2015-04-07 / Международный опыт МСУ
Уникальность системы местного самоуправления в Болгарии состоит в том, что долгое время страна,находившаяся под властью Османской империи, не имея государственности, обладала в то же время системой местного самоуправления. Муниципалитеты Болгарии веками финансировали болгарские школы, заботились о местном населении.
Сегодня система управления в Болгарии по закону двухуровневая – национальный уровень плюс 28 областей, где действует государственное управление, и местное самоуправление в лице 265 муниципалитетов. Но кроме муниципалитетов и областей, в стране есть еще шесть так называемых регионов планирования, и это не административный уровень управления, а условные объединения областей, которые имеют свои стратегии развития, советы по развитию, но не имеют органов управления. Возникли они в результате влияния Европейского Союза, который имеет обширные программы регионального развития для стран-участниц,однако регионы должны соответствовать определенным количественным параметрам. Болгария,избегая перекройки своего административно-территориального устройства под стандарты Евросоюза, выбрала компромиссный вариант, объединив области в регионы планирования. Теперь региональные стратегии служат инструментом и условием получения финансовой помощи Евросоюза для регионального развития Болгарии.
В отношении разграничения функций государства и местного самоуправления болгары особых проблем не видят. Как было сказано выше, уровень регионов административных функций не имеет – только функцию стратегического планирования развития региона для связи с Евросоюзом.Областной уровень государственного управления занимается планированием развития области,управлением государственной собственностью,предоставлением государственных услуг и административным контролем за решениями органов местного самоуправления (69 контрольных функций и 42 функции по предоставлению услуг). Муниципалитеты занимаются решением вопросов местного значения и выполнением делегированных государственных полномочий.
Все понятно, но царапает слух функция государственного административного контроля за решениями органов местного самоуправления. Означает ли это вмешательство государства в дела местного самоуправления и ущемление независимости последнего? Скорее нет, исходя из доктрины о том, что местное самоуправление – это часть системы государственного управления. Вообще, в большинстве стран мира, где есть местное самоуправление,государство использует многочисленные разнообразные формы административного,финансового и даже политического контроля за органами МСУ.
И в этом нет ничего плохого – «контроль центральных властей над местным управлением...способствует обеспечению эффективности местного управления, стандартизации услуг, оказываемых местными властями, защищает граждан от злоупотребления властью со стороны местных органов, содействует реализации национального политического курса в области финансов, экономики и общего планирования». Вопрос лишь в том, чтобы этот контроль оставался контролем, а не подменял собой само понятие местного самоуправления. В Болгарии контроль ограничивается надзором за тем, чтобы решения органов МСУ соответствовали законодательству страны, при этом область может приостановить решение органа МСУ, а окончательный вердикт выносит суд.
Подобная система установлена в Польше, где воевода (аналог губернатора) также проверяет решения муниципалитетов на предмет соответствия законодательству.У органов МСУ Болгарии есть право принятия решений (компетенции) в следующих сферах: муниципальное имущество и предприятия, местные финансы, налоги и сборы; обустройство и развитие территории, коммунальное хозяйство; образование – дошкольное воспитание, начальное, основное и среднее образование; первичный уровень здравоохранения; культура; социальная помощь;охрана окружающей среды, развитие спорта и туризма. Система межбюджетных отношений Болгарии характеризуется довольно высокой степенью децентрализации доходов – 60 процентов местных бюджетов – это собственные источники доходов, 40 процентов – субсидии. При этом хорошо развита система финансового контроля, основанная на законах о Счетной палате,о финансовом управлении и контроле в публичном секторе, о государственной финансовой инспекции, о внутреннем аудите в публичном секторе. Последний закон представляет большой интерес для Кыргызской Республики, так как введение института внутреннего аудита должно повысить финансовую дисциплину органов местного самоуправления и сократить количество ее нарушений, о чем так сокрушается Генеральная прокуратура КР. Что касается структуры органов местного самоуправления, то в Болгарии, конечно, есть местные советы и исполнительные органы. Депутаты советов получают небольшие деньги как компенсацию за время, потраченное ими на выполнение своих депутатских обязанностей. Руководители исполнительных органов МСУ избираются на 4 года, при этом доля ротации мэров достигает 50 процентов – это высокий уровень ротации, что говорит об активной политической жизни на уровне муниципалитетов.
Численность муниципальных служащих: есть ли проблема в Кыргызстане?
В Кыргызской Республике много говорят о необходимости оптимизации расходов на государственное управление и местное самоуправление,в том числе за счет сокращения численности государственных и муниципальных служащих. Однако бесконечно сокращать число служащих нельзя, иначе система управления просто перестанет функционировать. В науке об управлении ведутся бесконечные дискуссии о том, каково оптимальное число служащих в государственной и муниципальной системе управления, мы лишь проведем сравнение между данными показателями Болгарии и Кыргызстана.
Как видно из таблицы , пропорции государственных и муниципальных служащих в Болгарии и Кыргызстане практически идентичны. Однако при внимательном рассмотрении ситуации в отношении численности муниципальных служащих на одну тысячу жителей, становится понятно, что в Кыргызстане работников в муниципалитетах мало – только два человека занимаются вопросами местного значения для тысячи человек, тогда как в Болгарии на тысячу жителей приходится почти пять муниципальных служащих. При этом количество муниципалитетов в Болгарии меньше почти в два раза, а средняя численность населения в муниципалитете в два раза больше, чем в Кыргызстане.
Эта статистика говорит в пользу сторонников укрупнения муниципалитетов в Кыргызстане, если мы согласимся с утверждением, что местное самоуправление в Болгарии работает более эффективно, чем в Кыргызстане, а одним из факторов эффективности становится размер муниципалитета. Интересно, что сотрудники государственных органов, включая центральные, и служащие муниципалитетов имеют одинаковый статус – статус государственных служащих. В Болгарии этот факт рассматривается как условие успеха административной реформы, позволяющее преодолеть проблему дефицита кадров в муниципальных органах управления. В условиях относительной бедности - продукты питания в Болгарии дешевле, чем в Кыргызстане, а уровень доходов едва ли выше – муниципальная служба представляет большой интерес для граждан, если только они не стремятся покинуть страну в поисках лучшей европейской доли (отток населения стал главной проблемой Болгарии после вступления страны в Евросоюз).