Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Чем мирные собрания граждан отличаются от собраний и сходов сообщества? Комментарий юриста

2015-06-16 / Участие граждан в МСУ

В практике работы в сообществах экспертам Института политики развития часто приходится сталкиваться с вопросом, зачем проводить общественные слушания, усложненные процедурами, тогда как в селах давно укоренилась традиция неформальных собраний и сходов. Тем более, что законодатели не так давно приняли специальный закон о мирных собраниях. Ситуация в Кыргызстане такова, что, несмотря на давние традиции участия граждан в процессе принятия решений, эффективность этого участия долгое время оставалась низкой, так как недостаточно глубоко были проработаны вопросы теории и воздействия этой теории на практические результаты в процессе принятия решений. Иными словами, участвовать в местном самоуправлении граждане всегда участвовали, но вот влияли ли в достаточной степени на решения – большой вопрос. Обладая большим объемом эмпирической информации (информации, полученной в результате опыта), эксперты Института политики развития пришли к выводу, что участие должно быть обставлено процедурами, только процедуры, основанные на законодательстве, помогают возвести участие в местном самоуправлении на уровень воздействия на местное самоуправление со стороны граждан. Кроме того, крайне важно понимать, что различные формы участия граждан в процессе принятия решений имеют разные цели.Поэтому журнал «Муниципалитет» публикует комментарий юриста к вопросу о том, чем мирные собрания граждан отличаются от собраний и сходов сообщества.

Закон КР «О мирных собраниях» также предусматривает порядок организации и проведения одного из видов собраний граждан, являющихся по своему характеру ненасильственными и невооруженными, но имеющими своеобразный, обособленный характер. Следует обратить внимание, что закон о мирных собраниях имеет в виду собрание, которое, согласно своей цели и задаче, характеризуется как протестное собрание, поскольку законом на государственные органы, правоохранительные органы и органы МСУ возлагается принятие разного рода мер безопасности при проведении мирного собрания,вплоть до прекращения мирного собрания с применением силы, в случае нарушения участниками собрания требования закона «О мирных собраниях».
 
В мирном собрании могут участвовать граждане нашей страны (не только члены местного сообщества), иностранные граждане, а также лица без гражданства, с целью привлечения внимания государственных органов и органов местного самоуправления, общественного внимания, включая выражение мнения по каким-либо вопросам. Кроме того, организаторами мирного собрания являются представители политических партий, иных организаций и граждане, которые являются инициаторами мирного собрания.При этом законом допускается одновременно проведение и контрсобрания, т.е. собрания, проводимого по тому же поводу, но с целью заявить о противоположной позиции, независимо от места и времени проведения этих собраний.
 
Мирные собрания могут проводиться на всей территории КР, за исключением определенных мест. Так, в целях обеспечения безопасности участников, Закон КР «О мирных собраниях» запрещает проводить мирные собрания вблизи (не менее 100 метров) объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями высоковольтной электропередачи, вблизи объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Мирные собрания могут проводиться спонтанно, без предварительного уведомления, также и с уведомлением о проведении собрания, т.е. предварительным оповещением о планируемом собрании государственных органов и органов местного самоуправления.
 
В свою очередь собрания (сходы) членов местного сообщества также носят своеобразный характер, не идентичный с собранием, предусмотренным в Законе КР «О мирном собрании», поскольку в собраниях (сходах) членов местного сообщества участвуют жители муниципалитета, которые обсуждают важные для них вопросы местного значения, т.е. это форма непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. Так, согласно Закону КР «О местном самоуправлении» (ст. ст. 7, 58 и 60), местное самоуправление осуществляется в форме представительного и непосредственного участия местного сообщества в местном самоуправлении. Если представительное участие местного сообщества в осуществлении местного самоуправления реализуется через местные кенеши, то непосредственное участие местного сообщества в реализации местного самоуправления осуществляется в форме:
 
  • обсуждения всех важных вопросов общественной и государственной жизни и вопросов местного значения на собраниях (сходах) членов местного сообщества;
  • выборов депутатов местных кенешей;
  •  проявления нормотворческой инициативы или участия в прямом голосовании по особо важным вопросам местного значения.
Более детально раскрывают суть собрания и сходов местного сообщества статьи 58 и 60 Закона КР «О местном самоуправлении», согласно которым собрания (сходы) членов местного сообщества проводятся как по инициативе членов местного сообщества, так и по инициативе ОМСУ, с целью учета мнений членов местного сообщества по вопросам, имеющим важное значение. Для заслушивания и обсуждения информации депутатов местного кенеша и его исполнительных органов проводятся собрания (сходы), общественные слушания с участием членов местного сообщества,проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций. Рекомендации собраний (сходов) рассматриваются органами МСУ с участием представителей (делегатов) от соответствующих собраний (сходов).
 
Как видно из положений вышеуказанных законов, мирные собрания и собрания (сходы) членов местного сообщества имеют разные цели и задачи, а также разный порядок их организации. Поэтому они не могут рассматриваться как одно целое.
 
Бектурган ОРОЗБАЕВ, юрист ИПР

Похожие материалы: