Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Правильно составленный ПРОТОКОЛ общественных мероприятий (сходы, общественные слушания) повышает доверие и сотрудничество между гражданами и местной властью

2017-05-08 / Участие граждан в МСУ
Правильно составленный ПРОТОКОЛ общественных мероприятий (сходы, общественные слушания) повышает доверие и сотрудничество между гражданами и местной властью

В течение семилетнего сотрудничества с целевыми муниципалитетами Иссык-Кульской, Джалал-Абадской и Чуйской областей Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству и выполняемого Институтом политики развития (далее -Проект), в 41 сельском и одном городском муниципалитетах было проведено огромное количество общественных мероприятий, таких, как сходы и общественные слушания (ОС). Общественные мероприятия как форма участия населения в местном самоуправлении являются политикоправовым инструментом прямой демократии и социальным ресурсом легитимности деятельности местной власти. Итоги каждого проведенного схода и ОС напрямую влияют на принятые решения со стороны органов МСУ в решении вопросов местного значения. Поэтому очень важным моментом в процессе проведения публичных мероприятий является выполнение всех требуемых процедур и правильное оформление результатов мероприятий, объективное фиксирование всех поднятых и обсуждаемых вопросов, и самое главное - поступивших предложений в Протоколе схода или ОС (далее - Протокол).

Практика проведения сходов и ОС в целевых муниципалитетах Проекта показала, что органы МСУ уделяют недостаточно внимания процессу протоколирования публичных мероприятий, поэтому протоколы составляются некачественно, в них нет основной идеи - для чего собирались, и что явилось результатом. Например, в одних случаях в Протокол автоматически копируются длинные доклады или отчеты выступающих на пяти и более страницах, но нет по ним никаких обсуждений и решений, в других случаях, наоборот, прописывают только реквизиты и программу мероприятия или сухо, кратко и обрывисто излагают самое основное на одну страницу, без каких-либо приложений (презентации, доклады выступающих). В таких протоколах невозможно найти самого важного: какие вопросы были подняты со стороны местного сообщества, как и что обсуждали, к чему пришли и что решили. Поэтому, читая протоколы, зачастую складывается впечатление, что сход или ОС прошел формально, вместо объективного обсуждения проблем используются для формального одобрения заранее определенные решения, т.е. возникает подозрение, что происходит подмена целей проведения общественных мероприятий.

В Протоколе должны отражаться итоги всех подготовительных работ «ДО», «В ПРОЦЕССЕ» И «ПОСЛЕ» общественного мероприятия, чем основательней подготовка, тем конструктивней пройдет сход или ОС, а хорошо составленный Протокол обеспечит обратную связь и станет первым шагом к последующим правильным и эффективным решениям со стороны органов МСУ. Но на практике бывает и такое, когда вся подготовительная работа и процесс мероприятия прошли на высшем уровне, а в Протоколе ничего не отражено, это станет причиной принятия некомпетентных решений со стороны органов МСУ, значит, вся работа была проведена напрасно и бесполезно, и самое главное - в ущерб всего местного сообщества. Процедура проведения публичных мероприятий начинается с хорошо организованной подготовки (информационная кампания, подготовка докладов, презентаций, программ и т.д.), где большое значение имеет выбор ведущего, который должен следить за регламентом мероприятия. От этого зависит и качество протоколирования, где будет четко излагаться суть вопроса, поочередно, без перескакивания от одной темы к другой, возвращения к первой, где будет возможность зарегистрировать самые важные вопросы и предложения со стороны населения.

Согласно практическому пособию в Комплексе учебных материалов «Участие граждан в местном самоуправлении КР», небрежно подготовленные, плохо проведенные и оставшиеся без обратной связи публичные мероприятия дискредитируют местное самоуправление, разрушают доверие между органами МСУ и населением, снижают эффективность сотрудничества граждан и власти1. Основным документом, регламентирующим процедуру составления Протокола общественных мероприятий, является Типовая инструкция по делопроизводству в Кыргызской Республике, утвержденная постановлением Правительства КР от 23 июля 2012 года, № 517 (в редакции постановлений Правительства КР от 10 июня 2013 года, № 340, 10 марта 2015 года, № 108) (далее - Типовая инструкция). В данном документе, в главе 3 «Подготовка и оформление отдельных видов организационно-распорядительной документации», существует специальный раздел под пунктом №3 «Протокол», где можно ознакомиться с порядком составления, структурой и содержанием Протокола. В данном разделе прописаны технические инструкции по написанию Протокола, где также говорится о том, что «основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему; в последнем случае в тексте делается запись «Текст выступления прилагается». Постановление (решение) в тексте протокола печатается полностью; при необходимости приводятся итоги голосования».

Иначе говоря, в Протоколе нужно излагать очень кратко основную суть текста докладчиков, либо полный текст докладчиков отдельно прилагать к Протоколу. Но в самом Протоколе необходимо и обязательно фиксировать все поднятые вопросы и предложения со стороны местного сообщества в процессе схода или ОС. В этом и заключается одна из основных целей проведения публичного мероприятия. Таким образом, каждое публичное мероприятие имеет большое значения для планирования деятельности органов МСУ, а правильно поставленное делопроизводство, в том числе протоколирование сходов и ОС, повышает эффективность деятельности органов МСУ, способно отвечать на нужды и приоритеты своего населения. С этой целью на основании образца оформления протокола Типовой инструкции и практического пособия «Публичные мероприятия (собрания, сходы и общественные слушания) как формы участия граждан в местном самоуправлении» в качестве рекомендации нами разработан образец Протокола схода, который может служить и для процесса протоколирования ОС. В данном образце собраны материалы целевых муниципалитетов Проекта на основании проведенных сходов и общественных слушаний. В приложении наименование айылного аймака и ФИО вымышленные, для образца представлены только 4-5 примеров обсуждаемых вопросов по каждой теме, количество которых в реальной практике проведения сходов и ОС может быть намного больше.

Похожие материалы: