Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Центральноазиатский гендерный контекст: Региональная модель усиления участия женщин в местном развитии и управлении в Центральной Азии

2022-11-29 / Женщины в МСУ

Окончание. Начало в №№ 4,5,10 за 2022 год.

Аналитик-автор обзора:  Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ОО «Институт политики развития».

Гендерная экспертиза:  Кайыргул САДЫБАКАСОВА.

Страновые фасилитаторы дискуссии и рецензенты: Махаббат ЕСПЕНОВА (Казахстан); Чолпон АКМАТОВА, Асель ДУНГАНАЕВА, Салтанат СУЛАЙМАНБЕКОВА (Кыргызстан); Рано ДЖУМАЕВА, Азиза ХОШИМОВА, Фарогат МУМИДЖОНОВА (Таджикистан); Дилдора АМИРКУЛОВА (Узбекистан).

РЕКОМЕНДАЦИИ НКО

Горизонтальная взаимная поддержка женщин-депутатов и женщин-руководителей. Практика показала, что женщины, даже занимая руководящие должности и становясь депутатами местных советов, оказываются исключенными из фактического процесса принятия решений. Это вызвано тем, что реальная политика, как на национальном, так и на местном уровне, формируется не столько в залах официальных заседаний, сколько на уровне неформального взаимодействия микрогрупп, которые состоят преимущественно из политиков-мужчин, что исключает женщин из процесса. Особенно остро проблема стоит в отношении местных органов управления, в частности, в Кыргызской Республике – местных кенешей. В сельской местности всех стран региона практически отсутствуют публичные пространства, где женщины могли бы реализовать процесс политического участия в форме микрогрупп. НКО, ННО должны разработать и реализовать проекты, направленные на построение горизонтальных сетей, через которые женщины могут предоставить друг другу взаимную поддержку.

Трансформация и локализация амбассадоров. Доверие: как практика амбассадоров – популярных инфлюенсеров, так и определение – должна трансформироваться в сторону подхода «равный - равному». Учитывая отторжение «чуждых» слов, следует заменить слово «амбассадор» на слова «чемпион», «посол», «адвокат». Успех сверхпопулярной личности уже слишком оторван от реальности подавляющего большинства сельского населения и больше не вызывает такого доверия, как это было еще 10 лет назад. Кроме того, рост числа религиозных женщин и мужчин, для которых «звезды» в секулярном понимании (например, из среды шоу-бизнеса) не становятся авторитетами, также сужает возможности таких амбассадоров. Поэтому амбассадор должен быть «своим», понятным, реальным, которого можно «потрогать», с которым можно поговорить, которого «я знаю лично или знает мой сосед».

Понимание: привлекать локализованных амбассадоров нужно, прежде всего, из среды местных мужчин-политиков и авторитетных мужчин – неформальных лидеров сообществ. Крайне важной аудиторией для этой цели становятся религиозные лидеры. Очевидно, что не все они являются и автоматически все не станут приверженцами универсальных ценностей. Более того, именно в этой среде часто встречаются оппоненты гендерного равенства в секулярном понимании, поэтому для них должен быть разработан набор специфических аргументов, доказывающих общие выгоды для сообществ, потенциально возможные при расширении экономических и социальных прав женщин. Эти аргументы должны быть разработаны после тщательного анализа ложных рисков и ложных угроз, которые мужчины - местные формальные и неформальные лидеры - видят в расширении прав женщин (среди них, безусловно, большое количество мифов и предрассудков). В числе этих аргументов должны быть убедительные экономические показатели и примеры, доказывающие, что жизнь в сообществе существенно улучшится, не нарушая при этом границы мужчин и не создавая угрозы для их влияния. 

Доступный опыт: второй группой амбассадоров должны быть сами женщины, сумевшие внести существенный вклад в развитие своего сообщества, и это должны быть не только признанные активистки и депутаты, но и простые женщины, которые трудятся и помогают развитию, даже если их вклад не на виду. 

Поддержка: амбассадорами также могу стать те мужчины и юноши, которые содействуют гендерному равенству. К примеру, если женщина активна в экономическом аспекте, то мужчины могут содействовать в исполнении семейных обязанностей. И мужчины могут говорить об этом, не стесняясь разделять ответственность в семье с женщиной, подчеркивая, что это – современная норма поведения. 

Трансформация целевых аудиторий: женщины и девочки в изолированных (закрытых) сообществах, мальчики и юноши, и самотрансформация НКО, ННО. Трансформации должно быть подвергнуто понимание целевых аудиторий, с которыми работают НКО и ННО в сфере продвижения гендерного равенства. Здесь должны быть выделены и получить особое внимание три целевые группы: женщины в изолированных сообществах, прежде всего,  религиозных; женщины, подвергающиеся перекрестным формам дискриминации; юноши и мальчики. В отношении первой группы полезно изучить, обобщить и расширить опыт прогрессивных женских исламских групп, который занимается правовым просвещением женщин в рамках ислама и светского законодательства (особо актуально для Кыргызстана, Таджикистана, отдельных районов Казахстана). Совершенно очевидно, что в этой целевой группе существует огромная потребность в развитии «мягких» навыков, и что существующие методы и подходы работы НКО и ННО в отношении этих аудиторий не срабатывают. Вторая группа – женщины, подвергающиеся перекрестным формам  дискриминации, уже являются целевой аудиторией, и дальнейшие усилия должны быть направлены на адвокацию создания эффективной системы доставки комплексных социальных услуг через распространение практики государственного социального заказа. Третья группа – юноши и мальчики должны стать критически важной целевой аудиторией, охват которой требует так же трансформации самих НКО, ННО. Проблема существующего кадрового состава гражданских организаций также заключается в том, что большинство лидеров и сотрудников этих организаций – женщины. А в странах региона все больше сельских местных сообществ не готовы прислушиваться к женщинам, особенно пришлым, извне. Поэтому НКО, ННО следует активно вовлекать местных лидеров-мужчин или наполнять свой состав мужчинами, чтобы активизировать работу с юношами и мальчиками, в том числе через религиозных лидеров. Недооцененный статус женщины в семье продуцирует еще более «гендерно дремучее» поколение мужчин, и работу с ним следует начинать с трехлетнего возраста, с начальной школы, где уже формируется сельская гендерная дискриминация, приносимая детьми из дома. 

Трансформация воздействия от борьбы к партнерству. Тактика борьбы, противодействия больше не работает. Сельские сообщества сплачиваются и отвергают любые вмешательства, которые, по их мнению, угрожают важным для них ценностям. Поэтому НКО следует отказаться от тактики противопоставления в работе с местными сообществами, выстраивать все взаимоотношения в духе партнерства, поиска и формирования взаимных и очевидных выгод. Партнерские подходы следует применять на любом уровне воздействия, начиная с языка. Например, нельзя «бороться со стереотипами», нужно разбираться в страхах, которыми порождены эти стереотипы, и пытаться снижать уровень тревожности, действуя изнутри стереотипа, а также создавать новые ценности.

Усиление адресности, комплексности, устойчивого разделения ответственности с сообществом. При организации любой деятельности на уровне сельского сообщества следует более тщательно учитывать возрастные различия обучаемых/информируемых групп женщин и мужчин, в силу разности восприятия и потребностей этих групп. Важным также является учет семейного статуса при организации мероприятий, например, статуса невесток при наборе в такие группы (в присутствии более старших по возрасту и статусу женщин невестки будут молчать). Необходимо исключить разовый или фрагментарный подход, отказавшись от принципа выбора ближайших локаций (нужен акцент на дальние регионы/районы), все меры обучения или воздействия должны быть комплексными с долгосрочным участием менторов. 

Расширение политических прав и экономических возможностей через развитие «мягких» навыков. НКО, ННО способны предложить быстрые, недорогие, эффективные, масштабные и диверсифицированные для разных половозрастных групп программы развития «мягких» навыков. Именно «мягкие» навыки могут помочь женщинам монетизировать свой вклад в благополучие семьи, усилить голос женщин и девушек, усилить их признание семьей и сообществом. Среди этих навыков лидируют потребности в цифровой, правовой и финансовой грамотности, но внимание также надо уделять другим личным навыкам, таким, как навыки ведения диалога, адвокации, поиска информации, что поможет вести диалоги на разных уровнях, знать и реализовывать свои права. 

Стимулирование мотивации к саморазвитию и психологическая поддержка. Крайне важно развитие внутренней мотивации женщин предпринимать какие-либо действия для улучшения своего положения, так как участницы дискуссионного семинара в перечне проблем называли также сниженную мотивацию многих женщин к изменениям, полное смирение и согласие с уязвимым и отстающим положением. Организация психологической поддержки и стимулирования активности самих женщин остается сложным вопросом, однако «мягкие» навыки представляются одним из наиболее простых способов достижения минимального результата в данном направлении.