Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Интеграция новых идей в решение старых проблем. Результаты обмена опытом

2014-06-08 / Участие граждан в МСУ
Интеграция новых идей в решение старых проблем. Результаты обмена опытом

Гуляим ШАМШИДИНОВА, специалист Проекта ГГПОМСУ ИПР

Очередная поездка по обмену опытом, организованная ИПР в рамках Проекта ГГПОМСУ в июне 2014 года, была посвящена практике вовлечения граждан в бюджетный процесс и решение дел местного значения в айылных аймаках Иссык-Кульской области. Фактически участники поездки стали свидетелями вроде бы простого и уже привычного мероприятия – общественных слушаний. Но примеры были выбраны выдающиеся – общественные слушания по проекту бюджета на 2015 год в Бостеринском айылном аймаке и общественные слушания по ЖКХ в Кара-Ойском айылном аймаке Иссык-Кульской области. В поездке приняли участие 45 человек, включая 30 глав айыл окмоту и торага айылных кенешей из 19 сельских муниципалитетов Иссык-Кульской, Джалал-Абадской и Чуйской областей. Кроме того, участниками тура стали представители государственных органов в лице регионального представителя ГАМСУМО и районной государственной администрации,представители СМИ и специалисты Проекта ГГПОМСУ.

Особенности старого новогомеханизма обмена опытом

Во-первых, обмен состоялся не только среди органов МСУ одной области, в поездке участвовали представителеи трех областей. Во-вторых, участники поездки стали свидетелями реальных процессов участия граждан в решении вопросов местного значения, посетив масштабные и содержательные мероприятия для сообществ. В–третьих, участниками обменного тура стали руководители органов МСУ «старых» и «новых» пилотных муниципалитетов Проекта ГГПОМСУ, что позволило «новым» пилотам максимально получить практический опыт более опытных коллег.Итак, первое мероприятие обменного тура – общественные слушания в с. Бостери.Жители Бостеринского АА: «Мы понимаем бюджет, мы следим за его доходами и расходами!»Слушания в Бостеринском АА могут считаться выдающимися по нескольким причинам. Для начала, необычно большим для сельского муниципалитета, расположенного в курортной зоне, стало количество участников – всего в слушаниях принял участие 171 человек, включая 90 женщин.Слушания были организованы на высоком уровне: прекрасное оформление зала, точное соблюдение регламента, правильно подобранный ведущий мероприятия.Обсуждения прошли более чем конструктивно,без лишних споров и ненужных комментариев, что позволило населению задать точные и необходимые вопросы, сделать больше рациональных предложений в проект бюджета.Хорошо была организована информационная кампания до слушаний. Кроме наглядных материалов (баннеров и афиш), вывешенных во многолюдных местах, баннеры-объявления были установлены на кузовах двух мусоровозов, которые постоянно курсировали по селам аймака. За неделю до слушаний были собраны 50 лидеров сообщества (депутаты, руководители учреждений, организаций,НПО, комитетов, аксакалы, представители инициативных групп и групп совместного мониторинга и оценки). Участникам предварительной встречи выдали пригласительные билеты, в которых вместе с программой слушаний были описаны правила поведения во время слушаний, а также включено краткое описание проекта бюджета. Эта рабочая встреча лидеров сообщества дала возможность сформировать более ответственное отношение к предстоящему мероприятию и широко распространить информацию о нем среди жителей, которые получили возможность заранее приготовить вопросы и предложения.
Слушания имели мотивационную для граждан часть – для самых активных участников был предусмотрен специальный приз за самый интересный вопрос из зала (этот опыт был перенят у Ак-Чийского АА). В результате решением жюри торжественно были награждены призами 10 победителей конкурса. Удалось достичь активного участия жителей в обсуждении. В общей сложности со стороны участников поступило около 20 вопросов и предложений, которые айыл окмоту и кенешу предстоит рассмотреть, обсудить и оповестить о принятых решениях население. Апогеем общественного обсуждения бюджета стала общая дискуссия, когда населению представилась возможность задать вопросы, высказать идеи, предложения и замечания. Одним из первых поступил вопрос от члена группы совместного мониторинга и оценки относительно реальности начала строительства нового здания клуба в 2015 году, при том, что эта проблема не решается третий год, трудности при проведении концертов и культурных мероприятий возникают все чаще. Глава айыл окмоту пообещал решить этот вопрос так: «Так как свободных земель у нас уже нет, мы ведем переговоры по возвращению в муниципальную собственность старого клуба. Строить новый клуб нецелесообразно, лучше все силы бросить на капитальный ремонт клуба «Чайка», полностью его оборудовать, купить необходимые музыкальные инструменты, костюмы и др.».Интересный вопрос поступил от медицинских работников местного ФАПа о запланированном на 2015 год строительстве нового здания. Представителей здравоохранения интересовало, состоится ли стройка на самом деле и как долго она продлится? Вопрос оказался весьма актуальным, так как комнат и приемных кабинетов не хватает, в старом здании работает 10 человек при десятитысячной численности населения, а если учитывать сезонное увеличение численности (курортная зона), то число обслуживаемых может достигать 100 тысяч человек. В ответ органы МСУ пообещали, что работы будут проведены в срок, ФАП обязательно будет построен. Традиционным стал вопрос финансирования нужд школы, поступили предложения увеличить расходы на участие учеников на олимпиадах и спартакиадах, предусмотреть льготы для учителей школ по коммунальным услугам (уголь, дрова) и др., своевременно финансировать ремонтные работы.
Особенностью слушаний стало также то, что граждане задавали «неудобные» вопросы по расходам местного самоуправления. Например, просили раскрыть назначение резервного фонда; объяснить, почему заработная плата работников ЖКХ очень низкая, тогда как сама статья весьма значимая по объему финансирования; подробнее рассказать о распределении средств сбора за вывоз мусора. Так, председатель суда аксакалов УЧКУРТКАЕВ Т. справедливо заметил: «За предоставление услуг по сбору и вывозу мусора в проекте бюджета планируется собрать всего 50 тыс.сомов, но на самом деле эта сумма должна быть как минимум 500 тыс. сомов. Необходимо провести основательные расчеты и выявить причины такого заниженного планирования». Аксакала поддержала МУКАШОВА О., бухгалтер СООППВ с. Бактуу Долоноту: «Самые большие расходы бюджетаидут на ЖКХ, но их можно сократить в два раза за счет перевода комплекса на хозрасчет (самофинансирование)».Не остались без внимания сообщества и вопросы доходной части, в частности, поступило предложение предусмотреть поступление средств в местный бюджет от аренды парково-пляжной зоны. Жаркую дискуссию вызвал вопрос обеспечения аймака питьевой водой. По мнению жителей двух сел, запланированные 863 тыс. сомов – сущие копейки. Необходимо увеличить объем финансирования, усилить контроль со стороны айыл окмоту и других соответствующих органов за использованием питьевой воды, которая зачастую расходуется для полива огородов и садов, установить водяные насосы в каждом дворе, применять жесткие штрафы и другие взыскания за превышение лимита по расходованию воды. Граждане прокомментировали также формат и каналы предоставления бюджетной информации. МУКАШОВА О., бухгалтер СООППВ с. Бактуу-Долоноту: «При планировании доходной и расходной частей бюджета необходимы сравнительные данные за прошлый год. Следует указать процент отчисления доходной части в республиканский и местный бюджеты». ЖОЛДОШЕВА Ч., житель села: «Желательно, чтобы проект бюджета на каждый год размещался в печатных изданиях и освещался по телевидению и радио».Замечательный вывод одного из аксакалов подвел итог дискуссии: «Жители начали понимать, откуда и куда идут деньги местного бюджета, поэтому руководители органов местного самоуправления,прежде чем потратить хотя бы копейку, должны вспомнить, что это деньги народа, и что народ знает, сколько этих денег и кто за них отвечает».
 
Реакция гостей: слушания замечательные, но нам бы такой бюджет!
 
Общественные слушания по проекту бюджета на 2015 год в Бостеринском АА вызвали восхищение даже у тех участников обмена, которые уже сами стали профессионалами в этой сфере, например, представителей Ленинского и Ивановского аймаков, об опыте которых не раз писал журнал «Муниципалитет». Главы-гости отметили высокий уровень организации мероприятия, активность населения и качество задаваемых вопросов и предложений со стороны сообщества. В то же время сам предмет слушаний – местный бюджет Бостерей – вызвал неоднозначную реакцию гостей. Дело в том, что большинство участников – представителей пилотных муниципалитетов Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей одновременно жители и руководители дотационных муниципалитетов. Поэтому они много говорили о ежегодном дефиците бюджета и нехватке средств на качественное и своевременное решение вопросов местного значения, тогда как Бостеринский АА, с населением чуть больше 10 тысяч человек, планирует собрать в 2015 году доходов на сумму более 33 миллионов сомов. Участники обмена признались, что смотрят на ситуацию с небольшой завистью, ведь у местного самоуправления Бостерей есть больше реальных возможностей улучшить жизнь населения и решить первоочередные проблемы в аймаке. Во второй половине дня участники обмена представили друг другу достижения в сфере эффективного решения приоритетных вопросов сообществ.Бешик-Жонский АА презентовал результаты решения проблемы отсутствия дошкольных образовательных учреждений; Тогуз-Тороузский АА поделился опытом организации зала заседаний и электронной библиотеки; бурные обсуждения вызвала презентация главы Кок-Ташского АО, который на примере золоторудной компании «Казахмысголд»рассказал, как строить диалог с инвестором и привлекать инвестиции. Кара-Ойский АА: коммунальная сенсация.На второй день участники обменного тура стали свидетелями общественных слушаний по вопросам деятельности муниципального предприятия «Управление ЖКХ и СЖ» Кара-Ойского АА. Мероприятие проводилось в аймаке впервые, но вызвало большой интерес сообщества. Несмотря на то, что сам муниципалитет небольшой и состоит лишь из одного села, мусор приходится вывозить дважды, а иногда и трижды в неделю. В первую очередь это связано с тем, что на территории аймака находится множество частных пансионатов и домов отдыха, некоторые работают не только в летнее время, но и круглый год. А потому вопрос о работе ЖКХ волнует очень многих.Директор муниципального предприятия «Управление ЖКХ и СЖ» Марсбек АБДЫКАДЫРОВ рассказал об итогах деятельности за 2013 год и планах на 2014 год; заместитель торага айылного кенеша Курманжан БАДАКШАНОВА презентовала результаты анализа по охвату населения услугами по уборке и вывозу мусора; а глава айыл окмоту Каныбек ТЮЛЕГЕНОВ представил планы деятельности на 2015 год.
Жителей села и гостей заинтересовали результаты опроса, проведенного за неделю до общественных слушаний среди населения на предмет удовлетворенности качеством работы муниципального предприятия. Сначала опрос был проведен на центральной улице, где мусор убирается регулярно, население удовлетворено качеством предоставляемых услуг. При этом далеко не все жители готовы платить больше за услугу, даже если качество услуги станет лучше: так, 66 % опрошенных категорически отказались платить больше.Результаты опроса на внутренних улицах села показали обратное: уровень неудовлетворенности здесь ниже, а платить люди готовы больше. Исходя из результатов опроса, для улучшения качества услуги презентатор предусмотрел ряд мер:
 
  • установить контейнеры для сбора мусора;
  • составить договора со всеми дворами;
  •  должникам срочно погасить долги;
  •  своевременно оплачивать услугу;
  •  определить удобное для населения время вывоза мусора;
  • расширить предоставление населению информации по вопросам сбора и вывоза ТБО,проводить разъяснительную работу;
  • регулярно проводить мониторинг и оценку качества предоставляемой услуги. Отчеты о работе и результатах опроса вызвали дискуссию. Первый вопрос жителей: почему муниципальное предприятие не самофинансируется, а получает дотации от местного бюджета? На что глава МСУ ответил, что полное самофинансирование планируется, хотя возможность дотаций для муниципального предприятия со стороны местного самоуправления предусмотрена уставом предприятия. На жалобу граждан о том, что имеющаяся техника не справляется с объемом мусора, был получен ответ о запланированном приобретении дополнительной спецтехники – мусоровоза - в 2015 году.Горячо спорили о пластиковых и целлофановых отходах, которые заполонили весь аймак, особенно остро стоит проблема в летний сезон; прозвучали предложения об открытии мини-завода по переработке пластика. 
Много поступило письменных вопросов и предложений на специально розданных бланках, например, о необходимости:
 
  •  установить новые контейнеры на пяти улицах;
     
  • провести разъяснительную работу среди школьников об опасности загрязнения;
     
  • кроме мусора, заниматься также ремонтом дорог, водоснабжением, ремонтом очистных сооружений. Вместо эпилога: конструктивное обсуждение вместо спора на высоких тонах.По мнению глав МСУ, участников обменного визита, возможность увидеть опыт соседей своими глазами очень ценна. Особенно потому, что никто, кроме местного самоуправления, по сути и по форме не занимается объединением людей вокруг насущных жизненных проблем. Уметь работать с населением – это настоящее искусство, хороший образец которого продемонстрировали Бостеринский и Кара-Ойский аймаки, что гости с удовольствием подтвердили в конце визита. Адылбек АЛЫМОВ, глава Кок-Ташского АА: «Опыт айылных аймаков Бостери и Кара-Ой может служить примером для других сельских муниципалитетов. Помощь со стороны Проекта ГГПОМСУ особенная – мы учимся быть политиками, учимся брать на себя больше ответственности перед гражданами».Омурбек ТАМАЕВ, глава Кара-Жалского АА: «Бостеринские общественные слушания стали для нас образцом, к которому нужно стремиться. Особенно понравилось активное участие населения, предложения от граждан, понятное представление материала, оформление зала».Иличбек КООКОРОВ, глава Б. Мамбетовского АА: «Сегодня тяжело собрать для общественных целей даже трех человек, поэтому меня особенно впечатлила масштабность проведенных мероприятий, а также крайне полезной и своевременной была возможность узнать об опыте коллег из других областей».
  •  
    Роза ТОКТОБАЕВА, координатор проекта в Бостеринском АА: «Результаты слушаний дали нам понять, что совместно с местным самоуправлением граждане могут сделать очень многое, добиться видимого улучшения своей жизни. После слушаний поступило много положительных откликов о высоком уровне организации и проведения мероприятия. Люди подтвердили, что им удалось по деловому обсудить приоритетные вопросы и принять адекватные решения. Это сильно отличается от собраний, проводившихся ранее, когда все хором спорили на высоких тонах и не приходили к согласию. Общение с участниками обменного визита из других областей позволило нам перенять успешный опыт коллег, который мы рассчитываем применить в своей работе. Например, опыт Кара-Ойского АА по проведению слушаний по коммунальным вопросам, опыт Кок-Ташского АА по привлечению инвестиций, очень интересный опыт Улахолского АА по оценке деятельности органов МСУ. Все это мы попробуем реализовать у себя». М

Похожие материалы: