Муниципалитет Научно-популярный журнал

6-7 (128-129) 1 Июля 2022

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Как коммуникационная стратегия органа МСУ помогает не только получить поддержку населения, но и развить местную экономику?

2021-05-21 / Участие граждан в МСУ
Как коммуникационная стратегия органа МСУ помогает не только получить поддержку населения, но и развить местную экономику?

Талант ЖУМАЗАЕВ, эксперт по коммуникациям

Для чего органам МСУ нужны коммуникационные стратегии?

Органы МСУ, оказывая услуги на местном уровне, являются ключевыми ответственными лицами за решение жизненно важных вопросов населения. А это означает, что уровень доверия населения к органам МСУ, а также уровень удовлетворенности жителей услугами, должен быть высоким. Чтобы добиться желаемого уровня доверия населения, органам МСУ необходимо своевременно, в удобном для получателя формате, предоставлять достоверную и полную информацию своим гражданам. 

Сегодня все живут в информационном мире. Объем информации, получаемый человеком, с каждым днем увеличивается. Появляются новые технологии информирования, и практически каждый человек или организация имеет возможность стать источником информации. Современный человек вынужден учиться получать, обрабатывать, анализировать большой объем информации через различные инновационные инструменты, и на основе этого делать выводы. Наша страна не исключение – Кыргызстан среди стран СНГ занимает лидирующие позиции по проникновению Интернета на душу населения, и этот уровень составляет более 80%. Это означает, что 8 из 10 кыргызстанцев подключены к Всемирной паутине. Оперируя в таком большом потоке информации, органам МСУ необходимо быть уверенными, что граждане получают от них необходимую, полную и достоверную информацию. Коммуникационные стратегии позволяют органам МСУ планомерно и структурировано управлять уровнем информированности граждан, и тем самым достигать поставленных перед собой целей. 

С какими проблемами могут столкнуться  органы МСУ по причине отсутствия коммуникационных стратегий? 

Первым шагом поддержки разработки коммуникационных стратегий в 50 целевых муниципалитетах Проекта USAID «Успешный аймак» было содействие в формировании рабочих групп из числа сотрудников органов МСУ. Разработка коммуникационных стратегий проводилась совместно с данными рабочими группами. Во время встреч и проведения анализа почти все органы МСУ отметили, что население не поддерживает инициативы органов МСУ, критикует их работу, подвергает сомнению полученную от органов МСУ информацию и, в целом,  не доверят местной власти. Но при этом все органы МСУ, в свою очередь, уверены, что прилагают все необходимые усилия для качественного решения вопросов местного значения при имеющихся ресурсах. Такая разница в восприятии ситуации является следствием недостатка информации населения о деятельности ОМСУ. 

Социологические исследования, проведенные Проектом USAID «Успешный аймак», ясно демонстрируют, что жители аймаков не владеют полной информацией об услугах, оказываемых органами МСУ, недостаточно понимают влияние  органов МСУ на свою жизнь. Население не  знает источников формирования местного бюджета, планируемое распределение бюджета, а также недостаточно владеет информацией об исполнении местного бюджета. Также исследование показывает низкий уровень информированности населения о планируемых со стороны органов МСУ улучшениях и, более того, о проделанной работе. Даже если орган МСУ демонстрирует успешные показатели своей деятельности, население об этом просто не знает. Это создает у граждан ошибочное восприятие низкой эффективности работы органов МСУ. Все это усугубляется тем, что у населения нет четких, удобных и доступных методов обращения к органам МСУ.

Чем рискуют органы МСУ, которые не управляют коммуникациями с населением? 

Большинство органов МСУ предоставляют населению не совсем полную информацию, поэтому в конечном итоге они рискуют тем, что население не будет доверять местному самоуправлению и поддерживать инициативы органов МСУ. Это, в свою очередь, может привести к снижению уровня экономического благосостояния, повредить имиджу органа МСУ, работающих там специалистов и главы органа МСУ. В отношении депутатов местных кенешей, это может привести к снижению шансов на повторное избрание, а потому местные кенеши также должны быть заинтересованы в организации структурного подразделения органа МСУ по управлению коммуникациями с населением. 

Как упростить управление коммуникациями? 

Многие органы МСУ используют для информирования населения лишь привычные информационные стенды. Но как инструменты коммуникации они потеряли свою актуальность и эффективность. В настоящее время около 80% информации кыргызстанцы получают из Интернета, в частности, через социальные сети и коммуникаторы. Самыми популярными социальными сетями у нас в стране являются Instagram, Facebook и Odnoklassniki, а самым популярным коммуникатором является мобильное приложение WhatsApp. Если органы МСУ овладеют навыками маркетинга в социальных сетях и навыками использования возможностей коммуникаторов и цифрового продвижения, они смогут очень эффективно, быстро и, самое главное, без существенных затрат наладить коммуникации с населением. 

В рамках деятельности Проекта USAID «Успешный аймак» было реализовано достаточное количество успешных примеров коммуникации органов МСУ с населением, в частности, распространение информации о деятельности органов МСУ через мобильный механизм обратной связи с населением посредством WhatsApp, Twitter, Facebook. Разработанные органами МСУ электронные баннеры или голосовые сообщения с нужной информацией для населения (получение пособий, паспорта, предупреждение о какой-либо чрезвычайной ситуации, фандрейзинг и другое), значительно облегчают жизнедеятельность населения (лица с инвалидностью, живущие далеко от центра, находящиеся за рубежом и др.). Другой пример, который иллюстрирует успех Проекта, заключается в том, что целевые органы МСУ стали использовать онлайн-анкеты для получения мнения жителей аймаков и проводить мини-опросы с помощью Google-форм, а также  QR-кодов (теперь в каждом мобильном телефоне можно скачать устав местного сообщества, стратегию организации услуг, Гражданский бюджет и др.).  

Применение коммуникационной стратегии и мобильного механизма обратной связи, предложенные Проектом USAID «Успешный аймак», показали свою «жизнестойкость» и необходимость. Это универсальные инструменты для органов ОМСУ и самого населения. Органы МСУ могут применять их не только для информирования о своей деятельности и  получения обратной связи, но и для продвижения бизнеса местного сообщества, что усилит не только благосостояние граждан, но и благоприятно скажется на увеличении доходов местного  бюджета. 

 

Похожие материалы: