Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Как добиться максимального участия местного сообщества в общественных мероприятиях?

2018-02-06 / Участие граждан в МСУ
Как добиться максимального участия местного сообщества в общественных мероприятиях?

История вопроса За восьмилетний период деятельности Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект), оказал содействие местным сообществам 41 муниципалитета Иссык-Кульской, Джалал-Абадской и Чуйской областей по внедрению Модели участия граждан в принятии решений в бюджетном процессе.

С 2017 года Проект начал сотрудничество с 15 муниципалитетами Ошской и Нарынской областей. Проект проводит активную работу непосредственно с органами МСУ, содействуя им в обеспечении конституционных прав граждан на участие в местном самоуправлении, в формировании местных бюджетов. Основная цель Проекта – повышение гражданского участия в решении дел местного значения, приоритет Проекта – содействие вовлечению населения в бюджетный процесс на местном уровне, создание благоприятной среды для построения диалога между населением и органами МСУ.Многолетний опыт совместного сотрудничества Проекта с ЦМ выявил различного рода сложности, с которыми органы МСУ сталкиваются при вовлечении граждан в бюджетный процесс. Ряд вопросов требовал решения на законодательном уровне, ряд – остается открытым. Но было также многовопросов, решение которых лежало в практической плоскости, включая вопрос организации и проведения общественных мероприятий. Почти в каждом органе МСУ можно услышать о том, что «явка на собраниях, сходах низкая, что население пассивно и равнодушно к проблемам села/города». Низкий уровень участия признается органами власти проблемным вопросом. Особенно органы МСУ заинтересованы в полных аудиториях во время собраний, сходов, курултаев и т.п.
 
Почему так важно участие граждан на сходах для органов МСУ? Прежде всего, орган МСУ заинтересован в поддержке со стороны населения. Поддержка – это показатель доверия, такого важного для тех, кто отвечает за обеспечение условий проживания.А добиться доверия невозможно без прозрачности и открытости, без предоставления информации о своей деятельности широким слоям населения. Участие населения в сходах и других проводимых органами МСУ общественных мероприятиях, где обсуждаются планы, напрямую влияет на принятые решения со стороны органов МСУ вопросов местного значения, результатом чего является удовлетворенность граждан муниципальными услугами. Т.е. чем больше людей информировано и активно принимает участие в общественной деятельности, совместно с органом МСУ открыто обсуждает и принимает совместные решения, тем прогрессивнее все сообщество, где во главе стоит основная цель - улучшение жизненых условий жителей сел или городов. Опыт 56 муниципалитетов, тесно сотрудничающих с Проектом (целевые муниципалитеты ЦМ), показывает, что «явку» можно повысить, что сообщество можно привлечь к обсуждению проблем, их решений, к планированию использования средств местных бюджетов на их решение. В данной статье на примере 15 органов МСУ Ошской и Нарынской областей представлены результаты работы АО по вовлечению граждан в местное самоуправление с использованием знаний и навыков, полученных в ходе обучающих и других мероприятий в рамках сотрудничества с Проектом. 
 
Динамика роста участия населения После проведения широкомасштабной кампании вовлечения населения в выявление наиболее приоритетных проблем в селах, органы МСУ разработали планы по их решению – Планы совместных действий (ПСД). Для того чтобы проинформировать население о своих планах, органы МСУ 15 ЦМ Ошской и Нарынской областей провели сходы. Конечно, сходам предшествовало обучение организации и проведению общественных мероприятий. Проектом была оказана консультационная и техническая поддержка в проведении информационных кампаний. Муниципалитеты были оснащены нужной техникой. В результате применения знаний 1725 жителей и 1204 жительницы (всего 2929 человек) пришли на сходы, чтобы услышать о планах ОМСУ, высказать свое мнение, задать вопросы. Стоит отметить, что, по результатам обсуждений на сходах, планы корректировались, в них вносились определенные изменения и дополнения1. Также во время сходов назывались новые имена активных жителей для участия в выполнении запланированного и мониторинге процесса и результатов. Большую часть запланированных работ и мероприятий органы МСУ решают за счет средств местных бюджетов.
 
Не обходится и без вкладов со стороны жителей. Но на более масштабные задачи средств местных бюджетов у подавляющего большинства муниципалитетов не хватает. На решение таких задач, на развитие муниципалитетов нужны большие средства, и органы МСУ постоянно работают над привлечением инвестиций. Обращение кместному бизнесу, донорам и программам развития, к фондам развития регионов, в госбюджет (заявки на стимулирующие гранты) – постоянная забота органа управления. Разработка проектных идей на решение приоритетных для местного сообщества вопросов, инвестиционных проектов на улучшение физической инфраструктуры сел и городов — непро-ных вопросов, среди которых различные вопросы местного значения. Но пальма первенства принадлежит созданию условий для подрастающего поколения: детские сады и школы в приоритете у местных сообществ. Результаты голосования изменили картину. Среди проектов, которые получили большинство голосов на сходах, по-прежнему преобладали те, что направлены на создание благоприятных условий для дошкольного и школьного образования. Однако некоторые направления не получили поддержки населения, например, ремонт зданий – больницы, здания айыл окмоту. Количество участников сходов по выбору приоритетных проектов превысило прогнозы. На сходы в 15 ЦМ пришли 4798 человек, включая 2250 женщин, в разрезе по муниципалитетам - от 134 до 919 человек (см. Диаграмму 3).
 
Иными словами, на сходах присутствовало от 1 до 10% населения аймаков. Участие женщин на сходах также стало показательным: в среднем 47% от всех участников в 15 сходах ЦМ составили женщины. По сравнению с 2017 годом уровень участия граждан в обсуждении общественно важных вопросов повысился более чем в полтора раза. Также наблюдается приближение к гендерному балансу, так как доля участия женщин возросла на 8,5% (от 38,4% до 46,9%) (Диаграмма 5). В рамках программы малых грантов Проекта в конце 2017 года были проведены презентации по программе малых грантов (ПМГ-2018), на основании которых проведены обучающие тренинги по разработке проектов для всех 15 ЦМ с участием сотрудников АО и членов инициативных групп (ИГ). Тренинги дали возможность участникам научить-ся разрабатывать проектные заявки по приоритетным проблемам.Так, в каждом из 15 ЦМ были определены по пять приоритетных проектов, указанных в ПСД, подготовлены краткие описания проектов (КОП) по ним. И заключительным, самым основным мероприятием уже в январе 2018 года стало проведение сельских сходов по обсуждению и отбору проектов на участие в грантовой программе Проекта.
 
Именно эти сходы показали, насколько можно совместными усилиями органов МСУ и мест- ного сообщества четко спланировать работу по организации и проведению сходов, обеспечить максимальную явку населения и эффективно провести сами сходы. За счет чего же удалось организовать работу органов МСУ и собрать большое количество участников на сходы? Насколько важна была активность, ответственность и инициатива граждан в вопросах организации сходов? За счет чего и как удалось обеспечить явку женщин на сходы? Информационная кампания Практика работы местных консультантов Проекта с 15 ЦМ Ошской и Нарынской областей на начальном этапе реализации Проекта показала, что у всех органов МСУ имеется свой определенный метод работы по организации и проведению общественных мероприятий. Не было системности, например, при организации мероприятия не составляется письменный план, руководство АО устно поручает сотрудникам какие-то подготовительные действия, а иногда просит помочь депутатов АК пригласить людей на массовые мероприятия.
 
Никакой предварительной организации, и тем более информационной кампании, до сходов не проводилось, отсутствовал контроль подготовительной части. Часто в результате общественные мероприятия проводились формально, руководство не знало, с кого спросить, кто виноват в низкой явке. Еще в октябре 2017 года для организации и эффективного проведения общественных мероприятий (сходы, ОС), Проект провел обучающие тренинги по теме «Взаимодействие органов МСУ с местным сообществом: формы общественного участия, сходы и собрания жителей» для представителей ОМСУ, местного сообщества, ОГО (НПО) всех 15 ЦМ. На основании этих тренингов, кроме полученных знаний о нормативной базе по участию граждан в МСУ, правилах и процедурах проведения сходов, участники развили навыки по проведению информационных кампаний до и после проведения сходов. Использовав только часть полученных на тренингах знаний, во время подготовки сходов по обсуждению ПСД органы МСУ были не очень довольны результатами. После первой серии сходов специалистами Проекта с органами МСУ была проведена работа по обсуждению явки, с целью выявления слабых сторон. Неполная удовлетворенность результатом и обсуждение стали стимулом для использования более широкого арсенала инструментов информационных кампаний, предложенных Проектом. И при подготовке ко второй серии сходов партнеры учли все «выученные уроки».
 
В каждом муниципалитете была создана рабочая группа (РГ) по организации схода, куда вошли сотрудники АО, депутаты АК, члены ИГ и представители местного сообщества. Рабочей группой составлена программа схода и разработан проверочный лист по организации и проведению схода, где среди всех членов РГ распределена ответственность по каждому оргвопросу, подготовлены материалы информационной кампании до проведения схода, как один из основных механизмов обеспечения явки населения на общественные мероприятия. Поэтому в первую очередь, АО 15 ЦМ обеспечили широкую информационную кампанию за 5-10 дней до проведения сходов: подготовили и развесили баннеры и афиши с объявлениями во многолюдных местах каждого села АА, раздали пригласительные представителям местного сообщества, разработали пресс-релизы и выслали районным и областным СМИ, накануне даты сходов проехались по улицам сел на машинах с рупорами, приглашая людей на предстоящий сход. Т.е. слаженная четкая работа аппарата АО во всех 15 ЦМ в рамках чек-листа повлияла на явку населения.
 
Вот как прокомментировал местный консультант Проекта ТОЛИПОВ Абдилбоки полезность разработки чек-листов: «Проведя тренинги и консультации на местах, мы обучили АО работать по чек-листу, где все задачи и мероприятия были прописаны четко (сроки, ответственные, ожидание и др.). Результатом стало то, все ЦМ своевременно организовали подготовительную часть и эффективно провели два схода». Например, в Ак-Муз АА использовали свой механизм приглашения жителей: за каждым сотрудником АО были закреплены отдельные улицы; на основании распечатанного списка жителей, сотрудники АО собирали подписи глав домохозяйств о том, что они проинформированы, смогут или не смогут участвовать в сходе. Таким образом, в АО аккумулировалась вся собранная информация, с целью предварительного прогноза по количеству участников схода. На тех участках, где планировалось небольшое участие населения, дополнительно производился обход и обзвон. В результате в сходе принял участие 261 человек, тогда как раньше собиралось от 30 до 100 жителей. Такой же метод выбрали в Ак-Тал АА и Учкун АА, где главы АО распределили всех сотрудников аппарата АО поквартально, но, кроме пригласительных, здесь жителям были вручены КОПы по всем пяти проектам, что дало возможность населению подробнее ознакомиться с ними и подготовить вопросы на предстоящие сходы. Следует отметить, что Ак-Муз АА и Ак-Тал АА состоят только из одного села, а Учкун АА — из двух сел, соответственно, обойти все домохозяйства не составляло большого труда.
 
Кроме этого, в Ак-Муз АА большую роль в заинтересованности жителей села сыграло внесение в программу схода, кроме отбора приоритетных проектов, дополнительного мероприятия — ознакомление с итогами конкурса «Ак-Муз айылын өнүктүрүү-2017», где награждались отличившиеся граждане и лучшая улица. Это мероприятие стимулировало многих жителей к посещению схода. При организации и проведении общественных мероприятий важно эффективно использовать человеческие ресурсы. Особенно важно помнить об этом тем органам МСУ, где для участия в собрании жителям требуется преодолевать значительные расстояния. В случае с рассматриваемыми сходами очень серьезно к обеспечению явки людей подошли в Ак-Жаре и Шарке в Ошской области и Учкуне - в Нарынской. Главы АО лично провели беседы с жителями, которые имеют транспорт, например, в Ак-Жарском АА и Шаркском АА из двух отдаленных сел привозили людей на двух бусах, владельцы которых стали участниками сходов.
 
В Учкунском АА сотрудники АО нашли 4 семиместные машины «минивены», на которых в 3 рейса привозили жителей села Учкун. Поэтому рекомендуется, при обсуждении проекта бюджета на следующий год, органам МСУ рассмотреть дополнительные расходы в статью «прочие расходы» на организационные вопросы по обеспечению доставки жителей на общественные мероприятия — сходы и ОС. Старосты сел Основная нагрузка при организации массовых мероприятий ложится на старост сел, которые ежедневно общаются со своими жителями и больше знают о внутренней жизни своего села. Так, в ЦМ Кызыл Суу-АА, Жазы АА и Ак-Жар АА еще в ходе организации первых сходов по обсуждению ПСД главы АО поставили задачу: каждому старо-сте села обеспечить явку от 50 до 60 человек, а после схода проводили обсуждения по фактическому участию жителей каждого села. Для удобства подсчета, перед началом сходов, участников регистрировали по селам, что также удобно для проведения анализа в последующем – насколько то или иное село активно принимает участие в жизнедеятельности всего АА.
 
По результатам обсуждений, глава АО в устной форме поощрял или давал выговоры старостам сел, что повлияло на результаты участия местного сообщества на последних сходах по отбору проектов. Роль депутатов местных кенешей Не обошлось без помощи депутатов АК, например, в Кок-Жарском АА депутаты АК стали активными помощниками: до создания рабочей группы депутаты АК вместе с сотрудниками АО предварительно обсудили процесс и организацию проведения схода, особое внимание обратили на вопрос явки граждан на сход. Депутаты АК провели встречи со своими избирателями для распространения информации на местах о предстоящем сходе, о полезности мероприятия, о его основной цели – отбор проектов по решению приоритетных проблем АА, что дает им возможность самим проголосовать. Например, в Булолу АА впервые на сход собралось 172 человека (почти 20% взрослого населения), здесь основную роль сыграла тесная связь АО и АК. Из 11 депутатов АК, 8 - в возрасте 23-25 лет, 3 депутата - в возрасте 40-43 лет, все они активно участвуют почти на 100% общественных мероприятий, тем самым вызывают большое уважение со стороны МС и аппарата АО.
 
Так, депутаты АК в двух селах провели 5 организационных собраний, сделали подворный обход, где встречались с домохозяевами с участием женщин-домохозяек. В Гулистанском АА председатель АК с депутатами АК и членами рабочей группы обошли все организации и учреждения, где большое скопление людей: все школы, мечети, чайхану и т.д., на местах проводили собрания и призывали жителей АА активно участвовать в сходе, и отдать свои голоса за приоритетные проблемы.Сотовая связь Сегодня около 80% населения КР пользуется сотовой связью, что намного упрощает процесс информирования, особенно в сельских сообществах. Большая часть населения использует WhatsApp через различные группы по интересам (друзья, коллеги, родственники и др.), многие группы используют социальные сети в Интернете, в основном фэйсбук. Поэтому в некоторых ЦМ органы МСУ активно использовали эти механизмы информирования. Так, глава АО Жазынского АА обратился к жителям сел по WhatsApp, где в группе имеется свыше 250 человек, кто не смог участвовать, звонили родственникам для их замены на сходах. В Ак-Тал АА координатор ДУЙШОЕВ Урмат также использовал WhatsApp и пригласил жителей, состоящих в группе «Жарнама Ак-Тал», где зарегистрировано около 50% всего населения.
 
В Учкунском АА воспользовались услугами информационного центра «Куланак Медиа», где по он-лайн-сервису через твиттер-блог отправлены СМС-сообщения о сходе всем, кто имеет сотовые телефоны. Член ИГ по вопросам образования и молодежи КЫДЫРАЛИЕВА Жазгул отправила объявление через WhatsApp всем членам группы «Куланак Медиа», где зарегистрировано более 40% населения села. Кроме этого, в Ак-Тал АА и Учкун АА воспользовались интернет-связью — фейсбуком. Лидеры сообщества и народные традиции Очень интересный подход к привлечению людей на сходы выбрали организаторы в Ылай-Талаа АА, например, село Ылай-Талаа очень большое и делится на 7 участков, где проживают 7 человек «эл башы» (народный глава). «Эл башы» - это выбранные сельчанами люди, имеющие жизненный опыт и пользующиеся уважением, и самое главное — работают добровольно, без какого-либо вознаграждения. Кроме этого, практически во всех пяти селах АА жители разделены по принципу «уруу» (род), со своим «уруу башчы» (глава рода), затем— на участки с «эл башы» и на улицы, где есть «кочо башчы» (квартальные).
 
Так, проходя веками сложенной народной тропой, за 5-6 дней до схода были проведены мини-сходы, с участием уруу башчы, эл башы, кочо башчы, лидеров жамаатов, руководителей учреждений (зав.детсадами, директорами школ и др.), где в повестке дня обсуждался вопрос обеспечения максимальной явки жителей, в том числе и женщин. Такой же подход использовали и в Шарк АА, где сумели собрать на первом сходе 486 человек, а на втором — уже 919 человек. Оказалось, что кроме айыл башчы (староста села) пяти сёл, имеются эл башы, в количестве 80 человек, которые помогают при организации различных массовых мероприятий. Это повышает эффективность информационного обмена внутри местного сообщества, когда эл башы становятся своеобразным «мостом» между местной властью и населением, т.е. информация доходит оперативно. Процесс информирования происходит таким образом: орган МСУ предоставляет всю информацию старостам села, а те в свою очередь собирают эл башы, которые информируют максимальное количество населения. То же самое происходит в обратном процессе, когда жители озвучивают свои проблемы эл башы, они в свою очередь доносят до старост сел и т.д.
 
В результате, каждый эл башы привлек до 10 человек на сход в Шаркском АА, что составило 800 человек. Жамааты Важную роль в организации сходов сыграли жамааты айылных аймаков, за счет которых была обеспечена явка местного сообщества на сход, например, в Мангытском АА председатель женского комитета по айылному аймаку КАРМЫШОВА Бегай через свой комитет, куда входит более 70 женщин АА, которые имеют постоянную связь между собой, обеспечила явку большого количества населения. Во всех общественных мероприятиях они активно принимают участие, но на данном сходе председатель женсовета попросила своих соратниц не только самим прийти, но и привести как минимум по 5 человек. В Ылай-Талаа АА есть группы «Жазы биримдиги», «Ылай-Талаа коому», которые также приняли участие в обеспечении явки жителей на сход. Руководители учреждений Кроме стандартных методов приглашения населения, оригинальный метод по обеспечению явки людей на сход придумали в Кызыл-Суу АА, где глава АО на предварительной встрече с директорами трех школ и двух детских садов попросил их в письменной форме пригласить на сход родителей детей. В результате большинство пригласительных было роздано через детей. По словам главы АО, такое решение было мотивировано тем, что руководители учреждений должны в первую очередь быть заинтересованы в участии родителей детей, так как каждый год из местного бюджета выделяются средства на поддержание школ и детсадов.
 
В этом и заключается тесное взаимовыгодное сотрудничество, когда при необходимости все стороны должны помогать и быть заинтересованными в проведении массовых общественных мероприятий. В Гулистанском АА для привлечения населения на сход проводились различные массовые мероприятия: в четырех школах специально организовали спортивные мероприятия, куда пригласили торага АК и главу АО; в школах через старшеклассников ин-формировали родителей; волонтеры ходили по участкам и распространяли информацию, на каждом участке провели отдельные собрания. Инициативные группы (ИГ) Большую роль в максимальном участии населения на сходах сыграли ИГ, созданные с целью продвижения интересов определенных групп населения в вопросах решения приоритетных проблем в рамках ПСД. Тем более что сход по отбору проектов подразумевал защиту интересов заинтересованных групп через ИГ, проекты которых были рассмотрены и обсуждены на данных сходах. Поэтому главы и специалисты АО в первую очередь привлекли активных членов местного сообщества, вошедших в ИГ, в процесс организации и проведения мероприятия. Например, в Ак-Муз АА, Учкун АА и Ак-Тал АА (Нарынская область) члены всех ИГ были «мотором» на всех этапах организации мероприятия, помогли распространить информацию о предстоящем сельском сходе (развешивали объявления на баннерах и афишах, раздавали пригласительные и мн.др.).
 
Члены ИГ сами были заинтересованы в том, чтобы об их идее узнали другие члены местного сообщества и проголосовали за их проект. Поэтому они смогли проинформировать большее количество своих сторонников. Например, в Ак-Тал АА члены ИГ активно использовали социальные сети WhatsApp-группы.Кроме этого, главы АО и специалисты этих муниципалитетов смогли организовать площадку в здании АО, где члены ИГ смогли представить свои идеи по решению приоритетных проблем, был обеспечен доступ к необходимой информации, например, статистические данные, обеспечен доступ к компьютерной технике. В итоге ИГ смогли подготовить краткие описания инвестиционных проектов и совместно с сотрудниками АО разработать презентации этих проектов. Это позволило членам ИГ изнутри понять работу АО, глубже изучить ПП, по которой они работали, также привлечь специалистов той или иной области, где разрабатывались проектные идеи. Таким образом, тесное сотрудничество АО с ИГ повлияло на высокий уровень участия населения и на сам процесс проведения схода по отбору проектов, представители всех сел смогли участвовать и проголосовать за проекты, которые влияют на решение приоритетных проблем. НПО (ОГО) Не последнюю роль в организации сходов сыграли НПО, которые тесно сотрудничали с органами МСУ.
 
Например, в Гулистан АА большую помощь органу МСУ оказали такие общественные организации, как ОО «ЦПГО-Ноокат», ОО «Чернобыль», волонтерский центр «Радуга». Особо нужно отметить молодежный волонтерский центр «Радуга», члены которого в лице молодых людей-волонтеров активно участвовали в проведении информационной кампании: распространили пригласительные, развешивали объявления, помогли в регистрации участников схода. Не остались в стороне 24 члена ОО «ЦПГО-Ноокат» и ОО «Чернобыль», которые также среди широких слоев населения, с участием лидеров жамаатов, директоров школ, учителей, местных депутатов АК, организовывали различные встречи с целью информирования, распространяя буклеты, афиши и листки. Семь членов НПО совместно с восемью активными депутатами АК отдельно работали с женщинами сел, на проблемных участках проводили собрания, информируя о полезности участия женщин в общественных мероприятиях. Радио. Концерт. Регистрация участников Так как село Чаек в Чаекском АА является районным центром, здесь активно использовали ра диорубку в центральной части села, по радио за неделю до мероприятия ежедневно прокручивали объявление о предстоящем сходе.
 
Практика организации и проведения общественных мероприятий во многих ЦМ в разные фазы реализации Проекта подтверждает эффективность организации получасового концерта художественной самодеятельности перед началом сходов, собраний, слушаний. Это дает возможность позитивно настроить участников,во многих местах именно эти концерты являются своеобразной отдушиной в серой будничной жизни, и поэтому многие люди с удовольствием приходят пораньше, что также немаловажно, если учесть привычку населения опаздывать на 1-2 часа. Причем концерт должен быть на высоком уровне, с продуманными и готовыми номерами, если нет подготовки к концерту, то лучше не выставлять сырые номера, иначе с самого начала люди будут настроены негативно из-за непрофессионализма организаторов. При большом наплыве людей на общественные мероприятия, как это произошло на последних сходах по отбору проектов, зачастую люди не регистрируются и просто проходят в зал. Эту проблему решили просто в Кызыл Суу АА и Жазы АА. Кроме регистрации при входе, одна сотрудница АО регистрировала в зале тех, кто прошел в зал без регистрации. Выяснилось, что 20-30 человек не прошли регистрации, как оказалось, из за нежелания стоять в очереди. Регистрация участников общественных мероприятий – это необходимый процесс, во первых, для отчетности, и самое главное - для принятия в последующем важных решений со стороны органов МСУ.
 
Гендерная политика На сегодняшний день гендерное равенство является одним из важных социальных вопросов, который необходимо решать на всех уровнях жизнедеятельности. Одно из основных требований в процессе организации общественных мероприятий – это соблюдение гендерного баланса. В ходе работы с представителями рабочих групп 15 ЦМ подготовке схода вносить отдельный пункт по гендерному балансу, ответственность за участие женщин на сходах была возложена на отдельных членов РГ. На предварительных организационных минисобраниях в некоторых ЦМ, где обсуждался вопрос обеспечения явки людей, отдельно поднимался вопрос участия женщин, где также каждому участнику была поставлена задача: обеспечить определенное количество людей с соблюдением гендерного баланса. Во многих ЦМ организаторы написали пригласительные специально для женщин, привлекли лидеров женщин для распространения пригласительных, обзванивали и ходили по улицам, встречаясь с домохозяйками. Например, в Кок Жарском АА сыграли большую роль неформальные лидеры среди женщин, в основном это директора школ, заведующие детскими садами, заслуженные учителя, ставшие инициаторами рабочих встреч с родительскими комитетами школ и садиков, с комитетами попечительства, которым разъясняли цель схода и их роль в принятии решений, раздавали пригласительные.
 
Таким образом, в Кок-Жарском АА уровень участия населения вырос в 4 раза по сравнению с первым сходом (86 женщин пришло на первый сход, 345 – на второй). В целом участие женщин на всех сходах по отбору проектов было намного выше, чем на предыдущем сходе: из 15 ЦМ в 13 ЦМ участие женщин достигло от 42,1% до 53,6%, в двух ЦМ - от 31,4% до 37,5%. Вот как это прокомментировал местный консультант Проекта ТОЛИПОВ Абдилбоки: «Мы в начале реализации Проекта ожидали, что в Ошской области участие женщин будет очень низким, из за религиозных взглядов, которые не приветствуют участие женщин в общественной жизни. Но оказалось, что необходимо использовать особый подход, при котором учитывается местный менталитет, т.е. при подготовке схода с женщинами работали только женщины или знакомые им мужчины, распределяя женщин на различные группы: по возрасту, по интересам и т.д. Конечно же, большую роль сыграло то, что на протяжении всех этапов подготовки, на тренингах, консультациях, рабочих встречах постоянно говорилось о гендере, о необходимости учета мнения женщин и молодежи. Тем более, что для отбора двух проектов в каждом из 15 ЦМ были отобраны по 5 приоритетных проблем, непосредственно или косвенно касающихся женской половины сообщества, это питьевая вода, детские сады, школы и др.».
 
Очень интересные моменты возникали в процессе проведения репетиций, когда за 2-5 дней до сходов в каждом ЦМ с помощью консультантов Проекта с каждым презентатором проводились полноценные репетиции по презентации проектов. Это делалось для того, чтобы выступающий смог адаптироваться к сцене, микрофону, аудитории и т.д., в основном все презентаторы были членами ИГ, многие из них не имели опыта публичного выступления. Все муниципалитеты сумели организовать не только присутствие женщин на сходах, но и их выступления на сцене с презентациями проектов. И стоит отметить, что с этой задачей женщины справились весьма результативно1. В некоторых ЦМ все 5 презентаторов были мужчинами, но в процессе репетиций, с целью соблюдения гендерного баланса, сами презентаторы были заинтересованы в замене на женщин-презентаторов. Т.е. гендер был одним из важных составляющих на всех этапах подготовки схода, и положительно то, что с этой задачей самостоятельно справились все 15 ЦМ. Заключение Таким образом, большинство из вышеперечисленных методов привлечения населения на общественные мероприятия доступны2 и легко применимы, но в любом случае органам МСУ рекомендуется исходить из своих местных особенностей,т.к. не везде есть Интернет, радио и др.
 
Но нельзя забывать, что самая главная движущая сила – это люди, и если правильно организовать работу, то можно вовлечь в организацию общественных мероприятий большое количество активных, инициативных, креативных людей из местного сообщества. Если внимательно изучить вышеперечисленные методы привлечения населения на сходы по отбору проектов, то увидим, что основную роль сыграла большая активность, ответственность и инициатива граждан в лице лидеров сообществ,жамаатов, ИГ и НПО.Поэтому все эти методы способны работать в любом муниципалитете, независимо от месторасположения и количества жителей. Для того чтобы знать, какой же из этих методов наиболее эффективен, можно добавить одну колонку в регистрационный лист под примерным наименованием «Где и как получили информацию о сходе или ОС?». Это даст возможность проанализировать и использовать в дальнейшем наиболее подходящий для муниципалитета метод привлечения населения на общественные мероприятия. Благодарность Проект ГГПОМСУ гордится последними достижениями в 15 ЦМ Ошской и Нарынской областей, в чем большая заслуга региональных представителей Проекта: ТОЛИПОВА Абдилбоки, БАЛТАБАЕВА Айбека, БАЙБАГЫШОВА Табылды и ДОСОЕВА Акысбека, которые тесно сотрудничали с органами МСУ и местным сообществом на всех этапах подготовки и проведения мероприятий.

Похожие материалы: