Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Участие граждан в МСУ
Сельские комитеты здоровья – устойчивый и эффективный гражданский институт
Проект «Голос Сельских комитетов здоровья и социальная подотчетность органов местного самоуправления по детерминантам здоровья сельских сообществ Кыргызской Республики В данной рубрике речь пойдет о том, как Сельские комитеты здоровья – небольшие общинные организации, которые часто даже не имеют статуса юридического лица, меняют жизнь в селах. Их истории успеха доказывают, что главная ценность и ресурс развития – это граждане и их объединения.
Проект «Голос Сельских комитетов здоровья и социальная подотчетность органов местного самоуправления по детерминантам здоровья сельских сообществ Кыргызской Республики» реализуется Институтом политики развития и Ассоциацией «Кыргызстан айылдык ден-соолук комитеттери» при поддержке Трастового фонда «Глобальное партнерство по социальной подотчетности» при Всемирном банке (ГПСП). ГПСП представляет собой коалицию из доноров, правительств и организаций гражданского общества, усилия которой направлены на улучшение результатов в области развития путем повышения потенциала для создания условий для улучшенной обратной связи населения и его участия в процессе принятия решений. Деятельность проекта продлится до конца 2017 года и будет направлена на повышение потенциала Сельских комитетов здоровья Кыргызской Республики (СКЗ) и Ассоциации АДК. Деятельность проекта нацелена на построение диалога между СКЗ и органами местного самоуправления (МСУ) для мобилизации всех возможных ресурсов по решению проблем, связанных с детерминантами здоровья сельского населения.
Основные бенефициары проекта – Сельские комитеты здоровья (СКЗ), целью которых является предоставление возможности сельским сообществам действовать самостоятельно для улучшения состояния своего здоровья. СКЗ – это общинные организации, действующие на уровне одного села или его части. СКЗ объединены в широкую сеть, покрывающую всю республику, в количестве более 1600. Ассоциация «Кыргызстан айылдык ден-соолук комитеттери» представляет интересы всех СКЗ на национальном уровне и занимается развитием сети СКЗ. Конечным бенефициаром проекта является население пилотных сел, где в результате деятельности проекта будут улучшены местные услуги и инфраструктура сел.
Совместный Проект ИПР и АСКЗ стремится привлечь внимание общественности и государства к необходимости межсекторального решения проблем, связанных с детерминантами здоровья. Сельские комитеты здоровья – объединения волонтеров, которые занимаются проблемами детерминантов здоровья в сельской местности, – способны играть значимую роль в этом процессе. Поэтому Проект направлен на усиление взаимодействия МСУ и СКЗ для совместного решения проблем в 25 пилотных селах Кыргызской Республики. Последующие шаги Проекта будут направлены на повышение потенциала СКЗ и разработку местных политик, которые будут учитывать решение проблем, влияющих на здоровье местных сообществ.
Проект нацелен на улучшение детерминантов здоровья сельских сообществ, к которым относятся такие факторы, как доступ к питьевой воде, санитария, гигиена, безопасное жилье и т.д. Они оказывают большое влияние на состояние здоровья как отдельного человека, так и на сообщество в целом. За счет улучшения состояния детерминантов здоровья, косвенным получателем пользы от Проекта станет сельское население КР. Система здравоохранения, независимо от степени ее развитости, лишь на 25% влияет на состояние здоровья населения страны. Остальные 75% – это факторы, на которые медики не в состоянии оказать значительного влияния, так как они больше относятся к другим сферам деятельности. Например, качество питания детей в дошкольных и школьных учреждениях относятся к ведению сферы образования, а физические условия, в которых пребывают дети в данных учреждениях, относятся к ведению органов местного самоуправления, на балансе которых находятся школы и детские сады. Часто эти условия называют «детерминантами здоровья», и это понятие в последние годы получает все большее распространение во всем мире как одна из важнейших концепций, определяющих качество жизни человека.
Уникальность данного Проекта состоит в том, что реализация данного Проекта может стать основой для формирования и совершенствования межсекторальной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения. На уровне населения необходимы усилия всего общества с участием не только отрасли здравоохранения, но и других отраслей и секторов. Отрасль здравоохранения для достижения долгосрочного эффекта должна сотрудничать с различными отраслями и секторами общества с тем, чтобы повысить осознание их вклада в создание тех или иных условий и ответственности, которую они несут за то, чтобы улучшить эти условия. Именно такой курс позволяет добиться значительного улучшения состояния здоровья населения.
Работы в рамках данного Проекта позволят СКЗ улучшить связи с органами местной власти, создать партнерские отношения и совместно проводить работу по улучшению детерминантов здоровья в сельской местности.Активная фаза Проекта началась в ноябре 2014 года с проведения тренингов для представителей Сельских комитетов здоровья, депутатов местных кенешей и сотрудников айыл окмоту пилотных муниципалитетов. Обучение СКЗ и их партнеров, заложенное в рамках данного Проекта, и их участие в совместной деятельности поможет органам МСУ стать более прозрачными и подотчетными сообществу в вопросах условий жизни, влияющих на здоровье. МСУ будет больше внимания уделять проблемам детерминантов здоровья, что положительно скажется на состоянии здоровья сельского населения.За 2015 год Проекту удалось провести совместное изучение нужд села в 25 селах пилотных муниципалитетов. Решения выявленных приоритетов полностью или частично были включены в большинство местных бюджетов пилотных муниципалитетов на 2015 и 2016 годы.
Айнура ДЖУНУШАЛИЕВА, менеджер Проекта "Голос КСЗ"
Похожие материалы:
-
№12 (146) / 2023-12-10 Жители сел больше участвуют в общественных бюджетных слушаниях, чем жители городов, но и те, и другие имеют дистанционный доступ к бюджетной информации
-
№8 (142) / 2023-09-07 Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО): как одним ключом открыть несколько дверей?
-
№5 (127) / 2022-06-01 Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана
-
№4 (126) / 2022-05-10 Инициативный бюджет: следующий этап участия граждан в бюджетном процессе
-
№3 (125) / 2022-04-22 Обсуждение проекта местного бюджета с особым вниманием к гендерной чувствительности
-
№3 (125) / 2022-04-22 Малый общественный совет – информационный помощник мигрантов
-
№2 (124) / 2022-02-22 Органы МСУ более внимательно относятся к мнению граждан, в ответ растет удовлетворенность граждан результатами своего участия в бюджетном процессе
-
№2 (124) / 2022-02-22 Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ