Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Быть услышанным. Как гражданскому обществу работать со СМИ?

2016-12-14 / Здоровье населения

С 7 по 10 июня 2016 года в Бишкеке прошел ряд мероприятий, посвященных взаимодействию СМИ и организаций гражданского общества. Инициатором мероприятий выступил Проект «Инициатива СМИ по социальной подотчетности», реализуемый при поддержке Трастового фонда «Глобальное партнерство по социальной подотчетности». Руководителем Проекта является Томас ЛАНСНЕР, имеющий большой опыт работы журналистом для крупных зарубежных информационных агентств и опыт консультирования ОГО по всему миру. Активную поддержку в организации мероприятий оказал Институт политики развития.

В рамках данных мероприятий 7 и 8 июня 2016 года в Бишкеке прошел семинар, целью которого было повышение навыков коммуникации ОГО в продвижении социальной подотчетности. В семинаре приняли участие представители ОГО и государственных органов. 9 июня 2016 года совместно с представителями СМИ было организовано обсуждение путей взаимодействия СМИ и ОГО, сложности во взаимодействии и рекомендации.В обсуждении приняли участие 9 представителей СМИ, которые рассказали о том, какие сложности они испытывают в работе с ОГО. Представители ОГО со своей стороны рассказали, какие препятствия возникают у них. Итогом всех трех дней стал «круглый стол», где было обсуждено, каким образом СМИ, ОГО и государство могут строить взаимодействие. На «круглом столе» Жибек ДУЙШЕЕВА, заведующая отделом противодействия коррупции Министерства финансов Кыргызской Республики, озвучила свои ожидания от СМИ и ОГО в противодействии коррупции. Представители ОГО выразили поддержку и предложили пути взаимодействия со СМИ и Отделом противодействия коррупции Министерства финансов КР.
О взаимодействии средств массовой информации и организаций гражданского общества всегда много говорят, но есть ли это взаимодействие на самом деле? Зачастую, когда идет речь о взаимодействии СМИ и ОГО, то первое, что можно услышать, это упреки с обеих сторон. ОГО обвиняют СМИ в нежелании работать на благо сообщества, СМИ не желают работать с ОГО из-за их склонности к пропаганде. И кажется, что договориться здесь не получится, но есть исключения, когда СМИ и ОГО успешно работают и объединяются для общей цели. Такие исключения показывают, что успешное взаимодействие СМИ и ОГО возможно и оно работает, но для этого нужно уметь найти общий язык, на котором можно договориться. Для того чтобы суметь найти общий язык и наладить взаимодействие, что нужно ОГО знать о СМИ? Любой журналист подотчетен редактору. Даже если вы смогли заинтересовать самого журналиста и убедить написать материал, то в конечном итоге материал будет смотреть редактор, и только он будет решать, в каком объеме и как будет выходить материал, который вы так долго готовили вместе с журналистом.
В конце концов окажется, что материал будет сильно отличаться от того, что ОГО хотел бы видеть. Редактор - одна из ключевых фигур в этом деле. Иногда лучше сразу «выходить» на редактора. Если вам удалось заинтересовать редактора, то сам редактор может выбрать журналиста и поручить ему заняться написанием статьи. Владельцы издания или информационного агентства также являются фактором, который нужно учитывать. Если вы подготовили очень хороший материал, обличающий сильных мира сего, и даже смогли убедить журналиста написать об этом, то сам владелец издания или информационного агентства может отказаться печатать этот материал, чтобы не портить себе жизнь. И при выборе издания или информагентства это также нужно учитывать. «Свежая новость» - журналистов больше интересует то, что можно представить как свежую новость. О том, что в стране есть коррупция, они вряд ли будут в очередной раз писать, так как это давно уже не новость для всех. Это имеет место быть давно, и ничего нового для читателя в этом нет, поэтому и интереса не будет.
При подаче информации постарайтесь предоставить как можно больше «свежих» фактов, которые могут стать основой статьи или новости. После выпуска материала за достоверность данных ответственность несет журналист, поэтому необходимо не только предоставить журналисту информацию, которой владеете вы, но и дать возможность получить информацию и из другихисточников, чтобы удостовериться в правдивости фактов. То есть это могут быть встречи с местными жителями, независимыми экспертами, представителями государственных и муниципальных органов. Информация, которую невозможно перепроверить, вряд ли заинтересует журналистов. Каждый хоть когда-нибудь слышал фразу: «В новостях сплошной негатив». И это, увы, правда. Человеческая натура такова, что новости, содержащие информацию с негативным оттенком, привлекают к себе больше внимания и запоминаются лучше людьми, нежели новости с позитивной информацией. Журналисты знают об этом и стараются информацию преподнести так, чтобы читатели или зрители обратили на нее свое внимание. Например, информация о том, что в сельской школе нет воды, и школьники часто болеют инфекционными заболеваниями, привлечет больше внимания, чем позитивная информация о том, что в сельской школе, где никогда не было воды, провели воду для детей.
Часто руководимые коммуникационной политикой донора, ОГО вынуждены писать название проекта и донора чуть ли не в первых строках предлагаемого для журналистов материала и повторять названия снова и снова. И часто ОГО обижаются, услышав от журналистов и редакторов отказ печатать их материал безвозмездно. Принципы работы СМИ отличаются от принципов работы ОГО: эдвокаси для одних — это борьба за правое дело, для других - реклама своего проекта или организации, а реклама - это платная услуга. Потому и возникают разногласия. У любого коммерческого издания есть стремление получить выгоду от своей деятельности, а это либо за счет увеличения количества читателей или увеличения количества рекламы. Все что попадает на страницы газеты, журнала, интернет-ресурса и не увеличивает количество читателей, все относится к рекламе. Часто, казалось бы, интересный повод для статьи или новости остается незамеченным журналистами. Поток информации, обрушивающийся на журналистов каждый день, огромен. Если у вас было время написать журналисту по электронной почте сообщение, не думайте, что у журналистов есть время, чтобы его прочитать. Журналиста, как и волка, ноги кормят.
Чаще всего ваше сообщение, адресованное журналисту или редактору, затерялось среди сотни, если не тысячи подобных сообщений, которыми переполнен почтовый ящик. Лучший способ удостовериться, что ваше сообщение было доставлено, это позвонить и лично переговорить с журналистом. Предоставьте журналисту возможность самому погрузиться в ситуацию, чтобы собрать информацию. Для этого, по возможности, брать его в «поля», помогать со сбором информации, направлять его - в этом и заключается взаимовыгодное сотрудничество, от которого выигрывают все. Наиболее эффективным инструментом является хорошо продуманный и организованный пресс-тур, где журналисты могут поговорить с очевидцами и собрать истории на местах. Будьте готовы, что журналисту понадобится больше времени для уточнения информации. Если вы вывозите куда-либо журналиста, то постарайтесь запланировать больше времени для его работы на месте. А лучше, если у журналиста будет больше возможностей, и он сможет собрать материал и написать больше чем об одном событии или одной истории. Нужно работать с журналистом не только тогда, когда ОГО реализует проекты и ему необходимо достичь установленных индикаторов по гласности проекта, но и тогда, когда СМИ к ним обращается за комментарием, статистикой, разъяснением, независимым мнением и т.д. Это закрепляет связь между журналистом и ОГО и создает взаимное доверие.
Человеческая природа такова, что мы больше внимания обращаем на историю конкретного человека. Новость или статья о ком-то или чем-то абстрактном нам не интересна. Готовя информацию о достижениях вашей организации или проекта, необходимо найти «человеческое лицо» или историю конкретного реального человека, чья жизнь изменилась благодаря вашей работе. Вы стройте информацию о вашей организации или проекте вокруг истории этого реального человека. Большую ценность истории привнесут фотографии этого человека. Однако и тут есть трудности. У журналистов есть журналистская этика, и они не могут печатать информацию о человеке без согласования материала с человеком, о котором они пишут. Поэтому, опять-таки, важно брать журналиста «в поля». И помните, журналисты люди, которые также ценят человеческое внимание. Если вы пригласили журналистов на свое мероприятие, то уделите и им внимание – создайте благоприятные условия для их работы. Как в шутку сказал один журналист: «Покормите журналиста обедом, вам это будет на пользу». Какой же итог из всего этого? Наилучшим способом построить взаимодействие со СМИ является построение взаимного доверия. Больше всего журналисты ценят источники «качественной» информации.Информация, предоставляемая вами, должна быть интересной, понятной, правдивой и содержать достаточное количество фактов, которые можно быстро и легко перепроверить. На самом деле многие журналистские истории и расследования базируются на информации, полученной от ОГО или с их подачи. Более того, ОГО выступают в качестве экспертов или комментаторов как независимые источники информации. СМИ нужны ОГО так же, как и ОГО нужны журналистам.