Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Кара-Балта: Государственный социальный заказ позволил мэрии сделать рывок в решении социальных проблем

2021-12-17 / Муниципальный социальный заказ
Кара-Балта: Государственный социальный заказ позволил мэрии сделать рывок в решении социальных проблем

Элчибек СУЕРКУЛОВ, экономист-статистик мэрии г. Кара-Балты

Описание проблемы

Кара-Балта – крупный региональный центр притяжения для внутренних мигрантов. По официальным данным, в городе проживает 48278 человек, в том числе 26011 женщин, состав населения многонациональный. Плотность населения высокая, очень много приезжих как из ближайших сел, так и из других районов и областей. Высокая плотность населения делает все более острой проблему поддержки уязвимых слоев населения, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся  в индивидуальном уходе, в том числе пожилых  людей. Порой, попав в трудную ситуацию, которую необходимо решать быстро, человек не знает,  куда обратиться. Из-за внутренней миграции  растет количество случаев заболеваний ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и др., увеличился рост  нуждающихся, больше стало людей обращаться за помощью в мэрию.

Поиск решения: новый инструмент управления

Городские власти обладают ограниченными ресурсами и не всегда могут оперативно прийти на помощь гражданину. Прежде всего, не хватает кадров, поскольку численность сотрудников мэрии ограничена, не рассчитана на такое количество обращений. В поисках решения органы МСУ Кара-Балты обратились к относительно новому, но уже хорошо зарекомендовавшему себя инструменту управления – государственному социальному заказу1

Первым шагом стала разработка Программы государственного социального заказа (ГСЗ) на 2019- 2023 гг., которая вошла в Программу социально-экономического развития (ПСЭР) г. Кара-Балты (см. пункт 4.3 Программы социально-экономического развития г. Кара-Балты на 2018-2023 гг.). В основу Программы ГСЗ были положены результаты исследования нужд и потребностей населения в социальных услугах, а также предложения граждан. В рамках исследования проведено 5 сходов, в которых приняли участие 150 человек. Также были проведены общественные слушания по проекту Программы социально-экономического развития (ПСЭР) в части реализации Программы ГСЗ, в которых приняли участие 350 жителей Кара-Балты. В ходе слушаний от участников поступило около 100 вопросов и предложений, которые они изложили на специально подготовленных для этих целей бланках. 

В результате проведенных мероприятий депутаты городского кенеша утвердили Программу ГСЗ и определили объем финансирования из местного бюджета в сумме 500000 сомов для реализации следующих приоритетных направлений социального развития и поддержки:

  • поддержка уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в индивидуальном уходе, в том
    числе пожилых людей;
  • профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
  • помощь женщинам, пострадавшим от семейного насилия, детям, оставленными родителями, и детям с инвалидностью.

Реализация государственного социального заказа 

Были созданы рабочая группа из семи человек и грантовая комиссия из 10 человек, в состав которых вошли сотрудники мэрии, депутаты и лидеры местного сообщества. Рабочая группа разработала Положение о грантовой комиссии, обнародовала объявление о проведении конкурса ГСЗ через соцсети и местную газету. На конкурс подали заявки две неправительственные организации (НПО) по одной тематике «Поддержка уязвимых людей города, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в индивидуальном  уходе, в том числе пожилых людей». 

На основе решения конкурсной комиссии ОФ  «Поверь в себя» реализовал проект «Экспресс-помощь». В рамках проекта ОФ «Поверь в  себя» провел анкетирование при содействии квартальных для выявления нуждающихся. Анкетирование проводилось индивидуально, т.е. каждого человека приглашали отдельно в определенное время, при необходимости выезжали на место. Далее, в зависимости от проблемы, перенаправляли в социальные службы, оказывали необходимую помощь в виде консультаций психологического и юридического характера, гуманитарного пакета и т.д. 

В ходе реализации проекта социальный работник мэрии также был вовлечен в процесс: консультировал, вел необходимую переписку с представителями государственных органов. 

В процессе внедрения ГСЗ, согласно техническому заданию, члены грантовой комиссии вели мониторинг проводимых мероприятий. 

В результате помощь получили 1172 человека из 320 семей (637 взрослых и 535 детей). Самой молодой участнице проекта было 19 лет – она пострадала от семейного насилия. После того как муж выбросил ее из окна, молодую женщину парализовало, она осталась инвалидом. Самым пожилым участником проекта стал одинокий пенсионер, в возрасте 96 лет, которого привела соседка.

В настоящее время проводится работа по еще двум направлениям Программы ГСЗ:  профилактике употребления психоактивных веществ среди молодежи; помощи женщинам, пострадавшим от семейного насилия, и детям, оставленными родителями, а также лицам с инвалидностью, включая неблагополучные семьи, неполные и трудовых мигрантов.

Финансирование 

Бюджет программы ГСЗ предполагал финансирование направлений в следующей пропорции:

  • направление «Поддержка уязвимых людей города, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в индивидуальном уходе, в том числе пожилых людей» – 250 тысяч сомов;
  • направления «Профилактика употребления психоактивных веществ среди молодежи» и «Помощь женщинам, пострадавшим от семейного насилия, и детям, оставленными родителями» – 250 тысяч сомов 
    (продолжается реализация). 

Экономическая эффективность

Практика Кара-Балты еще раз доказала, что механизм ГСЗ позволяет увеличить финансирование решения социальных проблем за счет активности НКО-исполнителя. В данном случае увеличение финансирования по одному направлению составило около 33 процентов (без учета нефинансового вклада): вклад местного бюджета составил 250000 сомов, дополнительный вклад, полученный усилиями исполнителя ГСЗ, – более 82 206 сомов деньгами, а также вещами и обувью. Во время реализации проекта «Экспресс-помощь» Общественный фонд «Поверь в себя» привлек доноров и получил дополнительную помощь в виде продуктовых пакетов, новогодних подарков, вещей (от Глобального экологического фонда  Программы развития Организации Объединенных Наций, UNAIDS). Вклад Общественного фонда «Поверь в себя»: обеспечение 125 участников проекта бывшими в употреблении вещами и обувью; покрытие расходов мобильной связи в размере 400 сомов из личных средств каждый месяц работы, волонтерский труд – для выполнения индикаторов по восстановлению паспортов для 10 клиентов, сотрудники проекта работали 2 месяца безвозмездно и выполнили поставленную задачу.

271 участник проекта получил практическое пособие «Имеешь право»  в виде брошюр по  консультационной юридической помощи для граждан, нуждающихся в социальной поддержке  (каждый получатель социальных услуг).

Социальная эффективность

Проект сумел привлечь внимание к проблемам уязвимых групп большое число граждан, многие НКО стали заниматься социальными проблемами. Люди нашли способ помочь ближнему, например, жительница г. Кара-Балта Виктория ХАПЕРСКАЯ,  узнав о проекте «Экспресс-помощь», передала  нуждающимся вещи и обувь, а в общей сложности помощь от горожан в виде вещей и обуви получили 125 человек.

Восстановлены паспорта 10 граждан, что позволило вернуть им их гражданские права. Большинство этих людей не имели паспортов около 30 лет, потеряв паспорта советского образца и не сумев получить новые. Из-за отсутствия паспортов эти граждане не могли получить соответствующие государственные услуги, защитить и реализовать свои права: получить бесплатную медицинскую помощь, устроиться на работу, оформить инвалидность, пенсию или пособие, прописаться, оформить брак, оформить документы на детей и др. Умид ШУКУРОВ,  директор Общественного фонда «Поверь в себя»:  «Сегодня отсутствие паспорта лишает человека возможности пользоваться своими гражданскими правами. Без паспорта люди не могут прописаться, оформить пособия и получить пенсии, получить вакцину от COVID-19. Получается, что не имеющий паспорта гражданин попросту не существует в нашем обществе. Самостоятельно получить паспорт человеку из социально уязвимой группы населения практически невозможно, так как взаимодействие между госструктурами в этой сфере очень сильно бюрократизировано и не синхронизировано. Поэтому мы акцентировали все свое внимание на решении этих проблем. Я считаю, что реализация проекта «Экспресс-помощь» была успешной, совместно с мэрией через механизм ГСЗ мы смогли добиться огромных результатов. Надеюсь, что впереди у нас еще будут подобные проекты». 

Павел БЕРЕЗОВСКИЙ, бенефициар, получивший услугу: «В надежде начать новую жизнь после освобождения из мест лишения свободы, я понял, что назад пути нет, но начать новую жизнь не давала одна проблема – отсутствие гражданского паспорта. Чтобы получить паспорт, нужна была прописка, а чтобы где-то прописаться – нужно жилье, чтобы снять или купить жилье – нужны деньги, а чтобы заработать – нужна приличная работа, чтобы устроиться на нормальную работу, нужен паспорт. Замкнутый, проклятый круг, из которого не было выхода. И тут через знакомых я узнал, что Общественный фонд «Поверь в себя» помогает людям получить паспорт. Я обратился к сотрудникам организации, и мне помогли. Впервые за двадцать лет по-настоящему мне кто-то помог! В результате я получил паспорт, без которого я жил почти 30 лет. Теперь я могу начать новую жизнь, могу устроиться на нормальную работу, получить медицинскую помощь, снять жилье. Я очень благодарен людям, которые помогли мне получить паспорт».

Исмаил ЗУЛЬЯРОВ, бенефициар, получивший услугу: «Из-за отсутствия паспорта я не мог устроиться на работу, пенсию по инвалидности не оформляли, даже в другой город Кыргызстана выехать не мог. При виде милиционера я каждый раз пугался. Сегодня я очень счастлив, потому что мне помогли получить паспорт! Теперь моя жизнь изменится к лучшему!». 

Социальные работники также предоставляли психологическую и эмоциональную поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, давали информацию и предлагали адресную помощь в решении социальных проблем. Консультации касались разрешения таких проблем, как потеря работы, финансовые трудности и безденежье, беспокойство о членах семьи, плохое социальное обеспечение, питание и жилье, нарушение личных прав человека, стигма и дискриминация, а также юридические аспекты. 

Татьяна БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, бенефициар, получившая услугу: «Я была готова на любую работу, какую удавалось найти. Находила, устраивалась, но как только работодатель узнавал о моем диагнозе – эпилепсии, так меня тут же увольняли. Проблема усугублялись еще тем, что я не получала пособия на ребенка по потере кормильца, так как брак с отцом не был зарегистрирован официально, отцовство не оформлено. Чтобы получить консультацию юриста, отсутствовали средства. Узнав о моем положении, сотрудники проекта взяли шефство над моей судьбой. Спустя неделю после консультации, они позвонили мне и предложили обратиться по поводу работы в мэрию, где мне предложили поработать в социальном проекте по благоустройству города. Отработав в проекте установленные контрактом десять дней, я получила зарплату. На заработанные деньги собрала необходимые документы и подала иск в Жайылский районный суд, чтобы в судебном порядке признать отцовство. Суд удовлетворил мой иск, и это позволило мне оформить моему сыну пособие по потере кормильца. Сегодня я выполняю поденную работу: убираю квартиры и делаю ремонт. На заработанные деньги купила себе и сыну новые необходимые вещи, и мы с мамой посадили весной огород. В общем, жизнь налаживается».

Ольга ЧЕБАКОВА, бенефициар, получившая услугу: «Я мать-одиночка, одна воспитываю четырех детей от полутора до 14 лет. Мы проживаем в съемном жилье, осталась без работы. В середине января 2021 года я обратилась в Общественный фонд «Поверь в себя», с помощью которого сегодня мои дети получают пособие по малообеспеченности, я оформляю в собственность дом и участок в селе Жекен. Моя жизнь с детьми налаживается, своевременная помощь помогла пережить черную полосу, и я счастлива! К сожалению, мне не удалось закончить школу, в жизни очень не хватает знаний, но я прикладываю все силы, чтобы мои дети учились в школе и получали знания и ни в чем не чувствовали себя ущемленными».

Административная эффективность

Это первый опыт внедрения ГСЗ в Кара-Балте, поэтому мэрия получила ценный опыт работы с НКО, научилась проводить мониторинг и оценивать процесс реализации общественно полезных проектов. Также мэрия обновила базу информации о нуждающихся людях, находящихся в зоне риска. 

При помощи ОФ «Поверь в себя» мэрия решила больше социальных проблем, чем это было бы возможно силами одного сотрудника, отвечающего в мэрии за всю социальную работу и помощь. Значительно сократились трудовые затраты специалиста мэрии по социальным вопросам, так как он один не справлялся с объемом работы. На работу, проделанную сотрудниками ОФ «Поверь в себя», потребовалось бы очень много времени и других затрат мэрии.  Мэрия также создала на своем муниципальном сайте отдельный блок информации по вопросам ГСЗ, полезной социально уязвимым жителям города. 

Но самое важное – в рамках реализации данного проекта удалось привлечь гражданский сектор. Жители города активно выразили желание помочь своим нуждающимся горожанам. 

Выученные уроки

Умид ШУКУРОВ, директор Общественного фонда «Поверь в себя»: «В процессе реализации проекта мы столкнулись с некоторыми проблемами: 1) практическое отсутствие реально действующих НКО в городе, поэтому всего две организации подали заявки; 2) постоянно меняется руководство, что тормозит работу; 3) у мэрии и НКО ранее не было опыта работы по внедрению механизма ГСЗ, что потребовало дополнительного времени на «привыкание».

Сложности возникли и при определении людей в сложной жизненной ситуации. Оказалось, что в законодательстве не прописаны инструменты, как определить людей в тяжелой жизненной ситуации. Согласно Закону КР «Об основах социального обслуживания населения Кыргызской Республики» от 19 декабря 2001 года №111, на который мы опирались в определении категории людей в трудной жизненной ситуации, говорится только о том, что трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в  семье, одиночество и т.п.), которую невозможно преодолеть самостоятельно. Но в законе четко не «прописаны» следующие группы: мигранты, люди без паспортов, освободившиеся из мест заключения и другие. Поэтому считаем, что закон требует доработки. Также хотелось бы увеличить объем финансирования для решения подобных социальных проблем».

Ресурсы для более детального изучения опыта

Другим органам МСУ, которые хотят более подробно изучить практику города Кара-Балты по решению социальных проблем, рекомендуется изучить документы на Портале лучшей практики МСУ (по ссылке https://myktyaimak.gov.kg/library/best-practices/best-practice -example?lang=ru&id=217):

  • договор мэрии и НПО,
  • положение грантовой комиссии,
  • распоряжение мэрии о формировании состава грантовой комиссии,
  • распоряжение мэрии о формировании состава рабочей комиссии,
  • программный отчет о реализации ГСЗ и техзадание.

Адрес электронной почты мэрии г. Кара-Балты: meriya@kara-balta.kg

 

______________

1 Практика применения ГСЗ широко представлена на сайте журнала «Муниципалитет», а также на Портале лучшей практики местного самоуправления. См. примеры: http://municipalitet.kg/ru/article/full/686.html; http://municipalitet.kg/ru/article/full/769.html; http://municipalitet.kg/ru/article/full/956.html; http://municipalitet.kg/ru/article/full/2431.html и др.