Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Все больше граждан вовлекается в процесс принятия решений по расходованию бюджета

2018-02-08 / Участие граждан в МСУ
Все больше граждан вовлекается в процесс принятия решений по расходованию бюджета

Еще несколько лет назад для многих граждан южного региона словосочетания «бюджетный вопрос», «процесс принятия решений» были непонятными. Благодаря продолжительной работе общественных организаций и мощным вливаниям донорских средств, со временем все больше людей стали понимать суть социальной мобилизации, вовлечения в процессы принятия решений на местном уровне с целью решения локальных проблем.

Образцовая сельская управа им. Т. Кулатова Сельская управа им. Т. Кулатова расположена в 84 км от областного центра, города Оша, и 45 км от районного города Ноокат. Жители чаще посещают ближайший город Кызыл-Кия, относящийся к Баткенской области. Общая площадь сельхозугодий составляет 29154 га. Численность населения – 19881 человек, количество домохозяйств – 3493. В состав управы входят пять сел: Кызыл-Булак, Таш-Булак, Баглан, Кожо-Арык, Ак-Терек, также есть местности – так называемые подайылы, без официального статуса. В управе 10 школ, где учатся чуть более трех тысяч школьников.
 
Одну из них построили и открыли в этом году, бюджет составил 12 миллионов сомов. В управе 5 детских садов, скоро откроется еще один – на 75 мест. Еще несколько лет назад управа была дотационной, но после того, как депутаты местного совета прошли обучение на тренинге добросовестного управления, они выразили недоверие главе управы, и его место занял другой человек. В этом году Нуридин МАДИМАРОВ был переизбран на второй четырехлетний срок. За эти годы здесь произошли многочисленные положительные изменения.
 
Сельчане гордятся своими достижениями, например, за 2013–2016 годы отремонтировали дорогу, длиной 17,5 км, которая пролегает вдоль всех сел управы. Как заметил главный специалист строительства и муниципальной собственности и МЧС при местной администрации Сапарбек БОЙДОНОВ, если раньше путь по дороге занимал 45 минут, то теперь – 10–15. Сельская управа известна тем, что на ее территории частично находится Кызыл-Кийский цементный завод. Несколько лет назад на обсуждениях решили, что налоговые отчисления завода должны поступать не только в бюджет города Кызыл-Кия, но и в бюджет управы, что было сделано с 2012 года.
 
Это сразу отразилось на размере бюджета, но в последние два года после отмены НДС сумма снизилась. Если в 2014-2015 годах общий местный бюджет составлял 70 миллионов сомов, то в 2017 году – всего 45 млн. сомов. Вот пример того, как граждане могут влиять на целесообразное использование местного бюджета: когда власть озвучила желание построить местную автозаправочную станцию, люди возмутились и предложили свой вариант – открытие детского сада. В 2014 году на средства местного бюджета и грант появился детский сад «Жаша балалык таны». Он отличается тем, что при нем имеется кондитерский цех, как дополнительная доходоприносящая деятельность.
 
Директор детсада Канышай БОБУЛОВА, с 35-летним стажем учительской деятельности, подчеркнула успешность совмещения дошкольного учреждения с производством: «После ремонта старого здания и строительства новой столовой мы открыли кондитерский цех, на заказ выпекаем хлеб, пироги (у нас яблоки из своего сада), коржики, булочки, по праздникам нам заказывают торты. Каждый месяц отмечаем дни рождения детей угощением с тортами. Это производство является хорошей добавкой к заработной плате сотрудников, а у нас их 16 человек. Детский сад посещают 60 детей. Родители оплачивают ежемесячно по 450 сомов на одного ребенка, также из местного бюджета выделяется по 9 сомов на каждого ребенка».
 
Ошский образец участия граждан Помню одни из первых общественных слушаний в Оше, прошедших в феврале 2013 года при предыдущем мэре: более 500 граждан согнали в большой темный неотапливаемый зал при областной администрации, руки застывали от холода, ноги коченели. Мэрия победно отчиталась за прошедший год, показав правильный видеоролик.
 
Потом дали слово народу: люди выходили к микрофонам и просили решения местных вопросов: открытие детских учреждений, поддержку учреждений для детей с особыми нуждами, усиление материально-технической базы среднеспециальных учреждений, строительство надземных переходов, многоярусных парковок и т. д. Для выступления Гульгакы МАМАСАЛИЕВОЙ выделили всего три минуты, сославшись на холод и отсутствие времени. Ей мешали выступать, прерывая ее речь хлопками, выкриками.
 
Некоторые горожане торопливо выходили из зала. Г. МАМАСАЛИЕВА отметила, что гражданский сектор не раз поднимал вопрос о необходимости повышения прозрачности бюджета: «Мы не говорим, что средства расходуются неэффективно, мы говорим о том, что граждане должны принимать активное участие в обсуждении местного бюджета».
 
Она рекомендовала мэрии и горкенешу быть более открытыми с населением. Нужно применять проведение общественных экспертиз местных нормативноправовых актов. Вопросов было много, и люди передавали их на листах бумаги. Власть что-то обещала, собрала бумажки, сложила в стопку и величественно удалилась – слушания закончились.
 
Осталось разочарование: как была власть далека от нужд горожан, так и осталась глухой и равнодушной. В конце ноября этого года при содействии ошского филиала МЦ «Интербилим» на средства Проекта «Реализация закона о государственных и муниципальных услугах мэрии г. Оша», Программного офиса ОБСЕ в Оше прошли очередные общественные слушания. На этот раз зал был меньше по размерам, но светлый и теплый, были организованы кофе брейк и обед.
 
На встрече обсуждали качество услуг населению.Менеджер филиала Гульгакы МАМАСАЛИЕВА напомнила, что три года назад был принят Закон «О государственных и муниципальных услугах КР», согласно которому государственные и муниципальные учреждения оказывают только те услуги, которые включены в Единый реестр государственных услуг и местные реестры муниципальных услуг.
 
Включение в реестр услуг происходит через решения межведомственной комиссии, в состав которой обязательно должны входить представители гражданского и бизнес сообщества. Закон позволяет органам местного самоуправления (ОМСУ) разрабатывать и утверждать свои дополнительные муниципальные услуги.
 
Для этого исполнители государственных и муниципальных услуг, ассоциации и союзы потребителей должны обратиться с запросом, и уполномоченный орган в 30-дневный срок либо внесет изменения в реестры или выдаст отказ. Отказ можно обжаловать в межведомственной комиссии, правительстве или в суде.
 
С целью выяснения потребностей жителей города было проведено исследование с участием более 1300 горожан, которые, в основном, жаловались на плохие дороги, безработицу, негативные последствия миграции, плохое качество воды, неудовлетворительную работу коммунальных служб и др.
 
Было рекомендовано: внедрение программы «Безопасный город»; усиление работы по безопасности детей и школьников; улучшение работы коммунальных служб в плане прозрачности, подотчетности; рассмотрение вопроса организации отдыха и досуга горожан; улучшение информирования граждан по предоставлению платных услуг медицинскими учреждениями.
 
С помощью экспертов была проведена инвентаризация услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, был составлен реестр дополнительных услуг из 12-ти услуг, в том числе 7 платных и 5 бесплатных. На слушаниях рассматривался вопрос внесения этих услуг в реестр с последующим обоснованным предоставлением их гражданам.
 
Среди платных дополнительных услуг указаны следующие: выдача разрешений на размещение наружной рекламы в городе, стоимостью от 970 до 3522 сомов; предоставление территориальными советами справок с места жительства (15 сомов) и о составе семьи (20 сомов); предоставление торговой площади с рук, с выдачей квитанции на право торговли (10 сомов); сбор за въезд на территорию рынка автомашин в зависимости от грузоподъемности (30–50 сомов) и др. МАМАСАЛИЕВА добавила, что указанные суммы обоснованы и согласованы с антимонопольным комитетом.
 
Острая дискуссия возникла при обсуждении новых дополнительных услуг, выявленных в ходе опроса, таких, как: увеличение числа мест в муниципальных детских садах, организация муниципального школьного транспорта, увеличение количества автомашин скорой медицинской помощи, выдача талонов для детей уязвимых семей в культурные места.
 
Болезненная тема – общественный транспорт для школьников. Известно, что в будни стоимость проезда для школьников в общественном транспорте составляет 1 сом, а в праздничные и выходные дни – 4 сома. Родители постоянно жалуются на притеснения детей со стороны водителей микроавтобусов, которые по субъективным оценкам возраста школьников требуют с них не 1 сом, а 3-5.
 
Во многих школах дети учатся в две-три смены, были случаи отказа впустить в микроавтобус детей после 18.00, они вынуждены долго стоять на улице и ждать транспорт, а в холодное время года это негативно отражается на их здоровье. Дети не могут защитить себя перед водителями, а родители не всегда знают, как это сделать. Поэтому во время опроса почти все родители говорили о необходимости выделения местной властью отдельного школьного транспорта.
 
На слушаниях представители мэрии и горкенеша разъяснили, что сейчас в мэрии нет такой возможности, так как каждый год мэрия выделяет определенную сумму на компенсацию автотранспортным предприятиям по провозу школьников. В прошлом году эта сумма составила 17 миллионов сомов, в этом году – 12 миллионов. Эта сумма формируется, исходя из анализа потребностей.
 
Активисты сказали, что предоставление этой компенсации вызывает много вопросов по прозрачности и подотчетности, надо усилить работу с автотранспортными предприятиями. Для снижения напряженности нужно больше информировать граждан по бюджетным вопросам.
 
К сожалению, на слушаниях не был затронут вопрос прозрачности собранных средств за счет платных муниципальных услуг и их последующего распределения. Эксперт Жалалбек БАЛТАГУЛОВ подчеркнул, что надо добиваться того, чтобы платные услуги со временем стали бесплатными, а расходы на их предоставление были включены в бюджеты учреждений, что находится в компетенции межведомственной комиссии. Это будет способствовать снятию социальной напряженности. Муниципальные предприятия должны служить народу, а не превращаться в коммерческие организации. Надо развивать государственно-частное партнерство.
 
Тарифы за электроэнергию, газ и вывоз мусора не входят в реестр, эти коммунальные службы не финансируются бюджетом мэрии. Эксперт БАЛТАГУЛОВ напомнил, что эти отношения являются гражданско-правовыми, и мэрия не может влиять на размер тарифов. Обсуждение работы коммунальных служб показало, что до сих пор существует проблема отсутствия договоров между службами и получателями, где должны быть прописаны объемы и качество услуг. Было рекомендовано проявлять инициативу в требовании составления договоров, а в случае недовольства обращаться в суд.
 
Коммерциализация местных чиновников – опасная тенденция Цель органов местного самоуправления – решение местных вопросов по улучшению жизни граждан, а занятие частным предпринимательством не входит в их компетенцию, – об этом говорили на прошедшем в Оше в начале декабря форуме «Местная инициатива сегодня, завтра». Мероприятие было организовано Институтом политики развития по Проекту «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» при поддержке правительства Швейцарии.
 
В Кыргызстане 453 сельские управы, большая часть - дотационные. «Могут ли органы местного самоуправления заниматься бизнесом? Это пополнение бюджета или несправедливая конкуренция?» – в последнее время подобные вопросы все чаще волнуют граждан. На протяжении нескольких лет многие проекты были направлены на усиление роли ОМСУ, повышение доверия граждан и их участие в бюджетных вопросах.
 
Потом возникла проблема коммерциализации МСУ, когда чиновники стали проявлять чрезмерную активность в предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Свою бизнес-активность они объясняют желанием обогатить местный бюджет, чтобы улучшить условия жизни граждан в дотационных районах.
 
«Таким образом, сформировалась опасная тенденция, когда средства местных бюджетов тратятся на разные инвестиции, например, за-купку сельхозтехники, производство стройматериалов и продуктов питания. То есть чиновники заинтересованы в получении прибыли, вместо того чтобы работать по своему назначению, а именно: решать вопросы обеспечения питьевой водой, строительства дорог, организации вывоза и утилизации мусора и многое другое», разъяснил Бектур ОРОЗБАЕВ, программный менеджер Института политики развития.
 
Согласно нормам, в списке 25 пунктов работы идеального органа МСУ, в числе которых «обеспечение экономического развития территории, а также привлечение инвестиций и грантов». По наблюдениям эксперта, именно этот пункт трактуется как призыв к занятию предпринимательской деятельностью. Но незнание законов приводит к казусам, когда происходит нецелевая растрата бюджетных средств.
 
Углубление в бизнес МСУ негативно влияет на развитие частного предпринимательства на местах, согласно нормам, МСУ обязаны создавать условия для местных бизнесменов. Под видом коммерческой деятельности часть дохода может утаиваться и не поступать в бюджет. Организация бизнеса чиновниками ведет к росту и укреплению коррупционных связей.
 
Функции надзора возложены на прокуратуру, но и общество тоже имеет возможность влияния на деятельность МСУ, только на практике это сложно, проблема в незнании законов, особенно в сельской местности. Эксперты рекомендуют гражданам проявлять больше активности, участвовать в общественных слушаниях, продвигать интересы через местных депутатов, требовать от МСУ больше прозрачности и подотчетности.
 
Органы МСУ созданы для служения народу, а не наоборот. Они должны информировать общественность о результатах своей деятельности, обязаны обеспечить доступ к этой информации, например, размещать данные на стендах, отчиты- ваться на встречах, сообщать в СМИ.
 
Согласно статье 110 Конституции КР, местное самоуправление – это возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. В Законе «О муниципальной собственности на имущество» органы МСУ по своему усмотрению могут приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, необходимой для решения вопросов местного значения.
 
Эксперт отметил, что в законах нигде четко не прописано, что МСУ могут заниматься частным бизнесом, но есть несколько моментов, которые позволяют МСУ оказывать некоторые виды услуг. Гражданский кодекс допускает создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, в форме государственных и муниципальных предприятий.
 
Поэтому ГК разрешает некоммерческим организациям (мэриям, айыл окмоту) заниматься предпринимательской деятельностью (через муниципальные предприятия) лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. А уставная цель одна – решение местных вопросов.
 
Эксперт считает, что нужно четко прописать в законодательстве процедуры участия в коммерческой деятельности органов МСУ, пока этого нет. Он напомнил, что депутаты местных кенешей должны быть грамотными, а местная власть должна служить населению.
 
Шаг навстречу Одним из сближающих мероприятий, где граждане могут озвучить жалобы и претензии поставщикам услуг, стала прошедшая 8 декабря в Оше ярмарка «День правовых знаний», организованная филиалом «МЦ Интербилим». Она объединила 35 государственных организаций, муниципальных предприятий и неправительственных организаций. 
 
За несколько часов работы в ней приняли участие около 300 человек. Люди задавали вопросы специалистам из разных областей: градостроительства, социальной защиты, очистки города, водоснабжения, электроснабжения, образования, регистрации прав на имущество, получения документов, юстиции, защиты прав.
 
Консультанты были открыты, доброжелательны. Как отметила сотрудница фонда «Энсан Диамонд» Алима КАДЫРОВА, люди получили прямой доступ к специалистам и исчерпывающие консультации: «Власть стала ближе к народу. Люди обменивались контактами, изучали раздаточные материалы, ярмарка стала своего рода коммуникативной площадкой для граждан и организаций».
 
Она рассказала, по каким вопросам обращались в правозащитные организации: обучение правовой грамотности женщин; оформление пособий для детей; трудоустройство иностранных граждан на территории Кыргызстана; прохождение срочной альтернативной службы в армии при наличии семьи и малолетних детей; судебные дела по имущественным вопросам. При необходимости граждан перенаправляли к другим специалистам.
 
К сожалению, не все службы были представлены на правовой ярмарке, хотя приглашения были распространены всем. Например, не было представителей муниципального предприятия «ОшТЭЦ», государственного предприятия «Ошский комбинат по благоустройству и зеленому хозяйству», Управления муниципальной собственностью.
 
Представители мэрии и организаторы выразили надежду, что в будущем подобные мероприятия станут системными и привычными, так как они способствуют повышению прозрачности работы ведомств, снижению коррупции и укреплению доверия населения.
 
Сахира НАЗАРОВА
Впервые опубликовано на сайте center.kg 2017г., печатается с разрешения автора

 

Похожие материалы: