Муниципалитет Научно-популярный журнал

5 (127) 1 Июня 2022

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ

2022-02-22 / Участие граждан в МСУ
Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ

Органы МСУ в своей работе вынуждены заботиться о многих объектах инфраструктуры, ремонтировать их, а иногда и строить. Значительные средства местного бюджета расходуются как раз на эти цели. И никто не будет спорить с тем, что красивое здание становится красивым благодаря труду мастеров, а продукт выходит качественным от того, что его на совесть делают специалисты. Однако многие вещи в реальности оказываются не такими, как мы их себе представляем в своих мечтах и планах. Действительное положение дел зачастую требует специального контроля – от начала до конца. И не всегда у органа МСУ хватает времени, ресурсов и сил (а иногда и желания) проконтролировать качество работ. На помощь айыл окмоту приходят совместные (общественные) группы мониторинга и оценки. Они следят за тем, чтобы выполненные работы принимались в надлежащем качестве.

Само слово «мониторинг» стало использоваться в Кыргызстане с приходом проектов международных доноров, желавших контролировать выполнение мероприятий, на которые тратились их средства. За 30 лет независимости страны термин приобрел институциональную форму – сегодня любой серьезный проект или государственная программа включает в себя этот процесс.

Одним из результатов масштабной работы Проекта ГГПОМСУ стало распространение практики общественного мониторинга в органах местного самоуправления. С этой целью была создана законодательная база, разработаны учебные пособия о мониторинге и оценке, состоялись тренинги в 56 пилотных аймаках.

Основой для введения системы мониторинга и оценки (далее – МиО) стало обновление уставов местных сообществ. Типовой устав был утвержден Госагентством по делам госслужбы и МСУ. В нем расписаны основные положения мониторинга и оценки. Местные сообщества могут разрабатывать свои уставы по образцу.

Суть работы группы мониторинга в том, что они могут наблюдать за работой айыл окмоту, деятельностью общественных организаций, выполнением планов развития и местных инициатив, финансируемых из местного бюджета. Результаты своей работы они представляют депутатам айылного кенеша для принятия мер.

Органы МСУ и граждане хорошо приняли идею мониторинга мероприятий, органами МСУ. В группы мониторинга и оценки входят жители аймака, поэтому они называются «совместными группами мониторинга». По данным Проекта ГГПОМСУ, за период реализации проекта сформировано 26 совместных групп МиО, куда входит около 200 человек, из них 40% составляют женщины.

В Александровском айылном аймаке Московского района Чуйской области группу мониторинга возглавляет Разия ЛИВАЗА, руководитель общественного объединения «Щинщю» (на дунганском языке означает «звезда»). В 2017 году она прошла обучение Проекта ГГПОМСУ основам мониторинга.

В результате в Александровском АА обмануть ни местное самоуправление, ни граждан, недобросоветсные подрядчики не могут. «Проект ГГПОМСУ на своих тренингах учил прислушиваться к мнению граждан при принятии решений, – рассказывает Разия ЛИВАЗА. – Года четыре назад местные власти проводили тендер на поставку угля для школ айылного аймака. Когда увидели привезенное топливо, то были шокированы: вместо каменного угля мы увидели угольную пыль. Как можно ею отапливать помещения? Встретились с подрядчиками и потребовали, чтобы некачественный товар был заменен на надлежащий. Те, конечно, стали доказывать, что привезли добротный уголь. А я так и заявила: как привезли, так и увезете свой «нормальный» уголь. Конечно, мы не отстали от них, пока не получили то что надо».

Один из ее первых результатов мониторинговой работы пришелся как-раз на тот период, когда айыл окмоту выиграл стимулирующий грант министерства финансов в размере 3,5 млн сомов для препрофилирования начальной школы в детский сад. Разия вспоминает, что тот опыт мониторинга ее заставил по достоинству оценить важность общественного мониторинга: «Капитальный ремонт завершился, и нам нужно было провести мониторинг, – рассказывает Разия. – Когда мы пришли на объект, то ужаснулись увиденной картине. Стало ясно, что подрядчик сильно «сэкономил» на стройматериалах. Куски линолеума не стыковались друг с другом, на стенах уже появились трещины... Мы все это зафиксировали на видео и составили акт. Долго разбиралсь с недоразумением: строители говорили, что уже сдали объект, а айыл окмоту утверждал, что не принимал работы в таком виде. В итоге после приведенных нами убедительных доводов подрядчик устранил все недочеты».

Кок-Жарский айылный аймак Ноокатского района Ошской области также являлся пилотным в проекте ГГПОМСУ. Махабат МАМЫРОВА, депутат местного кенеша и руководитель группы мониторинга, на своем опыте убедилась, как важно сообществу принимать участие в мониторинге: «У нашей школы было старое деревянное ограждение. Через него могли пройти коровы или овцы, – рассказывает Махабат. – В школе на 15 сотках росли яблони. Гулящие по саду животные объедали листву и цвет деревьев, не давая им плодоносить. Случалось, что и на детей нападали. Поэтому на сельских сходах этот вопрос часто поднимали и педагоги школы, и родители. Наконец, нашлись средства на замену ограждения. И вот уже шли работы по замене сломанного штакетника на металлическое ограждение, деньги были выделены из местного бюджета. Члены группы мониторинга решили проверить, как идут работы у подрядчика. В глаза сразу бросился фундамент, на который уже была установлена новая изгородь. Выяснилось, что работы не соответствовали смете, а бетон был залит некачественно. Мы указали на недочеты  и потребовали от подрядчика все переделать. Строителям пришлось снести фундамент и залить его заново. С появлением прочного забора школа стала собирать хороший урожай из своего сада. Одну часть продает, другую – оставляет для приготовления компотов детям. Улучшилось качество школьных обедов – дети вместо чая пьют компот, что намного полезнее, едят яблоки. Деньги от продажи фруктов позволили школе снизить стоимость питания, что, соответственно, позитивно отразилось на расходах родителей».    

Тойчубай ПИРМАТОВ, председатель Кенеша депутатов Кок-Жарского айылного аймака Ноокатского района Ошской области рассказал еще об одном случае: «В селе Жийде была неправильно установлена печь в школьной котельной. Капитальный ремонт школы был включен в 2019 году в расходы государственного бюджета. Когда работы возобновились после пандемии, оказалось, что котельное оборудование не соответствует техническим нормам. Дело в том, при нагревании печи температура воды не достигает максимальной отметки. Мы попросили заменить печь. Пригласили специалистов из областного управления архитектуры, акима района и губернатора области. Подрядчики жгут свой уголь и доказывают, что все в порядке. Мы топим своим углем – печь не нагревается. Тогда они стали предъявлять претензии к качеству нашего угля. После долгих разбирательств, тем не менее, мы доказали свою правоту. Компания согласилась и попросила дать время на переустановку. Но пока будет изготовлена и установлена новая печь, наступит следующий отопительный сезон. Мы сказали, что будет испытательный период и для новой печи, а акт выполненных работ подпишем, если все будет нормально.

Важно, что при содействии Проекта ГГПОМСУ мы разработали новый устав айылного аймака, – рассказывает Тойчубай ПИРМАТОВ. – Устав у нас и раньше был, только не работал. Сейчас активные уставы есть у нас и в айылном аймаке Гулистан. Глядя на наши успехи в организации жизни сообщества, какую роль к этом процессе играет качественный, обсужденный с жителями устав, и другие аймаки хотят обновить свои уставы. Устав помогает избегать конфликтов при принятии решений. В нашем уставе расписано, например, сколько жителей должно принять участие в собрании, чтобы был принят отчет главы айыл башчы или главы айыл окмоту. Какие работы должен вести местный кенеш, а какие – айыл окмоту, каков порядок проведения бюджетных слушаний, регулирования спорных моментов. Устав – это наша «конституция».  

 

Похожие материалы: