2014-04-04 / ПИЛОТ: муниципальный социальный заказ
Сабина ГРАДВАЛЬ,
Институт политики развития
В течение 2013 года Институт политики развития работал с 12 муниципалитетами Кыргызской Республики по внедрению нового механизма решения социальных проблем сообществ – муниципального социального заказа. Муниципальный социальный заказ позволяет органам МСУ финансировать решение социальных проблем из местного бюджета, но работы по их решению выполнять силами организаций гражданского общества. Важно, что эти социальные проблемы формулирует не орган управления (как это происходит, например, в отношении государственного социального заказа, формулируемого Министерством социального развития), а сами социальные группы, нуждающиеся в поддержке. Первым этапом проекта стало выявление приоритетных социальных проблем местных сообществ, которые органы МСУ могут решить с помощью социального заказа. Работы велись в рамках Проекта «Партнерство НПО и МСУ в решении приоритетных вопросов местных сообществ на основе муниципального социального заказа», профинансированного правительством Германии через Проект «Фонд поддержки гражданского общества» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).
Введение в муниципальный социальный заказ
Введение в муниципальный заказ началось для 12 пилотных муниципалитетов с ориентационных встреч с органами местного самоуправления, сообществами и организациями гражданского общества. Не менее 300 человек приняли участие в этих встречах, которые показали, что потребность в решении социальных проблем в муниципалитетах очень высока. При этом в ряде муниципалитетов есть достаточное число неправительственных организаций, обладающих удовлетворительным потенциалом для решения таких проблем. Во время первых встреч некоторые органы МСУ (особенно в городах) продемонстрировали понимание сути Проекта и готовность сотрудничества с гражданским обществом в решении социальных проблем. В то же время есть муниципалитеты, в которых органы МСУ не проявили достаточного интереса к возможному участию граждан в принятии решений, к налаживанию диалога с гражданским обществом в качестве партнеров в решении социальных вопросов.
После ознакомления с основами социального заказа сотрудники и руководители органов МСУ прошли обучение, как проводить комплекс мероприятий по совместному изучению нужд села (СИНС). Во время тренинга и первых шагов совместного изучения нужд жителей сел и малых городов были выявлены не только приоритеты в социальной сфере. Также стали явными многие «проблемные зоны» в отношениях между местным сообществом и органами МСУ, внутри гражданского общества, между исполнительными и представительными органами МСУ, другими структурами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги населению. Но, несмотря на отдельные проявления взаимного недовольства, на обсуждение вопросов с высоким конфликтным потенциалом, участники проектных мероприятий при-ходили к консенсусу. Начатый диалог доказал, в первую очередь, его участникам, что обе стороны, а это местное сообщество – потребители публичных услуг, и представители органов МСУ – поставщики, готовы к переменам, способны вносить свой вклад в изменение ситуации на местах к лучшему.
Юристы о нормативных препятствиях развитию муниципального социального заказа
Текущая нормативная правовая база позволяет муниципалитетам применять механизм муниципального заказа на основе Конституции, трех законов1, четырех постановлений правительства и трех приказов Министерства социального развития. В то же время практика муниципального социального заказа до настоящего времени отсутствовала, и в ходе анализа законодательства и подзаконных актов были выявлены следующие основные проблемы.
Закон КР «О государственном социальном заказе» регулирует общие принципы, правовые и организационные основы формирования, размещения и исполнения государственных социальных заказов в целях реализации социальных программ, то есть носит общий характер и не всегда его нормы однозначны в регулировании вопросов государственного социального заказа. В частности,статьей 5 указанного Закона предусмотрены сферы реализации ГСЗ, которые сформулированы достаточно широко. Исходя из данной нормы закона, сложно определить, относится тот или иной проект в социальной сфере к ГСЗ либо нет.
Акты уполномоченного государственного органа в сфере социальной защиты населения, которые были приняты в целях развития норм данного Закона, в основном, касаются деятельности государственных (республиканских) органов. В частности, образец договора на выполнение ГСЗ, утвержденный приказом Министерства КР по социальной защите населения от 30 июня 2011 года №127, касается только государственных органов. Как правило, на практике реализаци-ей ГСЗ занимается только Министерство социального развития.Каких-либо нормативных правовых актов органов местного самоуправления по государственному социальному заказу не имеется.
Законодательство не содержит четких норм, позволяющих разграничить предмет действия законов КР «О государственном социальном заказе» и «О государственных закупках».В законодательстве существуют понятия «государственный социальный заказ» (ст.1 Закона КР «О государственном социальном заказе») и «муниципальный заказ», которые по своей сути и назначению частично совпадают, но также имеют определенные отличия. Эти два понятия не гармонизированы между собой.
В законодательстве о ГСЗ нет эффективного механизма выявления приоритетных социальных услуг, необходимых населению, для финансирования через механизм ГСЗ, который позволил бы учитывать мнение и нужды населения/группы людей.Механизм отбора членов конкурсной комиссии является несовершенным. Согласно Закону КР «О государственном социальном заказе», отбор членов конкурсной комиссии осуществляет заказчик (статья 10). Процедура формирования состава конкурсной комиссии остается непрозрачной, нет четких критериев отбора.
Обременительным и дорогостоящим также является процесс предоставления учредительных документов участников на двух языках или в двух экземплярах. Все это делает процесс подачи документов для участия в конкурсе дорогим и обременительным для участников конкурса (НКО/НПО).
Закон не содержит норм, устанавливающих порядок работы конкурсной комиссии, процедуру голосования, критерии отбора победителей конкурса и т.д. Отсутствуют нормативные правовые акты, предусматривающие порядок проведения мониторинга качества оказания на местном уровне услуг, предоставляемых на основе ГСЗ, финансируемого из средств местного бюджета.
Имеются также другие пробелы и недостатки в законодательстве, которые затрудняют использование ГСЗ для оказания социальных услуг на местном уровне.
Приоритетные темы для муниципального социального заказа есть!
В рамках сотрудничества с Проектом каждый муниципалитет еще раз подтвердил мнение многих экспертов в сфере МСУ, что каждый муниципалитет в Кыргызстане уникален. Уровень активности, знаний, потенциала, проявления политической воли со стороны органов МСУ (исполнителей и кенешей) разный. По-разному себя проявляет и местное сообщество в целом, включая организации гражданского общества. Но проблемы, с которыми сталкиваются органы МСУ и местное сообщество, чаще схожи.
К концу 2013 года в 12 пилотных муниципалитетах органы МСУ самостоятельно провели СИНС- сессии, совместно с активистами определили и приоритезировали местные проблемы социального характера, сформировали фокус-группы по выявлению причинно-следственной связи выявленных приоритетов и собрали воедино пожелания всех вовлеченных в процесс представителей местных сообществ, как должны решаться проблемы в социальной сфере. В городах и аймаках были созданы «тематические» рабочие группы из числа активных участников СИНС-мероприятий, которые стали активными участниками процесса на следующих этапах Проекта, включая организацию и проведение летом 2014 года конкурса по выбору партнерских НПО, тех НПО, которые предложат максимально подходящую местным жителям программу по решению самой острой на данный момент социальной проблемы. Несмотря на специфику каждого из 12 пилотных муниципалитетов, в среднем определены общие «фавориты» – проблемы социального характера.
Из графика видно, что самыми востребованными социальными вопросами оказались спорт, дошкольное воспитание, создание дополнительных возможностей для развития взрослых и молодежи через создание информационных и учебных центров.Итак, все 12 муниципалитетов определились с основным перечнем наиболее остро стоящих проблем в социальной сфере (в понимании самих сообществ и органов МСУ), выслушали и обобщили мнение целевых групп о детальных потребностях по решению конкретных проблем. Везде сформированы рабочие группы, которые будут участвовать в разработке технических заданий, организации, проведении конкурсов для выбора исполнителей проектов и в дальнейшем мониторинге исполнения проекта.
Существенным стимулом (мотивом) для объединения и конструктивных обсуждений является участие в «Проекте GIZ/Fonds по МСЗ», которое может принести дополнительные ресурсы (финансы) местному сообществу для решения приоритетных вопросов. Финансирование и реализация муниципальных социальных проектов в 12-ти пилотных МСУ начнется, предположительно, в конце 2014 года. М