Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Устав местного сообщества помогает решить многие проблемы органа МСУ и жителей

2018-08-20 / Участие граждан в МСУ
Устав местного сообщества помогает решить многие проблемы органа МСУ и жителей

В июне 2018 года в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (далее – Проект ГГПОМСУ) и выполняемого Институтом политики развития, прошли обменные туры по практике внедрения и принятия проекта Устава местного сообщества (Устав МС). Основная цель мероприятий – обмен опытом между представителями органов МСУ в сфере обеспечения прозрачности и открытости деятельности через организацию и проведение общественных мероприятий с участием граждан и проведение информационной кампании по обсуждению и принятию проекта Устава МС.

Мероприятия прошли в двух областях, Ошской и Нарынской, всего в двух обменных турах приняло участие более 120 представителей органов МСУ (48% женщин), в том числе представители СМИ и ГАМСУМО, а также сотрудники Проекта ГГПОМСУ. Изучить опыт своих коллег приехали главы айыл окмоту, депутаты АК и специалисты АО из 12 целевых муниципалитетов Проекта ГГПОМСУ и из 30 нецелевых органов МСУ. Однодневные обменные туры были организованы в Ак-Талском АА (Ак-Талинский район Нарынской области) и Шаркском АА (Кара-Суйский район Ошской области), где на
итоговых сходах органы МСУ вместе с населением обсудили и приняли проект Устава МС.
 
Итоговые сельские сходы стали результатом огромных усилий органов МСУ. Вначале все участники прошли обучение по теме «Устав местного сообщества. Процедуры обсуждения и принятия решений в айылных аймаках», затем следовали
этапы разработки, обсуждения с местным сообществом и принятие своих уставов МС в каждом из 15 целевых муниципалитетов Ошской и Нарынской областей. За этот период было проведено множество мини-сходов на уровне каждого села айылного аймака, на собраниях и в коллективах организаций и учреждений, в каждом квартале и на каждой улице, где жители смогли обсудить проект Устава МС и внести все свои предложения. Важной частью
процесса внедрения и принятия проекта Устава МС стало то, что параллельно проводилась юридическая экспертиза поступивших предложений, результаты которой были озвучены населению во время итоговых сходов. Данный комплекс мероприятий по внедрению уставов местных сообществ завершится регистрацией уставов в территориальных под-
разделениях Министерства юстиции КР и информированием населения об утвержденных уставах.
 
Сходы Ак-Талского АА и Шаркского АА стали образцово-показательными мероприятиями для гостей из других муниципалитетов в рамках обмена опытом. Гости стали свидетелями бурных обсуждений органов МСУ и населения по проекту Устава МС. Так, на сход Ак-Талского АА собралось 115 человек из числа жителей АА (43% женщин), на
сходе Шаркского АА присутствовало 320 человек (45% женщин).
 
На сходах руководители АО познакомили своих граждан с основными положениями Устава МС, предоставили информацию о результатах информационно-разъяснительной работы среди населения: о создании специальной рабочей группы. По представленным данным: в Ак-Талском АА прошло 6 мини-сходов с участием 180 человек, и поступило
70 предложений в проект Устава МС; в Шаркском АА прошло 7 мини-сходов, где участвовало 168 человек и поступило 31 предложение.
 
Второй темой для обсуждения стала презентация итогов юридической экспертизы поступивших замечаний и предложений, полученных во время встреч с населением, по вопросам внесения изменений и дополнений в проект Устава МС. Юристы-эксперты Проекта подробно рассказали, по каким темам и сколько в каждом АА поступило предложений: в Ак-Талском АА в рамках законодательства вошли в проект Устава МС 62 предложения из 66 поступивших, в Шаркском АА - 26 предложений из 31.
 
Во время сходов обсуждение предложений граждан для включения в устав продолжилось. Поднимались вопросы
по работе административной комиссии, ужесточению штрафных санкций и их размеров, по квотам участия жителей в общественных мероприятиях (сходы, ОБС, курултай), о работе судов аксакалов, внутренних спорах и конфликтах между жителями сел и многое другое. Танат ОСМОНКУЛОВ, специалист по вопросам МСУ Проекта ГГПОМСУ посоветовал: для достижения лучшего результата сходов желательно заранее изучить, проанализировать поступившие предложения от граждан, чтобы пригласить соответствующих специалистов и ответственных лиц. Тогда все жители могут получить более конкретные ответы, а многие вопросы можно было решить на местах.
 
Что НЕ включаем в Устав? Примеры из практики
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖИТЕЛЯ: Установить в уставе штраф за потраву посевов.
 
ОТВЕТ ЮРИСТА: Согласно Административному кодексу КР, установлены размеры штрафных санкций, один расчетный показатель – сто сомов. Решения о штрафах должна принимать административная комиссия, для работы которой необходимо принять соответствующее положение. Административная комиссия дает правовую оценку действиям лица, совершившего правонарушение. Ущерб, нанесенный лицом при совершении административного правонарушения, возмещается в судебном порядке. Согласно статье 185 Административного кодекса, штраф налагается на правонарушителя, который допускает потраву, в данном случае размер штрафа налагается как наказание за деяние, предусмотренное Административным кодексом, а ущерб, нанесенный скотом, возмещается через суд.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖИТЕЛЯ: Ограничить уставом неоправданные расходы при похоронах и тоях.
 
ОТВЕТ ЮРИСТА: В отношении расточительства на тоях и похоронах: во многих АА есть устная договоренность в жамаатах об ограничениях в проведении таких мероприятий, без каких-либо бумажных подтверждений они сохраняют эту договоренность. Вы тоже можете согласовать и также придерживаться этих негласных правил. В целом, по всем мелким спорам, например, соседи ругаются или неправильно выбросили ТБО - все это желательно решать только через суд аксакалов, он может и решает эти проблемы, и не обязательно доводить спор до милиции.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖИТЕЛЯ: Включить в устав требование к жителям выделять участок земли на своих огородах для проведения водопровода в дома соседей.
 
ОТВЕТ ЮРИСТА: Есть два пути: 1) владелец огорода по своему желанию должен предоставить участок земли; 2) если не согласен, то по принуждению органа МСУ. Земли в огородах должны выделяться в качестве сервитута для общественных нужд, но нужно оплатить все расходы владельцам, т.е. в чьих интересах закрепляется решение, тот и
должен нести все расходы.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖИТЕЛЯ: Ввести штрафы ученикам за непосещение учебных занятий
 
ОТВЕТ ЮРИСТА: Существует Семейный кодекс, где рассмотрены права и обязанности родителей. Если ребенок не ходит в школу, то прежде всего должны работать попечительский совет и соцпедагоги, которые обязаны информировать, а соцработники это могут рассмотреть как равнодушное отношение к детям со стороны родителей, которых могут лишить родительских прав. Сбор денег в школах по любым вопросам - это противозаконно и уголовно наказуемо.
 
Взгляд со стороны – мнения и вопросы гостей
 
 
 
 
 
Все участники обменных туров, во-первых, отметили, что сходы прошли на высоком уровне, пришло много жителей, информация представлена понятно и доступно, обсуждения прошли очень живыми и интересными, с соблюдением регламента, особо выделили активность населения, от которого поступило максимальное количество предложений, и
были подняты самые актуальные вопросы. Практически все участники обменного тура выразили желание провести такие же сходы в своих сообществах, но отметили трудность в организации юридической экспертизы, для чего требуется техническая помощь экспертов-юристов. По этой причине большинство участников обмена не смогут самостоятельно организовать весь процесс внедрения и принятия Устава МС, поэтому просили помочь в юридических аспектах всего процесса, в том числе по вопросам организации информационно-разъяснительной работы среди населения через проведение мини-сходов и итоговых сходов.
 
Съездбек МЫКТЫБЕКОВ, глава Терекского АА (Нарынская обл.): «Сход по обсуждению и принятию Устава МС Ак-Талского АА прошел на высоком уровне, мы многое для себя открыли: как грамотно проводить весь процесс схода, как работать с населением, проводить предварительную информационную кампанию. Сегодня у всех муниципалитетов есть уставы, но вопрос в том, каково их качество и содержание, которое оставляет желать лучшего».
 
Касмакун МАМЫРБАЕВ, глава АО Учкунского АА (Нарынская обл.): «Хочу отметить порядок проведения схода и его организованность. Большое количество жителей на сходе говорит о том, что орган МСУ успешно работает в этом направлении, граждане настолько грамотные, что не прозвучало ни одного вопроса или предложения «не в тему»,
все весомые и к месту. Поступило много полезных предложений от населения, главное - теперь довести работу до конца и учесть все пожелания в финальном варианте Устава МС».
 
Кымбат ИСРАИЛОВА, ответсекретарь Жерге-Талского АО (Нарынская обл.): «Большую роль сыграла экспертная помощь юристов, которые дали полноценные исчерпывающие ответы на все спорные острые вопросы. Все прекрасно знают,
что большой проблемой для большинства АА является отсутствие юристов, из-за чего возникает множество пробелов в работе. Мы, представители Жерге-Тал АА, Кош-Добо АА и Кара-Бургон АА, тоже хотели бы провести такие же мероприятия по обсуждению и принятию Устава МС». 
 
Главы и сотрудники айыл окмоту имели возможность задать юристу свои вопросы об уставе МС, на которые получили ответы от Венеры БАЛТАБАЕВОЙ, привлеченного юриста Проекта ГГПОМСУ, например, следующие.
 
ВОПРОС. Почему в типовом Уставе МС не рассмотрены административные штрафы за нарушение правил, положений, регулирующих вопросы местного значения?
ОТВЕТ. Устав МС содержит общие нормы и принципы, на их основе есть возможность разработать свои собственные нормы и правила, в которых можно предусмотреть санкции (штрафы) за неисполнение этих норм, регулирующих вопросы местного значения.
 
ВОПРОС. Будут ли уставы МС учитываться более высокими инстанциями, включая и правоохранительные органы? Например, нормы и положения уставов МС на местах прокуратура игнорирует.
ОТВЕТ. Устав местного сообщества имеет силу нормативного правового акта. Поэтому порядок и требования по принятию и утверждению НПА, предусмотренные в Законе КР «О нормативных правовых актах», распространяются и на Уставы МС. В частности, Проект Устава МС должен быть официально опубликован, Постановление айылного кенеша об утверждении Устава МС должно быть направлено в органы юстиции для включения их в Госреестр НПА. Тогда прокуратура не сможет игнорировать устав.
 
ВОПРОС. Можно ли обновлять Устав МС?
ОТВЕТ. Да, Типовой устав МС, который был утвержден Приказом ГАМСУМО КР 4 марта 2014 года, № 01-24/19, содержит нормы/порядок по внесению изменений и дополнений в Устав МС.
 
ВОПРОС. Можно ли внести в Устав МС норму о прямых выборах главы АО?
ОТВЕТ. Порядок избрания главы АО отрегулирован в законодательстве о МСУ. В случае внесения в Устав МС нормы о том, что глава АО избирается населением/сообществом прямым путем, возникнет противоречие нормам законодательства.
ВОПРОС. Отличается ли Устав МС от Устава айыл окмоту, какова юридическая сила Устава МС?
ОТВЕТ. Устав МС регламентирует основные принципы и правила внутренней жизнедеятельности местного сообщества, предусматривает права и обязанности членов местного сообщества, определяет порядок взаимоотношений членов мест-
ного сообщества между собой, местного сообщества и органов МСУ в решении вопросов местного значения. Например, по вопросам ТБО, с целью соблюдения гигиены и санитарии, этот документ определяет общие нормы и принципы дея-
тельности по сбору и вывозу ТБО, в том числе и по другим вопросам местного значения. В Устав МС невозможно заложить нормы за несоблюдение правил, т.е. нормы по штрафам или наказания за нарушения. Устав МС содержит основополагающие принципы.
 
Если говорить о разнице в Уставах МС и АО, то это совсем разные документы. Существует Положение айыл окмоту, которое регулирует всю деятельность айыл окмоту как юридического лица, а Устав МС регулирует права и обязанности членов сообщества, порядок взаимоотношений членов сообщества, депутатов АК, АО при инициировании, рассмотрении и решении вопросов местного значения. Устав МС утверждается местным кенешем, который выносит соответствующее постановление об этом, документ официально публикуется в СМИ и/или на сайте ГАМСУМО и/или на сайте муниципалитета (если есть). Затем данное постановление направляется в органы юстиции для включения  Государственный реестр НПА. Нормы вступления Устава МС в юридическую силу содержатся в самом Уставе МС.
В частности, в проекте Устава установлено, что Устав МС вступает в юридическую силу после официального опубликования. После этого все члены жамаата обязаны соблюдать нормы данного НПА (Устав МС). Кроме того, проект Устава МС предусматривает порядок внесения изменений в Устав МС. В целях урегулирования порядка/механизма
решения вопросов местного значения и их исполнения, в Уставе предусматривают нормы, позволяющие принять специальные правила, положения по урегулированию вопросов местного значения, в которых есть возможность предусмотреть санкции (включая и штрафы) за неисполнение этих правил. Следует отметить, что в этих правилах мож-
но будет предусмотреть штрафы, если наложение штрафов не предусмотрено в законах КР.
 
 
ВОПРОС. Члены инициативной группы взяли на себя большую ответственность и смогли решить много проблем. Неужели члены группы не требовали какую-либо плату за проделанную работу?
ОТВЕТ лидера инициативной группы Шаркского АА Розубая НИШАНОВА: «Мы сами проявили инициативу решить проблемы села, поэтому никто об оплате за работу в качестве члена группы даже не задумывался, мы работали на благо народа, тем более что в местном бюджете и так не хватает средств для решения всех вопросов местного зна-чения».
 
Заключение
 
Обмен опытом дает возможность представителям органов МСУ из других муниципалитетов получать практические навыки внедрения и принятия Устава МС через организацию и проведение общественного мероприятия (схода). Особенно важны навыки привлечения местного сообщества в широкое обсуждение проекта Устава МС, а также навыки подготовки презентаций и публичных выступлений через презентационные материалы. Состоялся обмен опытом между представителями органов МСУ разных муниципалитетов. Обмен опытом позволил на практике познакомиться с опытом своих коллег, провести максимально открытый диалог между руководителями органов МСУ по вопросам обеспечения прозрачности и открытости деятельности в области внедрения и принятия проекта Устава МС. В августе 2018 года состоялись новые обменные туры для представителей целевых и нецелевых органов МСУ по теме «Практика внедрения
и принятия проекта Устава местного сообщества. Сессия АК по вопросу рассмотрения и принятия Устава МС» в Жазынском АА (Узгенский район, Ошская область) и в том же Ак-Талском АА (Ак-Талинский район, Нарынская область). Об итогах данных мероприятий мы подробно расскажем в следующих номерах журнала.

Похожие материалы: