Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Доходы от управления землей получает только каждый седьмой муниципалитет

2015-01-19 / Ресурсы МСУ
Доходы от управления землей получает только каждый седьмой муниципалитет

В рамках Проекта «Содействие прозрачности и подотчетности в сельских муниципалитетах Кыргызстана через улучшение управления муниципальной собственностью», финансируемого Национальным фондом поддержки демократии, Институт политики развития совместно с Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношений провел анкетирование айылных аймаков Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. Предварительно разработанная анкета-опросник включала 30 вопросов по ключевым аспектам управления муниципальной собственностью. Информация в муниципалитетах запрашивалась за последние три года, с 2011 по 2013 годы. Анкета была распространена среди 26 сельских муниципалитетов, ответы были получены от 22 айылных аймаков. Полученная информация дает возможность для первоначального анализа состояния дел в управлении муниципальной собственностью.

В 16 из 22 анкетированных АА была проведена инвентаризация объектов муниципальной собственности, в пяти из них инвентаризация была проведена частично.Реестр объектов муниципальной собственности есть в девяти АА, неполный реестр – в восьми.В 13 АА реестр вывешен на стенде. Такое положение дел с реестрами и инвентаризацией муниципальной собственности связано, с одной стороны, с отсутствием знаний в области управления муниципальной собственностью, а с другой – с высокой загруженностью сотрудников и отсутствием финансирования.
 
Государственная регистрация прав на объекты муниципальной собственности в половине АА не была проведена по причине отсутствия финансовых средств и технических документов на эти объекты. Социальные объекты, в основном, должны были быть зарегистрированы во время системной безвозмездной государственной регистрации в начале 2000-х годов.Можно предположить,что сотрудники АА просто не вникали в тонкости данного вопроса, и потому просто дали отрицательный ответ в анкете. Почти во всех АА отсутствует программа приватизации муниципальных земель и объектов или стратегия управления муниципальной собственностью.
 
АА отстают в вопросах законодательства в сфере муниципальной собственности, о чем свидетельствуют нарушения в работе согласно местным нормативным правовым актам, игнорировании процедур торгов при предоставлении объектов муниципальной собственности, требований об опубликовании информации о муниципальной собственности и др. Так, только половина опрошенных АА имеют местные нормативные правовые акты по управлению муниципальной собственностью, проводят торги по предоставлению земель и заключают письменные договора с пользователями или арендаторами муниципальной собственности, остальные – работают, как могут.
 
АА слабо понимают разницу между муниципальными землями и землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий (далее – ГФСУ). Усилия АА сосредоточены на работе с землями ГФСУ.Остальные виды земель остаются без должного внимания и остаются неликвидным товаром, не принося дохода в местный бюджет.
 
ИПР в 2013 году проводил идентичный опрос,но среди городов. Основываясь на результатах опроса 2013 года, можно утверждать, что сельские органы местного самоуправления существенно отстают от городских муниципалитетов в управлении муниципальной собственностью, хотя объемы этой собственности меньше, чем в городах.
 
  • Муниципалитеты не спешат публиковать информацию об управлении муниципальной собственностью как того требует законодательство КР, например, в отношении реестров муниципальной собственности.
  • Анализ полученных реестров показывает,что практически никто из муниципалитетов
  • не соблюдает формат реестров, заложенных в Типовом положении о ведении учета объектов муниципальной собственности. Данное Типовое положение было утверждено постановлением Правительства КР и является обязательным к исполнению.
  • Только 8 из 22 опрошенных АА указали на наличие местного нормативного правового акта, регулирующего предоставление муниципальной собственности. То есть у более половины АА отсутствуют четко определенные «правила игры» при продаже или аренде объектов муниципальной собственности.
  • Прямое, внеконкурсное предоставление объектов муниципальной собственности попрежнему популярно в органах МСУ, что,как правило, упрощает коррумпированность данной процедуры. Лишь 22% опрошенных АА предоставляют объекты муниципальной собственности по конкурсу.
  • АА практически не получают доходов от МС.Лишь 4 АА указали на наличие каких-то доходов от продаж и аренды муниципальной земли. Практически на территории всех АА действуют коммерческие киоски вдоль дорог, расположенных на муниципальных землях. Отсутствие данных о доходах от земли указывает на два факта: муниципалитет скрывает эти доходы, или владельцы киосков незаконно, без ведома собственника, пользуются землей. И здесь нужно разбираться.
  • АА активно практикуют письменные договора для защиты своих прав при предоставлении объектов, но не на всё. Сравнительный анализ количества договоров и количество зарегистрированных объектов МС показал ощутимую разницу между ними.М