Муниципалитет Научно-популярный журнал

12 (158) 31 Декабря 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

МЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВА: переход от выживания к развитию

2016-11-01 / Участие граждан в МСУ
МЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВА: переход от выживания к развитию

В сентябрьском номере журнала «Муниципалитет» опубликованы 18 историй о местных инициативах сообществ, направленных на улучшение условий жизни и реализованных в партнерстве населения с органами местного самоуправления. Эти 18 историй были посвящены победителям конкурса «Местная инициатива-2016». Однако таких историй в Кыргызстане множество, поэтому журнал продолжает публиковать примеры успешного сотрудничества граждан с МСУ. Кроме того, команда Проекта ГГПОМСУ сделала анализ того, как меняется тематическая направленность местных инициатив в течение нескольких лет, и пришла к обнадеживающим выводам.

Местная инициатива появилась раньше, чем местное самоуправление и государство как таковое. Еще в каменном веке активные представители человеческого рода проявляли инициативу и обустраивали пещеру и делали ее более безопасной для себя и сородичей, например, занавешивали вход, чтобы сохранить тепло от костра в промозглые зимние ночи. По своей сути, местная инициатива – это не что иное, как стремление людей улучшить условия своей жизни собственными силами, а потому местная инициатива является неотъемлемой частью местного самоуправления, более того, местная инициатива – это и есть эссенция местного самоуправления, не подвластная времени. Действительно, тысячелетия прошли, а местная инициатива попрежнему проявляется в человеческих сообществах, включая местные сообщества Кыргызстана.

Тематическая направленность местных инициатив (далее – МИ) отражает уровень развития общества, становится хорошим индикатором того,какие цели стоят перед местными сообществами – сохраниться и выжить или меняться и развиваться.Институт политики развития всегда поддерживал проявления МИ, а в рамках Проекта ГГПОМСУ имеет возможность вести базу данных по МИ и анализировать тематическую направленность этого проявления активности общества в течение последних лет. Анализ показал неожиданный результат, который удивительным образом характеризует не столько сам феномен МИ, сколько динамику развития сельских сообществ Кыргызстана в целом.

Основной вывод анализа заключается в том, что сельские сообщества Кыргызской Республики перешли от стадии физического выживания к развитию, и произошло это, в первую очередь, за счет усилий самих граждан, так как речь идет, напомним, об инициативах населения. Каким образом удалось прийти к таком выводу? Команда Проекта ГГПОМСУ проанализировала 234 примера местной инициативы, проявленной в течение 2012-2016 годов. Описание данных примеров поступили в Институт политики развития, в виде конкурсных заявок для участия в конкурсе с соответствующим названием. Чтобы проанализировать их тематическую направленность, все истории были сгруппированы в 4 основные категории, как показано в таблице 

Категория «Базовая инфраструктура» включает инициативы в отношении строительства, восстановления или ремонта элементов инфраструктуры, обеспечивающих физическое выживание сообщества. Сюда включены проекты по питьевой воде, дорогам и мостам, уличному освещению, муниципальному транспорту и уборке и вывозу твердых бытовых отходов (мусора). Сообщества, проявляющие подобные инициативы, заняты созданием хотя бы минимальных условий жизни, безопасности. Нужно отметить, что в конце девяностых и начале двухтысячных годов подобные инициативы доминировали в общественной жизни сел Кыргызстана, так как доставшаяся в наследство от СССР базовая инфраструктура приходила в упадок и деградировала в условиях отсутствия государственного финансирования. Сообщества были брошены государством, предоставлены сами себе, и им не оставалось ничего иного, кроме как чесать затылок и находить выход из проблемы собственными силами. Конечно, при участии органов местного самоуправления и международных донорских проектов развития.

Категория «Местное экономическое развитие (далее – МЭР) и сельское хозяйство» включает примеры инициатив, направленных на создание рабочих мест и развитие преимущественно аграрного бизнеса. Наличие таких инициатив характерно для сельских сообществ, где аграрный сектор является основным реальным сектором экономики. Однако их малое количество говорит о том, что в целом бизнес при поддержке государства справляется с созданием условий для развития, а потому сами сообщества имеют возможность сосредоточиться на других аспектах сельской жизни.

Категория «Благоустройство» включает примеры инициативы благоустройства парков, аллей, памятников, остановок общественного транспорта, некоторых административных зданий. Эти объекты также являются элементами инфраструктуры, однако они не носят характера обязательного для выживания. Действительно, когда стоит вопрос доступа к питьевой воде, без аллеи и памятника вполне можно обойтись. Рост количества примеров в данной категории говорит о том, что местные сообщества стали заботиться уже не только о доступе к  базовым услугам инфраструктуры, но и внешнем виде, культурном и социальном наполнении пространства муниципалитета.

Категория «Социальная сфера» включает примеры инициатив, направленных на решение социальных или нематериальных проблем, которые уже не являются необходимыми для физического выживания, однако свидетельствуют о социальном развитии местных сообществ, подтверждая поговорку о том, что «не хлебом единым жив человек». В эту категорию вошли истории о том, как местные сообщества проявляли инициативы улучшения условий жизни для самых слабых и незащищенных – взрослых и детей с инвалидностью, пожилых граждан; развития культуры и спорта; улучшения условий для дошкольного и школьного образования. Руки сообществ дошли даже до библиотек, условий для укрепления здоровья, правопорядка и досуга молодежи. Доминирование социальных инициатив, представленное на, характеризует уровень развития местных сообществ в десятых годах XXI века не случайно.

Это доминирование означает, что сообщества во многом удовлетворили базовые потребности, обеспечили себе доступ к базовым услугам инфраструктуры, улучшили ситуацию в отношении источников доходов и занятости, а потому смогли, наконец, заняться решением социальных вопросов развития. Это отрадный факт, который позволяет снова и снова подтвердить тезис о том, что местные сообщества являются генератором огромной созидательной силы, способной гибко адаптироваться к меняющимся условиям реальности; справляться с вызовами времени, как экономическими, так и социальными; а также формировать среду для человеческого развития в самом широком смысле. Именно местные сообщества и есть суть энергия, народ и источник власти в Кыргызской Республике.

Похожие материалы: