Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Женщины в МСУ
Мужчины и женщины – единая сила сообщества: как улучшить взаимоотношения мужчин и женщин и помочь им внести общий вклад в развитие своих семей и местных сообществ?
Статья печатается при финансовой поддержке Проекта «Особенности работы по расширению прав женщин в сельских сообществах в контексте центральноазиатского этногендерного контекста», который был реализован Институтом политики развития совместно с Академией местного управления Центральной Азии в период с ноября 2022 года по март 2023 года при поддержке Университета Центральной Азии. Мнения, выводы, заключения и рекомендации, выраженные в публикации, представляют позицию и опыт авторов и не обязательно отражают точку зрения Университета Центральной Азии.
Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет»
Анара МУСАЕВА, консультант Института политики развития
Тренинги надоели. Говорят много, а пользы мало. «Как у них» нам не подходит. Мы устали слушать про чужой опыт. «Нпошники» сами жизни не знают, а нас учат. Наши женщины не такие ...
Что делать, когда слышишь подобные фразы, когда закрывается дверь за очередным тренером после очередного тренинга в сельском сообществе? Конечно, можно отмахнуться или успокоить себя тем, что всем не угодишь, что недовольные будут всегда … Но можно и задуматься над тем, о чем и каким языком мы говорим с сельскими жителями, насколько они согласны с тем, что мы говорим им, или они молчат только из вежливости или в надежде получить грант. Как выстроить доверительный разговор на важные для сельчан темы, особенно в таком «тонком» вопросе, как взаимоотношения мужчин и женщин или, говоря научным языком, «гендерном равенстве»? Об этом новая попытка найти новые методы работы в статье ниже.
Несмотря на впечатляющие усилия международных партнеров по развитию и организаций гражданского общества, приложенные за три последних десятилетия в сфере расширения экономических, социальных и политических прав женщин, положение женщин в Кыргызской Республике, особенно в сельской ее части, не улучшилось. Вопрос о том, как изменить формы работы в этой сфере, все громче и чаще звучит со стороны практиков, работающих с сельскими сообществами. Права человека как высшая ценность сформулированы таким образом, чтобы быть истинно универсальными и прилагаться к любому жителю планеты. Но местные сообщества в разных странах не могут одинаково и в равной степени принять универсальные ценности, не всегда способны интегрировать их в свой контекст без дополнительных усилий. Так, в Кыргызской Республике менее трети граждан понимают, что права человека имеют универсальный и неотчуждаемый характер1. Кроме того, в процессе «внедрения» ценностей также часто применяются универсальные подходы и решения, а глубинные психологические, исторические, религиозные и другие аспекты жизни местных сообществ остаются незатронутыми и неучтенными.
В результате растет разрыв между объемом усилий и ресурсов, затрачиваемых на поддержку расширения прав сельских женщин в Кыргызской Республике, и результатом. Институт политики развития, будучи одной из лидирующих в Кыргызской Республике организаций в сфере местного развития, в течение последнего десятилетия изучает практики поддержки женщин и отмечает, что большинство из используемых инструментов позволяют оказывать влияние лишь на небольшую, прогрессивную часть женщин, но при этом основная доля женщин, нуждающихся в поддержке, остается недосягаемой. Более того, число маргинализированных и уязвимых женщин, остающихся вне проектов развития, растет2. Эти наблюдения побудили ИПР начать в 2022 году дискуссию, посвященную изучению этногендерного контекста Кыргызской Респуб-лики, чтобы лучше понять его влияние на ситуацию и разработать адекватный ответ. Работа продол-жилась в 2023 году в рамках Проекта «Особенности работы по расширению прав женщин в сельских сообществах в контексте Центрально-Азиатского этногендерного контекста», который был реализован Институтом политики развития совместно с Академией местного управления Центральной Азии в период с ноября 2022 года по март 2023 года при поддержке Университета Центральной Азии.
Цель проекта простыми словами – обсудить с органами МСУ и местными сообществами политику поддержки женщин и способы ее улучшения с учетом гендерного контекста3.
В ходе реализации проекта были пересмотрены рекомендации, адресованные органам МСУ, НКО и донорам, разработанные в 2022 году участниками дискуссионного семинара-представителями НКО 4-х стран: Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана4.
Рекомендации прошли обсуждение в 11 фокус-группах, участниками которых стали 112 человек, включая 67 женщин. Фокус-группы проводились отдельно: пять групп с участием мужчин, пять – с участием женщин и одна смешанная группа. Качественный состав участников включал 94 представителя органов МСУ и местного сообщества, включая 55 женщин; 51 депутата местных кенешей и специалиста айыл окмоту; 43 представителя неформальных организаций гражданского общества и местных сообществ. На фокус-группы были приглашены жители муниципалитетов Чуйской (Ленинский АА Аламудунского района, Джээкский АА Ысык- Атинского района, Беш-Терекский АА Московского района) и Ошской областей (Мадынский АА Кара-Суйского района, Гулистанский АА Ноокатского района). Дополнительно состоялась фокус-группа с участием специалистов и экспертов по гендерным вопросам из НКО и проектов развития, в которой приняли участие 18 человек, включая 6 мужчин.
Состоялись консультации с Н. Шалыгиной, к. и. н., старшим научным сотрудником Центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, которая стоит у истоков этногендерных исследований в регионе постсоветских стран, которая подтвердила, что этногендерный подход становится в последнее десятилетие одной из ведущих тем в социологии гендера.
По результатам фокус-групп были разработаны уточненные рекомендации, адресованные органам МСУ, НКО и проектам развития, занятым вопросами расширения прав женщин. В ходе проведения фокус-групп были выявлены факторы, способствующие и препятствующие внедрению рекомендаций; определены более детальные рекомендации, и также разработан план краткосрочных мер в поддержку 30%-й гендерной квоты.
Один из ключевых выводов исследования заключается в том, что для работы с сельскими сообществами нужны новые «точки входа» в вопросы гендерного равенства, нужен доверительный разговор о ценности семьи. Под словом «семья» здесь подразумевается обывательское понимание семьи, которое включает не только и столько одного супруга или супругу, но и родителей, сестер и братьев и других ближайших родственников и друзей (66% граждан Кыргызстана состоят в традиционных группах солидарности типа «шерине»5). Именно это окружение и его интересы представляют наивысшую ценность для большинства граждан Кыргызской Республики. Так, среди качеств «хорошего гражданина» подавляющее большинство граждан КР считают самым главным способность любить свою семью, работу, друзей (97%, первое место в рейтинге), а также родить и/или воспитать детей (96%)6. Практика также показывает, что разговор о ценности семьи, необходимости вклада в семью как со стороны мужчины, так и женщины, хорошо принимается сельскими сообществами в любой точке Кыргызстана.
Следующий важный вывод исследования о том, что в стране по-прежнему сохраняется набор культурных кодов поведения, характерных для местного населения на протяжении столетий, в числе которых чувство меры, сдержанность в проявлении эмоций; большое количество запретных тем, касающихся взаимоотношения полов; верность традициям и обычаям; высокая степень защиты информации обо всем, что касается семьи, и другие. Сюда добавляется растущее влияние радикальных идей по трактовке исламских ценностей, которые начинают оказывать существенное влияние на веками устоявшиеся обычаи, такие, как уважение к старшим. Навязчивый и излишне прямой разговор «про гендер» привел к формированию негативного отношения к словам «гендер» и «гендерное равенство» в среде сельских жителей. Это негативное восприятие особенно опасно потому, что исполнители государственной политики в лице руководителей органов управления на субнациональном уровне, оставаясь членами местных сообществ, в душе часто не понимают и не разделяют ценности и направления, декларируемые в политике на национальном уровне.
В процессе сбора информации целенаправленно формировались мужские по составу группы участников, включая представителей местных политических элит и сотрудников проектов развития и НКО. Поэтому отличительной особенностью отчета о результатах исследования стало включение в него спорных и неоднозначных выводов и мнений, озвученных участниками-мужчинами. На этот шаг авторы пошли для того, чтобы привлечь внимание к позиции значительной части мужского населения.
Как увеличить вклад женщины в экономическое положение семьи?
Женщины нуждаются в поддержке и в развитии, но самим им трудно выйти из привычного круга обязанностей, чтобы улучшить экономическое положение семьи. Нужно разработать программу и поддержать со стороны государства меры по созданию публичных пространств для женщин и девушек в небольших городах и, особенно, в сельской местности. Это должны быть места для семейного времяпрепровождения, получения знаний и навыков, места обмена информацией и социального развития. Таким содержанием нужно наполнить парки, клубы, спортивные объекты, которые в большинстве сел ориентированы на мужчин. Важно, чтобы эти объекты стали такими же дружелюбными для женщин, для семьи. Например, в одном из айылных аймаков Джалал-Абадской области в двухэтажном отдельном здании созданы: фитнес-зал для женщин, парикмахерская, мастерская по изготовлению швейных и ремесленных товаров. В спорткомплексе открыты секции для женщин: футбол, борьба. Но есть и примеры другого рода: в одном из АА Чуйской области под давлением родителей была закрыта женская секция по борьбе – тренер мужчина, контактный вид спорта. Примерно в это же время, в другом АА той же Чуйской области была открыта женская секция по борьбе под руководством тренера-женщины, заработную плату которой профинансировали из местного бюджета.
От пассивной материальной помощи нужно постепенно переходить5 к активным мерам развития, включая активное гендерное бюджетирование. На местном уровне это могут быть особые условия для бизнеса, управляемого женщинами или создающего рабочие места для женщин и уязвимых групп, программы развития финансовой грамотности и других «мягких» навыков, особые условия для самозанятых женщин и ремесленниц, программы поддержки наставничества, стипендиальная поддержка девушек и др.
Необходимо включать в программы социально-экономического развития меры инклюзивного развития: создавать условия для развития и самореализации человека (переобучение, профориентация, места для досуга, курсы для развития «мягких» навыков, гендерно ориентированные спортивные и оздоровительные объекты). Например, в айылном аймаке, где женщины-депутаты составляют 45% от общего числа, программа социально-экономического развития содержит специальные меры, адресованные женщинам как уязвимой группе: для улучшения репродуктивного здоровья будущих матерей из местного бюджета выделено 100 000 сомов, за счет которых девочки и женщины из малоимущих семей пройдут диспансеризацию, включая томографические исследования; запланировано создание «Энелеркана» в здании айыл окмоту (зал для кормящих матерей, беременных посетительниц); будут организованы курсы финансовой грамотности для 22 женщин ежегодно (программа рассчитана на 5 лет и охватит 110 женщин из 11 сел). Меры инклюзивного развития должны быть направлены на укрепление и расширение равноправной семейной модели, где воспитывается уважение к правам человека и учитываются потребности всех членов семьи (места для семейного досуга, мероприятия для всех членов семьи). Нужно изучать и учитывать потребности категорий членов семьи, мужчин и женщин разных возрастов: свекор, свекровь, невестка, старшие дети, младшие дети, кайын-журт6 и т. д.). Но для изучения потребностей мужчин нужны специальные инструменты и навыки, так как многие мужчины открыто не признаются в своих потребностях. Культурные, спортивные мероприятия надо проводить не с участием «дежурных» семей, а с широким охватом, внедряя традиции – «не участвовать стыдно», «все участвуют», «эл эмне дейт»7. Готовить специалистов для организации досуга и создания условий для развития с учетом этногендерного контекста, например, тренеров для спортивных секций обоих полов.
Важно найти в каждом сообществе мужчин и юношей, которые содействуют более справедливому распределению обязанностей в семье. К примеру, если женщина активна в экономическом аспекте, то мужчины могут содействовать в исполнении семейных обязанностей. И мужчины могут говорить об этом, не стесняясь разделять ответственность в семье с женщиной, подчеркивая, что это – современная норма поведения. Отдельную рекомендацию дают мужчины: привлекать к работе по вопросам гендерного равенства обучения религиозных деятелей. Например, имам или пастырь могут цитировать суры из Корана или нормы из Библии, поддерживающие женщин. Особенно эффективно это будет в сфере противодействия семейному насилию.
Следует сделать НКО ключевыми партнерами органов МСУ в реализации гендерной политики. В качестве механизмов следует активно внедрять государственный социальный заказ, финансирование местных инициатив из местного бюджета, инициативное бюджетирование (бюджеты участия) с квотой для женщин и др. Но сами НКО должны расширить свои методы работы, включив новые подходы работы, основанные на семейных ценностях, совместных технологиях, с учетом психологических аспектов потребностей и восприятия, как женщин, так и мужчин.
Отдельные курсы по инклюзивному развитию и гендерному равенству необходимо провести для руководителей органов МСУ (на тренинги обычно отправляют специалистов по социальным вопросам, которые, в основном, являются женщинами). Во время проведения всех мероприятий придерживаться принципа «Не менее 30% лиц одного пола».
Важно сделать шаг в сторону создания и развития связей между прогрессивными центральными гендерно-ориентированными организациями, использующими нестандартные технологии поддержки (развития мягких навыков, психологические курсы, наставничество ассоциаций «сверху вниз» и др.), и локальными группами активистов – формальными и неформальными, а также поддержать совместные проекты между локальными НКО и отраслевыми бизнес-ассоциациями.
Указанные рекомендации помогут решить следующие проблемы: недостаток публичных пространств и возможностей для семьи, для развития для девушек и женщин; ориентация программ социально-экономического развития на инфраструктуру, но не создание условий для развития человека; «порочный круг» стереотипов гендерной дискриминации; недостаточный потенциал и мотивация органов управления в улучшении ситуации в отношении гендерного равенства; устаревшие модели экономического вовлечения женщин.
Как помочь женщинам внести вклад в улучшение жизни сообщества?
Особую актуальность попытка найти новые способы работы с вопросами гендерного равенства приобретает в контексте государственной политики расширения политических прав женщин путем введения 30%-й гендерной квоты на выборах в местные кенеши. В результате введения квоты в 2021 году 37%, или 3351 мандат депутата местного кенеша получили женщины4, при этом около 2000 женщин стали депутатами впервые. Уже на этапе выборов было ясно, что главный «экзамен» для женщин-депутатов впереди: недостаточно стать депутатом, для настоящего результата надо быть успешным и эффективным депутатом. В 2023 году, в середине выборного цикла есть необходимость оценить ситуацию и помочь женщинам-депутатам оправдать доверие избирателей в максимально возможной мере. Крайне важно сохранить квоту для следующего выборного цикла в 2025 году, поскольку одного выборного цикла недостаточно, чтобы достичь устойчивых изменений в отношении гендерного равенства в сельских сообществах. Согласно международным наблюдениям, женская политическая представленность должна целевым образом поддерживаться в течение многих лет, прежде чем большинство граждан изменят свое отношение к женщинам в политике и общественной жизни8.
Чтобы получить более полное и справедливое представление о квоте, на местном уровне нужно предпринять усилия, чтобы помочь женщинам реализовать их возможности и внести вклад в улучшение жизни сообщества.
Например, поощрять женщин-миротворцев, женщин-хранительниц традиций9, женщин в профессиях и др. Содействовать признанию вклада женщин как таковых, безотносительно их политической активности и должностей, простых женщин, которые трудятся и помогают развитию, даже если их вклад не на виду.
Отдельные меры признания и поощрения нужно разработать и внедрить в отношении тех мужчин, которые так или иначе поддерживают или содействуют гендерному равенству (например, показать на примере мужчин, в мужественности которых никто не сомневается, что мыть посуду не стыдно («Шварценеггер в кухонном фартуке»)).
Провести исследования и монитизировать вклад женщины, занятой неоплачиваемым домашним трудом, не только в развитие семьи, но и в развитие сообщества. Найти количественное выражение этого вклада. Возможно, использовать для этого методы оценки, примененные ООН-женщины к оценке экономики ухода. Провести информационную кампанию, используя в ней данные о вкладе женщины в развитие семьи, сообщества и государства, в виде качественных и количественных, особенно финансовых данных.
Реализовать программы поддержки публичных выступлений женщин-депутатов и женщин-домохозяек, которые открыто делятся своими достижениями и успехами (на примере телевизионного шоу «Кыйын»)10.
Разработать и реализовать проекты, направленные на построение горизонтальных сетей, через которые женщины могут предоставить друг другу взаимную поддержку.
Провести анализ и выявить айылные кенеши, где участие женщин-депутатов наименее проявляется, изучить причины и предоставить этим женщинам-депутатам целевую поддержку. Продолжить формировать в общественном восприятии позитивный и успешный образ женщины-депутата местного кенеша, основанный на реальных успешных кейсах из разных регионов страны. Реализовать инициативы наставничества более опытных депутатов обоих полов над малоопытными женщинами-депутатами. Провести для женщин-депутатов тренинги по установлению партнерства с коллегой-мужчиной, а также реализовать проекты поддержки депутатских инициатив, выдвинутых смешанными группами депутатов с паритетным половым составом. Собрать, обобщить и распространить примеры позитивного влияния женщин-депутатов на политическую культуру в местном кенеше и эффективность его функционирования.
Сформировать и распространить убедительные экономические показатели и примеры, доказывающие, что вследствие активизации женщин жизнь в сообществе существенно улучшится.
Провести работу с авторитетными старшими женщинами в сельских сообществах, чтобы убедить их поддержать келин (невестку) в общественной активности.
Приведенные выше рекомендации направлены на изменения в сфере занижения значимости вклада женщин, недостаток их публичного признания и поощрения; усиления навыков у женщин в сфере построения коалиций; преодоление страха и чувства несправедливости у мужчин; повышение социального статуса невестки, который в настоящее время является фактором ограничения политических прав.
* * *
Результаты исследования и рекомендации адресованы органам МСУ, проектам развития и НКО, работающим в сфере достижения гендерного равенства в сельских сообществах, политикам, ответственным за соответствующую государственную политику, а также исследователям и академическим кругам (политологам, социологам, антропологам и др.), заинтересованным в дальнейшем изучении аспектов влияния этногендерного контекста на положение женщин в Кыргызской Республике.
Для продолжения дискуссии и дальнейшей проработки рекомендаций авторы отчета предлагают связаться с ними по адресам электронной почты: ndobretsova@dpi.kg и amusaeva@dpi.kg
_______________
1 Оценка уровня гражданственности населения Кыргызской Республики. Аналитический отчет. Ассоциация «Смарт Жаран», ОсОО «ПИЛ», Университет Центральной Азии, Фонд «Сорос – Кыргызстан», 2022 г. // https://soros.kg/wp-content/uploads/2022/04/civic-literacy.pdf
2 Более подробную информацию о масштабах деятельности ИПР можно найти на сайте www.dpi.kg
3 Официально цель проекта сформулирована следующим образом: способствовать внедрению рекомендаций Центрально-Азиатской этногендерной модели в практику работы с сельскими сообществами Кыргызстана в сфере гендерного равенства в рамках модели и с учетом ее факторов.
1 Центрально-Азиатский гендерный контекст: рекомендации по трансформации вмешательства для достижения гендерного равенства в сельских сообществах. Обзор результатов дискуссионного семинара. АМУЦА, ИПР. Бишкек, 2022 г. http://dpi.kg/ru/library/full/367.html
2 Оценка уровня гражданственности населения Кыргызской Республики. Аналитический отчет. Ассоциация «Смарт Жаран», ОсОО «ПИЛ», Университет Центральной Азии, Фонд «Сорос – Кыргызстан», 2022 г. // https://soros.kg/wp-content/uploads/2022/04/civic-literacy.pdf
3 Там же.
4 Это ни в коем случае не должно означать полного отказа от материальной помощи, пособий, так как всегда останутся группы, которым она необходима для выживания.
5 Родственники мужа. Имеют большое влияние на социальный статус женщины.
6 Что скажут люди?
7 Данные Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на 09.01.2023 г. // https://shailoo.gov.kg/ru/zhenshiny-i-vybory/zhenshiny-v-predstavitelnyh-organah/
8 Clayton, Amanda. “Electoral Gender Quotas and Attitudes Toward Traditional Leaders: A Policy Experiment on Lesotho.” Journal of Policy Analysis and Management 33.4 (2014): 1007-26.
9 Имеется в виду сохранение нематериального исторического наследия. Следует весьма тщательно подойти к мероприятиям подобного рода и сделать их смыслом стимулирования сохранения лучших традиций и отказа от устаревших и деструктивных.
10 Ведется агентством мультимедийной информации «Говори.ТВ».
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Гендерная квота в местных кенешах: народ поддерживает, но есть отдельные районы, где нужна информационная кампания
-
№9 (155) / 2024-09-16 ФОРУМ АЙМАКОВ-2024: вопрос расширения политических прав женщин – это не только вопрос равенства и справедливости. Это вопрос прогресса, устойчивого развития и общего блага для всех
-
№2 (148) / 2024-02-12 «Ласточка» Большевика: первый детский сад в селе
-
№1 (147) / 2024-01-30 «Женщина-локомотив» местного разлива
-
№5 (139) / 2023-06-07 Женщины-предпринимательницы как фактор развития сельского района
-
№5 (139) / 2023-06-07 Коллективные действия женщин меняют социальную и экономическую ситуацию в селах
-
№11 (133) / 2022-11-29 Центральноазиатский гендерный контекст: Региональная модель усиления участия женщин в местном развитии и управлении в Центральной Азии
-
№10 (132) / 2022-10-15 Центральноазиатский гендерный контекст: рекомендации правительствам и местным органам управления