Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Участие граждан в МСУ
Как дополнить Гражданский бюджет, чтобы гражданин увидел свои права и обязанности по отношению к местному самоуправлению?
Асылбек ЧЕКИРОВ, эксперт по государственному и муниципальному управлению, Джамиля АРБАНАЛИЕВА, специалист Проекта USAID «Успешный аймак»
Предыстория
Согласно Бюджетному кодексу КР, Гражданский бюджет представляет собой изложение в доступной и упрощенной форме информации (о бюджетных параметрах, приоритетах и решениях на определенный финансовый период) и дает возможность гражданам, включая тех, кто не имеет специального образования, получить информацию о государственных финансах.
Несмотря на то, что нормы Бюджетного кодекса КР о возможности выпуска Гражданского бюджета на уровне местного самоуправления начали действовать с 1 января 2017 года, ранее практика их разработки уже встречалась, например, в городах Бишкек и Ош (2014-2015 годы). Прообразами гражданских бюджетов были краткие описания бюджетов (КОБ), которые готовились органами МСУ к проведению общественных слушаний. КОБы и сейчас широко практикуются, поэтому нельзя сказать, что гражданские бюджеты их полностью вытеснили. Вместе с тем Гражданский бюджет – это самостоятельный документ, который живет своей жизнью и не обязательно должен быть «привязан» к общественным бюджетным слушаниям.
Документом, помогающим органам МСУ сформировать Гражданский бюджет, является Методика формирования Гражданского бюджета органами МСУ, утвержденная постановлением Правительства КР от 18 февраля 2021 года № 54. Для органов МСУ Методика носит рекомендательный характер и может использоваться как базовые правила по разработке Гражданского бюджета.
|
«В доходной части Оргочорского местного бюджета подоходный налог от деятельности Кумтора составляет 12 млн. сомов, тогда как все остальные доходы составляют только 1,8 млн. сомов. В скором времени работа Кумтора завершится, аймак потеряет более 80% своих доходов. Поэтому уже сейчас нужно планировать меры компенсации этих потерь». Гражданский бюджет Оргочорского АА |
Что сделано?
В рамках реализации Проекта USAID «Успешный аймак» были реализованы мероприятия по разработке Гражданского бюджета в отдельных городах и айылных аймаках Кыргызской Республики. Проект предложил органам МСУ помимо положений, указанных в Методике, сделать акцент не только на предоставление бюджетной информации, но и пригласить членов местного сообщества к диалогу, чтобы вовлечь их в бюджетный процесс. Чаще всего, термин «вовлечение граждан в бюджетный процесс» подразумевает:
- 1) представление гражданами выявленных ими приоритетов на финансирование из местного бюджета,
- 2) требование от власти прозрачности в предоставлении бюджетной информации,
- 3) общественный мониторинг расходования бюджетных средств.
От имени Проекта органам МСУ было предложено расширить это понятие и включить в него:
- 1) ответственность и обязательство гражданина в полном объеме платить налоги и сборы в местный бюджет,
- 2) обсуждение и согласование с органами МСУ вопросов покрытия бюджетного дефицита, вызванного необходимостью выполнять запросы граждан,
- 3) обсуждение предлагаемых органами МСУ предложений по полной оплате населением платежей за коммунальные и другие виды услуг, что снизит нагрузку на местный бюджет.
|
Сообщения о доходах, адресованные гражданам аймака Гражданским бюджетом Кулатовского АА «В отношении доходов есть возможность увеличить поступления от патентов на 15-20%. Необходимо, чтобы все предприниматели платили за патент. Кроме этого, предлагается на 10 сомов повысить годовую ставку налога на пастбища. Это дополнительно даст нам 300-350 тыс. сомов в доходную часть бюджета ... ... В настоящее время оплата за коммунальные услуги составляет:
Из-за того что население полностью не оплачивает услуги, мы ежегодно дополнительно выделяем из местного бюджета на вывоз мусора 309,6 тыс. сомов, на питьевое водоснабжение – 507, 3 тыс. сомов. Если все граждане будут добросовестно выполнять свои обязательства, то мы сможем около 800 тыс. сомов направить на другие необходимые расходы. |
Такая дополнительная информация позволит сделать Гражданский бюджет документом, не только обеспечивающим прозрачность, но и призывающим к равному диалогу органов МСУ с сообществом. В документе будет показана не только ответственность власти, но и обязательства населения по оплате налогов и сборов.
Что изменилось?
Проект реализовал обучающую программу для партнерских НПО и отдельных органов МСУ. В результате были разработаны гражданские бюджеты городов Каракола, Нооката, а также шести айылных аймаков. Уже в первых гражданских бюджетах составители применили рекомендации Проекта, что сделало документ более интересным и практичным.
Применение рекомендаций Проекта USAID «Успешный аймак» позволит органам МСУ «не бояться» Гражданского бюджета. Наоборот, документ имеет возможность стать инструментом воздействия на сообщества с целью реально вовлечь граждан в бюджетный процесс как ответственных за «здоровье» бюджета лиц. Для подготовки Гражданского бюджета рекомендуется использовать специальный Портал, расположенный на сайте: http://gb.minfin.kg/. Последние модификации Портала позволяют включать в Гражданский бюджет и ту дополнительную информацию, которую рекомендует Проект USAID «Успешный аймак» и которая представлена в данной статье.
Похожие материалы:
-
№12 (146) / 2023-12-10 Жители сел больше участвуют в общественных бюджетных слушаниях, чем жители городов, но и те, и другие имеют дистанционный доступ к бюджетной информации
-
№8 (142) / 2023-09-07 Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО): как одним ключом открыть несколько дверей?
-
№5 (127) / 2022-06-01 Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана
-
№4 (126) / 2022-05-10 Инициативный бюджет: следующий этап участия граждан в бюджетном процессе
-
№3 (125) / 2022-04-22 Обсуждение проекта местного бюджета с особым вниманием к гендерной чувствительности
-
№3 (125) / 2022-04-22 Малый общественный совет – информационный помощник мигрантов
-
№2 (124) / 2022-02-22 Органы МСУ более внимательно относятся к мнению граждан, в ответ растет удовлетворенность граждан результатами своего участия в бюджетном процессе
-
№2 (124) / 2022-02-22 Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ


















