Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (107) 30 Сентября 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Как местные сообщества своими силами совместно с органами МСУ решают вопросы местного значения?

2019-06-14 / Участие граждан в МСУ
Как местные сообщества своими силами совместно с органами МСУ решают вопросы местного значения?

Урны для мусора, скамейки, прожекторы, шланги и вертушки для полива зеленых насаждений, газонокосилка для парка – все эти подарки в конце апреля 2019 года получили члены Инициативной группы «Жамааттар аракетте» с. Мин-Булак Нарынского района Нарынской области, чтобы возобновить свою работу по благоустройству нового парка на месте стихийной свалки, на создание которого они потратили немало времени, средств и усилий в предыдущие годы.

А теперь благодаря их участию в конкурсе «Местная инициатива» в 2018 году, об их успешной практике узнали не только соседние муниципалитеты, но и почти весь Кыргызстан. В ноябре 2018 года в городах Ош и Нарын состоялись региональные форумы на тему «Местная инициатива-2018». Около 200 человек, в лице лидеров местных сообществ, членов инициативных групп, НКО, представителей муниципальных учреждений и организаций, исполнительных органов местного самоуправления и местных кенешей айылных аймаков Ошской и Нарынской областей Кыргызской Республики, собрались и обсудили примеры успешного опыта решения дел местного значения. Участники двух областей изучили примеры достигнутых успехов, успешных инициатив, роли местных инициатив в решении вопросов местного значения и участия граждан в этом процессе. Лучшие примеры инициатив из числа поступивших заявок на три конкурса – «Местная инициатива – 2018», «Реальное участие граждан в формировании местного бюджета на 2019 год» и «Роль организаций гражданского общества (НПО) в вовлечении граждан в бюджетный процесс», – проведенных в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития, были представлены вниманию участников.

Открывая форумы, руководитель Проекта ГГПОМСУ Бекболот БЕКИЕВ отметил особую активность целевых и нецелевых партнеров Проекта в 2018 году и выразил глубокую признательность, акцентируя их внимание на том, что Проект и дальше будет оказывать поддержку органам МСУ и местным сообществам в обеспечении прозрачности и подотчетности в рамках своих возможностей: «Общий призовой фонд трех конкурсов 2018 года в размере одного миллиона 420 тысяч сомов, которые были предоставлены правительством Швейцарии в рамках нашего Проекта, не такой уж и большой, но наша главная цель в проведении подобных конкурсов заключается не в том, чтобы «раздать деньги». Главное – выявить примеры успешных инициатив, направленных на решение вопросов местного значения, поддержать и мотивировать авторов этих инициатив и оказать содействие в распространении опыта. Форумы организованы с целью обсуждения достигнутых успехов, успешных инициатив, роли местных инициатив в решении вопросов местного значения и участия граждан в этом процессе. Лучшие примеры инициатив из числа поступивших заявок на три конкурса представят представители ОМСУ и ГО Ошской, Нарынской и Чуйской областей, городов Баткен и Бишкек».

Представители Правительства Кыргызской Республики в лице заместителя Полномочного представителя Нарынской области Касена АСИЗОВА и заведующего отделом регионального развития Аппарата полномочного представителя в Ошской области Рахманберди МОНОКБАЕВА, официальных представителей Государственного агентства по делам МСУ и межэтнических отношений (ГАМСУМО) в лице Зарлыка ТУРГУНБАЕВА и Кайрата ТУРСУНОВА, заместитель директора Союза МСУ КР Кадырали ИМАНОВ, представители партнерских организаций, также принявшие участие в форуме и ставшие свидетелями представленных примеров лучшей практики, поздравили всех участников трех конкурсов и пожелали им дальнейших успехов в развитии местного самоуправления и обеспечения подотчетности и прозрачности в своей деятельности в процессе решения ВМЗ.

О мероприятиях Правительства КР, направленных на поддержку развития местного самоуправления в Год развития регионов, и успехах муниципалитетов в рамках проектов рассказал заместитель ППКР в Ошской области: «Представители муниципалитетов еще раз доказали, что власть начинается с местного самоуправления, а местные сообщества помогают им развиваться через местные инициативы. Ведь именно через ваши достижения и результаты вы привлекаете доноров и их средства, внося вклад в местное развитие. Хорошо также, что ваши призовые средства будут направлены на улучшение условий для оказания муниципальных услуг на местах, в школьных и дошкольных учреждениях, общественных местах проведения досуга молодежи и простого населения и т.д.».  Касен АСИЗОВ, Полномочный представитель Правительства КР в Нарынской области: «В 2018 году в нашей области проведено и проводится множество мероприятий, направленных на улучшение социальноэкономического положения, благодаря объявленному Президентом КР Году развития регионов. В начале года нам удалось собрать всех выходцев из нашей области в Бишкеке, которые поддержали нашу инициативу в этом направлении и помогли профинансировать 361 проект на общую сумму 768 миллионов сомов, из которых на сегодня выполнен 241 проект. Кроме того, мы ежегодно проводим международный инвестиционный форум, и этот год не стал исключением – в июне мы подписали 5 меморандумов, мероприятия которых начали внедряться. В частности, работа с лекарственными травами и по открытию логистического центра в АтБашынском районе. И еще один проект, который начал работать в нашей области – швейцарский Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», выполняемый ИПР, деятельность которого направлена на обеспечение прозрачности и подотчетности органов МСУ и усиление участия граждан в обсуждении и исполнении местных бюджетов. Я выражаю надежду, что форум достигнет своей цели, и мы с вами с умом используем отведенное нам время на изучение примеров успешных инициатив и обменяемся опытом, после чего победители и призеры получат свои заслуженные награды и призы, как это было в 2017 году».

Диаграмма 1. Заявки на конкурсы Проекта ГГПОМСУ-2018, Ошская и Нарынская области

Диаграмма 2. Заявки на конкурсы Проекта ГГПОМСУ с 2013 по 2018 год

Зарлык ТУРГУНБАЕВ, представитель ГАМСУМО КР в Ошской области: «Ваши успехи – это результат ваших усилий, которые вы предприняли ради развития своих муниципалитетов. Вы не сидели сложа руки и ожидая денег от правительства, а сами искали возможности, выигрывали конкурсы, в результате которых получили инвестиции, которые направляете на развитие инфраструктуры и социальных объектов при решении вопросов местного значения. Я уверен, что конкурсы были честными и прозрачными. Даже в Бюджетном кодексе упоминаются местные инициативы и обязанности ОМСУ проводить открытые обсуждения бюджетного процесса с местным населением. И сегодняшний форум поможет вам глубже ознакомиться и изучить примеры лучших инициатив из других муниципалитетов». В 2018 году на конкурс «Местная инициатива» поступило 75 заявок от айылных аймаков Ошской (46) и Нарынской (29) областей, в том числе 21 заявка от нецелевых муниципалитетов; на конкурс «Реальное участие граждан в бюджетном процессе» поступило 28 заявок: Нарынская область – 10, Ошская область – 14 заявок; на конкурс «Роль организаций гражданского общества (НПО) в вовлечении граждан в бюджетный процесс» поступило 10 заявок: 5 – из Ошской области и 5 – из Нарынской области (см. Диаграмму 1). Всего за время деятельности Проекта ГГПОМСУ с 2013 года на 3 конкурса поступило 477 заявок из пяти областей (см. Диаграмму 2): ДжалалАбадской, Иссык-Кульской, Чуйской, Ошской и Нарынской.

Форумы «Местная инициатива-2018» также стали площадкой обмена опытом, в рамках которых участники конкурса, чьи инициативы оказались инновационными или демонстрировали передовые примеры опыта решения вопросов местного значения, поделились своей практикой со своими коллегами. В программе форумов были озвучены как примеры лучшей практики внутри страны, так и за рубежом, на примере Латвии, о которых рассказали участники поездки по обмену опытом в рамках Проекта – глава айыл окмоту Жазыйского айылного аймака Ошской области Максатбек ИБРАИМОВ и глава айыл окмоту АкТалского айылного аймака Нарынской области Эркин САТАРОВ. Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта ГГПОМСУ: «В течение последних шести лет инициативы, направленные на создание минимальных условий жизни и безопасности (питьевая вода, дороги и мосты, уличное освещение, муниципальный транспорт, уборка и вывоз ТБО и т.д.), составляли самую большую часть инициатив на местах – в диапазоне 25%-35%. А количество инициатив в категории социальной сферы, начиная с 2014 года, составляют большую часть всех инициатив: от 54,1% в 2014-м до 56% в 2018-м, при этом лидерами остаются вопросы по созданию условий для дошкольного и школьного образования. Необходимо особо отметить и участие местных сообществ, инвестирующих в будущее. В 2018 году вклад сообщества в виде денежных средств или труда составил 45%, а вклад из местных бюджетов с показателями 24% занимает второе место. Каждый представленный пример на форумах вызывал живой интерес, где каждая местная инициатива – это путь, который проходят сообщества. В этих проектах первый шаг сделан жителями – иногда группой, иногда только лидером, но успех каждого примера основан на объединении усилий, так как местная инициатива всегда направлена на решение самых острых проблем населения.

Но для успеха любой инициативы и для ее развития в большое дело нужны условия, самое главное из которых – это наличие системы взаимодействия органов МСУ с местным сообществом, четкие правила доступа инициаторов к местным ресурсам, бюджету, которыми управляют органы МСУ». Было также отмечено, что доля женщин-авторов за последние 2 года заметно увеличилась, на 5%: 2016 г. – 46%, 2017 г. – 55%, 2018 г. – 51%. Кроме того, инициативы женщин чаще оказывались успешнее и находили поддержку у доноров, программ и проектов по развитию.

Диаграмма 3. Темы конкурса «Местная инициатива – 2018»

Бекболот БЕКИЕВ, руководитель Проекта ГГПОМСУ: «Почему Правительство Швейцарии через наш Проект поддерживает местные инициативы и тратит финансовые средства на призы? Потому что это важное общественное движение, создающее основу местного самоуправления. При определении победителей мы просили конкурсную комиссию обращать особое внимание на сотрудничество жителей с органами МСУ, так как убеждены, что органы МСУ могут и должны не только учитывать потребности населения в своей работе, но и организовывать совместные действия по улучшению жизни в сообществе, поощрять инициативы людей. Для стимулирования таких местных инициатив мы предлагаем внедрить механизм их софинансирования из местных бюджетов. Этот механизм называется стимулирующий грант сообществу и уже применяется некоторыми городами КР, а в России, например, распространен повсеместно. Мы сейчас ведем работу по утверждению Положения по этому вопросу, и надеемся, что оно будет одобрено».

Свою работу форумы начали с общих данных, презентованных специалистами Проекта БАЛАКУНОВОЙ Айнурой, МУСАЕВОЙ Анарой и МАМЫТОВЫМ Азаматом, по проведенным трем конкурсам. «Особенностью конкурса «Местная инициатива» в 2018 году стало то, что 75 заявок поступило от 32 муниципалитетов. Иными словами, некоторые муниципалитеты подали по нескольку заявок:

• Кызыл-Сууский АА, Ошская область – 6 заявок;

• Кок-Жарский АА, Ошская область – 5 заявок;

• Ылай-Талинский АА, Ошская область – 5 заявок;

• Шарский АА, Ошская область – 5 заявок;

• Ак-Талский АА, Нарынская область – 4 заявки.

Как и в предыдущие годы, мы так же «спрятали» названия муниципалитетов и любое упоминание о них за кодировкой, то есть члены комиссии оценивали инициативы, не имея ни малейшего представления о том, какой муниципалитет подготовил ту или иную заявку. Этот же момент отметил директор ГАМСУМО Б. У. САЛИЕВ в 2018 году во время вручения сертификатов на получение гранта по одному миллиону сомов, выражая пожелание, чтобы и другие проекты и организации внедрили этот механизм при оценке конкурсных заявок, – сказала Айнура БАЛАКУНОВА, специалист по гражданскому участию Проекта. Несмотря на то что все инициативы в конкурсе были направлены на решение приоритетных вопросов местного значения, тематику конкурса в 2018 году можно условно разделить на 4 направления, но социальная сфера остается в лидерах за весь этот период – в 2018 году 42 заявки были посвящены этой теме (см. Диаграмму 3).

«Отрадно, что заявки стали готовиться местными лидерами из числа жителей, учителями или воспитателями дошкольных и общеобразовательных учреждений и органами МСУ. Например, в 2018 году из 75 заявок 18 были подготовлены учителями/учреждениями, 22 заявки – органами МСУ и 28 – местными лидерами», – говорит Анара МУСАЕВА, специалист Проекта по гражданскому участию. Женщины-авторы лучших местных инициатив не только готовят заявки и выигрывают, но также охотно выезжают и делятся своим опытом со своими коллегами. Например, обладательница третьего места в конкурсе «Местная инициатива – 2018», учительница средней школы Роза ЮЛДАШЕВА с инициативой «Семья, школа и общество» Шаркского муниципалитета Кара-Сууйского района приехала в Нарын и представила свою инициативу2 : «Разумеется, мы рассчитывали занять первое место, но оказалось, что были инициативы и получше нашей! Мы рады, что наша инициатива также вошла в ряды лучших и заняла третье место. На 50 тысяч сомов призовых средств мы планируем закупить футбольное снаряжение для школы: мячи футбольные, волейбольные и баскетбольные, набор ракеток, сетку для теннисного стола, скакалки, секундомер, гимнастические и метательные мячи, принтер «3 в 1». Еще об одной инициативе, занявшей третье место, «Парк для детей» рассказал Кенжебай БЕЙШЕНКУЛОВ, ответственный секретарь ЖаныТалапского АО Ак-Талинского района Нарынской области, где так же получили 50000 сомов призовых средств: «Инициативная группа жителей села Жаны-Талап решила улучшить условия для досуга детей через открытие парка, что создало бы детям нормальные условия для активного отдыха и развития. В кампанию под девизом: «По капле море соберем, взволнуем море – селью пройдем» вовлекли многих сельских жителей, которые с пониманием отнеслись к идее создания детского парка, присоединились к организаторам и выразили готовность взять на себя решение вопроса о выделении средств для устройства парка.

Привлекли выходцев из нашего села, которые живут и работают в Бишкеке, организовав марафон, в котором собрали 300 тысяч сомов наличными и около 280 тысяч сомов – оборудованием. Для контроля за народными средствами была назначена счетная комиссия. Те же из сельчан, которые не смогли по малообеспеченности внести вклад в строительство денежными или иными средствами, выразили готовность своим трудом внести свой посильный вклад, а женщины обеспечили горячее питание. Местная власть пошла навстречу и выделила 0,15 га муниципальной земли в самом центре села и взяла под свою ответственность документирование этого объекта. Успешная реализация данной инициативы сельчан послужит в будущем подспорьем для новой инициативы – строительства спортивного комплекса для молодежи. Наша инициатива стала примером доверительной и открытой работы между местными властями и населением».

Глава АО Булелинского муниципалитета АРТЫКОВ Бакыт представил инициативу «Обеспечение чистой (питьевой) водой жителей села КолЧаты», которая заняла второе место в конкурсе: «В селе Кол-Чаты живут 62 семьи или 275 человек, которые для питья употребляли воду из реки. В результате нашей реализованной инициативы они обеспечены постоянно чистой водой, улучшено санитарно-гигиеническое состояние социальных объектов и жилых домов, уменьшилось число инфекционных и желудочно-кишечных болезней среди детей. В дальнейшем участки возле домов будут обрабатываться и повысится урожайность огородов. На призовые средства мы закупили мебель, шкафы, кресла и стулья для здания айыл окмоту, в целях улучшения условий для предоставления услуг населению».

Основной темой обсуждения, естественно, стала инициатива, занявшая первое место в конкурсе «Местная инициатива-2018», которая стала также обладателем приза, в размере 150000 сомов, – «Парк для отдыха на месте стихийной свалки мусора». «Почти все жители нашего айылного аймака всегда считали, что вопросами местного значения должны заниматься только представители власти, и, следовательно, мы долгое время не участвовали в бюджетном процессе. Приняв участие в обучениях Проекта ГГПОМСУ, мы поняли, что мы ДОЛЖНЫ участвовать в этом процессе и решать местные проблемы совместно с органами МСУ. В результате долгих переговоров и общих усилий мы сумели превратить место стихийной свалки, площадью 20 сотых земли, в огороженный парк для отдыха наших односельчан, решив таким образом одну из приоритетных проблем нашего муниципалитета. После ограждения территории началась посадка саженцев, которые на сегодня прижились, стали зелеными. Увидев результаты своей работы, у населения и органов МСУ появилась уверенность, что проблемы можно решать вместе, участвуя в жизни айылного аймака; изменилось и отношение к селу, они стали активнее. А после публикации на портале АКИпресс наш успешный пример начал распространяться также среди других сел, которые высоко оценили нашу инициативу, сказав, что «место мусора стало цветником и садом для отдыха». Сегодня это место стало территорией отдыха и объектом гордости нашего села», – рассказала Кымбат ЖУНУСОВА, лидер местного сообщества с. Мин-Булак Нарынского района Нарынской области.

Кок-Жарский айыл окмоту Ноокатского района Ошской области, занявший первое место в конкурсе «Реальное участие граждан в формировании местного бюджета на 2019 год», поделился своим опытом по организации и проведению общественных слушаний по бюджету: «11 июля 2018 года мы провели общественные слушания по проекту бюджета на 2019 год, где был рассмотрен бюджет нашего муниципалитета, запланированный в размере 25 млн. 376 тысяч 200 сомов. Всего в слушаниях приняли участие 343 человека, из которых 209 составили женщины.

По результатам общественных слушаний в Кок-Жарском айылном аймаке Ошской области поступило 113 вопросов и предложений, из них были включены 5 основных, на решение которых были внесены изменения в проект местного бюджета в размере 870 тысяч сомов:

• на ремонт водопроводных труб питьевой воды в одном селе – 50 тысяч сомов;

• ремонт дороги по одной улице в четырех селах (покрытие гравием) – 100 тысяч сомов;

• проведение освещения в пяти селах (по одной улице) – 170 тысяч сомов;

• установка светофора на трассе Ош - Исфана – 350 тысяч сомов;

• другие предложения – 200 тысяч сомов», – рассказал глава Кок-Жарского АО Бакыт АРТЫКОВ

Далее, согласно программе форумов, выступили представители трех областей и двух городов, представившие свои инициативы своим коллегам. Участники форумов также обсудили проблемы, перспективы и вопрос устойчивости «Местной инициативы» на уровне муниципалитетов. Анара МУСАЕВА, специалист Проекта ГГПОМСУ: «Эта часть форумов была проведена с целью выявления мнения сторон о том, от кого, по их мнению, зависит и кто должен нести ответственность за местные инициативы. Вместе с тем мы хотели узнать мнение всех заинтересованных сторон, в лице органов МСУ, местного сообщества и ОГО, о местной инициативе, о методах и путях обеспечения ее устойчивости и системности на уровне местного самоуправления». Для этого участники форумов были условно разделены на малые группы, согласно роду их занятий, им предстояло ответить на следующие вопросы.

Перспективы местной инициативы От кого зависят местные инициативы? Кто должен нести ответственность за местные инициативы?

Каждая группа внесла свои предложения по улучшению гражданского участия в выявлении вопросов местного значения, пути их решения, формированию и исполнению местных бюджетов, ответив на поставленные вопросы. Например, представители органов МСУ, лидеров местного сообщества и организаций гражданского сообщества отметили, что будущее местной инициативы зависит, прежде всего, от органов МСУ. По мнению представителей организаций гражданского общества, местный кенеш должен определить политику, поэтому на местном уровне разработать Положение «О местной инициативе», отметив при этом, что сообщество тоже должно быть активным и проявлять инициативу на местах. «Ответственность за местные инициативы несут все стороны, прежде всего айыл окмоту, местный кенеш. Органы МСУ ответственны за координацию, организацию и вовлечение сообщества в решение вопросов местного значения. А лидеры местного сообщества, члены различных инициативных групп должны быть заинтересованы и мотивированы в проявлении инициатив по улучшению жизни на местах», – решили участники.

Что необходимо сделать, чтобы местные инициативы поддерживались и развивались? Участники предложили:

• принять нормативный акт или закрепить механизм в Уставе местного сообщества;

• предусмотреть средства местного бюджета для софинансирования местных инициатив;

• обеспечить информированность населения. По завершении обсуждения, для закрепления термина «местная инициатива» на местном уровне, было предложено Типовое положение о порядке отбора и финансирования проектов (идей), направленных на развитие айылного аймака/города, за счет грантов местного самоуправления айылного аймака/города.

Азамат МАМЫТОВ, специалист Проекта ГГПОМСУ: «Настоящее Типовое положение «О порядке отбора и финансирования проектов, направленных на развитие айылного аймака/города за счет грантов местного самоуправления айылного аймака/города» (далее – Положение), разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» и регулирует порядок отбора и финансирования проектов (идей), направленных на развитие аймака/города за счет грантов, предусмотренных в местном бюджете, и денежных средств доноров, в том числе международных организаций, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц».

Целью отбора и финансирования проектов за счет грантов является развитие форм участия граждан в местном самоуправлении, оказание поддержки некоммерческим организациям, в том числе территориальному общественному самоуправлению, инициативным группам граждан и иным объединениям членов местного сообщества в их деятельности, и объединение усилий населения и органов местного самоуправления, направленных на развитие айылного аймака/города и находящихся на его территории местных сообществ. Источниками грантов являются средства местного бюджета, доноров, в том числе международных организаций, добровольные пожертвования физических и юридических лиц. По словам организаторов, по своей сути, местная инициатива – это не что иное, как стремление людей улучшить условия своей жизни собственными силами, а потому местная инициатива является неотъемлемой частью местного самоуправления. «Более того, местная инициатива – это и есть эссенция местного самоуправления, не подвластная времени. Действительно, тысячелетия прошли, а местная инициатива по-прежнему проявляется в человеческих сообществах, включая местные сообщества Кыргызстана. Тематическая направленность местных инициатив отражает уровень развития общества, становится хорошим индикатором того, какие цели стоят перед местными сообществами – сохраниться и выжить или меняться и развиваться. Еще в 2014 году, во время аналогичного регионального форума , мы говорили о том, что темы и направления местной инициативы должны смещаться из сферы решения инфраструктурных вопросов в сферу решения социальных проблем. Ведь когда граждане целиком берут на себя выполнение инфраструктурных проектов, местное самоуправление расслабляется и прекращает поиск дополнительных ресурсов, надеясь на то, что люди сами, методом «ашара», сообществом будут заниматься ремонтом дорог и строительством детских садов. А это неправильно. Творческий потенциал и энергию граждан можно использовать в другом направлении. Например, для сохранения традиций и культурного наследия, развития спорта, помощи пожилым и одиноким и так далее.

А инфраструктура – это дела местного значения, прямая обязанность и забота органов местного самоуправления. Конечно, нельзя просто взять и отказаться от участия граждан в решении инфраструктурных проблем, но нужно понимать, что люди занимаются этими вопросами от безысходности, а не потому, что так нужно. Необходимо развивать возможности и механизмы участия граждан в социальном развитии муниципалитетов – через местную инициативу, социальный заказ», – считает Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР.

Предложенное Типовое положение нашло положительный отзыв у участников, которые отметили важность поддержки успешных местных инициатив, так как именно местная инициатива способствует применению передовых методов работы и новых способов решения вопросов местного значения в партнерстве местных сообществ с органами местного самоуправления в Кыргызстане. Завершающим этапом работы Форума стало награждение победителей и призеров трех конкурсов, результаты которых доступны на сайте Проекта: www.vap.kg и спецвыпуске журнала «Муниципалитет», №9 (2), сентябрь 2018 г .

Согласно условиям Положения о конкурсах, призовые средства будут направлены исключительно на улучшение условий для местного населения и проведение общественных мероприятий.

• Улучшение условий мест отдыха (парков, детских площадок) – скамейки, урны, вертушки, газонокосилка, прожекторы, качели, турники, каток, брусчатка.

• Оснащение учреждений для дошкольного образования: мебель, игрушки, оргтехника.

• Создание условий для занятия спортом: спортивный инвентарь. • Улучшение услуг: лампы для освещения улиц, перфоратор, сварочный аппарат.

• Улучшение условий АО для оказания услуг: мебель, оргтехника, телевизор, бегущая строка.

• Создание условий для повышения навыков женщин: закупка швейных машин.

• Развитие культуры: национальные костюмы, инструменты.

• Работа с молодежью: оргтехника.

• Помощь социально уязвимым слоям населения: мебель, канцелярские товары, книги и др.

Особенности конкурса «Местная инициатива» в 2018 году

• Авторами местных инициатив чаще стали выступать лидеры местного сообщества.

• Инициативы по ТБО чаще описывают опыт не только «латания дыр» в виде разового масштабного «ашара» для уборки мусора, а более системные методы решения проблемы, включая разъяснительную и воспитательную работу среди населения.

• Больше ресурсов, включая призы, планируют использовать на продолжение местной инициативы.

• Все больше мероприятий направлено на достижение последующей устойчивости.

Участники выразили почти единодушное мнение о том, что системность и устойчивость местной инициативе должны придать органы МСУ. И первым шагом должна стать формализация механизма софинансирования инициатив из местного бюджета. Первые признаки своей роли в этом процессе органы МСУ в 2018 году демонстрируют. Показателен пример Ак-Музского АА Ат-Башынского района Нарынской области, где местный кенеш установил индикаторы результативности для айыл окмоту, инициировал внедрение конкурса «Развитие села», призом в котором служит приоритетное финансирование инвестиций в инфраструктуру той улицы, жители которой демонстрируют высокий уровень участия в местном самоуправлении.

Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА при участии Айнуры БАЛАКУНОВОЙ, Анары МУСАЕВОЙ по материалам Проекта ГГПОМСУ

 

Похожие материалы: