Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Самыйбек Эсенбеков, глава Логвиненковского АА: «Не быть равнодушным к своему селу»

2012-07-31 / Участие граждан в МСУ

Глава Логвиненковского АА много лет сотрудничает с Институтом политики развития по самым разным направлениям, включая информационный обмен с гражданами, управление муниципальными финансами и муниципальной собственностью.

 

Самыйбек Эсенбеков работает главой айыл окмоту более 12 лет, видел всякое –взлет реформы местного самоуправления, отказ от децентрализации, свободу и полную административную зависимость. Не всегда легко главе приходится и с односельчанами: на каждого не угодишь. Но он верил и продолжает верить, что местное самоуправление – это сердце народной власти, и здесь, в селе можно сделать многое, чтобы жизни улучшилась, чтобы завтрашний день не пугал, а внушал надежду. Глава Логвиненковского АА много лет сотрудничает с Институтом политики развития по самым разным направлениям, включая информационный обмен с гражданами, управление муниципальными финансами и муниципальной собственностью. А недавно мы узнали, что он стал первым главой сельского муниципалитета, который смог отстоять интересы местного бюджета в борьбе за финансовую правду о финансировании школьного образования. Возглавляемый им Логвиненковский айылный аймак принял дефицитный проект на 2012 год. Такого еще не случалось. Поэтому мы решили воспользоваться старой дружбой с Самыйбеком, чтобы узнать у него подробности беспрецедентного случая. Кроме того, мы убеждены, что образованный, энергичный, обаятельный, целеустремленный – он может стать хорошим примером для молодых муниципальных политиков, которых так не хватает Кыргызстану. Интервью с Самыйбеком Эсенбековым мы открываем серию публикаций о лидерах местного самоуправления, которые не боятся говорить правду о реформе, и которые знают, как должно работать местное самоуправление.
 
– Какие проблемы в развитии местного самоуправления больше всего беспокоят Вас на должности главы Логвиненковского АА?
 
– Для каждого айылного аймака все множество проблем делится на два уровня. Первый – это проблемы во взаимоотношениях с сообществом, которые решаются при умелом управлении без дополнительных ресурсов, иными словами – внутренние проблемы муниципалитета. Второй – это огромный комплекс проблем во взаимоотношениях местного самоуправления и государства. Государство по-прежнему считает местное самоуправление неким «младшим братом», которому можно перепоручить неприятные или трудоемкие обязанности, не обеспечивая ресурсами для выполнения этих обязанностей. Ситуация 2012 года очень ярко продемонстрировала это потребительское отношение государства к местному самоуправлению. Сегодня даже самодостаточные сельские муниципалитеты вынуждены взять на себя выполнение обязательств государства, что лишает их финансовой состоятельности и делает дотационными. Речь, конечно, идет о реформе в системе образования, в результате непродуманного подхода к которой на плечи местных бюджетов государство переложило свои обязательства и по защищенным статьям (заработная плата учителей), и по незащищенным (содержание школы). В результате сегодня у многих лидеров местного самоуправления просто опускаются руки, пропало желание лучше управлять муниципальными финансами, увеличивать доходную часть бюджета, так как чем больше доходов получает местный бюджет, тем большую долю приходится отдавать на финансирование образования. 
 
Кроме этого, в сельской местности полно других вопросов, требующих немедленного решения, особенно в отношении землепользования, управления муниципальной собственностью. Ни для кого не секрет, что сегодня не все муниципалитеты сумели зарегистрировать объекты муниципальной собственности, причем как раз из-за нерешенных финансовых проблем. Даже при повторном обращении в Госрегистр для получения любой информации айыл окмоту должны платить. Это требование закона, мы это понимаем. Но почему тогда государство в отношении местного самоуправления не всегда соблюдает требования закона? В результате из-за скудного, вечно дефицитного местного бюджета айыл окмоту не могут узаконить свои же объекты. А главы айыл окмоту не могут даже сказать, чем владеет муниципалитет. За этим следует еще одна проблема – не зная объемов свой собственности, мы не можем качественно планировать свое развитие, эффективно работать с инвесторами, создавать условия для развития бизнеса. 
 
– Жалобы лидеров МСУ на то, что государство перекладывает на муниципалитеты часть своих обязательств по финансированию образования слышно часто. Но ведь вам приходится выполнять и другие государственные функции. Какую долю из общего объема работ занимает выполнение государственных делегированных полномочий? 
 
– Только технический персонал – уборщица и сторож – не выполняют государственные делегированные полномочия, а все остальные сотрудники аппарата айыл окмоту занимаются их выполнением. При этом четкого разграничения полномочий госвласти и местного самоуправления как не было, так и нет. Ни одно министерство не заключило с МСУ соглашений или договоров о делегированных функциях, однако ответственность за их выполнение с нас никто не снимает. 
 
В качестве примера могу привести работу военно-учетного стола. Хоть это и является непосредственной обязанностью Министерства обороны, но сегодня из военкоматов к нам поступают приказы, в которых глав АО и инспекторов ВУС обязывают собирать средства за несение альтернативной службы. Поступают даже угрозы и обещания воздействовать на нас через надзорные органы, что-бы заставить выполнять данные государственные функции. Но никто не собирается заниматься подсчетами, сколько стоит эта работа, и тем более, возмещать нам расходы по ее выполнению. Вот и получается, что мы за никем не считанные средства полным составом айыл окмоту работаем на государство, не успевая выполнять свои прямые обязанности. Глава и юрист работают за Минюст, статист-экономист – за Госкомитет по статистике, инспектор по землеустройству – за Минсельхоз и Госрегистр, инспектор по сбору налогов - за государственную налоговую службу. Случалось даже, что за невыполнение плана по доходам районная инспекция налоговой службы инициировала штрафные санкции в отношении глав и инспекторов АО. Самое печальное, что в этой ситуации страдают наши непосредственные обязанности – вопросы местного значения, за которые нас должны спрашивать наши главные клиенты – жители муниципалитетов. 
 
– Прошел слух, что вам первому в стране удалось принять дефицитный бюджет айылного аймака, доказав Министерству финансов, что вы не сможете в полном объеме выполнить расходные обязательства государства по финансированию образования. Как вам это удалось?
 
– Случилось так, что районный финансовый отдел Минфина «спустил» нам «контрольные цифры» – целевые показатели по бюджету на следующий, 2012 год. Мы рассмотрели их на сессии местного кенеша и не согласились с этими показателями. В ответ нам настойчиво рекомендовали принять проект бюджета в соответствии с планами РайФО. Мы категорически отказались, заявив, что решение сессии местного кенеша может отменить только суд. 
 
Вот таким образом, сопротивляясь давлению, мы и приняли дефицитный бюджет. Выстояли. Но нам было нелегко. Долго пришлось доказывать свою правоту на различных уровнях управления, сначала – на районном. При этом меня не понимали даже коллеги – главы соседних аймаков: как можно принимать дефицитный бюджет? Такого же никогда не было! Но, в конце концов, глава района дал указание райфинотделу поехать в Минфин и решить вопрос в министерстве. И вопрос решился! Во многом благодаря позиции Министерства финансов, которое было вынуждено согласиться с нашими аргументами. Главная проблема «сидела» в категориальном гранте. Мы не против того, чтобы поддерживать школы, социальные объекты, объекты здравоохранения. Там учатся или лечатся наши же дети, другие члены семей. Наоборот, несмотря на скудные возможности местного бюджета, мы всегда стремимся найти выход и помочь школам с ремонтом, приобретением каких-либо нужных вещей. Но местный кенеш был против того, чтобы брать на себя прямые конституционные расходные обязательства государства. И депутаты отстояли свою точку зрения. Вопрос ведь не в том, что школы не должны получать необходимые средства, вопрос в том, что государство должно эффективно управлять средствами республиканского бюджета, не пытаясь решить проблемы финансирования за счет средств местных бюджетов, которых и так не хватает для нормального решения вопросов местного значения.
 
– Что, на ваш взгляд, должно сделать государство, чтобы выполнить обязательства по финансированию школьного 
образования?
 
– Реформа финансирования системы школьного образования – так, как она начала реализовываться, уничтожает всю систему местного самоуправления. Ведь сегодня уже ясно, что всех доходов айыл окмоту не хватит, чтобы «закрыть» стандарты подушевого бюджетного финансирования школы. Последние несколько лет мы выделяем на школьное образование 70-80% от общего объема местного бюджета. Теперь это будет 100 или 150 процентов? А как же все остальные вопросы местного значения? Дороги? Водоснабжение? Уборка мусора? Культура? Спорт? Молодежь? 
 
Еще раз хочу повторить, что мы не отказывались и не отказываемся помогать школе. Но хотелось бы попросить, чтобы наше правительство еще раз пересмотрело свое отношение к данному вопросу и отказалось от подхода «перекладывания ответственности», который оно использует в рамках этой реформы. И это не только мое личное мнение, его разделяют многие мои коллеги – главы соседних айыл окмоту. В нынешней ситуации, когда местное самоуправление фактически столкнули лбами со школой, лучше вообще отделить вопросы финансирования школы от местного бюджета. Пусть в РайФО будет бухгалтер или бухгалтерия, которая и будет заниматься этими вопросами от имени государства и за счет средств республиканского бюджета. Это бы намного облегчило жизнь всем. 
 
Мне довелось работать на должности главы в короткий период действия двухуровневого бюджета в 2007-2008 годах. С полной ответственностью могу заявить, что это был период расцвета для всех сельских муниципалитетов. Именно в это время у всех у нас загорелись глаза: мы поняли, что сможем сделать многое для развития сел Кыргызстана. За короткое время мы сумели поднять доходную часть местного бюджета в разы. На свои собственные средства мы перекрыли кровлю школы, отремонтировали уличное освещение, и к концу года у нас еще оставались средства в сумме 1-1,5 миллиона сомов. Но очень быстро всем переменам пришел конец, о планах пришлось забыть, – мы вернулись к трехуровневому бюджету, произошли изменения в налоговом законодательстве, по итогам чего местные бюджета опять скатились к положению нищих. И уже через год из самодостаточного муниципалитета мы перешли в категорию дотационного.
 
– Вы работаете главой Логвиненко айыл окмоту уже на протяжении трех сроков, в чем Вы видите причину такого долголетия?
 
– Ровно 12 лет я работаю главой Логвиненковского АА. Это целый этап жизни. Не мне судить, хорошо я работал или плохо, пусть об этом говорят мои земляки. Но я люблю свою работу. Я воспринимаю проблему каждой семьи, каждого члена сообщества как свою личную, стараюсь каждому уделить внимание и помочь. Хотя всем, конечно, не угодишь. Поэтому приходится быть максимально гибким и аккуратным в принятии решений, чтобы действовать во благо большинства. И здесь не обойтись без поддержки – депутатов, сотрудников айыл окмоту, членов сообщества – активистов и простых земляков. К тому же важно уметь находить язык с представителями других структур, особенно районной государственной администрации.
 
Сегодня должность главы айыл окмоту обязует быть очень ответственным, аккуратным; работа у главы очень трудоемкая, несмотря на кажущуюся простоту. И мне иногда становится жалко моих новоизбранных коллег – молодых глав, которые приходят руководить сообществом в такое сложное время. Я хочу пожелать им, в первую очередь, терпения. Кто терпит – тот и выигрывает. Терпение – золото. 
 
Но многие результаты зависят и от объективных факторов, например, от месторасположения муниципалитета, от его природного, человеческого потенциала. Если есть потенциал в совокупности с возможностью его повысить и умением расширить собственные возможности, созидать, тогда можно как-то улучшить ситуацию, условия жизни. 
 
Пользуясь случаем, хотел бы обратиться ко всем вашим читателям. Уважаемые читатели журнала «Муниципалитет»! Мы все – жители своих муниципалитетов. И мы не должны быть равнодушны к собственным проблемам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, к нашим селам, где все мы живем. Наши муниципалитеты – это наши дома, наши школы, наши улицы, наши учителя, наши родители и наши дети. Не будьте равнодушны к жизни своего муниципалитета! Принимайте активное участие в каждом его дне, поддерживайте хорошие начинания местного самоуправления, помогайте друг другу преодолевать трудности! 
Беседовала
Нургуль Джаманкулова

Похожие материалы: