Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Большая часть государственных социальных услуг в Болгарии делегируется муниципалитетам, которые лучше других знают о потребностях общества

2014-04-07 / Муниципальный социальный заказ
Большая часть государственных социальных услуг в Болгарии делегируется муниципалитетам, которые лучше других знают о потребностях общества

Подготовлено Ларисой ЛИ по материалам публикации «Анализ государственного социального заказа в Кыргызстане и рекомендации по его совершенствованию»

Из примеров зарубежного опыта по распространению государственного социального заказа примечателен и особенно полезен для Кыргызстана опыт Болгарии. Эта страна еще совсем недавно была членом соцлагеря, и ее история реформирования системы социальных услуг насчитывает чуть более десятка лет. Тем не менее, там сумели за столь короткий срок выстроить свою модель социальной защиты уязвимых групп населения, вобравшую богатую практику европейских государств.
 
Болгария состоит из 28 областей, разделенных в свою очередь на 264 муниципалитета, обладающих всеми правами для решения вопросов местного значения. Коллегиальный орган – муниципальный совет – выполняет роль менеджера.Как и во многих других странах, органы МСУ Болгарии в тесном взаимодействии с государством в лице Агентства социальной помощи (аналог нашему Министерству социального развития) определяют потребности в услугах, так как на местах лучше знают проблемы и нужды общины. Именно МСУ выступают заказчиками,а 28 областных представительств Агентства на местах подтверждают необходимость в услугах, а также объем потребностей в них. Работа по формированию государственного социального заказа (ГСЗ) носит долгосрочный характер. Каждый муниципалитет совместно с местным агентством по социальной помощи разрабатывает пятилетнюю стратегию развития социальных услуг (СРСУ), в которую вносят все потребности, описания услуг, предоставляемых целевым группам на территории муниципалитета, а также тех услуг, которые требуют развития. Совокупность этих пятилетних планов становится информационной базой для формирования областных стратегий. Благодаря такому взаимодействию местных властей с госструктурами, правительство видит четкую картину потребностей в той или иной услуге, а значит, может определить размеры необходимого финансирования. Стоит заметить, что структура стратегий едина для всех территорий и содержит анализ социально-экономического состояния региона (население, занятость, безработица, доходы населения), инвентаризацию действующих социальных услуг, охват ими групп, необходимые ресурсы – человеческие, материальные, финансовые, а также общие выводы о состоянии социальных услуг и доступа к ним в регионе.
 
Документ содержит цели и задачи, учитывает тенденции в международной, национальной и местной политике в области предоставления социальных услуг, дает оценку потребностей населения в социальных услугах (в разрезе уязвимых групп, групп риска и обездоленных сообществ). Это лица со множественными нарушениями или с психическими заболеваниями, пожилые люди с ограниченными возможностями, проживающие в учреждениях, или одинокие старики, требующие ухода и заботы. Это могут быть также безработные, этнические обездоленные общины, несовершеннолетние, молодые родители и т.д. Стратегия дает анализ причин ограничений доступа к услугам и план действий для предоставления помощи нуждающимся, размер требуемых ресурсов – человеческих и материальных, а также необходимый объем финансирования для целого региона. И что важно, в ней прописана ответственность и роль в реализации стратегии всех заинтересованных сторон, коими являются и структуры агентства по социальной помощи, и муниципалитеты, и некоммерческие организации (НКО), и местные предприятия и организации. Стоит обратить внимание и на то, что СРСУ содержит механизмы межсекторного взаимодействия – партнерства и взаимодействия государства, частного сектора и гражданского общества. Для Кыргызской Республики этот опыт был бы нелишним, так как мы находимся только в начале пути.В Болгарии государственные и муниципальные органы предоставляют населению 933 услуги, из них 178 возложено на НКО через механизм ГСЗ. Например, «Постановление о критериях и стандартах предоставления социальных услуг детям» регулирует критерии и стандарты услуг для этой категории, а также контроль за их соблюдением. Требования обязательны для исполнения государственными и муниципальными службами, а также всеми лицами и организациями, зарегистрированными в государственном реестре предоставления социальных услуг детям. Необходимость в разработке критериев и стандартов вызвана потребностью в безопасной и надежной среде для воспитания детей и защиты их прав и интересов, повышения качества и доступности со- циальных услуг для детей.
 
Согласно стандартам, поставщики должны вести учет получателей услуг в соответствии с требованиями Закона «О защите персональных данных», информировать родителей ребенка (опекуна или попечителя) о предоставляемых услугах, совместно с родителями ребенка разработать план предоставления услуг на основе заранее проведенной оценки потребностей ребенка, а также порядок подачи и рассмотрения жалоб от детей, их родителей или опекунов и попечителей, обеспечить условия для развития ребенка. Что касается стандартов предоставления социальных услуг в сообществах, то их 14, каждый из которых содержит от двух до девяти критериев качества. На каждого ребенка ведется досье, куда вносят все инциденты и причины, вызвавшие их. Какая помощь была оказана, каковы результаты и т.д. Если ЧП произошло по вине сотрудников, то обязательно указаны административные меры в отношении нарушителей. Примечательно то, что по каждой социальной услуге разработан и финансовый стандарт – сто- имость предоставления конкретной услуги для одного человека в течение одного года. Следуя ему, государство определяет, сколько денег нужно выделить тому или иному муниципалитету.Финансирование идет по двум направлениям.Львиная доля субсидий – около 90% – это средства государственного бюджета. Примерно 70% государственных социальных услуг в Болгарии делегируется муниципалитетам. Стоимость услуги рассчитывается на основе стандартов, которые включают в себя заработную плату, налоги на заработную плату персонала и сумму, направляемую на обслуживание. Этим занимаются профильные министерства, а перечень – это уже задача муниципалитетов. Деньги, направляемые в МСУ, можно увидеть в бюджете. Второй канал финансирования – бюджетные гранты. Они предназначены для оказания услуг, когда местные власти не знают, как решить проблему и сколько на это понадобится средств. В таком случае для достижения поставленной цели приглашаются неправительственные организации, выбор которых осуществляет министерство через конкурсы, цель которых выбрать самые передовые, инновационные услуги для их распространения и практического применения.
 
Отличие второго способа финансирования в том, что социальные пособия получают бенефициарии, а деньги на социальные услуги – муниципалитеты из национального бюджета. Те, в свою очередь, добавив к ним свои средства, направляют их поставщикам. Два источника финансирования позволяют органам МСУ варьировать потоками, постоянно поддерживать управленческий тонус. Ответственный этап – организация конкурса и выбор поставщика услуг. В этой процедуре нет ничего новаторского. Главное, чтобы все моменты – от объявления о проведении конкурса до заключения контракта с победителями – были четко прописаны и понятны участникам, все процедуры были открыты и прозрачны. В состав комиссии входят 6 человек, как ни странно, среди них ни одного представителя про-фильных НКО, способных оценить качество представленных на конкурс проектов. Их имена держатся в секрете и раскрываются буквально накануне проведения конкурса.
 
Чтобы участвовать в тендере, частные поставщики должны быть зарегистрированы в специальном реестре и ежегодно отчитываться о своей деятельности. В Болгарии поставщиками услуг могут быть не только НКО и коммерческие компании, но и физические лица. Услуги, предоставляемые детям, осуществляются по лицензии, и государство отвечает за работу частных поставщиков, финансирует их работу, и в то же время оно ведет контроль за деятельностью и расходованием бюджетных средств. При выборе поставщика услуг комиссия большое внимание обращает на матрицу оценки содержания заявки, основные критерии оценки кандидатов и их предложений. Это и соответствие требованиям, озвученным в объявлении, и опыт в предоставлении социальных услуг, и хорошая репутация, и профессиональная квалификация персонала, и финансовое обеспечение и т.д. Максимальная оценка, которую можно получить, – 100 баллов. Такая матрица обязательна для всех, однако иногда главы МСУ вносят пункт о локализации поставщика услуг, отдавая предпочтение своим НКО, работающим на их территории. В случае, если услуга на территории муниципалитета не предоставляется государственными поставщиками, то муниципалитет объявляет конкурс на оказание конкретной услуги с заранее известной стоимостью. Размещение заказа происходит либо после проведения конкурса между поставщиками или после достижения договоренности, если только один претендент.
 
Необходимо обратить внимание, что планирование предоставления социальных услуг базируется не на прогнозных показателях Министерства социальной защиты, а на реальных показателях потребностей, определенных на уровне муниципалитетов. А финансирование региона основывается на стоимости государственных социальных услуг, планируемых к оказанию в данном регионе.Несколько слов о мониторинге. Заказчики обращают внимание как на расходование денег, так и на качество предоставляемых услуг. У нас зачастую спрашивают, на что были потрачены средства, а вот качество отходит на второй план. В Болгарии,если финансирование идет только из местного бюджета, то Агентство социальной помощи контролирует только качество предоставления услуг.Если – из национального бюджета, то контроль со стороны агентства идет как за качеством, так и за деньгами.
 
За расходованием муниципалитетом денег из госбюджета следят Министерство финансов и Счетная палата. Под более пристальным контролем находятся поставщики. За тем, как они тратят государственные средства, следят органы МСУ, Агентство по социальной помощи, налоговики, инспекция по труду и другие структуры. За качество предоставленных услуг на соответствие стандартам и критериям некоммерческие организации-поставщики, например, держат ответ перед муниципалитетом, Агентством по социальной помощи, а также перед Госагентством защиты детей и получателями услуг.В случае, если есть нарекания с их стороны, которые поставщик берется быстро устранить, он может продолжить оказание услуг. Если же недостатки устранить поздно или организация отказывается это сделать, контракт расторгается. При этом, если услуга оказывалась детям, то поставщик может быть вообще лишен лицензии.Как правило, контракты заключаются с поставщиками на несколько лет, например, на целое пятилетие, т.к. государство заинтересовано в долгосрочных вложениях. Это выгодно и организациям,которые могут планировать свою деятельность,думать о перспективах и улучшении качества услуг. Даже если НКО надо потратить деньги из текущего бюджета до конца года, она знает, что получит следующий платеж уже в январе следующего года. Данный опыт очень ценен для Кыргызской Республики, ибо он показывает, что в Болгарии все структуры правительства, особенно Минфин и Минсоцзащиты, работают в этом направлении в тесном взаимодействии с муниципалитетами, хорошо осознавая нужды и потребности общества в социальной защите. М