Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Чикаго: альдерманы, пицца и местный бюджет

2014-03-19 / Участие граждан
Чикаго: альдерманы, пицца и местный бюджет

Ажар ЧЕКИРОВА, докторант кафедры политологии университета Иллинойс в Чикаго

 
Демократия прямого участия – идея не новая. Племенные нации до развития цивилизации и древние города-государства Греции в VII-VIII вв. до нашей эры были первыми примерами прямой демократии, где каждый правомочный гражданин принимал участие в процессе принятия государственных решений. Но с ростом населения и объединением деревень и городов в страны и империи продолжение прямой демократии стало невозможным. Тем не менее к концу XX века политики и профессора социальных наук возобновили интерес к практике прямой демократии. Волна децентрализации в Азии и особенно в Латинской Америке передала право на самоуправление и обязанности по социальному обеспечению в руки местного городского правительства и тем самым открыла возможности к экспериментам с прямой демократией. Одним из таких проектов является Бюджет участия (Participatory Budgeting), который был впервые успешно осуществлен в городе Порту-Алегри в Бразилии. С тех пор подобные программы были проведены во многих городах мира, в развитых странах Европы и Северной Америки и в развивающихся странах Африки, Латинской Америки и Азии, включая Кыргызстан. В этой статье я буду рассматривать процесс разработки бюджета участия, обеспечение прозрачности, формы участия граждан, а так же проблемы этого процесса в 49-ом районе города Чикаго, США. Чикаго является третьим по численности населения крупнейшим городом в США. Будучи всемирно знаменитым городом, благодаря восхитительным театральным спектаклям, пицце по-чикагски,бейсбольными стадионам и ветреной погоде, Чикаго также известен как один из самых коррумпированных городов США. Политическая машина Демократической партии – система, в которой назначение на должность и другие политические услуги были оказаны в обмен на поддержку во время голосования – работала на протяжении десятилетий, с 1930-х до 1980-х годов, дольше, чем любая другая политическая машина в США, хотя многие жители Чикаго до сих пор не уверены в том, что Чикагской политической машине когда-либо придет конец. Правительство города разделено на две ветви власти: исполнительная во главе с мэром и законодательная представлена городским советом, который состоит из пятидесяти альдерманов.
 
Альдерман представляет один из пятидесяти районов Чикаго. Ежегодно каждый из них получает в свое распоряжение $1,32 (1320000) миллиона так называемых menu money на выполнение инфраструктурных проектов. В целом бюджет Чикаго составляет около 8 млрд. долларов. Таким образом,непосредственно в распоряжение альдерманов направляется 66 млн. долларов или 0,8% городского бюджета. С 2010 года альдерман 49-ого района Джо Мур предоставляет право принятия решения о том, на что будут потрачены эти средства, жителям своего района. Следуя его примеру, альдерманы 5,22, 45 и 46 районов проявили подобные инициативы в своих округах. Денежные средства из «меню»,отведенные для бюджета участия, могут быть израсходованы на содержание, ремонт и модернизацию недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. В частности, но не исключительно, такие проекты включают ремонт и обновление улиц, аллей, тротуаров, светофоров,уличного освещения, парков, игровых и спортивных площадок. Денежные средства из «меню» не могут быть использованы на социальное обслуживание, спонсирование заработной платы, услуг,программ и прочих текущих государственных расходов, а также для ремонта и модернизации частной собственности.
 
Целями программы бюджета участия в Чикаго являются: равенство, приобщение и развитие местных общественных структур. Во-первых, задача бюджета участия – это осуществление справедливого и честного процесса, результат которого обеспечит равное распределение национального дохода в Чикаго. Во-вторых, приобщение всех групп местного населения, в особенности тех, кто утратил веру в демократическую политическую систему из-за отсутствия доступа к политическому процессу,ослабляет влияние городских элитных групп, которые доминируют в процессе принятия решений на местном уровне и содействует принятию решений,которые более честно и справедливо отражают потребности местного общества. В-третьих, цель проекта бюджета участия – это объединить и укрепить местное общество и индивидуальных граждан внутри этого общества с помощью образовательно-информационных собраний.
 
Цикл формирования бюджета участия начинается с общественных собраний, которые проводятся в нерабочее время, обычно вечером, несколько раз в неделю, включая выходные. Собрания проходят в разных частях района для того, чтобы как можно больше людей имело возможность их посетить. На общественных собраниях, так называемых квартальных ассамблеях, которые проводятся с октября по ноябрь, участникам рассказывают о процессе бюджета участия и о том, на какие типы проектов деньги из альдерманского «меню» бюджета могут быть потрачены. После презентации участники коллективно обсуждают проблемы в районе и выдвигают любые идеи по решению этих проблем. По моим наблюдениям, на квартальные ассамблеи обычно собираются примерно 20-30 человек, но иногда их число достигает 60-70. Обсуждения проводятся в группах из 6-8 участников. Затем каждая группа устраивает презентацию своих идей и потенциальных проектов. В заключение собрания желающие продолжать работу над проектами записываются волонтерами в качестве представителей местного общества. Позже волонтеры делятся на шесть комитетов: 1) улицы, 2) транспорт и безопасность,3) парки и окружающая среда, 4) искусство и инновации, 5) велосипедные дороги и стойки и 6) комитет для людей, говорящих только на испанском (так как в районе живет большое количество иммигрантов из Латинской Америки). С ноября по март эти представители регулярно встречаются, разрабатывают проекты и решают, какие именно из этих проектов попадут в избирательный бюллетень. В апреле предлагаемые проекты отдаются на рассмотрение жителям района. После внесения поправок на основе откликов жителей проекты готовы к внесению в избирательный бюллетень. Весь подготовительный процесс проходит под наблюдением руководительного комитета, состоящего из представителей местного общества, которые уже участвовали в планировании бюджета в предыдущих циклах.
 
Голосование проводится по двум отдельным вопросам. Первое, граждане голосуют за процентную долю альдерманского «меню» бюджета на NNN год, которая, по их мнению, должна быть исключительно отведена на ремонт дорог и уличное освещение. Среднее арифметическое от общего числа поданных голосов определяет процентную долю «меню» бюджета, которая будет выделена на ремонт дорог и уличное освещение. Второе, жители района голосуют за то, как должен быть потрачен остаток денег из альдерманского «меню» бюджета. Здесь голосовать можно не более чем за 4 проекта. Каждый избиратель может отдать только один голос за один проект – это не пропорциональное голосование. Бюллетени, в которых отмечены более чем четыре (4) проекта, признаются недействительными. Все жители 49-го административного района старше 16 лет имеют право принять участие в голосовании, независимо от статуса и гражданства. После голосования Альдерман Джо Мур представляет проекты, набравшие наибольшее количество голосов (на общую сумму – $ миллионов), городскому управлению Чикаго и его родственным учреждениям для реализации. Хотя по предварительным расчетам все проекты, внесенные в список бюллетеня, выполнимы, тем не менее большинство из них должно быть одобрено городским управлением Чикаго и его родственными учреждениями. Поэтому альдерман Джо Мур берет на себя обязательство ходатайствовать и выступать в защиту предложенных проектов. Причины, по которым некоторые проекты могут быть отклонены включают: приоритетный спор с предыдущими проектами, правовые ограничения, и политические решения правительства. Если по какойлибо причине проект не может быть выполнен, то альдерман использует отведенные на него деньги на проект, занявший второе место в той же категории. Так как не все проекты выполнимы за один год,вследствие длительных процедур утверждения и строительства, денежные средства в таких случаях будут зарезервированы на следующий год.
 
Бюджет участия – это инновационный метод привлечения граждан к активному участию в принятии государственных решений и один из немногих инструментов прямой демократии. Однако такие характеристики американского общества, как расовое неравенство, проявляются и в процессе формирования бюджета участия. По результатам соцопроса, 75% избирателей в день голосования за проекты – это белые люди европейского происхождения, в то время как они представляют менее 40% от общего числа жителей в районе. Афроамериканцы и латиноамериканцы вместе составляют более 50% от общего числа жителей в районе, но только 10% от общего числа голосующих за проекты. Это говорит о том, что интересы афроамериканцев и латиноамериканцев недостаточно представлены в утверждении меню бюджета. Кроме того, 77% избирателей являются владельцами жилья, при этом только 30% жителей района владеют недвижимостью. В дополнении к этому: 83% избирателей имеют высшее образование. Ни один из городов в Северной Америке не может похвастаться таким высоким уровнем образования. В США только 31% населения страны имеет высшее образование. Это означает, что люди, которые участвуют в планировании местного бюджета, вероятно, и без того активно участвуют в жизни местного общества и уже имеют доступ к политической системе. Именно эти группы людей не только голосуют за проекты, но и составляют большую часть волонтеров-представителей и членов руководящего комитета. Возвращаясь к целям бюджета участия, которыми, как было сказано ранее, являются равенство, приобщение и развитие местных общественных структур, – успех их достижения подвергается большому сомнению.
 
Если же говорить о процедурах формирования всего бюджета города Чикаго, то это исключительно полномочия мэрии, которая разрабатывает его с привлечением профессионалов, экспертов и представляет на утверждение альдерманам, которые принимают его без особых дискуссий. М

Похожие материалы: