Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Конкурс «Реальное участие граждан в формировании местных бюджетов на 2022 год»

2021-04-29 / Участие граждан в МСУ

Институт политики развития реализует Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее – Проект), финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC). Основная информационная площадка: Портал лучших практик МСУ (www.myktyaimak.gov.kg)

Основными целями конкурса являются:

  • содействие более масштабному соблюдению конституционного принципа об участии граждан в бюджетном процессе (ч.3 ст.52 Конституции КР);
  • содействие органам местного самоуправления в укреплении навыков планирования, распределения и эффективного управления средствами местного бюджета с учетом реальных потребностей населения;
  • поощрение опыта и желания городов/айыл окмоту формировать свой проект бюджета как можно реалистичнее;
  • содействие повышению уровня прозрачности и подотчетности органов МСУ перед населением;
  • содействие увеличению числа граждан реально участвующих в формировании местных бюджетов;
  • содействие формированию гендерно-чувствительного подхода органов МСУ при планировании развития и формировании местных бюджетов;
  • поощрение использования органами МСУ инновационных инструментов информирования населения с использованием IT-технологий.

Заявители

Заявителями конкурса являются исполнительные органы МСУ всех областей Кыргызской Республики, которые проведут общественные слушания по проекту местного бюджета на 2022 год в течение июня – июля 2021 года.

Критерии отбора

Заявки будут оцениваться на основании качества ее содержания и приложенных материалов.

Качество проведения информационной кампании перед слушаниями. Внимание будет уделено количеству и типу использованных механизмов информирования граждан о предстоящих слушаниях. Более высокие баллы будут присвоены органам МСУ, использовавшим наибольшее количество механизмов. Важно, чтобы граждане могли не только получить информацию о проекте бюджета заблаговременно, но и чтобы они смогли разобраться в этой финансовой информации и сформулировать собственное к ней отношение. Определить, сформировано ли собственное отношение граждан к бюджету исходя из количества критических замечаний и предложений по изменению проекта бюджета от граждан во время слушаний.

Количество участников ОС и количество проведенных ОС в разных местах. Обычно муниципалитеты проводят общественные слушания в центре города/центральных селах айылных аймаков. При этом часто жители отдаленных частей города/сел остаются неохваченными. Внимание организаторов слушаний должно быть уделено не только количеству участников общественных слушаний, а также обеспечению участия в бюджетном процессе представителей разных частей города/сел айылных аймаков соответственно, задачей органов МСУ также является обеспечение участия в процессе всех социальных слоев населения и гендерного баланса. Соответственно, соблюдение баланса при проведении слушаний будет давать преимущества при оценке заявок конкурсной комиссией.

Меры, принятые органом МСУ специально для обеспечения участия в слушаниях представителей обоих полов (не менее 30% представителей одного пола). Органы МСУ,    обеспечивая участие граждан   при решении вопросов местного значения, через законодательно закрепленные гарантии и формы прямого участия местного сообщества в местном самоуправлении, должны соблюдать гендерный баланс состава участников. Привлечение местного населения, т.е. организация и проведение общественных слушаний, с учетом гендерных аспектов, является одним из проявлений местного самоуправления, и от ее результатов зависит социально-экономическое развитие местного сообщества. Органам МСУ при подготовке и проведении общественных слушаний необходимо соблюдать следующие принципы:

  • подготовка гендерно-сбалансированного списка приглашаемых лиц;
  • выбор места и времени проведения слушаний с учетом занятости бытовыми вопросами в определенное время;
  • выступление на мероприятии как мужчин, так и женщин;
  • широкая информационная кампания и обеспечение доступа к информации как мужчин, так и женщин.

Качество гражданского бюджета по проекту бюджета (включая использование инновационных IT-технологий - веб-ориентированного приложения: Гражданский бюджет онлайн на сайте МФ КР). Участникам конкурса необходимо формировать ГБ местного сообщества по проекту бюджета. Гражданский бюджет по проектам местного бюджета можно формировать с использованием WEB-приложения, которое находится на сайте: http://gb.minfin.kg. ГБ будет оцениваться, исходя из того, насколько полноценно и верно представлена информация о доходной и расходной частях бюджета. Размещение Гражданского бюджета на официальном сайте органа МСУ является преимуществом.

В ГБ по проекту бюджета на 2022 год должна содержаться следующая основная информация:

  • Общая информация о городе/айылном аймаке на текущий год.
  • Количество населения города/айылного аймака на текущий год.
  • Основные приоритеты программы социально-экономического развития на будущий год.
  • Проекты доходов на будущий год (2022) и доходы, утвержденные на текущий год (2021) в виде инфографики.
  • Проекты доходов бюджета на будущий год по основным источникам поступлений, таким, как налоговые (местные и общегосударственные налоги), неналоговые поступления и трансферты в виде инфографики.
  • Проекты расходов на будущий год (2022) по функциям и экономическим статьям в виде инфографики.
  • Внебюджетные инвестиции на будущий год.

Качество и уровень детализации информационных материалов (презентаций, раздаточных материалов и др.). Уровень детального раскрытия информации о планируемых доходах и расходах в разрезе по статьям, особо важным для сообщества объектам и услугам. Наглядность и доступность информации о бюджете для понимания лицами без специальной подготовки. Чем доступнее и понятнее будет изложена в презентации муниципалитета информация о бюджете, тем меньше будет вопросов не по теме ОБС и возможных подозрений в адрес муниципалитета. Если увеличение (сокращение) какой-то статьи бюджета составляет более 10%, то в презентации должно даваться соответствующее объяснение.

Отражение в проекте бюджета приоритетов широких слоев населения. Органы местного самоуправления фактически являются поставщиками общественных услуг населению.  Бюджет не представляет собой план предоставления услуг. При планировании важно учитывать мнение и реальные потребности потребителей общественных услуг. Изучение приоритетов населения становится более актуальным при ограниченных возможностях, в первую очередь, финансовых. В этой связи ОМСУ рекомендуется изучать приоритеты населения, чтобы более эффективно распределять средства местного бюджета, особенно на крупные инвестиции (например, при принятии решения о том, что нужно сделать в будущем году – отремонтировать здание клуба или вложить средства в приобретение техники для уборки мусора. Какую улицу освещать в этом году, а какую - в следующем).  Приоритеты могут быть выявлены во время сходов, курултаев, встреч с депутатами, СИНС-мероприятий, анкетирования, анализа обращений и жалоб граждан и т.п.

Меры, принятые ОМСУ для учета потребностей женщин в бюджете. При формировании местного бюджета органы МСУ должны уделять внимание гендерному балансу. При оценке конкурсных заявок основное внимание будет уделено мероприятиям, проведенным органами МСУ по выявлению приоритетов женщин и ЛОВЗ. Важно, чтобы органы МСУ рассмотрели по мере возможности финансовые ресурсы в проекте бюджета для решения их приоритетов.

Отражение в проекте бюджета стратегических, программных и других документов. У каждого органа МСУ есть функции и полномочия, включая обязательства по реализации местных программ, направленных на развитие территорий с целью повышения качества предоставления услуг гражданам. Такими документами являются программы социально-экономического развития территорий, а также планы совместных действий или другие документы, описывающие планы работ органов МСУ по решению вопросов местного значения, вовлечению населения в местное самоуправление. Эти планы разрабатываются органами МСУ на основе потребностей местных сообществ. Уже во многих муниципалитетах КР для изучения потребностей органы МСУ проводят СИНСы, фокус-группы, сходы, анкетирование и т.п. для того, чтобы цели и задачи планов развития соответствовали реальным потребностям сообществ. Просим предоставить документы, подтверждающие изучение потребностей населения (копии списков участников сходов, СИНСов и др., протоколы или отчеты).

Степень влияния комментариев/предложений граждан на проект бюджета. Участники конкурса будут оцениваться по их возможности продемонстрировать изменения в проекте бюджета, которые были внесены на основе комментариев/предложений населения. Органы МСУ должны показать, как изменился проект бюджета в соответствии с комментариями/предложениями граждан, указав перераспределение, увеличение или уменьшение бюджетных средств. В случае, если бюджет был изменен согласно комментариям/предложениям населения, должна быть представлена копия пересмотренного бюджета с выделенными изменениями. Изменения могут не отражаться в выделении дополнительных средств на что-то. Это может быть детализация целевого использования (например, указания, какую улицу освещать в этом году, а какую - в следующем) или перераспределение за счет ожидаемой экономии. Также просим представить копию протокола слушаний, чтобы показать, сколько и какие комментарии/предложения граждан по изменениям проекта бюджета обсуждались, и какие были приняты. При этом указать сколько и какие предложения поступили от женщин и какие из них нашли отражение в бюджете.

Качество обратной связи органа МСУ с населением. Проект признает, что не все комментарии и предложения, сделанные на слушаниях, могут или должны быть внесены в бюджет. Однако население должно получить разъяснение, почему их комментарии не были учтены. Качество обратной связи будет оценено на основании того, сколько и как были даны объяснения гражданам о том, почему их комментарии были или не были внесены. Внимание будет уделено количеству и типу использованных механизмов. Более высокие баллы будут присвоены органам МСУ, использовавшим наибольшее количество механизмов.

Призы

Общий призовой фонд конкурса – около 3 200 000 сомов. Средства призового фонда предоставлены Проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее – Проект), финансируемым Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемым Институтом политики развития.

Победителям конкурса будут предоставляться призы в следующем порядке:

  • I место   – приз на сумму в размере не более 300000 сомов;
  • II место – приз на сумму в размере не более 250000 сомов;
  • III место – приз на сумму в размере не более 200000сомов.
  • Специальный приз за особый подход к гендерной чувствительности – в размере не более 270000 сомов;

А также поощрительные призы в размере не более 55000 сомов.

Призовые средства могут быть использованы для приобретения товаров и оборудования, предназначенного для повышения прозрачности и эффективности работы органа МСУ, в том числе для обеспечения участия граждан в принятии решений на местном уровне. Это оборудование может включать:

  • оборудование, принадлежности и т.п. для работы органов МСУ, вкл. компьютеры, принтеры, USB-модемы, цифровые фотокамеры, проекторы, экраны для проектора;
  • оборудование для улучшения информационного обмена с населением, вкл. усилители звука (колонки), микрофоны и сопутствующие товары, системы общественного оповещения;
  • мебель для оборудования муниципальных помещений для проведения общественных мероприятий (пример: стулья, информационные стенды, доски);
  • оборудование и принадлежности для муниципальных учреждений (школы, детские сады, музыкальные и спортивные школы);
  • оборудование для поставщиков муниципальных услуг, включая муниципальные предприятия: в сфере водоснабжения, сбора мусора, уличного освещения, озеленения;
  • оборудование и принадлежности для повышения участия женщин в процессе принятия решений на местном уровне;
  • оборудование и принадлежности для повышения участия уязвимых слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями по здоровью, в процессе принятия решений на местном уровне;
  • материалы, оборудование, средства для повышения защиты населения от СOVID-19.

Проект может рассматривать другие варианты использования призового фонда, кроме финансирования строительно-ремонтных проектов, оплаты труда или поездок.

Обязательное условие – предоставление отчета в течение одного (1) месяца после получения приза о проводимой работе с использованием полученных призов или о проведенных мероприятиях.

Проект оставляет за собой право не использовать весь призовой фонд конкурса.

Победителям конкурса будет предоставлено право вести переговоры с Проектом по использованию призового фонда с целью дальнейшего совершенствования механизмов вовлечения населения в решение вопросов местного значения и повышения уровня жизни населения муниципалитетов. Закупка производится Проектом в соответствии с правилами закупок организации – исполнителя Проекта. Приобретаемое имущество передается в пользование победителю.

Конкурсная комиссия

Победители будут определяться Конкурсной комиссией, которая состоит из представителей:

  • Министерства экономики и финансов КР - 1 человек;
  • Уполномоченного государственного органа по делам местного Самоуправления -1 человек;
  • Союз МСУ КР - 1 человек;
  • Института политики развития - 1 человек;
  • Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» - 1 человек.

Комиссия рассмотрит представленные материалы и определит победителей в течение месяца после окончательного срока подачи заявок. Решение комиссии подлежит одобрению со стороны финансирующей организации.

Сроки подачи проектной заявки

Заявки нужно представить в офис Института политики развития, реализующего Проект, в период с 15 августа по 1 сентября 2021 года специалисту Проекта Азамату Мамытову по адресу: г. Бишкек, ул. Шевченко, д. 114, III этаж.  Тел. (0312) 97-65-30 (31, 32), (770) 771114. Факс: 97-65-29 или по эл. почте AMamytov@dpi.kg

Подготовка к участию в конкурсе

В период с 15 по 30 апреля на основной информационной площадке Конкурса - Портале лучших практик МСУ (www.myktyaimak.gov.kg) буду проходить онлайн-семинары по вопросам организации и проведения общественных слушаний по проекту местного бюджета и заполнению заявки для участия в конкурсе.

Организатор семинаров – Союз МСУ при поддержке Проекта.

Расписание семинаров будет обнародовано заранее также на Портале лучших практик МСУ: http://myktyaimak.gov.kg/trainings

Следите  за новостями на Портале: www.myktyaimak.gov.kg

 

Похожие материалы: