Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Общественный мониторинг сообщества защищает репутацию органа МСУ

2021-02-07 / Портрет Московского района
Общественный мониторинг сообщества защищает репутацию органа МСУ

Александровский АА Московского района Чуйской области.

Александровский АА состоит из трех сел, включающих 3502 домохозяйства. Муниципалитет расположен на расстоянии 33 км от Бишкека, население составляет 17358 человек, включая 8478 женщин (49%), состав населения многонациональный. Местный бюджет составляет 18 млн. сомов. В муниципальной собственности – 50 объектов недвижимого имущества.

ПРОБЛЕМА: отсутствие механизма контроля со стороны сообщества за услугами и работой МСУ

В СССР эффективно работал институт народного контроля, главной силой которого были рабочие, колхозники, служащие, которые участвовали в работе групп, постов и комитетов народного контроля. Институт народного контроля являлся одной из форм вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами. С распадом СССР народный контроль прекратил свое существование, но необходимость в нем не отпала. По-прежнему у граждан есть потребность осуществлять контроль за качеством предоставляемых органами власти услуг во всех сферах и направлениях. Особенно актуально это в сельской местности, ведь в каждом селе на каждом объекте не установишь пост государственного контролирующего органа. Поэтому с момента объявления независимости Кыргызстана в стране все чаще стали говорить о необходимости общественного мониторинга работы государственных и муниципальных органов, чтобы, в том числе, навести порядок в качестве ремонта улиц, строительства и ремонта муниципальных объектов и инфраструктуры.

Ситуация в Александровском АА не отличалась от остальных муниципалитетов страны, со стороны местного сообщества было желание, но не было организованного процесса мониторинга решения вопросов местного значения.

РЕШЕНИЕ: группа совместного мониторинга и оценки

как помощник органа МСУ В 2015 года орган МСУ Александровского АА внедрил новую Модель участия граждан в бюджетном процессе, с помощью которой сообщество сформулировало 11 приоритетныхпроблем айылного аймака, для их решения были сформированы инициативные группы. Затем был разработан и утвержден местным кенешем план совместных действий органа МСУ и сообщества по решению выявленных приоритетных проблем.

Для проведения мониторинга и оценки выполнения плана и достижения результатов, а также проектов, инициатив, программ, реализуемых за счет местного бюджета и вклада местного сообщества, была создана группа совместного мониторинга и оценки (группа СМиО). Состав группы был утвержден местным кенешем, в группу вошли 9 человек: депутаты кенеша, старосты сел, работник айыл окмоту, активисты сообщества. В 2017 году состав группы расширили и обновили, теперь в группу вошли уже 15 инициативных лидеров аймака: сотрудники айыл окмоту, депутаты кенеша, руководители ТОСов,председатель ОО «Щинщю», член крестьянского хозяйства, старосты двух сел. При формировании состава группы жители учитывали качества кандидатов, необходимые для эффективного мониторинга: дисциплинированность, справедливость, честность, самокритичность, пунктуальность, авторитет среди сельчан и другие.

Все члены группы СМиО прошли ряд тренингов и повысили свои знания и навыки для организации и проведения процесса совместного мониторинга и оценки. Затем разработали план действий группы СМиО, который согласовали с планом деятельности органа МСУ. С этого момента и на протяжении нескольких лет группа СМиО осуществляет свою деятельность активно и эффективно. Например, группа СМиО провела визуальный осмотр и выявила недобросовестное выполнение подрядчиками работ по капитальному ремонту здания начальных классов села Беш-Корук: стыки линолеума оказались ничем не закреплены; новая отопительная система лопалась; кровлюустановили неправильно, появились протечки, из-за чего потолок покрылся желто-зеленой плесенью. Приобретенные подрядчиком унитазы и умывальники установлены не были, с оконных откосов кусками отваливалась штукатурка, дверные откосы искривились, двери от сырости вздулись. На все эти нарушения группой СМиО был составлен дефектный акт, который в качестве рекомендации был передан органу МСУ. Местная власть взяла рекомендацию группы СМиО под жесткий контроль и в соответствующие срокиподрядчиком были устранены все выявленные недостатки. Только после выполнения подрядчиком всех условий орган МСУ совместно с группой СМиО и специалистом по техническому надзору приняли работу подрядчика.

В 2017 году по тендеру на сумму 1 млн. сомов грантовых средств Проекта ГГПОМСУ, через подрядчика были приобретены инвентарь и оборудование для детского сада села Беш-Корук. Группа СМиО осмотрела приобретения, в результате был составлен акт о замене постельных принадлежностей, которые не соответствовали требуемому стандарту.

Группа СМиО дала рекомендации органу МСУ, который в свою очередь поставил жесткие условия подрядчику по устранению имеющихся недостатков в соответствующие сроки. Только после устранения всех проблем, орган МСУ совместно с группой СМиО принял работу подрядчика. Таким же образом были проведены мониторинг и оценка решения многих вопросов местного значения: строительства минифутбольного поля; асфальтирования улиц; замены окон в школе; эксплуатации муниципальной спецтехники по вывозу мусора; наличия и обновления информационных стендов в селах АА; наличия и эксплуатации оборудования и оргтехники, предоставленных в качестве технической помощи в рамках различных проектов. Кроме этого, все члены группы СМиО участвуют в общественных мероприятиях (сходы, общественные слушания), в ходе которых не только принимают участие в обсуждениях, но и мониторят качество мероприятия. На сходах группа СМиО информирует жителей об итогах своей деятельности, фотографии по результатам мониторинга вывешивают на информационных стендах аймака. Члены группы СМиО проводили устный опрос по уровню информированности орезультатах оценки услуг, а также анкетирование среди жителей сел по удовлетворенности услугами, предоставляемыми органом МСУ.

РЕЗУЛЬТАТ: повысилось качество работы органа МСУ

Общественный мониторинг стал одной из самых эффективных форм участия населения в местном самоуправлении. Большую пользу группа принесла и органам МСУ, помогая им своевременно реагировать на проблемы, решать вопросы с недобросовестными поставщиками. При этом и орган МСУ, и группа СМиО правильно понимали свои роли, не мешали, но помогали друг другу, никакого противостояния между ними не возникло, хотя споры, конечно, случались.

О том, что орган МСУ признает вклад и пользу, приносимые группой СМИО, говорит тот факт, что орган МСУ предоставлял свой муниципальный транспорт для выездов группы СМиО.

Ф. МАРОВА, член группы СМиО, председатель женсовета: «Я поняла, что мы, члены группы, – очень нужные для сообщества люди, мы занимаемся благородным трудом, а миссия, цели и задачи группы СМиО необходимы для развития всего аймака. Наш труд стали ценить и уважать, это ощущается ежедневно, нас приглашают на все мероприятия, поощряют, стимулируют и мотивируют словами поддержки и искреннейблагодарностью. Поэтому мы с радостью и воодушевлением выполняем большой объем общественной работы. Еще я заметила, что успех работы группы СМиО косвенным образом влияет на укрепление дружбы, мира, сплоченности и понимания внутри сообщества. И самое главное, благодаря нашей группе СМиО, многие проблемы аймака решаются качественно и эффективно».

Назира САТЫНБЕКОВА, заведующая детским садом «Келечек» села Беш-Корук»: «Важный и большой вклад в ремонт детского сада внесла группа СМиО, которая отслеживала процесскапитального ремонта, контролировала приобретение необходимого оборудования и инвентаря. Благодаря группе СМиО, сегодня дети воспитываются, а мы работаем в уютном теплом помещении, где созданы все необходимые условия».

Социальная эффективность

Внедрение общественного мониторинга через создание группы СМиО в работу органа МСУ в Александровском АА позволило активизировать часть населения, неравнодушную к проблемам села. Своим примером члены группы СМиО смогли вовлечь многих жителей в местное самоуправление, в решение местных проблем. С помощью группы СМиО сформировалисьусловия для обратной связи со стороны местного сообщества, люди активно стали реагировать на нарушения, информировать орган МСУ. Теперь у группы СМиО Александровского АА учатся соседи из всей Чуйской области.

Административная эффективность

Благодаря внедрению нового механизма по совместному мониторингу и оценке, у органа МСУ появился надежный соратник, помогающий качественно решать вопросы местного значения. Группа СМиО достигла за короткий период больших положительных результатов в сфере общественного мониторинга деятельности органа МСУ. Именно через группу СМиО орган МСУ смог оперативно реагировать на нарушения, вовремя контролировать и своевременно устранять грубейшие недостатки в работе подрядчиков. Местное сообщество стало больше доверять органу МСУ, а группа СМиО стала надежным мостом между местной властью и населением.

ЛИВАЗА Разия, председатель группы СМиО: «Местная власть очень хорошо поддерживает работу ГСМиО, налажена тесная связь со всеми сторонами: органом МСУ, госорганами, различными учреждениями и организациями. Наша группа СМиО является первым помощником органа МСУ. Например, недавно в селе затопило подземный пешеход, школьники не могли перейти дорогу. Жители стали обвинять орган МСУ и акимиат в том, что те не работают, что «съели» деньги при строительстве, неправильно построили «подземку» и т.д. А на самом деле наша группа при мониторинге выяснила, что эту «подземку» некачественно построил Минтранс. И только после обращения в Правительство КР, Минтранс провел ремонтные работы. Так мы защитили репутацию органов МСУ перед жителями».

ВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ: группа СМиО должна быть небольшой, но работающей Разия ЛИВАЗА, председатель группы СМиО, считает, что 15 человек в группе СМиО – это слишком много. Все равно активно работают не больше пяти-семи человек. Еще нужно пересмотреть методы планирования. Пока нам приходится постоянно вносить коррективы в план группы СМиО, что отнимает время. Работать строго по плану не получается, мы работаем больше помере возникновения необходимости. Например, никто не предполагал, что нагрянет эпидемия, которая очень помешала нашей плановой работе (многие учреждения или объекты не работали), но поставила перед нами много внеплановых задач. Ещё нам обязательно нужен обмен опытом, что позволит работать эффективнее».