2014-04-07 / ПИЛОТ: муниципальный социальный заказ
Надежда Добрецова ,
Айнура Джунушалиева ,
Институт политики развития
В реализации муниципального социального заказа ключевую роль играют неправительственные организации (НПО)1. Именно они становятся исполнителями заказа, предлагая органам управления решения актуальных социальных проблем и выигрывая гранты на конкурсной основе для их решения. Чтобы механизм муниципального социального заказа реализовался в сообществе, необходимо, чтобы органы МСУ были готовы доверить НПО реализацию социального проекта: доверить выбор путей решения проблемы и деньги местного бюджета на выполнение проекта. С другой стороны, в сообществе должно работать достаточное количество НПО, чтобы обеспечить качественные проектные предложения и конкуренцию при проведении конкурса. И сами НПО должны быть заинтересованы в решении вопросов местного значения в их социальном контексте. Иными словами, должен существовать определенный уровень доверия и сотрудничества между органами местного самоуправления и неправительственными организациями. Чтобы оценить этот уровень, а также понять, насколько он изменится под влиянием «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ», пилотные муниципалитеты провели опрос среди инициативных групп граждан, результаты которого представлены ниже. Это пока только первый шаг, после того, как в пилотных МСУ будут реализованы проекты в рамках муниципального социального заказа, состоится второй раунд опроса, что позволит увидеть изменения.
В марте 2014 года в 11 пилотных муниципалитетах было опрошено 196 человек – представителей органов МСУ, неправительственных организаций, студентов и учащихся, представителей бизнеса, домохозяев. Анализ опроса позволил сделать ряд выводов, которые представлены ниже, а далее дается подробная информация, на основании которой были сделаны эти выводы.
-
Интерес граждан к вопросам местного значения высок.
-
В целом доверие населения к местному самоуправлению высоко, за исключением «бюджетников» и представителей НПО.
-
НПО считают, что органы МСУ недостаточно прислушиваются к гражданскому обществу в решении вопросов местного значения, а их цели и ценности не всегда совпадают с потребностями местного сообщества.
-
Органы МСУ охотно поддерживают поиск ресурсов, осуществляемый НПО, но когда проект начинается, руководители МСУ не горят желанием в нем реально участвовать.
-
Большая часть граждан считает, что социальные услуги оказываются органами МСУ.Однако треть опрошенных уверена, что НПО поддерживают социально уязвимые группы, решают демографические и гендерные проблемы. Прямой зависимости уровня удовлетворенности услугой от ее провайдера пока не выявлено.
-
Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами муниципального социального заказа, органам МСУ необходимо как следует изучить данный механизм, а НПО доказать, что они способны оказывать услуги в качестве и количестве, удовлетворяющем потребности населения.
Интерес граждан к вопросам местного значения высок
Поскольку НПО – это суть общественные организации, важно понять, насколько общество интересуется вопросами значения и работой органов МСУ. Опрос выяснил, что подавляющее большинство граждан – в целом 93 процента – проявляет высокий уровень интереса к МСУ. Наименьший интерес – только 80 процентов – проявляет бизнес. Это ожидаемый результат, предпринимателю некогда заниматься общественными вопросами. А вот то, что такой же относительно низкий уровень интереса к вопросам местного значения проявляют НПО, стало неожиданностью . Очевидно, что НПО либо не понимают, что многие сферы их деятельности являются одновременно вопросами местного значения, что говорит об их некомпетентности в вопросах управления, либо они заняты чем-то, что не имеет отношения к жизни сообщества. Представить такое трудно. Скорее всего, мы имеем дело с недопониманием системы управления и распределения ответственности между органами управления. Например, НПО, занимающаяся лицами с ограниченными возможностями, может не осознавать, что условия проживания данной целевой группы во многом зависят от работы органов МСУ и являются вопросом местного значения. Обращает на себя внимание, что самый низкий уровень интереса к делам местного значения демонстрирует молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Если во всех остальных возрастных группах число респондентов, интересующихся делами местного значения, превысило 90 процентов, то среди молодежи этот показатель составил только 83 процента.
В целом органы местного самоуправления пользуются самым высоким доверием граждан. Индекс личного доверия граждан к государству, ежегодно рассчитываемый Национальным статистическим комитетом1, из года в год доказывает, что местному самоуправлению граждане доверяют больше, нежели почти всем остальным частям системы управления в стране . Так, по результатам 2013 года органы местного самоуправления заняли в рейтинге личного доверия граждан вторую строку, уступив лишь Министерству образования и науки КР. Для сравнения – большинство контрольных и силовых органов получили места в рейтинге с отрицательным значением. Результаты опроса в рамках «Проекта GIZ/ Fonds по МСЗ» подтверждают данные Национального статистического комитета: уровень доверия граждан к органам местного самоуправления очень высокий, в среднем по 11 пилотным муниципалитетам2 составляет 93 процента. Учитывая высокий общий уровень доверия, интересно понаблюдать, какие социальные группы доверяют органам МСУ меньше, чем другие. Из Диаграммы 3 видно, что студенты и учащиеся, в силу своей молодости, доверяют МСУ полностью, на 100 процентов. А самыми критичными оказались «бюджетники» – учителя,врачи, служащие, среди которых почти половина – 46 процентов – доверяют МСУ мало или не доверяют полностью. Также почти половина представителей НПО мало доверяет МСУ или не доверяет вовсе.
НПО считают, что органы МСУ недостаточно прислушиваются к гражданскому обществу в решении вопросов местного значения, а их цели и ценности не всегда совпадают с потребностями местного сообщества.
Чтобы понять, насколько органы МСУ и организации гражданского общества прислушиваются друг к другу в решении проблем общественного значения , целесообразно рассмотреть разницу в восприятии друг друга между НПО и МСУ . А разница есть: представители айыл окмоту и депутаты местного кенеша более оптимистично оценивают уровень общения с НПО – 66, и 58 процентов из них соответственно считают, что полностью прислушиваются к НПО в решении вопросов местного значения. Но только 27 процентов представителей НПО согласны с оценкой ситуации со стороны органов МСУ. Иными словами, вдвое большее число представителей МСУ по сравнению с коллегами из гражданского сектора считает, что НПО и МСУ полностью прислушиваются друг к другу. Это различие в восприятии сотрудничества говорит о неполном соответствии органов МСУ ожиданиям со стороны организаций гражданского общества. В этом плане «Проект GIZ/Fonds по МСЗ» имеет шанс повлиять на ситуацию через внедрение механизма социального заказа.
Нельзя не заметить, что различия в отношении к ситуации со стороны МСУ и НПО сохраняются в оценке сторонами того, насколько цели и ценности органов МСУ совпадают с потребностями местного сообщества . Только третья часть опрошенных представителей НПО согласна с тем, что МСУ ориентируется на потребности сообщества. Это может подтверждать слабую подотчетность органов МСУ населению, но также может свидетельствовать о том, что НПО слабо знают работу МСУ. В целом же больше половины граждан чувствуют, что местное самоуправление работает полностью в их интересах, около трети уверены, что совпадение частичное.
Органы МСУ охотно поддерживают поиск ресурсов, осуществляемый НПО, но когда проект начинается, руководители не горят желанием в нем реально участвовать.
Участникам опроса было предложено по десятибалльной шкале оценить уровень сотрудничества органов МСУ с организациями гражданского общества – НПО. При этом респондентам были предложены различные формы этого сотрудничества. Наиболее высоко – в 7,6 балла – было оценено стремление органов МСУ поддерживать поиск ресурсов для реализации инициатив НПО. В этом нет ничего удивительного, айыл окмоту действительно охотно подписывают письма поддержки проектов НПО. На втором месте – 7,5 балла – оказалась привычка органов МСУ отчитываться о своей деятельности. Получается, что более или менее высоко представители НПО оценивают действия органов МСУ, направленные на сотрудничество с гражданским обществом, которые не требуют каких-либо усилий или введения новшеств. Существенно ниже были оценены усилия органов МСУ в установлении непосредственного общения с НПО (редко приглашают НПО для консультаций при принятии решений, мало поддерживают реализацию инициатив). При сравнении ответов выясняется, в частности, такой факт:органы МСУ охотно поддерживают поиск ресурсов, но когда проект начинается, они не горят желанием в нем реально участвовать. В целом же все группы участников опроса присудили сотрудничеству МСУ и НПО 6,4 балла из десяти возможных. Это не слишком высокий уровень сотрудничества, и будет очень важно увидеть рост уровня этого сотрудничества по результатам «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ».
Большая часть граждан считает, что социальные услуги оказываются органами МСУ. Однако треть опрошенных уверена, что НПО поддерживают социально уязвимые группы, решают демографические и гендерные проблемы. Прямой зависимости уровня удовлетворенности услугой от ее провайдера пока не выявлено.
Заключительный блок исследования был посвящен услугам. Особенно важно понять, в сфере предоставления каких услуг будет наиболее полезен механизм муниципального социального заказа. Для пояснения ситуации участникам опроса было предложено определить, какими услугами они удовлетворены, а какими нет, а также решить, кто оказывает эти услуги. При этом самая интересная часть – это выявление зависимости степени удовлетворенности услугами от того, кто именно их предоставляет.
В целом выяснилось, что социальные и муни-ципальные услуги, по мнению граждан, оказывают органы МСУ, – так считают 55 процентов опрошенных . Однако в зависимости от вида услуг, картина меняется существенно. Например, около трети опрошенных считают, что целый ряд услуг предоставляется неправительственными организациями: поддержка социально уязвимых групп, решение проблем демографии, поддержка молодежи и детей, решение гендерных проблем.
При этом анализ связи между уровнем удовлетворенности и тем, кто оказывает услуги, не выявил прямых зависимостей. Хотя при желании можно увидеть некоторую закономерность. Диаграмма 10 показывает, что в некоторых случаях удовлетворенность выше именно теми услугами, которые оказывают органы МСУ (кроме охраны окружающей среды).
Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами муниципального социального заказа, органам МСУ необходимо как следует изучить данный механизм, а НПО доказать, что они способны оказывать услуги в качестве и количестве, удовлетворяющем потребности населения.
Важный результат «Проекта GIZ/Fonds по МСЗ» будет заключаться в том, что часть социальных услуг, в сфере предоставления которых органы МСУ не знают готовых рецептов, будет передана неправительственным организациям. Поэтому исследователям было важно узнать мнение граждан о том, готовы ли они доверить НПО решение этих задач. Обнаружилось, что сами НПО готовы взяться за работу уже сейчас, – так считают более 90 процентов опрошенных представителей НПО. Также готовы к сотрудничеству депутаты местных кенешей и предприниматели. А вот доля оптимистов среди домохозяев и работников органов МСУ вдвое меньше.
Самим работникам и руководителям органов МСУ необходимо как следует изучить механизм и преимущества социального заказа, а неправительственным организациям доказать, что они обладают необходимыми возможностями и большим желанием заняться социальными услугами, входящими в перечень закона о социальном заказе, и предоставить в качестве и количестве, удовлетворяющем потребности населения. М