2016-12-20 / Здоровье населения
Целью Проекта «Голос сельских комитетов здоровья и социальная подотчетность органов местного самоуправления по детерминантам здоровья сельских сообществ Кыргызстана» является повышение потенциала пилотных сельских комитетов здоровья для их эффективного сотрудничества с органами МСУ в достижении устойчивого местного развития. Опрос населения пилотных сел в рамках Проекта «Голос сельских комитетов здоровья и социальная подотчетность органов местного самоуправления по детерминантам здоровья сельских сообществ Кыргызстана» был проведен с целью изучения мнения сообществ в пилотных селах о результатах деятельности проекта. Данный опрос является дополнительным инструментом оценки деятельности проекта и показывает, насколько окончательные бенефициары проекта – сельское население – ощущают влияние деятельности пилотных сельских комитетов здоровья.
Опрос был нацелен на измерения уровня изменений в местных сообществах после года работы пилотных СКЗ в рамках проекта. Проекту важно было понять, насколько сами сообщества, как конечный бенефициар проекта, ощутили изменения от работы СКЗ в их селах. Насколько примененные инструменты были понятны и интересны местным сообществам. Результаты опроса в целом говорят о положительной динамике и наличии явных изменений внутри сообщества: как физически измеримых, так и субъективного восприятия, что и было целью проекта. Опрос проводился силами Ассоциации «Кыргызстан айылдык ден соолук комитеттери» в 25 пилотных селах, где ранее имели место мероприятия, проводимые сельскими комитетами здоровья села или его части. Всего в опросе приняли участие 685 жителей пилотных сел. Чуть более 63% среди опрошенных составили женщины. Так как методом опроса было анкетирование, то некоторый процент опрошенных не отметил ни одного предложенного ответа, и при отражении результатов опроса эта информация была отмечена как «ответ отсутствует». Проведенный опрос показал, что опрошенная часть населения имеет хорошее представление о сельских комитетах здоровья, и процент осведомленных полностью или в меньшей степени составил чуть меньше 99%.
Это объясняется тем, что СКЗ довольно активно принимают участие в жизни сообщества не только в рамках проекта, но и по своему основному направлению – профилактике заболеваний и информированию населения. Если проводить подобный опрос по республике в целом, то данный процент будет ниже, так как процент менее активных СКЗ по республике больше, тогда как в проекте принимают участие только активные СКЗ. Также высокий процент объясняется тем, что были опрошены жители, которые активно принимают участие в жизни своего села и выразили желание участвовать в данном опросе. Нужно помнить, что результаты опроса явились результатом работы проекта на протяжении 2014-2016 годов и не могут быть обобщены для всей республики. По оценке респондентов, около 80% признали, что деятельность СКЗ на территории их села благотворно сказывается на жизни села. Благодаря усилиям СКЗ было реализовано много изменений в лучшую сторону.
Процент настроенных менее оптимистично составил примерно 18%.Кроме того, 63% респондентов присвоили работе, проводимой СКЗ в их селе, высокую степень важности. 34% дали среднюю оценку, но если брать в расчет, что члены СКЗ выполняют свою работу безвозмездно и в свободное от основной своей занятости время, то даже средняя оценка уже говорит о важности работы СКЗ для своих сообществ.78% опрошенных отметили, что за 2015 год, во время реализации проекта, СКЗ стали более активны . Это связано с тем, что в рамках проекта СКЗ проводили много мероприятий совместно с сообществами по выявлению приоритетов сообщества и поискам путей их дальнейшего решения. Механизм, предлагаемый проектом, реализуется путем активной работы с местными сообществами. Одним из основных составляющих этого механизма является процесс выявления приоритетных потребностей сообщества – Совместное изучение нужд сообщества (СИНС). СКЗ в рамках проекта были обучены техникам проведения СИНС, и каждый СКЗ в своем селе проводил СИНС-мероприятия, в ходе которых сообщества могли выявить приоритетные для всего сообщества проблемы и изучить пути их решения, в том числе и через активную работу с органами местного самоуправления.
Из всех опрошенных жителей 87% принимали участие в совместном изучении нужд сообществ – технике, которой были обучены пилотные СКЗ в рамках проекта. И снова высокий процент положительного ответа объясняется тем, что были опрошены жители, которые активно принимают участие в жизни своего села и выразили желание участвовать в опросе. Они же и в большинстве были участниками СИНС-мероприятий, проведенных СКЗ. Радует также и то, что почти 84 процента респондентов, принимавших участие в СИНС, информированы о том, какие проблемы были идентифицированы и каковы были результаты СИНС. Это означает, что большинство участников заинтересовано в результатах мероприятия и, возможно, отслеживает прогресс решения в рамках проекта. Еще одним результатом опроса, который стоит отметить, явилось то, что 89% опрошенных отметили, что выявленные проблемы либо полностью решены, либо в скором времени будут решены. Только 5% опрошенных отметили, что проблемы решены не были. В основном такие ответы поступили из Баткенской, Чуйской и Ошской областей (13%, 10% и 9% соответственно) и связаны как с отсутствием доступа к дополнительным источникам финансирования, помимо местных бюджетов, так и низким уровнем заинтересованности органов МСУ в сотрудничестве с СКЗ и своими сообществами.
Так как опрос проводился в конце 2015-го и начале 2016 года, нужно иметь в виду, что на тот момент у опрошенных не было информации о бюджете на 2016 год (информация еще не была обнародована) и у людей не было информации о планах МСУ на решение приоритетных проблем в 2016 году. Ответ на вопрос: «Насколько вы удовлетворены работой СКЗ в текущем году?», в процентах. Ответ на вопрос: «Какого рода информацию вы получаете от СКЗ?», в процентах.Большинство – почти 87 процентов - опрошенных указывают на то, что СКЗ принимал участие в решении проблем села совместно с МСУ. Часто это выражалось в помощи при мобилизации населения, чем и объясняется такой большой процент ответивших утвердительно.Уровень удовлетворенности среди опрошенных работой, проделанной СКЗ в рамках проекта, составляет 58%, тогда как 34% опрошенных указали, что СКЗ недостаточно проявил себя.Так как СКЗ являются общинными организациями, состоящими из волонтеров, то проект расценивает этот результат хорошим показателем. Тем более, что со стороны проекта была оказана только консультационная поддержка и в большей части СКЗ были вынуждены действовать самостоятельно.
Тем более, что процент неудовлетворенных работой СКЗ составил всего 1% респондентов.Порядка 64% опрошенных получили информацию о способах профилактики болезней, что является основным видом работ, проводимых СКЗ. Еще 47% получили информацию о деятельности самих СКЗ. 38% опрошенных получили информацию о местном бюджете от СКЗ. На момент проведения опроса в части пилотных сел начали проводиться общественные мероприятия по обсуждению бюджета в рамках информационной кампании проекта. СКЗ были активно вовлечены в процесс мобилизации сообщества для участия в общественных бюджетных слушаниях. Проект «Голос СКЗ» ставит себе целью не только выявление приоритетных нужд сообщества и стимулирование участия сообщества в процессе принятия решений на местах, а значит, решение выявленных проблем в течение проекта, но и заинтересован в продолжении СКЗ своей практики работы с местными сообществами в будущем. Поэтому важно знать, что местные сообщества будут поддерживать СКЗ в его дальнейшей работе с местными сообществами по выявлению приоритетных проблем и участию в делах местного значения. До 70% опрошенных поддержали СКЗ и высказали готовность и дальше принимать участие в мероприятиях, организуемых СКЗ.
В сравнении с результатами опроса в тех же селах в 2014 году количество согласных принимать участие в мероприятиях выросло на 8%, тогда как количество ответивших отрицательно снизилось до 1% опрошенных. Также для проекта было важно изменить отношения, складывающиеся между органами МСУ и местным сообществом. Дать местному сообществу инструменты для участия в процессе принятия решений на местах, а ОМСУ дать понять, что сообщества - это источник их власти и силы. Для этого МСУ должно стать более открытым и больше прислушиваться к мнению своего сообщества. В начале своей работы в 2014 году проект проводил опрос, посредством анкетирования среди граждан пилотных сел, мнения населения о степени открытости представителей айыл окмоту. На Диаграмме 9 можно сравнить из- менения результатов опроса в 2014 году с результатами 2015 года. Число тех, кто уверен, что айыл окмоту открыт и прозрачен в своей деятельности, выросло на 14%. Доля считающих, что айыл окмоту частично открыт, выросла на 11%. Существенно сократилось число тех, кто считал айыл окмоту закрытым. Также стоит отметить, что в 2015 году сократилось количество респондентов, которые затруднились ответить на вопрос, почти на 10%. Это гово- рит о том, что респонденты стали больше узнавать такие понятия, как открытость и прозрачность органов местного самоуправления.
В завершение опроса был задан вопрос: как респонденты оценивают уровень сотрудничества СКЗ их села с органами МСУ. Опрос был произведен дважды – в начале проекта в 2014 году и в середине 2015 года. Респондентам было предложено оценить уровень сотрудничества по пятибалльной шкале, где 1(единица) означала отсутствие сотрудничества как такового, а 5 – максимально выраженное сотрудничество. Рост этого показателя за год деятельности проекта составил 0,6 пункта, что говорит о переходе от условно среднего уровня сотрудничества к условно хорошему сотрудничеству. Как показал текущий опрос, работа СКЗ, проводимая в рамках проекта, важна для их сообщества. Сообщество видит признаки улучшения жизни села, произошедшего вследствие работы СКЗ. Сотрудничество айыл окмоту с СКЗ повышается, а значит, растет и уровень доверия между сторонами. Что касается влияния проекта, то оно наблюдается и расценивается как позитивное. В случае внедрения механизма, предложенного проектом в других селах, возможно добиться подобных изменений к лучшему и в этих селах, при условии адекватного использования механизма и активной работы со стороны СКЗ, а также желания сотрудничать со стороны органов местного самоуправления.