Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Результат апробации социального заказа: уровень доверия к органам МСУ вырос

2015-09-24 / Муниципальный социальный заказ
Результат апробации социального заказа: уровень доверия к органам МСУ вырос

В реализации муниципального социального заказа ключевую роль играют неправительственные организации.Именно они становятся исполнителями заказа, предлагая органам управления решения актуальных социальных проблем и выигрывая гранты на конкурсной основе для их реализации. Чтобы механизм муниципального социального заказа реализовался в сообществе, необходимо, чтобы органы МСУ были готовы доверить НКО реализацию социального проекта: доверить выбор путей решения проблемы и деньги местного бюджета на выполнение проекта. С другой стороны, в сообществе должно работать достаточное количество НКО, чтобы обеспечить качественные проектные предложения и конкуренцию при проведении конкурса. И сами НКО должны быть заинтересованы в решении вопросов местного значения в их социальном контексте. Иными словами, должен существовать определенный уровень доверия и сотрудничества между органами местного самоуправления и неправительственными организациями.

Чтобы оценить этот уровень, а также понять, насколько он изменится под влиянием Проекта GIZ/Fonds по МСЗ, пилотные муниципалитеты провели опрос среди инициативных групп граждан, результаты которого представлены ниже. Первый раунд опроса был проведен весной 2014 года, когда муниципалитеты и НКО только приступали к сотрудничеству, второй – в конце лета 2015-го, когда проекты в рамках социального заказа.уже завершались. Результаты представлены ниже.В 2015 году было опрошено 190 человек – представителей органов МСУ, неправительственных организаций, студентов и учащихся, представителей бизнеса, домохозяйств. Основные выводы:
 
  • в целом доверие населения к местному самоуправлению остается на достаточно высоком уровне, при этом наблюдается значительное повышение уровня доверия к ОМСУ со стороны НКО;
  • органы МСУ стали чаще прислушиваться к гражданскому обществу в решении вопросов местного значения, цели органов МСУ стали лучше соответствовать потребностям местного сообщества;
  • выросла оценка уровня сотрудничества организаций гражданского общества и активистов с органами МСУ;
  • число людей, готовых доверить некоммерческим организациям оказание местных услуг населению в социальной сфере, возросло.
Взаимодействие органов МСУ с НКО, доверие друг к другу, понимание и поддержка стали выше. Это подтверждает, что НКО доказали свою способность оказывать услуги. Однако для того, чтобы в полной мере пользоваться преимуществами муниципального социального заказа, органам МСУ в партнерстве с НКО, СМИ важно проводить работу по информированию населения об использовании данного механизма. Доверие населения к МСУ остается стабильно высоким, а со стороны НКО доверие к органам МСУ растет В целом органы местного самоуправления пользуются самым высоким доверием граждан. Индекс личного доверия граждан к государству, ежегодно рассчитываемый Национальным статистическим комитетом2, из года в год доказывает, что местному самоуправлению граждане доверяют больше, нежели почти всем остальным частям системы управления в стране .Так, по результатам 2013 года органы местного самоуправления заняли в рейтинге личного доверия граждан вторую строку, уступив лишь Министерству образования и науки КР. К концу 2014 года органы МСУ сумели подняться на первое место.
 
Результаты опроса в рамках Проекта GIZ/Fonds по МСЗ подтверждают данные Национального статистического комитета: уровень доверия граждан к органам местного самоуправления был высоким в 2014 году, а в 2015 году он повысился на 14%.Важно отметить, что рост доверия к органам МСУ со стороны НКО сильно изменился. Так, в 2014 году только среди респондентов от НКО было значительное число тех, кто сказал, что не доверяют НКО – 18,2%. А в 2015 году уровень доверия именно у этой аудитории достиг абсолютного максимума – 100%.Органы МСУ стали чаще прислушиваться к гражданскому обществу в решении вопросов местного значения, цели органов МСУ стали лучше соответствовать потребностям местного сообщества.Чтобы понять, насколько органы МСУ и организации гражданского общества прислушиваются друг к другу в решении проблем общественного значения, целесообразно рассмотреть разницу в восприятии друг друга между НКО и МСУ. А разница была в 2014 году и остается в 2015-м, но в 2015 году НКО и ОМСУ "поменялись местами".
 
Если в 2014 году представители айыл окмоту более оптимистично оценивали уровень общения с НКО – 66 процентов из них соответственно считали, что полностью прислушиваются к НКО в решении вопросов местного значения, и только 27 процентов представителей НКО разделили мнение органов МСУ. В 2015 году уже 85,4 % представителей ОМСУ сказали, что прислушиваются к гражданскому обществу, а со стороны НКО все 100% респондентов подтвердили это. Таким образом, можно говорить, что Проект GIZ/Fonds по МСЗ повлиял на ситуацию с восприятием сотрудничества между сторонами через внедрение механизма социального заказа. Теперь НКО также верят в сотрудничество с органами МСУ, как и сами органы МСУ. При том, что в целом оценка совпадения целей и ценности ОМСУ с потребностями местного сообщества осталась на уровне 60%, эта оценка со стороны органов МСУ и НКО совпала в 2015 году и составила по 75% у обеих групп респондентов. Выросла оценка уровня сотрудничества организаций гражданского общества и активистов с органами МСУ Участникам опроса было предложено по десятибалльной шкале оценить уровень сотрудничества органов МСУ с организациями гражданского общества – НКО.
 
При этом респондентам были предложены различные формы этого сотрудничества . В 2015 году по всем предложенным вариантам сотрудничества были получены более высокие оценки. Наиболее высоко – в 8,2 балла – было оценено стремление органов МСУ отчитываться о своей деятельности, что говорит о повышении уровня информационного обмена между органами МСУ и населением, который всегда положительно сказывается на уровне доверия. На 8 баллов оценивается стремление органов МСУ поддерживать поиск ресурсов для реализации инициатив НКО. В этом нет ничего удивительного, айыл окмоту и мэрии действительно охотно подписывают письма поддержки проектов НКО, а в рамках Проекта в партнерстве с НКО занимались поисками дополнительных ресурсов, в том числе и для обеспечения устойчивости предоставления услуг. На третьем месте – способность органов МСУ менять свое поведение, если их критикует население, оцененная в 7,9 балла. Эта способность говорит о повышении уровня подотчетности органов МСУ, налаживании обратной связи с населением.
 
В целом же все группы участников опроса в 2015 году присудили сотрудничеству МСУ и НКО 7,5 балла из десяти возможных, что на 1,1 балла выше прошлогоднего показателя (6,4 балла). Число людей, готовых доверить некоммерческим организациям оказание местных услуг населению в социальной сфере, выросло Важным достижением Проекта GIZ/Fonds по МСЗ можно смело назвать тот факт, что людей, готовых доверить некоммерческим организациям оказание местных услуг в социальной сфере, стало больше! Сторонников такого подхода стало значительно больше среди представителей исполнительных органов МСУ и НКО, т.е. на 27% и 9% соответственно. Проект не только повысил уровень доверия к НКО со стороны ОМСУ (с 45,45% до 72%), но и уровень уверенности в своих силах со стороны НКО, т.к. все 100% респондентов от имени НКО считают, что общество готово к этому Результаты опроса показывают значительное улучшение уровня взаимопонимания и взаимо-действия между органами МСУ и НКО.
 
Однако эти улучшения в органах МСУ наблюдаются преимущественно со стороны исполнительных органов,но не депутатского корпуса. К примеру, если среди исполнителей от МСУ, готовых передать НКО услуги, стало 72%, то среди депутатов-33,3%. Аналогичные, хотя и не такие разительные, расхождения в оценках наблюдаются в отношении совпадения целей ОМСУ с потребностями сообществ (АО/мэрия – 75%, местный кенеш – 66,7%) и стремлением прислушиваться друг к другу (АО/мэрия – 85,4%, местный кенеш – 83%). Вероятно, этот факт объясняется тем, что в Проекте более активно участвовали представители АО и мэрии, а размещение и реализация социальных заказов связаны с управленческой и даже операционной деятельностью, что относится к компетенции исполнительных органов. Когда исполнительные органы правильно отчитаются перед местным кенешем о работе по размещению социального заказа, об использовании бюджетных средств на решение приоритетной социальной проблемы избирателей – жителей 10 аймаков и города, то, вероятно, будет больше депутатов, готовых доверить услуги некоммерческим организациям. Для того,чтобы это произошло, исполнительным органам необходимо усовершенствовать информационный обмен как с местным кенешем, так и с местным сообществом, со СМИ.