышать, как он относится к злостным жалобщикам, которые пишут и пишут "наверх" по любому поводу, зачастую мешая работе органов МСУ. Ведь, как правило, реакцией на письма трудящихся являются проверки. Возможно, кому-то проблема покажется курьезной, однако у прокурора некоторые вполне серьезно спрашивали о том,можно ли особливо ретивых жалобщиков внести в «черный список»?Много вопросов было и о самих проверках и проверяющих. Ни для кого не секрет, что, если объект вдруг попал в зону внимания одного ревизора, то стоит ждать визитов его коллег из других служб и ведомств.
Век живи, век учись Правовой ликбез от представителя надзорного органа открыл глаза сельчан на многие вещи. И можно полагать, научил их правильно реагировать на действия фискальных и правоохранительных органов, других должностных лиц. Отвечать на вызовы, а еще искать в них союзников в противостоянии коррупции.- Айылный кенеш принял незаконное решение, которое давно вступило в силу, кто несет ответственность за это? Торага или все депутаты?Обычно в таких ситуациях сотрудники прокуратуры стараются всю вину взвалить на председателя АК за то, что подписал постановление, – интересовался председатель Кыз-Келского АК КАЛИМБЕТОВ.Эту ситуацию, которая случается довольно часто, прояснил специалист Проекта ГГПОМСУ по правовым вопросам Бектур ОРОЗБАЕВ. По его словам, местный кенеш, согласно законодательству КР, является выборным коллегиальным органом, все его решения, оформляемые в виде постановления, принимаются путем голосования. Как известно, решение айылного кенеша по тому или иному вопросу считается принятым только в том случае, если за него проголосовало большинство депутатов от их общего числа. - В этой ситуации торага АК не должен нести ответственность за коллегиально принятое решение, если даже оно противоречит законодательству. В таком случае айылный кенеш по протесту органов прокуратуры, по решению суда или самостоятельно обязан отменить принятое решение или привести в соответствие с законодательством путем внесения изменений в принятое решение, - сказал он,- торага при голосовании может сказать «нет», но если большинство проголосует «за», то он обязан подписывать принятое решение и принять меры по его реализации. В случае причинения ущерба этим постановлением айылный кенеш должен отвечать в целом, как самостоятельное юридическое лицо.
О проверках, аудите и Счетной палате С большим интересом участники семинара выслушали и государственного инспектора территориального подразделения Счетной палаты по Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям Иматуллу САТИНБАЕВА. Ведь он познакомил слушателей с тем, что из себя представляет система Счетной палаты, каков порядок проведения аудита деятельности органов МСУ, поведал об особенностях аудита бюджетного процесса на местном уровне, о типичных нарушениях, допускаемых местными органами в сфере финансовой деятельности и реализации местного бюджета.Полезной была и информация о сроках проведения аудита со стороны Счетной палаты, а также о мерах, принимаемых в отношении лиц, допустивших крупные финансовые нарушения, материалы которых по итогам коллегии передаются исключительно Генеральной прокуратуре КР. Иматулла САТИНБАЕВ, хорошо понимая актуальность вопроса, буквально по полочкам разобрал природу типичных финансовых нарушений и способах их предотвращения. Например, ошибки бухгалтеров при закупке товарно-материальных ценностей, в командировочных расходах, начислении надбавок,отпусков, проведении тендеров, нарушений, допускаемых МСУ, в части нецелевого использования бюджетных средств и другие.Успех мероприятия, как известно, зависит не только от спикеров, важности темы, но и во многом от аудитории. А она была и активной, и смелой, и неравнодушной. Участники, ни капли не стесняясь,задавали весьма неудобные вопросы прокурору и инспектору Счетной палаты, просили обратить их внимание на засилие проверяющих, выполняющих дублирующие функции. Из зала поступило множество предложений, касающихся упорядочения проверок, повышения потенциала муниципальных служащих и депутатов айылных кенешей, а также проведения подобных семинаров с представителями органов внутренних дел, судами, налоговыми органами; были предложения по части приведения в соответствие некоторых законов к реалиям жизни, в частности, по вопросам привлечения к административной ответственности ложных заявителей.
В Ноокене и Базар-Коргоне – похожие проблемы Такая же атмосфера - заинтересованности и желания больше узнать о своих правах и обязан-ностях, получить знания, которые помогут в работе с населением, - царила и на семинаре в Ноокенском районе, где на встречу с прокурором района и представителем Счетной палаты пришло около 30 человек. Среди них - главы айыл окмоту и председатели кенешей, местные специалисты в области финансов и другие.Главным презентатором семинара был прокурор Ноокенского района Торо КОЖОШЕВ. Помимо информации о деятельности прокуратуры, он много полезного рассказал о типичных нарушениях законодательства, допускаемых органами МСУ. Тут ничего нового, такая же картина, как и в соседнем Сузакском районе. Это спорные моменты при трактовании трудового законодательства, земельного вопроса.Спикер также коснулся в своем выступлении и преступлений в сфере управления муниципальной собственностью, муниципальной службы, рассмотрения обращений граждан, ответил на вопросы о статусе депутатов местных кенешей. Отрадно,что работник прокуроры в противодействии коррупции МСУ рассматривает как союзника. Он поддержал предложение взаимодействовать с органами МСУ в деле профилактики правонарушений,КОЖОШЕВ поддержал проведение совместно с местной государственной администрацией выездных семинаров по этой проблематике, оказанию юридической консультации и разъяснении норм законодательства. Инспектор Счетной палаты Иматулла САТИНБАЕВ дал исчерпывающую информацию о плановом аудите, а также о внеплановых контрольных мероприятиях, проводимых на основании поручения главы государства, депутатов Жогорку Кенеша КР, запросов правительства, а также руководителей правоохранительных органов по возбужденным уголовным делам.Детально озвучил порядок проведения аудита эффективности и аудита на соответствия и их отличия. Ознакомил с полномочиями Счетной палаты, правами и ограничениями, установленными для СП. Например, инспектор не вправе налагать административные и иные санкции в отношении должностных лиц и сотрудников объекта, деятельность которого подвергается аудиту.Большинство из участников семинара не знали о мерах, принимаемых в отношении лиц, допустивших крупные финансовые нарушения, материалы которых по итогам коллегии передаются органам прокуратуры. Раньше такими делами занимались все правоохранительные органы. Он отметил, что причинами финансовых нарушений органами МСУ являются низкая квалификация или некомпетентность финансовых работников аппарата айыл окмоту, маленькая заработная плата, текучесть кадров.На следующий день семинар «Взаимодействие органов МСУ и государственных органов. Предот вращение типичных нарушений законодательства в деятельности органов МСУ» уже проводился в
Базар-Коргонском районе. Сюда послушать районного прокурора, специалиста Счетной палаты, а также эксперта по правовым вопросам Института политики развития приехали заместитель акима,районные специалисты, представители девяти айылных аймаков.Слушатели в тот день получили много полезной информации из уст районного прокурора и инспектора Счетной палаты о том, что делается для предотвращения коррупционных проявлений, но самой интересной и ожидаемой частью семинара было время, отведенное на вопросы-ответы.Спрашивали должностных лиц порой о самых простых вещах. Например, стоит ли наказывать руководителя, если он в выходные дни использовал служебную машину в общественных целях?
Объявленная война коррупционерам заставляет простых граждан обращать внимание на то, чего раньше они не замечали. Общественность стала остро реагировать на факты злоупотребления служебным положением. В такой ситуации бывают и перегибы, ведь в жизни нельзя все соотнести с правилами и законодательством.Так как вопросы и ответы, прозвучавшие на всех трех семинарах в Джалал-Абадской области, представляют для МСУ практический интерес и пользу,эксперты ИПР посчитали необходимым их собрать и опубликовать в виде отдельной обзорной статьи, которая выйдет в ближайших номерах журнала «Муниципалитет».
Как в Сузаке и Ноокене, базаркоргонцы подняли проблему частых проверок. Хотя в последние годы в нашей стране немало сделано для улучшения деловой среды, как показали семинары, проверки до сих пор остаются бичом не только для бизнеса, но и муниципальной службы. По словам заведующего организационного отдела Базар-Коргонской районной государственной администрации А.САДЫКОВА, в 2013 году в муниципалитетах Базар-Коргонского района было зафиксировано 160 проверок со стороны контролирующих государственных органов. Просьбы, требования, рекомендации уменьшить пыл ревизоров, подчас мешающих нормальной работе, звучали, можно сказать, повсеместно.ИПР предлагает двигаться дальше Итог состоявшемуся разговору подвел Бектур ОРОЗБАЕВ, который вкратце еще раз остановится на деятельности органов прокуратуры и Счетной палаты, а также вопросах предотвращения нарушений законодательства органами местного самоуправления путем взаимодействия и сотрудничества с указанными государственными органами. Он обратил внимание слушателей на то, что в борьбе с коррупцией прокуратуру необходимо рассматривать не как карательный орган, а вспомогательный. А Счетную палату – не просто как структуру, выявляющую финансовые нарушения, но и консультанта для органов местного самоуправления. Специалист по правовым вопросам ИПР уверен, что МСУ могут и должны использовать потенциал этих государственных органов в свою пользу - путем улучшения своих правовых знаний и предотвращения нарушений законодательства с помощью получения консультаций. Необходимо устно или письменно обращаться к ним, если возникли вопросы, споры или конфликты. Попросить компетентные органы дать разъяснения, которые те обязаны предоставить. Как известно, под лежачий камень вода не течет.Данное мероприятие, безусловно, запомнится представителям прокуратуры и Счетной палаты,так как дало богатую пищу для размышлений, позволило им окунуться в настоящую жизнь реальных людей, каждый день преодолевающих всевозможные бюрократические барьеры.
Подготовила Лариса ЛИ