Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Участие граждан в МСУ
Является ли пандемия COVID-19 причиной не платить за коммунальные услуги? Как выживут поставщики услуг, если граждане не будут платить за оказанные услуги?
Обзор результатов информационных кампаний для граждан, проведенных органами МСУ Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей
По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, после подведения итогов первого полугодия 2020 г., стало очевидно, что «экономика страны испытывает самый глубокий за 25 лет спад со всеми вытекающими последствиями». Длительные последствия кризиса, нанесенного пандемией, также негативно отразились на секторе предоставления услуг на местном уровне. Существенное сокращение сбора платежей и увеличение объема работы поставщиков базовых услуг поставили их финансовую устойчивость под угрозу.
Во избежание банкротства поставщиков услуг в целевых муниципалитетах, Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству и выполняемый Хельветас и Институтом политики развития (далее – Проект УУМУ), разработал антикризисный план по оказанию материальной и стимулирующей помощи 26 муниципалитетам Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Наряду с оказанием материальной помощи данный план включал проведение информационной кампании среди местного населения с целью повышения информированности граждан о роли и важности поставщиков услуг, а также гражданской ответственности за своевременную оплату за оказанные услуги.
Инициатива состояла из двух основных этапов. На первом этапе муниципалитеты-участники должны были организовать информационные кампании среди своего населения. Для этого каждому муниципалитету было выделено по 45000 сомов, из которых 10000 сомов были направлены на подготовку информационных материалов и их активное распространение в течение трех месяцев (с июля по сентябрь 2020 года). Материалы также содержали объявление местного конкурса для жителей сел за активный сбор платежей. Оставшаяся сумма (35000 сомов) выделалась в качестве приза самым активным плательщикам. По условиям конкурса, выигранные призы предназначались для улучшения вопросов местного значения для определенного населенного пункта или улицы муниципалитета-победителя. За ходом конкурса следили члены комиссий, созданных при каждом муниципалитете. В состав комиссий также входили женщины, представители молодежи и местные активисты из гражданского сектора.
На втором этапе Проект УУМУ оценивал работу муниципалитетов, в соответствие с заданными критериями, и награждал дополнительными призами лучших из них. Призерами конкурса стали 7 муниципалитетов из двух областей, остальным участникам, так же, как и поставщикам услуг, вручены поощрительные призы. Общая сумма призов, выделенных для муниципалитетов-победителей, составляла 1 494 000 сомов, церемония вручения которых состоялась в декабре 2020 года.
- 1-е место: Бешик-Джонский АО, Теплоключенский АО;
- 2-е место: Достукский АО, Б. Мамбетов АО;
- 3-е место: Массынский АО, мэрия города Токтогула, Оргочорский АО.
Для информационной кампании многие муниципалитеты использовали буклеты, баннеры и брошюры, содержащие информацию о поставщиках услуг, их работе, и важности своевременной оплаты. Некоторые муниципалитеты связали важность непрерывного предоставления услуг с борьбой против коронавирусной инфекции и подчеркивали вклад поставщиков услуг в предотвращение дальнейшего распространения болезни. Ряд информационных материалов содержал изображения различных бытовых отходов с указанием сроков их разложения, тем самым акцентируя внимание жителей на ухудшающуюся экологическую и эпидемиологическую ситуацию в селе. Представители Проекта особенно отметили буклеты, содержащие не только антивирусные профилактические меры, но также и призывы, обращенные к молодым людям с просьбой помогать людям, находящимся в группе риска (к примеру, помочь пожилым людям с оплатой квитанций или же закупить необходимые продукты питания и т. д.). Содержание информации подобного рода оценивалось как внедрение гендерно- и социально-чувствительных аспектов в предпринимаемые муниципалитетами меры. Были отмечены и информационные материалы, иллюстрирующие условия жизни жителей муниципалитетов ДО и ПОСЛЕ реализации улучшений услуг по водоснабжению, в которых также подчеркивалась важность данной услуги для соблюдения личной гигиены всех членов семьи в условиях пандемии.
Некоторые муниципалитеты провели информационные кампании в тесном сотрудничестве с поставщиками услуг. Так, например, машины по сбору мусора были оснащены специальными громкоговорителями, через которые водители оповещали население о важности своевременной оплаты платежей и проводимом между селами или улицами конкурсе.
Ряд муниципалитетов использовал креативные решения при проведении информационных кампаний, снимая короткие видеоролики, призывающие население вовремя оплачивать оказанные услуги. Видеоролики распространялись через социальные сети, мессенджеры и местные каналы коммуникации. Данные видеоматериалы обеспечили больший охват и помогли за короткое время мобилизовать население. Также отличился муниципалитет, начавший свою информационную кампанию с проведения субботника, показав своим примером на деле важность обеспечения чистоты и бережного отношения к своей территории.
Во многих муниципалитетах информационные кампании помогли увеличить сборы за предоставляемые услуги по сравнению с показателями до начала информационных кампаний. Такие результаты не могут не радовать как муниципалитеты, так и самих поставщиков услуг.
Победители конкурса сами определяли, какой из вопросов местного значения является более приоритетным и будет решен за счет средств приза. Для определения назначения призовых средств муниципалитеты и члены конкурсной комиссии проводили встречи с жителями победивших улиц и сел. В результате таких собраний жители некоторых сел решили улучшить освещение улиц для обеспечения безопасности жителей в ночное время. В других жители просили направить призовые деньги на установку урн для сбора пластиковых бутылок, делая, тем самым, вклад в защиту окружающей среды. Среди победителей были и те, кто просил местные власти установить скамейки на остановках в селе или же выразил желание приобрести на призовые деньги лопаты, ведра и другие хозяйственные товары, необходимые для поддержания чистоты на территории своего села. В случае нехватки денег призового фонда на улучшение выбранной жителями сферы, органы МСУ добавляли недостающие средства из местного бюджета.
Проведение информационных кампаний усилиями муниципалитетов и поставщиков услуг при поддержке Проекта продемонстрировало заметные положительные результаты, увеличив сбор платежей за коммунальные услуги, а также повысив осведомленность граждан о роли поставщиков услуг в борьбе с коронавирусной инфекцией.
Похожие материалы:
-
№12 (146) / 2023-12-10 Жители сел больше участвуют в общественных бюджетных слушаниях, чем жители городов, но и те, и другие имеют дистанционный доступ к бюджетной информации
-
№8 (142) / 2023-09-07 Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО): как одним ключом открыть несколько дверей?
-
№5 (127) / 2022-06-01 Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана
-
№4 (126) / 2022-05-10 Инициативный бюджет: следующий этап участия граждан в бюджетном процессе
-
№3 (125) / 2022-04-22 Обсуждение проекта местного бюджета с особым вниманием к гендерной чувствительности
-
№3 (125) / 2022-04-22 Малый общественный совет – информационный помощник мигрантов
-
№2 (124) / 2022-02-22 Органы МСУ более внимательно относятся к мнению граждан, в ответ растет удовлетворенность граждан результатами своего участия в бюджетном процессе
-
№2 (124) / 2022-02-22 Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ