Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Участие граждан в МСУ
Граждане готовы лично помогать органам МСУ, но нуждаются в новых формах участия и прозрачности работы
Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет»; Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта ГГПОМСУ; Жамала УМАНКУЛОВА, лидер команды ОсОО «Erfolg Consult»; Онолкан УМАНКУЛОВА, аналитик команды ОсОО «Erfolg Consult»
Институт политики развития в рамках различных проектов и по собственной инициативе много лет проводит исследования отношения граждан к местному самоуправлению. В 2020 году социологический опрос был проведен силами ОсОО Erfolg Consult по заказу Проекта ГГПОМСУ. Анализ полученных данных выполнен совместными усилиями ОсОО Erfolg Consult и Института политики развития, в процессе анализа были использованы данные, полученные в ходе опросов предыдущих лет, проведенных в рамках различных проектов.
Право граждан на участие в МСУ
Участие граждан в МСУ – фундамент местного самоуправления, поскольку суть системы МСУ заключается в самостоятельных, принимаемых под свою ответственность решениях местного сообщества. Поэтому необходим постоянный процесс улучшения правовых и институциональных условий для реализации права граждан участвовать в МСУ.
Граждане недостаточно информированы о своих правах и обязанностях в МСУ и не всегда в полной мере реализуют свое право на участие в местном самоуправлении. Проблема заключается, в основном, в недостатке эффективных коммуникаций между МСУ и гражданами. Влияние оказывает и инфантильное, потребительское отношение населения к государству, сохранившееся со времен Советского Союза и плановой экономики. Многие граждане, включая руководителей и сотрудников органов МСУ, и даже некоторые государственные служащие не до конца понимают истинную природу МСУ и продолжают ждать от государства как принятия управленческих решений, так и решения самих проблем.
Органы МСУ при планировании и осуществлении социального и экономического развития местного сообщества в большинстве случаев недостаточно учитывают реальные потребности граждан. Местные бюджеты должны быть неразрывно связаны с программами социально-экономического развития территорий и основаны на приоритетах местных сообществ. Национальное законодательство (Бюджетный кодекс КР и другие НПА) предъявляет требования к органам МСУ по выявлению приоритетов и обсуждению проекта бюджета с населением на общественных слушаниях (далее – ОС). Однако качество проведения этих работ пока недостаточное. Объясняется это, в основном, отсутствием на местном уровне понимания того, каким образом представлять интересы населения в бюджетном процессе.
Отчетность построена таким образом, что органы МСУ в первую очередь отчитываются не перед теми, кто их выбирает (т. е. местным сообществом), а перед теми, кто стоит выше в иерархии управления – перед государственными органами. Отсутствие или недостаток подотчетности местному сообществу выражается в том, что руководители исполнительных органов сельских МСУ – главы айыл окмоту – фактически не подотчетны населению, гражданам, так как они избираются депутатами местного кенеша, а кандидатуру их выдвигает представитель государства либо сам местный кенеш. Таким образом, граждане не имеют возможности прямого воздействия на руководителя через выборную систему. В результате главной целью руководства айыл окмоту становится удовлетворение потребностей главы местной государственной администрации или местного кенеша, чьи интересы не всегда совпадают с интересами большинства населения, чему способствует партийная избирательная система.
Диаграмма 1. Наиболее эффективные формы местной демократии и гражданского участия на уровне МСУ1
В отношении выбора населением форм участия в МСУ замечено, что наиболее эффективными формами граждане считают встречи, которые орган МСУ проводит в сообществах (47%); ОС (35%); местный курултай (31%); местную инициативу (22%). Вызывает тревогу тот факт, что только 12% граждан считают выборы в местный кенеш эффективной формой участия и 10% – взаимодействие через НКО. Эти данные говорят о том, что, несмотря на довольно высокий уровень доверия населения к МСУ, граждане все-таки стремятся к прямому взаимодействию, избегая форм, связанных с представительским принципом – выборов и работы через НКО. Так происходит из-за недостаточного уровня доверия к представительной форме участия граждан в МСУ, неполного выполнения своих обязанностей со стороны местных кенешей, слабой подотчетности органов МСУ перед гражданами.
Диаграмма 2. Доля граждан, участвующих в общественных слушаниях по бюджету, 2007-2020 гг., процентов
Участие граждан в бюджетном процессе
Как сказано выше, собрания и общественные слушания остаются наиболее востребованной формой участия граждан в МСУ. Важно понимать, что участие граждан в публичных слушаниях обратно пропорционально количеству самих граждан.
Диаграмма 3. Доля граждан, удовлетворенных результатами своего участия в общественных слушаниях по бюджету, 2007-2020 гг., в процентах
Международная практика показывает, что для муниципалитета, численностью жителей менее 5000 человек, посещаемость общемуниципальных собраний составляет 14-15%, при численности населения более 20 тысяч человек – 3-5%2. Это объясняется простыми физическими ограничениями проведения любых собраний – более 150-200 человек собрать в одном месте в большинстве населенных пунктов невозможно (в практике органов МСУ Кыргызстана крайне редко встречаются слушания, численностью более 200 человек). Исходя из общего количества органов МСУ в стране, физически возможный максимум участников общественных слушаний по бюджету в Кыргызской Республике может колебаться от 60 до 100 тысяч человек (по данным Министерства финансов КР, в среднем, в слушаниях принимает 85 человек).
Диаграмма 4. Рейтинг причин неудовлетворенности от участия в общественных слушаниях по бюджету, сравнение показателей 2018 и 2020 гг., процентов
Однако физически возможный максимум не означает социально возможный и эффективный максимум, так как простое наращивание количества участников не означает, что обсуждение бюджета происходит с наибольшей эффективностью для граждан.
Параллельно с накоплением практики слушаний, история которых началась в 1999 году, до 2018 года в Кыргызстане наблюдался устойчивый рост уровня участия граждан в общественных слушаниях по бюджету на местном уровне, который в 2018 году превысил рекордные для Кыргызской Республики 20%. А в 2019 году, согласно данным Министерства финансов КР, слушания провели 330 органов МСУ, преимущественно сельских, а численность участников составила более 28 тысяч человек. Таким образом, перспективы для дальнейшего простого количественного роста участия граждан в общественных слушаниях не должна быть целью процесса усиления участия граждан. Пора нацелиться на качественные улучшения, включая внедрение новых форм участия граждан в бюджетном процессе.
Диаграмма 5. Доля предложений, учтенных органами МСУ по результатам общественных слушаний по бюджету в разрезе областей КР, проценты (без учета Таласской области, данных по которой собрать не удалось)
Тем более маловероятен дальнейший рост числа участников слушаний, в связи с тем, что органы МСУ создали условия для большинства желающих принять участие, и неинформирование, незнание о мероприятии не является главной причиной неучастия. Это подтверждается ростом числа граждан, которые не принимали участия в общественных слушаниях в силу своей занятости, хотя знали, что такие мероприятия проводятся – так ответили 24,5% в 2020 году против 17,8% - в 2018-м. На 3,4% сократилась доля тех, кто не знал о проведении слушаний; на 3,3% – доля тех, кто не интересуется данным мероприятием.
Таким образом, прогноз состоит в том, что в дальнейшем уровень участия граждан в слушаниях будет нестабильным, так, в 2020 году уже произошло снижение интереса к слушаниям на 1,6 % по сравнению с максимумом 2018 года. Теперь органам МСУ предстоит особое внимание уделить качеству проведения слушаний, а особенно – ответственности за учет в бюджете полученных во время слушаний предложений граждан.
Качество слушаний и учет предложений дальше будут иметь ключевое влияние на желание граждан принимать участие в бюджетном процессе. Если в первое десятилетие практики проведения слушаний людей вдохновляла сама возможность обсудить с властью такой щепетильный и важный вопрос, как публичные финансы, то с течением времени граждане стали больше ценить практический результат слушаний. В этом контексте особо позитивным является двукратное – с 8% до 4,2% – снижение доли тех граждан, кто не верит в сам институт слушаний и считает, что пожелания участников слушаний не будут учтены в проекте бюджета. Такая динамика свидетельствует: у людей растет уверенность в том, что их мнение будет услышано. В целом доля граждан, удовлетворенных участием в слушаниях по бюджету, остается достаточно высокой – порядка 70%. Однако в 2020 году впервые за долгое время зафиксировано падение уровня удовлетворенности на 5,6%.
Граждане, неудовлетворенные своим опытом участия в бюджетных слушаниях, объясняют свое мнение следующими причинами: непонятное объяснение бюджета (38,2%), плохая организация (17,2%), трансформация слушаний в простое собрание с жалобами от населения (14,6%), предложения участников слушаний не повлияли на бюджет (13,4%), говорил только ведущий и не дал возможности высказаться жителям (12,7%).
Что касается учета предложений граждан, поступивших во время слушаний, в местном бюджете, то, по данным Министерства финансов КР, органам МСУ удалось учесть примерно 52% поступивших предложений. При этом в Чуйской и Джалал-Абадской областях органам МСУ удалось учесть около 60% поступивших от граждан предложений, а в Таласской – более 70%.
Нужно понимать, что люди часто ждут мгновенной реакции и популистских заявлений сразу, уже во время слушаний. Но на местном уровне, особенно на уровне сельских муниципалитетов, часто невозможно отреагировать мгновенно, невозможно дать обещание исполнить то или иное пожелание. Денег в местных бюджетах, как правило, не хватает, и муниципальные лидеры осторожно относятся к обещаниям, понимая, что решить все проблемы невозможно, а спрос с них наступит быстро.
Диаграмма 6. Уровень участия граждан в общественных делах в разрезе форм участия, в 2018 и 2019 гг., процентов
И все же причина непонимания бюджетных данных становится все более популярной. Таким образом, низкий уровень финансовой грамотности в целом, неумение читать и понимать бюджетную информацию остаются одними из главных причин неудовлетворенности от участия в слушаниях по бюджету.
Изучение этого вопроса в разрезе гендерной принадлежности показывает, что женщины чаще мужчин указывали на то, что во время слушаний говорил только один ведущий и не дал возможности высказаться жителям – в 2020 году так ответили 19,4% женщин, против 7,1% мужчин. При этом для 45,9% мужчин и только для 29,2% женщин было непонятным объяснение бюджета. Женщины чаще мужчин считают, что слушания перешли в простое собрание с жалобами от населения – 18,1% против 11,8%. Вывод заключается в том, что женщины ничуть не хуже мужчин разбираются в вопросах управления государственными финансами, однако женщины замечают дискриминацию по отношению к себе в процессе обсуждения, считая, что им не дают высказываться в той мере, в какой им бы того хотелось.
Далее органам МСУ предстоит приложить усилия для внедрения еще более простых и доступных механизмов распространения бюджетной информации, например, онлайн-формата Гражданского бюджета, который в 2019 году уже заполнили около 70% органов МСУ, однако далеко не все граждане знают о нем и могут с его помощью получить информацию о бюджете своего МСУ. На смену количественному показателю уровня участия в общественных слушаниях в оценку работы органов МСУ должны в большей степени прийти качественные индикаторы учета мнений и пожеланий граждан, создание условий для онлайн-общения и получения предложений через муниципальные сайты, WhatsApp-группы, ящики для предложений и другие формы обратной связи.
Готовность граждан принимать личное участие в решении вопросов местного значения
Усилия органов МСУ по организации диалога, созданию новых форм взаимодействия с гражданами приводят к повышению ответственности со стороны самого сообщества. Это важно, так как истинное местное самоуправление требует от местных сообществ решения вопросов местного значения под свою ответственность в том числе. Под влиянием требований законодательства, общественного запроса органы МСУ с большим вниманием относятся к голосу граждан, а граждане отвечают готовностью самим принимать участие в развитии сообщества.
Диаграмма 7. Предпочтения граждан в отношении форм участия в МСУ в городе и селе, процентов
Растет число граждан, готовых принимать личное участие в общественных делах своего города или села. В 2020 году такую готовность выражают 64,8% опрошенных, что на 8,7% больше, чем в 2018 году (граждане, которые ранее не были готовы принимать участие в общественных делах, теперь с уверенностью говорят о своей готовности делать это). При этом почти половина опрошенных (47%) подтвердили, что уже имеют подобный опыт.
Косвенно это свидетельствует о том, что все больше граждан верит в возможность изменить общие условия жизни, но в то же время все больше людей готовы помогать местному самоуправлению, понимая, по всей видимости, что такая помощь ему нужна. В целом рост доли тех, кто готов быть вовлечен в решение вопросов местного значения, является позитивным фактом, так как совместные усилия сообщества и органа управления всегда более продуктивны, чем работа по отдельности. Однако это ставит перед органами МСУ задачу обеспечить всем этим людям надлежащие организационные формы участия, а также все больше усилий прилагать в отношении мониторинга и оценки этого участия, формулируя вклад граждан, оценивая его и наделяя его публичным признанием и благодарностью.
Диаграмма 8. Рейтинг популярности предметов (тем) мониторинга и оценки у граждан, 2018-2020 гг., в процентах
Тем более важно подчеркивать ценность вклада граждан в развитие в связи с тем, что незначительно – на полтора процента, но все-таки выросла доля граждан, однозначно не согласных принимать личное участие в решении вопросов местного значения, которая в 2020 году превысила 20%.
Женщины реже выражают готовность принимать личное участие в решении вопросов местного значения. В 2020 году 58,5% мужчин принимали участие в общественных делах против 38,1% респондентов среди женщин. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, женщины перегружены неоплачиваемым домашним трудом, отнимающим их свободное время, которое они могли бы потратить на общественную деятельность. Во-вторых, женщины по-прежнему сталкиваются с негативным отношением сообщества к проявлениям своей публичной активности.
Диаграмма 9. Динамика мнений граждан о наличии или отсутствии возможности участвовать в мониторинге и оценке работы органов МСУ, 2018-2020 гг., в процентах
Наиболее популярной формой участия в общественных делах, по мнению граждан, являются собрания (54,5%) и общественные слушания (15,1%). При этом доля участников общественных слушаний по бюджету, тарифам, услугам и другим вопросам местного значения выросла более чем вдвое. Это говорит о том, что участие граждан постепенно переходит от стадии консультаций к стадии совместного принятия решений, поскольку слушания, в отличие от собраний, нацелены на принятие конкретного решения, а не просто информирование или консультацию. Еще одним доказательством того, что участие граждан приобретает все более продуктивный характер, стал шестикратный рост доли тех, кто принимал участие в разработке и выборе проектов, претендующих на финансирование за счет местного бюджета или внешней помощи.
Заметен факт резкого сокращения тех, кто участвует в общественных советах. Если в 2018 году общественные советы занимали второе место в рейтинге популярности форм участия и собирали более 30% ответов, то за два года популярность советов упала более чем вдвое и собрала только 12% ответов. Это изменение необходимо рассматривать как позитивное явление, поскольку на уровне местного самоуправления есть самый главный совет, наделенный к тому же местными законодательными полномочиями, – местный кенеш. И если местный кенеш работает качественно, полно ценно, то обычно у граждан нет необходимости участия в дополнительных советах.
Диаграмма 10. Динамика уровня удовлетворенности граждан объемом и качеством информации о местном самоуправлении, 2007-2020 гг., в процентах
Однако ситуация в селах отличается от ситуации в больших селах и городах. В небольшом муниципалитете местный кенеш способен обеспечить все потребности в советах, однако в городе или крупном муниципалитете создание тематических советов часто бывает оправданным. Поэтому в городах граждане предпочитают больше участвовать в работе инициативных групп и общественных советов, а в селах – в общественных слушаниях, а также в разработке и выборе проектов для финансирования.
Постоянно растет количество граждан, готовых принимать личное участие в общественных работах по благоустройству своего города и села. В 2020 году по сравнению с 2018 годом этот показатель вырос еще на 9,1% и составил 72,8%. Фактически, подавляющее большинство граждан готовы внести личный вклад в благоустройство своего муниципалитета, и это «армия» людей представляет собой огромный потенциал развития для органов МСУ.
Диаграмма 11. Динамика мнений граждан об уровне открытости органов МСУ, 2007-2020 гг., в процентах
В то же время показатель демонстрирует сплоченность и коллективизм народа Кыргызстана, наличие чувства ответственности не только за свою жизнь, но за условия жизни будущих поколений. Следовательно, задача местного самоуправления – предоставить гражданам эффективные возможности для этого. Частично органы МСУ справляются с данной задачей, так как доля людей, которые уже имеют опыт личного участия в общественных работах по благоустройству своего города и села, также растет и составляет в 2020 году 36,7%. То есть, каждый третий кыргызстанец уже вносит вклад в улучшение условий жизни, не только личных, но и общественных.
Диаграмма 12. Динамика мнений граждан о приоритетных направлениях расходования средств местных бюджетов, 2007-2020 гг.3, в процентах
Диаграмма 13. Динамика уровня удовлетворенности работой органов МСУ, 2007-2020 гг., в процентах
В то же время незначительно – на 4% – выросло количество респондентов, не готовых принимать участие в работах по благоустройству, которое составило в 2020 году 16,2%, остальные готовы участвовать на непостоянной основе либо затруднились ответить.
Участие граждан в мониторинге и оценке работы органов МСУ
Мониторинг и оценка работы органов МСУ – один из самых сложных аспектов участия граждан в местном самоуправлении, хотя этот вид общественной деятельности имеет давнюю историю в Кыргызской Республике. В целом люди привыкли к слову «мониторинг», часто воспринимая его как контроль над властью, а потому почти половина – 47,4% – граждан выражает желание участвовать в мониторинге и оценке, и только 7,3% не определились с ответом. Однако более глубокий анализ предметов мониторинга и оценки выявляет существенные различия в отношении готовности граждан.
Так, среди тех, кто выражает желание участвовать в мониторинге и оценке, более 70% готовы делать это в отношении услуг питьевого водоснабжения и уборки мусора (75,6% и 71,1% соответственно). Это вполне логичные лидеры рейтинга тем для общественного мониторинга, поскольку доставка питьевой воды и уборка мусора – услуги, которыми пользуется каждая семья ежедневно, поэтому каждый беспокоится о качестве и достаточности этих услуг и готов осуществлять мониторинг их предоставления.
Третье место в рейтинге тем занимает мониторинг реализации проектов, которым готовы заниматься 67,8% опрошенных. В сельских сообществах Кыргызской Республики многие годы формируется практика вовлечения граждан в мониторинг и оценку различных инфраструктурных объектов, например, ремонта школ. Этот вид мониторинга обычно не вызывает затруднений, поскольку есть конкретная группа лиц в сообществе, заинтересованных в качестве и своевременности выполнения работ, в примере со школами – это могут быть учителя, родители учащихся, которые очень заинтересованы в том, чтобы школа была отремонтирована в срок и с надлежащим качеством. Однако здесь важно понимать, что эффективность такого рода мониторинга со стороны граждан существенно выше, если заказчиком выступает орган МСУ, а не сторонние организации, в частности, проекты развития. На орган МСУ гражданам повлиять легче, чем на третью сторону.
Намного сложнее обстоит дело с процессами общественного мониторинга и оценки деятельности органа МСУ в целом. В этом случае мониторинг приобретает длительный во времени характер, а оценка становится более сложной, так как, наряду с очевидными результатами, оценивается процесс управления. Число желающих принимать участие в таких видах мониторинга в сообществе уменьшилось по сравнению с 2018 годом почти вдвое и составило в 2020 году только 37,4%. Люди стали понимать, что этот вид участия требует значительных затрат личного времени, а также усилий по изучению документов и получению новых знаний.
Важным является мнение граждан о том, создал ли орган МСУ условия для того, чтобы гражданами было реализовано желание принять участие в мониторинге и оценке. Участники опроса считают, что возможности расширились – так, в 2020 году доля тех, кто видит возможность проведения мониторинга и оценки работы органов МСУ, превысила 50%, соответственно, сократилась доля тех, кто такой возможности не наблюдает или не смог ответить на вопрос.
Уровень открытости органов МСУ
Большинство граждан – 67,9% – в той или иной мере удовлетворены объемом и качеством информации о местном самоуправлении. С момента начала измерений в 2007 году доля граждан, полностью удовлетворенных объемом и качеством информации, устойчиво росла и к 2020 году увеличилась более чем вдвое – с 12 до 26,3%. Динамика роста сохранялась до 2018 года также в отношении доли граждан, удовлетворенных объемом и качеством информации частично. В 2018 году был достигнут исторический максимум, когда совокупная доля граждан, удовлетворенных информацией, полностью или частично превысила 80%. Однако в 2020 году, по сравнению с 2018 годом, резко выросла доля тех, кто не удовлетворен качеством и объемом информации о местном самоуправлении. Этот факт, в совокупности с относительно резким падением в 2020 году уровня доверия и удовлетворенности взаимодействием с органами МСУ, подтверждает гипотезу о неоправдавшихся ожиданиях граждан, возникших в 2018 году в связи с объявлением «Года развития регионов». Тем не менее рост доли удовлетворенных объемом и качеством информации об МСУ продолжился, хотя и темпы его несколько упали, по сравнению с прошлым периодом. Необходимо отметить, что граждане формируют более ясное мнение в отношении информации о местном самоуправлении: растет число определившихся – удовлетворенных полностью и неудовлетворенных, и сокращается число тех, кто удовлетворен частично или затрудняется ответить. Большинство граждан Кыргызстана – 65,7% – считает органы МСУ в той или иной мере открытыми в своей деятельности для общественности. По сравнению с 2009 годом тех, кто считает, что органы МСУ открыты в своей деятельности полностью, стало почти в три раза больше (динамика от 12 до 34,4%).
Анализ полученных данных показывает, что объемы и качество информации, получаемой гражданами со стороны органов МСУ, влияют на оценку их уровня открытости и прозрачности: чем выше уровень удовлетворенности граждан объемом и качеством информации о местном самоуправлении, тем больше тех, кто считает, что органы МСУ открыты в своей деятельности.
Важным фактом, демонстрирующим общую информированность граждан о местном самоуправлении, является осведомленность граждан о том, на какие цели расходуются средства местного бюджета.
На диаграмме 12 видно, что представления граждан о самых существенных статьях расходов местных бюджетов изменились и изменились радикально. Так, в 2007 году 42% граждан не знали, на какие цели расходуется местный бюджет. В 2020 году доля таких незнающих сократилась на 10%. Радикальным образом изменились представления о расходах на содержание мэрии и айыл окмоту, на благоустройство. В настоящее время, в 2020 году, 34% граждан считают, что благоустройство является приоритетной статьей расходов, тогда как в 2012 году этот показатель составлял только 12%. Также резко сократилась доля тех, кто считал главной статьей расходов содержание айыл окмоту и мэрий. Вся картина в целом говорит о том, что граждане в 2020 году имеют намного более адекватное действительности представление о структуре расходов местных бюджетов, чем это было в 2007 году.
Удовлетворенность граждан работой органов МСУ
Начиная с 2007 года, уровень удовлетворенности граждан работой органов МСУ растет, однако растет неустойчиво и относительно медленно. Здесь, как и в отношении доверия к органам МСУ, наблюдается спад после воодушевления 2018 года, когда был достигнут исторический максимум (с начала измерений) и 84% граждан были удовлетворены работой органов МСУ, однако реальность говорит о том, что это был аванс в сторону власти, опять же вызванный общим оптимизмом в отношении перспектив развития местных сообществ в свете национальных приоритетов в развитии регионов.
В целом граждане стали реже обращаться в органы местного самоуправления. В среднем количество обращений сократилось существенно – на 20,5% - и составило в 2020 году 42%. От женщин и мужчин за последние 12 месяцев поступило примерно равное количество обращений к кому-либо из мэрии или айыл окмоту. Однако самое значительное сокращение произошло в отношении обращений по поводу справок. Нельзя не признать, что за этим фактом стоит цифровизация и политика государства, ориентированная на сокращение количества обращений граждан за документами.
Так, в общей структуре поводов, по которым граждане обращаются в органы МСУ, справки занимают около 50%, еще около 25% составляют индивидуальные поводы. Именно поэтому существенное сокращение обращений по поводу справок оказало влияние на общую динамику обращений. Нет со мнений, что с развитием цифровых технологий в управлении количество обращений по поводу справок будет сокращаться и далее.
Диаграмма 14. Сравнительный рейтинг поводов для обращения граждан в органы МСУ, 2018-2020 гг., в процентах
Однако это не означает, что количество обращений по поводу собственных полномочий органов МСУ сокращается, и поэтому больший интерес для анализа представляет собой оставшаяся группа поводов для обращений, где несомненным лидером стали вопросы питьевого водоснабжения, а также местных налогов и сборов, при этом число обращений по налогам и сборам, по сравнению с 2018 годом, сократилось существенно. Но это сокращение является скорее исключением, нежели правилом, так как количество обращений растет почти по всем вопросам, решение которых находится в ведении органов МСУ.
Растут обращения по поводу: земель ГФСУ, аренды или продажи муниципальной земли, благоустройства, предоставления и содержания жилья, уличного освещения, дорог, канализации и вывозу мусора. Сокращается количество обращений, преимущественно, по тем вопросам, которые не входят в сферу ответственности органов МСУ, – здравоохранения, пенсионного обеспечения, поливной воды. Это говорит о том, что повышается правовая культура граждан, которые постепенно разбираются в том, какой орган управления отвечает за конкретный вопрос. Также повышается уровень осознания гражданами своего права голоса, они привыкают к подотчетности органов МСУ. Граждане ставят перед органами МСУ те вопросы, которые их интересуют, так, растет спрос (аппетит) на информацию, требования по решению конкретных приоритетных вопросов.
Таким образом, исключение из рейтинга обращений по поводу справок и персональных вопросов показало, что количество обращений граждан к органам МСУ по вопросам, касающимся их полномочий, увеличивается. Уровень удовлетворенности граждан результатами этих обращений очень высокий – выше 90%. Сокращение же обращений по поводу справок произошло под воздействием цифровизации и улучшения доступа к государственным услугам.
______________________
1 Источник: Public Opinion Survey Residents of Kyrgyzstan // The survey was conducted by Dr. Rasa Alisauskiene of the public and market research company Baltic Surveys/The Gallup Organization on behalf of the International Republican Institute. The field work was carried out by SIAR Research and Consulting, 2018.
2 На примере Массачусетса (США). Очертина М. А. Понятие и типология института публичных слушаний. // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, № 8, 2008. Доступно по ссылке: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-tipologiya-instituta-publichnyh-slushaniy/viewer
3 Данные опроса 2018 года исключены в связи с ошибкой выборки.
Похожие материалы:
-
№12 (146) / 2023-12-10 Жители сел больше участвуют в общественных бюджетных слушаниях, чем жители городов, но и те, и другие имеют дистанционный доступ к бюджетной информации
-
№8 (142) / 2023-09-07 Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО): как одним ключом открыть несколько дверей?
-
№5 (127) / 2022-06-01 Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана
-
№4 (126) / 2022-05-10 Инициативный бюджет: следующий этап участия граждан в бюджетном процессе
-
№3 (125) / 2022-04-22 Обсуждение проекта местного бюджета с особым вниманием к гендерной чувствительности
-
№3 (125) / 2022-04-22 Малый общественный совет – информационный помощник мигрантов
-
№2 (124) / 2022-02-22 Органы МСУ более внимательно относятся к мнению граждан, в ответ растет удовлетворенность граждан результатами своего участия в бюджетном процессе
-
№2 (124) / 2022-02-22 Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ