Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Женщины в МСУ
Женщины – успешные инициаторы развития, но они нуждаются в поддержке местного сообщества и семьи
Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет»; Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта ГГПОМСУ; Жамала УМАНКУЛОВА, лидер команды ОсОО «Erfolg Consult»; Онолкан УМАНКУЛОВА, аналитик команды ОсОО «Erfolg Consult».
В последние десятилетия на руководящих должностях в системе управления женщин становится все меньше. В 2019 году в статью 59-1 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» были внесены поправки, которые резервируют не менее 30 процентов мандатов депутатов айылного кенеша для женщин. Это большой шаг вперед в вопросах обеспечения гендерного равенства в системе управления. Особенно важна представленность женщин в процессе решения вопросов местного значения, которые напрямую влияют на условия жизни семьи и женщины.
Но одной лишь законодательно установленной квотой проблемы гендерного неравенства в местном самоуправлении не решить. Остаются вопросы: насколько успешными и эффективными будут женщины-депутаты? какие условия для их реализации будут созданы коллегами-мужчинами? готовы ли мужчины на уровне местного самоуправления «впустить» женщин в управление, в процесс принятия самых важных вопросов? готовы ли сами женщины проявить инициативу, взять на себя ответственность за решения наравне с мужчинами? что является основными факторами, препятствующими эффективному участию женщин в местном самоуправлении? действительно ли причины ограниченного участия женщин связаны с семьей, традициями и религией, или женщины сами не хотят и не могут взять на себя роли общественных лидеров?
Ответы на эти вопросы формируются не в залах заседания местных кенешей, а в повседневной жизни кыргызстанских сел и городов. Чтобы дать предварительную оценку готовности системы местного самоуправления повысить уровень представленности женщин, полезно посмотреть на условия участия женщин в текущей жизни сообществ, на их самооценку в качестве движущей силы и ресурса развития. Для этого Институт политики развития в рамках Проекта ГГПОМСУ провел специальный опрос1, направленный на выявление условий и уровня участия женщин в местном самоуправлении.
Участие женщин в местном самоуправлении
Участникам опроса предложили оценить уровень активности граждан в общественных и официальных мероприятиях: сельский сход, уличное собрание, общественные слушания по бюджету, курултай и сессия местного кенеша. Было замечено, что примерно одинаково с мужчинами женщины оценивают возможности и уровень участия в неформальных, общественных мероприятиях – сходах и уличных собраниях. Однако в отношении более официальных мероприятий женщины были намного скептичнее мужчин. Так, доля женщин, негативно оценивших уровень участия в общественных слушаниях по бюджету, в 10 раз выше, чем мужчин, давших аналогичную оценку (общая негативная оценка получена со стороны 20% опрошенных женщин); в курултаях – в 2,5 раза выше (общая негативная оценка получена со стороны 50% опрошенных женщин); в сессиях местного кенеша – в 7 раз (общая негативная оценка получена со стороны 42% опрошенных женщин). При этом самым «неприспособленным» для участия граждан женщины считают курултаи – половина респонденток не верит, что курултаи создают условия для их участия.
Диаграмма 1. Доля респондентов, считающих себя гражданами с активной жизненной позицией, в процентах
В целом большая часть опрошенных – более 70% – считают себя гражданами с активной гражданской позицией. Среди мужчин показатель составляет 83%. Среди женщин – 63%. И это высокий показатель для обоих полов, поскольку более 60% женщин, считающих себя людьми с активной гражданской позицией, – это относительно высокий показатель для региона. Это говорит о том, что большинство женщин интересуются общественной жизнью, чувствуют в себе силы, потенциал для участия в местном самоуправлении.
Диаграмма 2. Доля респондентов, считающих, что они пользуются репутацией активистов в своем сообществе, в процентах
Но не всем удается реализовать этот потенциал. Так, женщин, которые уверены в том, что они считаются активистками в своем сообществе, уже меньше – 54%.
Большинство – 73% – респондентов утверждают, что за последние два года им удалось добиться решения каких-либо общественно важных вопросов на уровне села или аймака. При этом мужчины считают себя более эффективными. Так, решили проблемы – свои или сообщества – 61% женщин и 91% мужчин, не удалось добиться результата – 20% женщин и только 4% мужчин. Мужчины чаще получают поддержку со стороны органов МСУ, проектов развития и других источников в виде денежных средств или оборудования для реализации своих предложений: мужчины подтверждают получение внешней помощи для своих инициатив в 89% случаев, тогда как среди женщин этот показатель составил только 49%.
Диаграмма 3. Факторы, способствовавшие продвижению инициатив граждан, в процентах
Почти в половине случаев гражданам удается привлечь внимание к важным для них вопросам и включить в план работы и местный бюджет проекты для финансирования решения социально значимых проблем. При этом 17% самостоятельно выдвигают инициативу по решению проблемы и, таким образом, становятся лидерами инициативной группы, еще 15% действуют от имени какойлибо группы людей, остальные используют другие методы продвижения. Мужчинам чаще (58%), чем женщинам (39%), удается самостоятельно поднимать этот вопрос на общественных мероприятиях (сходах, общественных слушаниях по бюджету), а также на сессиях местных кенешей.
Диаграмма 4. Приоритетные проблемы, которые пытаются решить женщины, в процентах
Поддержка женских инициатив и предложений
Наиболее действенным фактором, способствующим реализации предложений и инициатив, граждане считают участие в общественных слушаниях и мероприятиях (14,5%), актуальность поднимаемых проблем (13,7%), получение новых знаний через семинары и тренинги (12,9%), участие в общественной жизни, хотя и по принуждению (10,4%).
В гендерном разрезе заметно, что мужчины чаще опираются на актуальность проблемы для большого числа граждан, что свойственно традиционному политическому поведению, а также на свой опыт реализации грантовых проектов и желание помочь людям. Женщины в числе самых действенных факторов указывают свою способность объединяться в инициативные группы. Поэтому женщины чаще, чем мужчины, склонны опираться на свои личные лидерские качества.
Диаграмма 5. Препятствия, с которыми сталкиваются женщины в процессе реализации своих инициатив, в процентах
Среди каких групп граждане ищут союзников, политическую поддержку для реализации своих предложений и инициатив? В первую очередь, у органов МСУ и местных активистов – так ответила половина респондентов. Вторая крупная группа, у которой ищет поддержки примерно четверть активистов, – это представители заинтересованных бюджетных учреждений, знакомые сотрудники айыл окмоту и коллеги. Примерно каждый десятый обращается за поддержкой к местным НКО, влиятельным землякам и соседям. Совсем немногие ищут союзников среди бизнеса и духовенства. При этом женщинам намного реже (13,6%), чем мужчинам (21,8%), удается получить поддержку у депутатов местных кенешей.
Положение женщин в местном сообществе и препятствия для их самореализации
В целом одинаковая доля мужчин и женщин выражают полное или частичное удовлетворение положением женщин в местном сообществе, разница в пользу большей удовлетворенности мужчин незначительная – всего 3%. В то же время женщины на 15% реже уверены в том, что за последние годы увеличилось их участие в общественных слушаниях по бюджету.
Диаграмма 6. Факторы, препятствующие женщинам проявлять активность, в процентах
Женщины и мужчины единодушны во мнении о том, что женщины в той или иной мере активны в общественной жизни – так считает почти 60% респондентов. Не очень активными и даже пассивными женщин считают, соответственно, 24% и 11% опрошенных граждан.
Диаграмма 7. Мнение о мерах, необходимых для усиления роли женщин в процессе принятия решений, включая решения о бюджете, в процентах
Абсолютным лидером среди приоритетных для женщин проблем являются детские сады, поскольку их наличие высвобождает время женщин для оплачиваемого труда и развития, а также доступ к питьевой воде, который снижает непомерные физические нагрузки на женщин и детей в случаях, когда они вынуждены доставлять воду флягами и ведрами. Эти вопросы волнуют каждую третью и пятую женщину. На втором месте – школы и вывоз мусора, они являются приоритетными проблемами для каждой седьмой женщины. Другие распространенные в местных сообществах проблемы становятся приоритетными для женщин гораздо реже.
Среди факторов, которые препятствуют решению приоритетных проблем женщин, лидируют три самые существенные. Первый фактор – нехватка средств в местном бюджете, о чем говорит почти каждый третий опрошенный и опрошенная. Второй – недостаточная активность заинтересованных лиц среди чиновников, о чем говорит каждый пятый респондент. Третий фактор относится к законодательству, которое, по мнению каждого девятого респондента, не учитывает гендерный аспект в отношении приоритетных проблем. Существенная доля тех, кто отмечает отсутствие поддержки со стороны местного сообщества и государственных органов. Однако на отсутствие поддержки со стороны мэрии и айыл окмоту жалуется самое минимальное количество опрошенных.
Основной проблемой, которая препятствует женщинам быть активными в общественной жизни в своем местном сообществе, почти 60% респондентов считают перегруженность неоплачиваемым домашним трудом. Вторая причина – женщин даже не приглашают на обсуждение важных вопросов. При этом важно, что мнения мужчин и женщин в отношении этих факторов расходятся. Женщин, которые отмечают игнорирование их участия, почти на 15% больше, чем мужчин. При этом почти 10% мужчин переоценивают занятость женщин домашним трудом. Можно сделать вывод о том, что примерно 10-15% мужчин могут не приглашать женщин на важные обсуждения, полагая, что тем некогда из-за перегруженности домашними заботами. Каждая шестая женщина уверена в том, что женское мнение просто не принимают всерьез, а каждая десятая – опасается, что ее могут пристыдить за проявление публичной активности или общественной инициативы.
Немногим менее половины респондентов считают, что для мужчин и женщин в местных сообществах созданы равные условия для достижения своих целей и реализации возможностей. Большая половина – 55% – считает, что условия все-таки отличаются. При этом доля тех, кто считает, что возможности мужчин лучше, шире и многообразнее, вдвое больше (37%), чем тех, кто видит преимущества для женщин (18%).
Мнения о мерах, необходимых для усиления роли женщин в процессе принятия решений, включая решения о бюджете, разделились. Примерно равное количество респондентов считает, что необходимо предоставить женщинам равный доступ к участию в собраниях, сходах и слушаниях (15,4%); самим женщинам чаще и настойчивее проявлять активную гражданскую позицию и отстаивать свои права (14,8%); создавать и поддерживать инициативные женские группы (12%); чаще информировать женщин о предстоящих мероприятиях; внести требования в отношении гендерного равенства в законодательство. Немного меньшее количество респондентов считает, что наилучшими мерами станут отказ от стереотипов, изменение отношения к роли женщин в обществе; создание площадок для обсуждения гендерных проблем и организация регулярных встреч женщин с депутатами местного кенеша и главами органов МСУ.
Оценка гендерного равенства в отношении участия женщин в местном самоуправлении показала, что роль женщин в общественной жизни может быть намного значительнее, чем есть сейчас. Женщины чаще активны именно в вопросах, связанных с обустройством быта и детьми – два основных аспекта, которые в Кыргызской Республике считаются традиционно женскими обязательствами. В то же время актуальной для женщин остается проблема совмещения активной жизненной позиции с организацией домашних дел и при этом, респонденты подтверждают: для продвижения женщин в органах МСУ необходимо создавать различные условия, площадки и возможности, которые позволили бы им проявить свои возможности и добиться большего успеха. Как мужчинами, так и женщинами подтверждается, что мужчинам легче добиваться решения общественных проблем. При этом мужчины склонны более позитивно оценивать положение женщин в сообществе.
____________________
1 Данный опрос проводился не в рамках исследования ОсОО "Erfolg Consult", а силами ИПР в рамках Проекта ГГПОМСУ. Поэтому ОсОО "Erfolg Consult" не несет никакой ответственности за данные, представленные в настоящем разделе
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Гендерная квота в местных кенешах: народ поддерживает, но есть отдельные районы, где нужна информационная кампания
-
№9 (155) / 2024-09-16 ФОРУМ АЙМАКОВ-2024: вопрос расширения политических прав женщин – это не только вопрос равенства и справедливости. Это вопрос прогресса, устойчивого развития и общего блага для всех
-
№2 (148) / 2024-02-12 «Ласточка» Большевика: первый детский сад в селе
-
№1 (147) / 2024-01-30 «Женщина-локомотив» местного разлива
-
№5 (139) / 2023-06-07 Женщины-предпринимательницы как фактор развития сельского района
-
№5 (139) / 2023-06-07 Коллективные действия женщин меняют социальную и экономическую ситуацию в селах
-
№3 (137) / 2023-04-27 Мужчины и женщины – единая сила сообщества: как улучшить взаимоотношения мужчин и женщин и помочь им внести общий вклад в развитие своих семей и местных сообществ?
-
№11 (133) / 2022-11-29 Центральноазиатский гендерный контекст: Региональная модель усиления участия женщин в местном развитии и управлении в Центральной Азии