2016-10-14 / Участие граждан в МСУ
Муниципальный индекс бюджетной прозрачности (далее МИБП) – это инструмент оценки уровня прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления (далее МСУ) перед населением. Оценка МИБП осуществляется по трем направлениям: состав, полнота и наглядность бюджетной информации/документов, доступность бюджетной информации для населения и участие граждан в бюджетном процессе.Кроме того, МИБП способствует развитию гражданского общества и повышению уровня правовой и финансовой грамотности населения. Индекс не только позволяет измерить уровень прозрачности и проводить его мониторинг, но и демонстрирует органам местного самоуправления, в каком направлении нужно работать для усиления бюджетной прозрачности. Суть индекса прозрачности бюджета и бюджетного процесса заключается не только в мониторинге простоты и открытости бюджетной информации, индекс отражает также уровень участия граждан в бюджетном процессе.
Будучи инструментом развития демократии, индекс зависит от зрелости сообщества, то есть от готовности и способности населения и институтов гражданского общества осуществлять общественный контроль прозрачности бюджетного процесса и участвовать в принятии решений по вопросам бюджетной политики, отстаивая интересы местного сообщества.Инструмент МИБП в настоящее время применяется в 12 целевых муниципалитетах проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее Проект) на территории Чуйской области на основе разработанного и изданного пособия в рамках Проекта в 2015 году. Проект финансируется Правительством Швейцарии и выполняется Институтом политики развития.Базовая оценка В ноябре 2015 года проводилась базовая оценка МИБП специалистами Проекта ГГПОМСУ. По результатам оценки ни один муниципалитет не получил выше 40 баллов из возможных 100. Максимальный балл получила мэрия города Кемина – 38 баллов. Основные причины низких баллов по МИБП были следующие:
-
Индикатор 1: состав, полнота и наглядность бюджетной информации. Ни в одном муниципалитете специалисты проекта не могли увидеть информацию о бюджете на доступном для населения языке, все бюджетныедокументы в папках являлись отчетами местного самоуправления райфинотделу, которые не понятны для простого жителя села или города.
-
Индикатор 2: доступность бюджетной информации для населения. Ни на одном информационном стенде муниципалитета жители не могли найти информацию о бюджете с инфографикой, основные положения закона о доступе к информации, информацию о планах и результатах государственных закупок, буклета с инфографикой по бюджету, акта и предписания Счетной палаты. На информационных стендах висели, в основном, объявления сельчан, ставки кредитов разных банков, информация о лизинге и другие.
-
Индикатор 3: участие граждан в бюджетном процессе. В процессе выяснялось, что общественные бюджетные слушания не проводятся на постоянной основе. Работники айыл окмоту, депутаты местных кенешей путали сходы с общественными слушаниями.
Обучение В марте 2016 года были организованы тренинги по МИБП, в которых приняли участие работники айыл окмоту, депутаты местных кенешей и члены совместного мониторинга и оценки. В начале тре-нинга были показаны результаты базовой оценки МИБП. Эта информация оказалась для органов МСУ неожиданной, и все согласились работать по улучшению результата МИБП. Они также признали, что индекс нацелен на совершенствование деятельности самих исполнительных органов местного самоуправления, а применение индекса не требует каких-либо дополнительных расходов с их стороны или специальных усилий и коорди нации. В ходе тренинга участники ознакомились с применением МИБП на уровне муниципалитета - методикой расчета, планированием работы, графиком получения информации, ролью местного кенеша и членов группы СМиО при оценке МИБП, и получили инструкцию о том, как получить высший балл при следующей оценке. Благодаря тренингу, группа СМиО сумела составить план работы и начала оценивать МИБП по ранее составленной форме, где были указаны, что оценивать, как и когда, а также какие баллы выставлять в тех или иных случаях.
Результаты Необходимо отметить, что финальные результаты МИБП будут подсчитаны в начале 2017 года, когда будет завершена оценка всех индикаторов МИБП. Для местных сообществ результаты оценки обозначат конкретные направления и области воздействия на исполнительную и представительную ветви местного самоуправления. По ре зультатам анализа возможно будет сделать вывод, какие изменения происходят в прозрачности бюджетного процесса и общественном участии на местном уровне, намечаются ли позитивные тенденции и т.п. Но уже сейчас можно сделать сравнение значений МИБП в 2015 и в 2016 годах по ряду показателей. Из Диаграммы 1 можно увидеть, что все муниципалитеты увеличили баллы МИБП в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в два раза или на 218%. В 2015 году средний балл составил 15,2 балла, в 2016 году – 33,0 балла. Как видно на Диаграмме 2, в 2015 году средний балл муниципалитетов по индикатору 1 «Полнота, состав и наглядность бюджетных документов» вырос на 51% и составил 10,6 балла в 2015 году, а в 2016 г. – 16 баллов.
Здесь необходимо отметить, что в 2016 году муниципалитеты начали разрабатывать бюджетную информацию на доступном для населения языке. В период с января по август 2016 года муниципалитеты подготовили два кратких описания исполнения бюджета за 2015 год и по формированию проекта бюджета на 2017 год. Так-же распространялся гражданский формат утвержденного на 2016 год бюджета. Диаграмма 2 показывает, что в 2015 году средний балл по индикатору «Полнота, состав и наглядность бюджетных документов» вырос на 168 процентов и составил 2,9, в 2016 году – 7,9 балла. Рост баллов в 2016 году показывает хороший результат совместной работы аппарата айыл окмоту или мэрии и группы совместного мониторинга и оценки. В 2016 году на информационных стендах появилась информация о бюджете с инфографикой – краткое описание бюджета, гражданский бюджет, информация по госзакупкам, о ресурсах для развития, появилась информация о проверках Счетной палаты, информация об изменениях в бюджете, появились основные положения закона о доступе к информации.Средний балл индикатора «Участие граждан в бюджетном процессе» вырос на 80% и составил 12,5 балла в 2015 г. и 22,5 балла – в 2016-м.
Рост связан с тем, что в 2016 году муниципалитеты на постоянной основе начали проводить общественные бюджетные слушания для информирования и обсуждения с населением бюджета айылного аймака города. В 2016 году на территории 12 муниципалитетов прошли 24 слушания по бюджету.В январе 2016 года – по исполнению бюджета, в июне того же года – по формированию бюджета на 2017 год. Поступившие предложения и замечания граждан обсуждаются после общественных слушаний и обоснованные предложения граждан учитываются в бюджете следующего года. Например, в 2016 году по проекту бюджета на 2017 год поступило около 109 предложений, из них 42 предложения были учтены в бюджете. Кроме общественных слушаний, в муниципалитетах проводятся другие общественные мероприятия: сходы по отбору проектов и слушания по услугам и тарифам и т.д. В целом, существенный рост показателей МИБВ говорит о том, что органы МСУ способны самостоятельно усилить прозрачность и подотчетность населению, и это не требует от них больших затрат и усилий. А о том, какие направления для улучшения покажут финальные значения МИБП в конце 2016 года, мы расскажем в 2017 году.
Бюджетный Кодекс КР в его действующей редакции предъявляет новые требования к прозрачности и предлагает с 2017 года использовать различные инструменты ее обеспечения и измерения. Одним из предложенных инструментов измерения является МИБП. Вышеописанный опыт – это практика применения МИБП инициативными группами граждан, постоянно проживающими на территории определенного муниципалитета. Для более широкого круга пользователей этого инструмента Проект ГГПОМСУ в партнерстве с ОЮЛ «Альянс «За прозрачный бюджет» также начал проведение тестирования «заочного» применения МИБП. Специалисты Альянса, расположенные в Бишкеке, проводят замер МИБП в ряде сельских муниципалитетов Чуйской области. Результаты будут обсуждены и представлены заинтересованным лицам для учета при разработке методики расчета МИБП, которая должна быть принята Правительством. Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики Статья 129. Показатели оценки бюджетной прозрачности. 3. МИБП оценивается некоммерческими организациями (инициативными группами граждан) в соответствии с методикой, принятой Правительством. Результаты общественной оценки принимаются во внимание органами местного самоуправления для обеспечения роста прозрачности местных бюджетов.