2014-10-02 / Образование
Сельские сообщества и органы управления в Кыргызстане не смогли сохранить доставшуюся в наследство от Советского Союза систему дошкольного образования и воспитания. В период 90-х годов ХХ века и в начале двухтысячных десятки,
если не сотни детских садов прекратили свое существование, оказавшись приватизированными, переданным другим органам управления или просто заброшенными и разрушенными.Например, при Советском Союзе на территории Бешик-Жонского АА Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области было 3 детских сада, где работали 45 воспитателей и воспитывались 280 детей. Теперь работает лишь один детский сад, который может принять 50 детей, а численность дошкольников по аймаку составляет 1070 человек. Это означает, что только 3% детей дошкольного возраста могут получить знания и подготовиться к школе.
Больше 20 лет, с момента приватизации здания детского сада, дошкольники в селе Чет-Булак Каргалыкского айылного аймака Тогуз-Тороузского района Джалал-Абадской области не имели возможности посещать детский сад. Целые поколения четбулакцев были лишены доступа к дошкольному образованию.Долгое время в Тюпском районе Иссык-Кульской области работали лишь два садика, причем оба – в районном центре, а во всех остальных селах района дошкольных учреждений не было.В первое время это не казалось трагедией, так как лишенные доступа к рынку труда мамы и папы имели возможность больше времени проводить дома и присматривать за детьми, давая им минимальное дошкольное образование. Поэтому не так заметно было и отставание ребятишек в отношении дошкольного обучения – многие привычно делали скидку за счет разрыва в уровне обучения между сельскими и городскими школами. Однако очень скоро проблема стала приобретать катастрофические размеры, а ее последствия вышли далеко за пределы отдельных сообществ и муниципалитетов.
Молодые родители детей-дошкольников осознали, что кроме них никто не в состоянии прокормить как детей, так и стариков-родителей, ведь государство не справляется с задачами социальной защиты, и размеры пособий и пенсий не дотягивают до прожиточного минимума.Выбор оставался небольшой – либо влачить нищенское существование в ущерб социальному и физическому процветанию, либо пытаться найти работу за пределами родного села или даже страны.В результате сотни семей оказались разделены по принципу работоспособных и иждивенцев.Работоспособные члены семей покинули дома и семьи, отправившись на заработки и захватив с собой старших школьников, а иждивенцы, в лице малолетних детей и стариков, остались дома. И здесь в полный рост перед сообществами и органами МСУ встала проблема не только дошкольного образования, но и воспитания, и даже физической безопасности дошкольников.Например, в том же Бешик-Жонском аймаке на руках у пожилой женщины остался трехлетний ребенок. Пока она была занята домашними делами,ребенок пропал, и все попытки найти его оказались тщетными. Тело мальчика нашли лишь через 10 дней в заброшенном соседском автомобиле. В Ленинском АА Сузакского района Джалал-Абадской области жители отметили, что в селе были случаи, когда оставленные без присмотра дети падали в реку, получали ожоги и травмы.
Родители и бабушки-дедушки бросились пристраивать детей в детские сады, но не тут-то было.Мест в них катастрофически не хватает. Например, в Первомайском АА Ала-Букинского района Джалал-Абадской области долгое время работает только один муниципальный детский сад, рассчитанный на 90 мест, который в нарушение требований к стандартам дошкольных учреждений принимает 135 детей. В результате места детям не хватает, в обеденное время они вынуждены спать по двое в одной кровати. В последние годы в детском саду отсутствовала детская площадка, а значит, и нормальные условия для развития и активного отдыха детей на свежем воздухе. Решить эту проблему быстро и дешево не получится ни у кого,так как вложения в дошкольные учреждения требуются очень большие, впрочем,как и усилия, и затраты времени на организацию непростого процесса дошкольного воспитания и образования.
Органы МСУ самостоятельно не справляются с задачей создания дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях, а государство практически устранилось от решения проблемы, передав этот вопрос в ведение местного самоуправления. Что делать? Во множестве муниципалитетов не стали ждать, что кто-то со стороны решит эту проблему, и принялись действовать самостоятельно. Тогда и местное самоуправление мобилизовалось и нашло ресурсы для возрождения детских садов прошлого и создания новых.Далее мы расскажем о том, как решалась проблема в различных муниципалитетах Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. И хотя пути решения в разных сообществах несколько отличались друг от друга,объединяет все эти истории одно – проблема начала решаться только после того, как сообщества определили еев качестве приоритетной и осознали, что успех возможен только в случае консолидации усилий и тесного сотрудничества между сообществом и органами местного самоуправления. И очень часто началом пути оказывалась местная инициатива сообщества.М