Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Общественные слушания «Формирование местного бюджета на 2013 год» в селах

2012-09-30 / Участие граждан в МСУ

В июне 2012 года в рамках проекта ГГПОМСУ прошли общественные слушания по формированию бюджета на 2013 год.

 

В июне 2012 года в трех пилотных айылных аймаках (Торт-Кульский, Ивановский и Ленинский) в рамках проекта ГГПОМСУ прошли общественные слушания по формированию бюджета на 2013 год. Данные слушания отличались тем, что продемонстрировали хорошую связь органов МСУ, в лице глав и депутатов местного кенеша, с населением, что выразилось в виде дополнений и изменений в проект бюджета на 2013 год.
 

 

Качественный состав участников общественных слушаний 
 
В трех слушаниях приняли участие представители различных слоев населения из всех сел каждого айылного аймака: депутаты местного кенеша, лидеры сообщества, руководители учреждений и организаций, служащие и простые граждане, среди которых фермеры, учителя, домохозяйки, пенсионеры и безработные. Общее число участников составило 248 человек. Это достаточно много, учитывая, что сельские жители в тот момент были заняты на полевых работах. Аспекты гендерного равенства превзошли все ожидания: в слушаниях участвовали 130 женщин и 118 мужчин. Активное участие в слушаниях приняли сотрудники аппаратов айыл окмоту.
 
К большому сожалению, депутаты местных кенешей не проявили к нынешним слушаниям должного внимания, хотя формирование бюджета на следующий год – один из важных вопросов в деятельности всего муниципалитета. 
 
Подготовка и информационная кампания 
 
В ходе подготовки к общественным слушаниям специалисты айыл окмоту разработали краткое описание бюджета, организовали информационную кампанию среди населения села, которая включала распространение пригласительных билетов, вывешивание плакатов с краткой информацией о планируемом мероприятии в каждом селе. В день проведения слушаний, с утра и до начала мероприятия, сотрудники АО объехали с рупором села, приглашая население принять участие в слушаниях, а в ходе обсуждения участникам была предоставлена подробная информация по статьям планируемых финансовых расходов и доходов местного бюджета в 2013 году:
 
• о  доходах:  общегосударственные налоги, местные налоги и сборы, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, трансферты (категориальный грант, выравнивающий грант, стимулирующий грант), средства, передаваемые из республиканского бюджета, арендная плата за земли ФПС;
 
• о расходах: государственные услуги общего назначения (деятельность аппарата АО и айылного кенеша), образование, общественный порядок, культура и спорт, социальная защита, ЖКХ (благоустройство села), коммунальные услуги, окружающая среда, прочие расходы.
 
Вместе с жителями айылного аймака руководство сельских муниципалитетов в процессе слушаний обсудило множество вопросов и выслушало предло-жения своих сельчан по многим статьям доходов и расходов проекта бюджета на 2013 год.
 
Планы по доходам местных бюджетов
 
Планы по доходам пилотных муниципалитетов в отношении бюджета 2013 года выглядят следующим образом: 
 
Торт-Кульский АА: общий объем планируемых на 2013 год доходов составляет 20 823,3 тыс. сомов; из них 95% бюджета составляют трансферты из республиканского бюджета (категориальный и выравнивающий гранты) и только 5% (917 тыс. сомов) – это собственные доходы МСУ;
 
Ивановский АА:  общий бюджет планируемых на 2013 год доходов составляет 43 977 тыс. сомов; из них 72% бюджета составляет категориальный грант из республиканского бюджета и 28% (12 383,3 тыс. сомов) – это собственные доходы МСУ;
 
Ленинский АА: общий бюджет планируемых на 2013 год доходов составляет 22 897,7 тыс. сомов; из них 91% бюджета составляют трансферты из республиканского бюджета и 9% (1 872 тыс. сомов) – это собственные доходы МСУ. Несмотря на маленький бюджет села, Ленинский АА ставит перед собой достаточно смелые планы. Например, в рамках грантовой помощи по проекту ГГПОМСУ на закупку техники (трактор) айылный аймак, хотя является дотационным, планирует в качестве софинансирования внести 500 тыс. сомов из собственных доходов местного бюджета (об этом подробно расскажем в следующих выпусках журнала). 
 
Вопросы и предложения по проектам местных бюджетов
 
Многие статьи доходов и расходов вызвали больший интерес участников слушаний, бурные обсуждения, в результате которых были внесены изменения и дополнения в проект бюджета на 2013 год. В основном во всех трех муниципалитетах изменения и дополнения коснулись расходной части проекта бюджета.
 
Торт-Кульский АА 
 
Оживление вызвала тема «расходы аппарата АО», в части пункта «отстрел собак и волков», на что в 2011 г. было выделено 5 тыс. сомов, в 2012 г. – 10 тыс. сомов, а теперь после бурных дискуссий население требует вместо планируемых 20 тысяч –  25 тыс. сомов. На это начальник финансово-экономического отдела айыл окмоту напомнила участникам о том, что увеличение одной статьи возможно только за счет сокращения другой. Тогда от населения поступили предложения о сокращении статьи расходов «Государственные услуги общего назначения» в части «прочие расходы», куда планировалось направить 66,0 тыс. сомов. Население посчитало, что статья «прочие расходы» неоправданно велика и может быть смело сокращена в пользу необходимых статей. Также граждане предложили сократить статью «Культура и спорт» в части расходов на праздничные мероприятия, куда планировалось направить 85 тыс. сомов (хотя некоторая часть участников слушаний, напротив, предложила изыскать средства на празднование Дней учителя, матерей, Праздник последнего звонка). В то же время сельчане предложили увеличить сумму расходов на спортивные мероприятия с 11 до 20 тыс. сомов за счет сокращения тех же праздничных мероприятий. 
 
Депутат местного кенеша поднял вопрос о социальных расходах, куда планируется направить всего 25,0 тыс. сомов: он предложил увеличить помощь воинам-афганцам, так как нынешние социальные выплаты данной категории граждан в сумме 5 тыс. сомов для семи воинов-афганцев села являются несущественными, их необходимо увеличить до 7 тыс. сомов. 
 
Ивановский АА
 
В отношении доходной части бюджета граждане задали вопрос: «Почему поступления от налога на землю запланированы на 2 млн. сомов меньше в сравнении с прошлым годом, ведь земель меньше не стало»? Также людей интересовало, почему уменьшились доходы по статье «прочие неналоговые поступления»? Ответ: в 2012 году суммы поступлений были указаны «сверху» и были завышены, а в этом году айыл окмоту самостоятельно рассчитал реальные поступления. На это один из участников слушаний заметил, что вопрос с «контрольными цифрами» «сверху» нужно решать, отказываясь от такой практики, сообщество само должно планировать свой бюджет руками органов МСУ. Замглавы АО ответил, что нынешний проект бюджета на 2013 год построен самостоятельно органом МСУ без контрольных цифр.
 
Далее участники слушаний высказали замечание относительно уборки мусора: «Доходы от уборки мусора в 2013 году должны быть выше суммы за 2012 год, но мусор не убирается. Почему растет сумма поступлений?». На что замглавы АО пообещал, что в будущем году проблема уборки мусора решится, в том числе с помощью поддержки Проекта ГГПОМСУ, который помогает аймаку приобрести мусороуборочную технику (трактор без прицепа).
 
Граждане также предложили оптимизировать расходную часть бюджета. Так, один из депутатов местного кенеша внес конструктивное предложение по разделу ЖКХ – сократить статью «прочие расходы», куда планируется выделить 1 855 тыс. сомов, а средства направить на ремонт дорог, увеличив расходы на эти цели со 150 до 500 тыс. сомов. Также поступило предложение увеличить суммы расходов на День пожилых людей, День матерей и День защиты детей за счет сокращения статьи «приобретение музыкальной аппаратуры» со 196,3 тыс. до 100 тыс. сомов. 
 
Ленинский АА
 
Население предложило увеличить расходы на статьи «резервный фонд» и «особые случаи» за счет сокращения канцелярских расходов на 20 тыс. сомов, и автотранспортных расходов на 26,5 тыс. сомов.
 
По социальным вопросам население предложило предусмотреть новые расходы для воинов-баткенцев, 19 инвалидов июньских событий 2010 года, ветеранов в тылу, а также увеличить выплаты воинам-афганцам.
 
Участники слушаний предложили сократить статью расходов на выплату долга ПМК и добавить 40,0 тыс. сомов на статью «социальные расходы».
 
Также жители внесли предложение об изыскании денежных средств в размере 100 тыс. сомов на покупку трансформатора и ремонт дорог.
 
Учитывая прошлогодний опыт неэффективного использования средств на статью «озеленение», аксакал села предложил из этой статьи, куда планируется направить 80 тыс. сомов, половину потратить на покупку насосов и решить проблему питьевой воды.
 
 Органы МСУ взяли на заметку все предложения и замечания, пообещав обязательно вынести эти вопросы на сессию местного кенеша.
 
«Трудные» вопросы 
 
В ходе слушаний прозвучал ряд вопросов, которые вызвали горячие дискуссии среди участников. Например, в Торт-Кульском АА, по словам председателя суда аксакалов Толомуша Аралбаева, актуальна проблема дорог, по которым стало невозможно не только ездить, но и ходить. Аксакал предложил собрать всех, относящихся к этой сфере специалистов, население, депутатов и сообща обсудить возможность выделения денежных средств из бюджета для решения проблемы. На это предложение один из старост сел возразил: «Многие жители села переименовали улицы в честь своих родственников, за что пообещали местному кенешу ухаживать за этими улицами, но не делают этого, поэтому необходимо спрашивать за качество дорог с них». Разгорелся спор, так как, с одной стороны, решением кенеша улицы разрешили переименовать с условием ухаживать за ними, с другой стороны, улицы – это прямая задача местного самоуправления (дела местного значения). 
 
Руководство айыл окмоту еще раз постаралось подробно остановиться на планируемых расходах по статье «ЖКХ», куда всего выделено 152 тыс. сомов, из них 100 тыс. на уборку мусора, 50 тыс. на строительство ямы Беккера и только 2 тыс. сомов на очистку дорог, чего явно недостаточно. В итоге проблема дорог внутри села осталась нерешенной. 
 
Журнал «М» попросил дать комментарии по этому вопросу юриста ИПР:
 
В соответствии со статьей 18 Закона КР «О местном самоуправлении», обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах относится непосредственно к ведению органов МСУ как вопрос местного значения.
 
Согласно статье 7 Закона КР «О географических названиях в Кыргызской Республике», наименование и переименование проспектов, аллей, площадей, городских или сельских парков, бульваров, улиц и переулков осуществляется органами местного самоуправления по решению местных кенешей. Порядок наименования и переименования указанных объектов регламентируется Положением «О порядке наименования, переименования географических объектов, учете и регистрации географических названий в Кыргызской Республике» (утверждено пост. Прав. КР от 19 августа 2008 года № 467).
 
Следовательно, решение местного кенеша о возложении ответственности за обеспечение функционирования муниципальных дорог (на переименованных улицах) на физических и юридических лиц, ходатайствовавших о наименовании или переименовании улиц, противоречит статье 18 Закона КР «О местном самоуправлении». Решение о переименовании принимает сообщество через, и это его право. Нельзя налагать на сообщество какие-либо дополнительные обязательства в связи с инициативой по переименованию. Поэтому орган МСУ должен ответственно подходить к таким инициативам, не надеясь, что с помощью переименования он может снять с себя ответственность за решение вопросов местного значения.
 
Большие споры вызвал вопрос, касающийся доходной и расходной части на образование по Ивановскому АА. Один из активных депутатов местного кенеша высказал мнение: «Почему из местного бюджета, из собственных доходов МСУ вы изымаете более 4,5 млн. сомов на образование, тогда как школы получают достаточно денег из республиканского бюджета?». Ответ замглавы АО: «Категориальный грант республиканского бюджета рассчитан только на заработную плату учителям и отчисления в Соцфонд. Но кроме этих расходов, школам требуется материально-техническое обеспечение, текущие и капитальный ремонты, закупка различного оборудования. Поэтому сумма категориального гранта недостаточна для покрытия всех расходов по обеспечению школ. Тем более, на основании ПП КР от 20 сентября 2011 года «О переводе общеобразовательных организаций на подушевой принцип финансирования», необходимо выделять дополнительно денежные средства из местного бюджета». В продолжение этой темы один из участников поинтересовался: «Указываются ли в доходе бюджета те деньги, которые школы собирают с родителей?». Это важный вопрос, он относится к теме прозрачности школьных бюджетов.
 
Комментарий журнала «М»:
 
Многих людей раздражает то, что «львиная» доля местного бюджета (72% доходов и 77% расходов) приходится на статью «образование», учитывая, что часть расходов финансируется не за счет категориального гранта, а за счет местного бюджета в сумме 4 531,6 тыс. сомов. При этом, когда речь идет о прозрачности бюджетного процесса в целом, то все доходы и расходы бюджета должны указываться до копейки, и люди должны о них знать. Органам МСУ необходимо проводить активную работу по просвещению населения в области бюджетного процесса, как можно чаще проводить общественные мероприятия по проблемным вопросам. И очень жаль, что школы Ивановского АА отказались от проведения общественных слушаний, как это сделали школы Торт-Кульского и Ленинского айылных аймаков в рамках проекта ГГПОМСУ, где финансирование образования стало открытым и прозрачным, соответственно, вопросы и напряжение среди населения сняты. А для Ивановского АА эта область осталась нерешенной и недосказанной, все вопросы остались открытыми.
 
Достигнутые успехи 
 
В чем особенность слушаний  Торт-Кульского АА?
 
Как отметил глава Торт-Кульского АО, на этот раз в слушаниях приняли участие много новых граждан села, которые до этого не принимали участия в аналогичных мероприятиях. Эксперты ИПР считают, что орган МСУ Торт-Кульского АА сегодня – это образцовый сельский муниципалитет Кыргызстана, эффективно применяющий на практике полученные знания и опыт в области вовлечения граждан в бюджетный процесс. 
 
В чем особенность слушаний Ивановского АА?
 
Судя по высказываниям некоторых представителей общественности после обсуждения, данное слушание явилось достижением для Ивановского АА. По сло-вам депутата местного кенеша Мурата Адылова, – это большая победа для всего сообщества Ивановского АА, слушания прошли более конструктивно, чем когда-либо. Люди стали хоть немного прислушиваться друг к другу. Кроме этого, депутат признался, что с момента реализации проекта ГГПОМСУ даже члены бюджетной комиссии, не говоря уже о депутатах местного кенеша, стали лучше понимать бюджетный процесс: из чего состоит бюджет, как формируются и расходуются средства, почему необходимо проведение обсуждений. Журнал «М» попросил заместителя главы Ивановского АА Канатбека Алиева ответить на вопрос: «Правильно ли население понимает бюджет в целом?» Ответ: «На слушаниях присутствовали люди, связанные с бюджетным процессом, – руководители учреждений и организаций. Раньше на аналогичных мероприятиях кипели нешуточные страсти, даже депутаты и члены бюджетной комиссии не могли прийти к согласию, выясняя взаимоотношения на высоких тонах. Так случалось, как оказалось, из-за непонимания сути бюджета. На нынешних слушаниях все члены бюджетной комиссии практически со всеми статьями проекта бюджета согласны, кроме этого, они в последнее время начали проводить разъяснительную работу по вопросам бюджета среди других депутатов и населения».
 
В чем особенность слушаний Ленинского АА?
 
В общественном слушании Ленинского АА приняло участие рекордное, с учетом летних полевых работ и отпусков, количество людей – 110 человек.
 
Состоялся конструктивный диалог органов МСУ с населением, результатом чего явились внесенные конкретные изменения в следующие статьи расходной части бюджета на 2013 год: увеличить поступление средств на резервный фонд, социальные расходы, расходы ЖКХ, статью «культура и спорт»; сократить статьи «прочие расходы», «выплата долга ПМК» и статью «озеленение», и многое другое. Ленинский АА достиг большого прогресса в улучшении взаимопонимания органов МСУ с населением, когда сообща, без взаимных упреков и обвинений, люди взвешенно и мудро высказывали свои замечания и предложения. 
 
Журнал «М» попросил главу Ленинского АА Чолпонбека Мурзаканова ответить на вопрос: «Правильно ли население понимает бюджет в целом?»
 
Ответ: «Раньше наши оппозиционеры постоянно критиковали работу АО, не зная сути и размера нашего бюджета, а эти слушания показали, насколько полезно говорить друг с другом, слушать друг друга. Лидеры-оппозиционеры уже не в оппозиции, они поняли, куда и какие деньги тратятся, можно смело сказать, что мы пришли к взаимопониманию. Кроме этого, даже некоторые сотрудники аппарата АО не понимали бюджета, а теперь все для них стало понятно, особенно по вопросам заработной платы». 
Гуляим Шамшидинова,
Азамат Мамытов

 

Похожие материалы: