Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Гендерная квота в местных кенешах: народ поддерживает, но есть отдельные районы, где нужна информационная кампания

2024-09-16 / Женщины в МСУ
Гендерная квота в местных кенешах: народ поддерживает, но есть отдельные районы, где нужна информационная кампания

Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала "МУНИЦИПАЛИТЕТ", председатель правления Института политики развития

Опрос населения Кыргызской Республики показал, что около 80% граждан Кыргызстана поддерживают гендерную квоту в местных кенешах, но в разрезе районов отмечаются экстремальные различия. При этом разность позиций в отношении квоты не связана с качеством работы женщин-депутатов, которое большинство граждан оценило на «отлично». Условия для расширения политического лидерства женщин зависят от семьи, а большинство семей в Кыргызстане строят взаимоотношения полов на устоях, унаследованных от предков, поэтому на отдельных территориях статус «келин» влияет на возможности женщин в расширении политических прав. Органы управления могут влиять на ситуацию, помогая улучшать условия для расширения политических прав женщин, а активисты и гражданское общество должны использовать эффективную «точку входа» для поддержки женщин через широкое признание ее экономического и социального вклада в развитие. Таковы ключевые выводы социологического исследования, которое Институт политики развития от имени Партнерства «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» поддержал летом 2024 года по заказу Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Кыргызской Республике. Одна из целей исследования1 состояла в том, чтобы оценить отношение общества к вопросам расширения политических прав женщин в контексте их участия в предстоящих местных выборах, предварительно запланированных на осень 2024 года.  Общее количество респондентов составило 2637 человек, включая 1660 женщин и 977 мужчин. Всего выборкой было охвачено 39 районов Кыргызской Республики (один район – Чон-Алайский – выпал из выборки по техническим причинам). Сбор полевых данных осуществляла компания «Эрфольг Консалт».

ОКОЛО 80% ГРАЖДАН КЫРГЫЗСТАНА ПОДДЕРЖИВАЮТ ГЕНДЕРНУЮ КВОТУ В МЕСТНЫХ КЕНЕШАХ, НО В РАЗРЕЗЕ РАЙОНОВ ОТМЕЧАЮТСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 

В целом мнения граждан Кыргызской Республике в отношении 30-процентной гендерной квоты на выборах в местные кенеши разделились, хотя большинство (79%) поддерживает квоту в том или ином виде. Чуть больше половины (56%) поддерживают 30 (18,5%) и 50-процентную квоту (38%). Почти четверть (23%) считают, что квота нужна, но в размере менее 30%. Каждый десятый против квоты («все зависит от человека»).

Отмечаются существенные отличия мнений разных возрастных групп. 

Женщины на треть больше, чем мужчины, поддерживают расширение своих политических прав – в сумме 63% опрошенных женщин поддерживают квоту 30 и 50 процентов. Аналогичный показатель среди мужчин на треть меньше и составляет 40%. Соответственно, доля женщин, которые считают, что квота должна быть менее 30%, или вообще не поддерживают квоту, составляет 28,2%, доля мужчин – 44,5%.

Так, молодежь до 20 лет поляризована:  максимум ответов за равную представленность женщин и максимум ответов против квоты. Такая поляризация мнений среди молодежи иллюстрирует разность отношения к квоте среди населения в целом, но подчеркивает более максималистские настроения молодого поколения.

Ситуация в разрезе областей не обнаруживает существенных отличий, но разительно отличается в разрезе районов.

Отмечаются существенные – десятикратные отличия в отношении граждан, которые считают, что квота должна быть менее 30% в разрезе районов. Так, в двух районах Иссык-Кульской и Чуйской областей доля таких граждан составляет только 4-5%, а в пяти других районах республики доля таких ответов может достигать 40% и более (максимум – 46%).

В отношении доли противников квоты («все зависит от человека») население районов делится на группы (квартили). В первой группе (11 районов) доля противников квоты не превышает 5%. Во второй группе (10 районов) доля противников квоты составляет от 5 до 10%. В третьей группе (9 районов) доля противников квоты составляет от 10 до 20%. Наконец, в последней, четвертой группе, где почти каждый четвертый житель не поддерживает квоту, 8 районов. 

При этом деление на группы не имеет никаких совпадений с границами областей – в пределах одной и той же области есть районы, жители которых активно поддерживают квоту, а есть другие, где большинство квоту не поддерживает.

Анкета включала вопрос, позволяющий характеризовать отношение к равной представленности полов в местном кенеше. Есть районы, где около половины и больше половины населения поддерживает идею о том, что состав местного кенеша должен был представлен женщинами и мужчинами поровну (поддерживают квоту в размере 50%) – это Чуйский, Таласский, Бакай-Атинский, Чон-Алайский, Ноокатский, Кочкорский, Ак-Талинский, Нарынский, Тонский, Тогуз-Тороузский, Ала-Букинский, Лейлекский. Лидером является Тонский район, где 71% населения выступает за равенство полов в местном кенеше.

Среди вариантов ответов был также ответ, который позволял респонденту завуалированно отрицать квоту как таковую («все равно, все зависит от человека»).

Среди жителей 8 районов от 20 до 25 процентов косвенно отрицают квоту как таковую; еще 8 районов – таких ответов от 27 до 31%; 10 районов – от 34 до 41 процента; 8 районов – от 42 до 47 процентов.

Экстремально большое число противников квоты – 50 и 55 процентов – демонстрируют 2 района. Экстремально низкое число противников квоты – на уровне 16 процентов – демонстрируют тоже два района, где также отмечено большое число сторонников квоты в размере более 50%. Экстремальные значения показывают, что уровень поддержки квоты в различных районах страны отличается троекратно.

РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОТНОШЕНИИ КВОТЫ НЕ СВЯЗАНЫ С КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ ЖЕНЩИН-ДЕПУТАТОВ, КОТОРОЕ БОЛЬШИНСТВО ГРАЖДАН ОЦЕНИЛО НА «ОТЛИЧНО»

Сопоставление отношения к квоте с оценкой работы женщин-депутатов показало, что негативное отношение к квоте имеет мало общего с деловыми и политическими качествами женщин в роли депутатов. 

Респондентам было предложено оценить качество работы женщин-депутатов в сравнении с работой мужчин-депутатов, хотя вопрос был сформулирован в более нейтральной форме: «Считаете ли Вы, что женщины-депутаты справляются с выполнением своих обязанностей на должности депутатов?».

В целом большинство – 62,1% – граждан считает, что женщины-депутаты справляются со своими обязанностями отлично. Мнение женщин и мужчин в отношении качества работы женщин-депутатов отличаются, но незначительно (64,2 и 58,6% соответственно оценили работу женщин-депутатов на «отлично»).

Нет молодых граждан в возрасте до 20 лет, которые согласны с тем, что женщины-депутаты работают хуже, чем депутаты-мужчины. А вот в возрастной группе от 31 до 55 лет так считает почти каждый пятый житель Кыргызстана (18,2% ответов).

Как видно из Диаграммы 1, отношение к квоте плохо коррелируется с мнением в отношении качества работы женщин-депутатов. Можно сделать вывод, что негативное отношение к квоте имеет мало общего с деловыми и политическими качествами женщин в роли депутатов. 

Респондентам, которые считают, что женщины-депутаты работают хуже, чем мужчины-депутаты, был предложен широкий набор вариантов ответов на вопрос, по каким причинам возникает эта разница.

Самый популярный ответ – женщины плохо управляют временем, чтобы все успевать – так считает почти 45% респондентов (более 50 % в самой возрастной группе – старше 56 лет). На втором месте, набрав более 20% ответов, оказались версии о слабых навыках лидерства (навыках убеждения), навыках ораторского искусства и общения с людьми у женщин-депутатов. На третьем месте – около 20% ответов – недостаток общего образования и знания законодательства. Остальные варианты не набрали значимой доли ответов, то есть уровень финансовой и бюджетной грамотности; компьютерных навыков, связи с «нужными» людьми, коллективное лидерство, негативное отношение к женскому активизму не влияют на качество работы женщин-депутатов. Таким образом, респонденты, которые считают, что женщины-депутаты работают хуже, чем мужчины-депутаты, видят причины больше внутри самих женщин (знания, управление временем), чем в окружающей среде и возможностях. И только самая молодая группа – в возрасте до 20 лет – видит большее влияние внешних факторов, выбирая значимую долю (10-20%) таких ответов, как:

  • нет смелости, чтобы проявлять инициативу, говорить о проблемах; 
  • женщины плохо объединяются в группы, не умеют действовать сообща; 
  • мешают / противодействуют мужчины-депутаты;
  • мешает негативное отношение к женскому активизму со стороны «ближнего круга»: соседей, родственников, односельчан;
  • мешает отсутствие поддержки со стороны государства и местной власти – айыл окмоту или мэрии.

Диаграмма 1. Сопоставление уровня негативного отношения к квоте с уровнем негативной оценки качества работы женщин-депутатов, в разрезе районов

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА ЖЕНЩИН ЗАВИСЯТ ОТ СЕМЬИ

Помимо прямых вопросов про гендерную квоту и качество работы женщин-депутатов местных кенешей, респондентам были заданы вопросы, позволяющие составить мнение об условиях, в которых формируется женское политическое лидерство. Установлено, что бинарная многопоколенческая семья в широком смысле и традиционные ценности имеют доминирующее влияние на политическое лидерство женщин, и предстоит найти ответ на вопрос о том, какие формы поддержки и воздействия будут иметь наибольший эффект, чтобы не вступать в конфликт и не нести угрозы этому доминирующему фактору. Доля граждан Кыргызстана, которые считают, что решение баллотироваться в депутаты местного кенеша должна принимать сама женщина, даже не «дотянуло» до половины и составляет 44,9% (см. таблицу 1). Каждый третий житель страны считает, что решение за женщину должны принимать муж или старшие родственники-мужчины (33,5%). Еще 12% готовы передать это право соседям, местному сообществу, избирателям. Мнения мужчин и женщин в отношении данного вопроса отличаются незначительно, что говорит о том, что это консолидированное общественное мнение, а не стремление одних только мужчин. 

Молодежь в возрасте до 20 лет обнаруживает большее признание права женщины на самостоятельное решение. В этой группе уже более 60% ответивших считают, что женщина должна самостоятельно принимать решение баллотироваться в депутаты местного кенеша (против 44,9% в целом по массиву), и только каждый пятый – 22% – отдает это право мужу или старшим родственникам-мужчинам. Ситуация в самой старшей («советской») возрастной группе тоже лучше, чем в среднем по стране, но хуже, чем в самой молодой группе.

Самая консервативная возрастная группа – от 20 до 55 лет, где самая низкая доля тех, кто признает за женщиной право на самостоятельное решение – 42-43%, и самая высокая доля тех, кто отдает это право родственникам-мужчинам – 36-37% (см. таблицу 1). 

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос о том, чье мнение должно быть решающим в случае, если женщина хочет баллотироваться в депутаты местного кенеша

 

Большие различия обнаружены в разрезе районов, достигая восьмикратной величины. Так, в районе-лидере почти 80% респондентов считают, что решение об участии в выборах должна принимать сама женщина, а в районе-антилидере – только 10% (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Доля респондентов, считающих, что решение об участии в выборах принимает сама женщина, в разрезе районов

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЖЕНЩИНЫ ОСНОВАНО НА УСТОЯХ, УНАСЛЕДОВАННЫХ ОТ ПРЕДКОВ

Условия, в которых женщина принимает решение об участии в местных выборах, начинаются в семье и во многом зависят от того, чем руководствуются члены семьи при построении отношений, какую модель семьи поддерживают, какие наборы правил и ценностей доминируют в этом институте. 

Таблица 2. Модели и наборы правил, которыми руководствуются граждане Кыргызстана  при построении отношений в семье 

Как видно из таблицы 2, в целом большинство ответивших граждан – 62,2% – руководствуются при построении отношений в семье устоями и традициями, унаследованными от предков. Среди мужчин таких ответов на 7 процентов больше, чем среди женщин.

Чем старше люди, тем более они склонны руководствоваться в построении семейных отношений устоями и традициями, унаследованными от предков. Так, в возрастной группе респондентов старше 56 лет так ответили 73,5%. А самой молодой группе до 20 лет со старшими согласны только 47,6%. Показательно также то, что вопреки распространенному мнению о могуществе социальных сетей, лишь немногие граждане – менее 5% – считают социальные сети источником советов для построения отношений в семье.

Таким образом, в большинстве семей кыргызстанцев, построенных на базе устоев и традиций, унаследованных от предков, политическая карьера женщин не отвергается (исторически женщины могли играть значимую роль в политике кыргызского государства), но и не поощряется. 

Замечено, что семейные модели городских жителей могут быть даже более консервативными, чем сельских. Так, в городах выше доля тех, кто руководствуется в семье нормами религии – такой выбор делает каждый третий городской респондент против каждого четвертого в селе. На 10% в городах меньше тех, кто самостоятельно формирует модель отношений в семье.

СТАТУС «КЕЛИН» ВЛИЯЕТ НА ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНЩИН В РАСШИРЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ

Во время выборной кампании 2021 года были сделаны эмпирические наблюдения о том, что женщинам в статусе «келин» (невестки, «пришлой») труднее реализовать свое политическое лидерство, чем женщине, которая имеет местное происхождение. В целом гипотеза подтвердилась, так как почти 40% респондентов готовы в первую очередь поддержать свою землячку по рождению и отдать предпочтение ей, а не женщине в статусе «келин». При этом в отличие от других вопросов, существенных различий между ответами разных возрастных групп не обнаруживается.

Огромные различия в отношении к статусу «келин» в контексте выборов обнаружены в разрезе районов, различия могут достигать 15-кратного размера. Так, только 4% респондентов одного из районов придают значение статусу «келин», тогда как в другом районе число таких ответов достигает таких 65% (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Доля респондентов, считающих, что статус «келин» имеет значение в контексте выборов

Продолжение см. в следующем номере журнала «Муниципалитет».

_____________ 

1 Данная часть посвящена женскому лидерству и расширению политического участия женщин в управлении. Существует вторая часть исследования, посвященная восприятию гражданами работы органов МСУ и услуг на местном уровне, которая произведена по заказу Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики.

Похожие материалы: