2014-04-04 / ПИЛОТ: муниципальный социальный заказ
Сабина ГРАДВАЛЬ,
Институт политики развития
Весной 2014 года работникам органов местного самоуправления и активистам, принимавшим ранее участие в выявлении приоритетов местного сообщества в социальной сфере, были представлены процедуры организации процесса социального заказа, основанные на требованиях действующего законодательства Кыргызской Республики. Это происходило во время рабочих планировочных сессий по внедрению социального заказа в 12 пилотных муниципалитетах Проекта «Партнерство НПО и МСУ в решении приоритетных вопросов местных сообществ на основе муниципального социального заказа», профинансированного правительством Германии через Проект «Фонд поддержки гражданского общества» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).
В работе сессий приняли участие 211 представителей исполнительных и представительных органов МСУ, инициативных групп (ИГ) и неправительственных некоммерческих организаций (НПО), включая 100 женщин. Познакомившись с процедурами реализации социального заказа на муниципальном уровне, пилотные муниципалитеты приступили к обсуждению конкретных параметров будущих заказов, которые должны быть включены в технические задания для НПО-исполнителей. Эти параметры должны описать основные ожидания муниципалитетов от социального заказа и ответить на вопросы: что представляет собой целевая аудитория, чьи проблемы будут решаться силами НПО и какова ее численность; где живут указанные граждане; какие их потребности будут удовлетворены. На самый важный вопрос о том, как именно будут решаться эти проблемы, предстоит ответить неправительственным организациям – участникам будущих конкурсов.
Во всех пилотных муниципалитетах населением был назван большой ряд проблем, из которых выявлено 5 самых важных. Однако и для решения выбранных пяти приоритетных проблем средств местного бюджета и «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ» будет недостаточно, поэтому было принято решение сократить список приоритетов до трех от каждого сообщества. Но как выбрать три главных из пяти важных? Здесь органы местного самоуправления сталкиваются с риском ошибиться, не оправдать ожидания населения. Они могут поддаться соблазну выбрать те проблемы, решение которых кажется наиважнейшим для них самих, а у населения может оказаться другая точка зрения. Поэтому на данном этапе для гарантии подотчетности необходимо участие граждан в окончательном отборе трех приоритетов. Обеспечить это участие в условиях сельского муниципалитета лучше всего через сход граждан. Поэтому задачей второй планировочной встречи стала подготовка к сходам.
Также во время встреч особое внимание было уделено определению социального заказа законодательством Кыргызской Республики, отличию этого механизма от закупок товаров и услуг. Основное отличие заключается в том, что механизм закупок применяется тогда, когда муниципалитет точно знает проблему и что нужно купить или сделать, чтобы ее решить. Например, органы МСУ точно знают, что для решения вопроса о питании школьников нужно это самое питание закупить. В этом случае применение соцзаказа невозможно, и муниципалитет применяет процедуры закупок. Но есть ряд проблем, решение которых для органов МСУ и сообщества неизвестно, здесь нужны новые творческие подходы, поиск нестандартных решений. И в таких случаях муниципалитет ищет лучшее решение через конкурс среди НПО – что и является по сути одной из форм социального заказа. Поэтому в техническом задании для социального заказа не может быть указаний на конкретные виды работ, услуг или товаров.
Данное условие осложнило работу сотрудников органов МСУ. В соответствии со стереотипом, согласно которому власти, якобы, лучше людей знают, что нужно сообществу, представители айыл ок-моту и мэрий пытались включать в технические задания конкретные виды работы – например, устроить аттракционы в парке или купить книги в библиотеку. Консультантам «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ» пришлось потратить немало времени и сил, чтобы разъяснить муниципалитетам различия между закупками и социальным заказом. Акцент на товары и услуги, которые могут предоставить организации гражданского общества, вновь и вновь вводил в замешательство участников «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ»: пытались включить тренинги по определенным темам, введение дополнительных курсов в дошкольное образование. Инвестиции в объекты, ремонт, строительство инфраструктуры остаются в центре внимания муниципалитетов (как сообществ, так и органов управления). Такая постановка вопроса является традиционной во взаимоотношениях грантополучателей (бенефициаров) и донорских организаций (проектов) на территории Кыргызской Республики. При этом традиция заложена обеими сторонами, она очень мешает неправительственным организациям раскрыть свой творческий созидательный потенциал, а органам МСУ найти новые способы решения старых проблем.
Тем не менее, потратив немало времени на горячие споры, муниципалитеты сформулировали по пять приоритетных вопросов, которые далее были вынесены на общественное обсуждение, чтобы выбрать из них три самых важных. Несмотря на все усилия и консультации, юристам Института политики развития пришлось немало поработать с каждым из 60-ти технических заданий, чтобы превратить их из закупок в социальный заказ. В результате с 27 марта по 7 апреля 2014 года сходы по выбору трех первых приоритетов прошли во всех 12 пилотных муниципалитетах «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ»; в них приняли участие 1228 человек, включая 426 женщин .
Во время сходов жители узнали о результатах СИНС, услышали описание пяти самых приоритетных вопросов социального характера, выявленных по результатам СИНС. Затем путем открытого голосования выбрали три наиболее приоритетных технических задания, одно из которых после согласования с донором (Проектом «Фонд поддержки гражданского общества» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ)) на предмет соответствия критериям Проекта, впоследствии будет выставлено органами МСУ на конкурс для НПО.В тематические лидеры будущих социальных заказов, которые планируется реализовать в 12 пилотных муниципалитетах, вышли следующие вопросы: дошкольное обучение, реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями и развитие спорта и физической культуры.
Органы МСУ всех 12-ти пилотов подошли к ответственному этапу – организации и проведению конкурсов. Здесь муниципальным служащим понадобятся, полученные уже в рамках Проекта,знания об основах ГСЗ, порядке реализации заказа. Для стороны потенциальных участников конкурса Проектом будут организованы и проведены тренинги по разработке проектов, основам требований законодательства КР к участию в конкурсе социальных программ. Также для представителей органов МСУ и проявивших гражданскую активность членов «тематических групп» будет организовано обучение основам мониторинга и оценки как услуги в целом, так и самих проектов. Какие это будут проекты, читатели журнала «Муниципалитет» узнают из следующего специального выпуска журнала. М