Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана

2022-06-01 / Участие граждан в МСУ
Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана

Результаты исследования уровня доверия граждан Кыргызской Республики к органам местного самоуправления, удовлетворенности местными услугами и условиями участия граждан в процессе принятия решений.

Сколько бы ни говорилось про объективные трудности или ошибки органов МСУ, у граждан будет свое мнение о том, насколько плохо или хорошо они работают, насколько эффективно и толково решают проблемы местного сообщества, благоустраивают жизнь в городе или селе. И это мнение граждан крайне важно исследовать и изучать, а также корректировать в ответ на него национальную политику в сфере местного самоуправления и развития регионов, а также решения местного самоуправления. Если местные политики – депутаты местных кенешей, руководители органов МСУ – будут игнорировать эту «общественную температуру» отношения к ним со стороны населения, социальная стабильность общества окажется под угрозой.

Важно также понимать общественные настроения и политикам национального уровня – именно от них во многом зависит отношение граждан к МСУ, так как национальные политики формируют условия работы для органов МСУ. Кыргызская Республика уже столкнулась в 2010 году с критической ситуацией, когда недовольство народа властью во многом было порождено полной беспомощностью местных властей, лишенных полномочий и средств работать на благо местных сообществ, в результате нараставшей централизации управления. События 2020 года также показали, что низкая скорость перемен в сельских сообществах, неоправдавшиеся ожидания от обещаний центра и вызванное ими разочарование могут стать катализатором больших политических перемен.

Институт политики развития в рамках различных проектов и по собственной инициативе много лет проводит исследования отношения граждан к местному самоуправлению. В 2020 и 2021 годах социологический опрос был проведен силами ОсОО «Erfolg Consult» по заказу Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого Институтом политики развития. В ходе анализа результатов опроса, выполненного совместными усилиями ОсОО «Erfolg Consult» и ИПР, были использованы данные, полученные в ходе опросов предыдущих лет, проведенных в рамках различных проектов. 

Цель исследования заключалась в получении, изучении и аналитической интерпретации консолидированного мнения граждан Кыргызской Республики о местном самоуправлении как системе, включающей органы МСУ и их взаимоотношения с населением. Исследовались такие аспекты системы, как результаты работы, подотчетность и прозрачность органов МСУ; уровень коррупции органов МСУ и уровень доверия к ним населения; уровень удовлетворенности услугами, предоставляемыми органами МСУ и др.

Журнал «Муниципалитет» публикует краткие результаты исследования. Публикация адресована лицам, принимающим решения как на местном, так и на национальном уровне, исследователям, представителям НКО, государственных органов, партнеров по развитию и СМИ.

Полная электронная версия данного отчета на русском, кыргызском и английском языках, а также версия отчета ОсОО «Erfolg Consult» опубликованы на сайтах: www.vap.kg и www.dpi.kg

В отчете использованы цитаты бенефициаров Проекта ГГПОМСУ, подготовленные в ходе написания историй (сторителлинга) Иреной БАЙТАНОВОЙ по заказу Проекта ГГПОМСУ, полные тексты историй доступны в журнале «Муниципалитет», № 2, 2022 г., в том числе в электронном виде по адресу: www.municipalitet.kg

ОБРАЗ ОРГАНОВ МСУ В ВОСПРИЯТИИ ГРАЖДАН

  • Имидж органов МСУ страдает от ограниченности их способности ответить на ожидания граждан

Отношение граждан к органам МСУ напрямую зависит от финансовой способности органов МСУ решать проблемы сообществ. Органы МСУ действуют в условиях ограничений, главное среди которых – объем полномочий и финансирование их исполнения. В этом отношении показательно сопоставление динамики негативных эмоций граждан по отношению к органам МСУ и динамикой доходов местных бюджетов. Диаграмма А отражает наличие связи между долей граждан, испытывающих негативные эмоции к МСУ, и совокупным объемом местных бюджетов: чем ниже доходы местных бюджетов, тем больше разочарования и раздражения со стороны граждан и наоборот. Еще более яркое представление о связи бюджета с отношением граждан к МСУ дает диаграмма Б, демонстрирующая связь объема местных бюджетов с уровнем неудовлетворенности граждан работой органов МСУ. Почти 15 лет отмечается закономерность, согласно которой колебания уровня доходов местных бюджетов влияют на изменение уровня неудовлетворенности. Это крайне важное политическое сопоставление, поскольку недовольство работой местных властей выливается в недовольство властью в целом. Это  было хорошо заметно в 2010 году, когда именно слабость органов МСУ, полномочия и бюджеты  которых были резко урезаны в период 2008-2009 годов, во многом стала причиной недовольства народа тем, что жизнь на местах никак не улучшается. Поэтому недофинансирование местных бюджетов опасно, представляя собой угрозу социальной стабильности.

Диаграмма А. Динамика доли граждан, испытывающих негативные эмоции к органам МСУ, в сопоставлении с динамикой доходов местных бюджетов, 2015-20211 гг.

Диаграмма B. Динамика уровня неудовлетворенности работой органов МСУ в сопоставлении с динамикой объема доходов местных бюджетов, 2007-2021 гг. 

Граждане затрудняются определить свое отношение к органам МСУ и больше надеются на себя. До 2020 года большая часть граждан Кыргызской Республики испытывала по отношению к органам МСУ позитивные эмоции – вдохновение и оптимизм. Однако доля граждан, которые не испытывают никаких эмоций по отношению к органам МСУ, устойчиво росла, и в 2021 году впервые за всю десятилетнюю историю измерений превысила доли людей с позитивным и негативным отношением и достигла почти 40%, что почти в 4 раза больше, чем в 2015 году. Это говорит о том, что все больше людей не связывают условия жизни в сообществе с работой местного самоуправления и надеются только на себя. 

Уровень удовлетворенности граждан работой МСУ остается высоким, но снижается. Доля граждан, полностью или частично удовлетворенных взаимодействием с исполнительными органами МСУ, остается по-прежнему высокой и составляет 75,4%, то есть трое из четырех граждан Кыргызской Республики в той или иной мере удовлетворены работой местного самоуправления. Хотя, по сравнению с 2018 годом, в 2021 году этот показатель уменьшился  на 5,6%. Доля граждан, удовлетворенных взаимодействием с местными кенешами так же высока, хотя и ниже, чем с мэриями и айыл окмоту, - 71,6% против 75,4%.

  • Интерес и доверие к органам МСУ снижаются на фоне общего снижения доверия граждан к власти, но медленнее, чем к другим институтам

Интерес граждан Кыргызстана к работе органов МСУ медленно снижается, хотя все еще остается высоким. Интерес граждан к работе органов МСУ оставался в целом стабильно высоким на протяжении последних пятнадцати лет (с момента начала измерений). Фактически, трое из четырёх граждан Кыргызстана в той или иной степени интересуются делами МСУ, при  этом тех, кто активно интересовался, всегда было в полтора-два раза больше, чем тех, кто интересовался мало. Но до 2012 года наблюдался стабильный рост интереса граждан, а затем стал медленно, но стабильно снижаться, и в 2021 году составил 77%. 

Уровень доверия к органам МСУ остается относительно высоким, а если и сокращается, то в меньшей степени, чем уровень доверия к другим институтам. По сравнению с 2020 годом уровень доверия ко всем институтам власти и основных услуг упал, кроме трех: Аппарата Президента, Правительства и Жогорку Кенеша КР. Органы МСУ сохраняют свои позиции в середине рейтинга, снижение уровня доверия меньше, чем в отношении образования, здравоохранения и религиозных институтов, где уровень доверия упал на полбалла. Некоторое падение уровня доверия к органам МСУ (-0,13 балла) вызвано, в первую очередь, общей тенденцией снижения доверия граждан к власти в целом, во вторую – неудовлетворенностью населения в отношении квалификации депутатов местных кенешей и муниципальных служащих, а также недоверием к партийной системе местных выборов. Несмотря на то, что удовлетворенность взаимодействием с исполнительными органами МСУ – мэриями и айыл окмоту – выше, чем с местными кенешами, в перспективе абсолютное большинство граждан хотят напрямую выбирать глав исполнительных органов МСУ.

Читать полностью...

 

Похожие материалы: