Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Проект «Финансовая грамотность молодежи – фактор успеха страны»

2014-07-02 / Финансовая и муниципальная грамотность
Проект «Финансовая грамотность молодежи – фактор успеха страны»

Институтом политики развития была разработана концепция проекта, который позволит создать основы для развития движения финансового просвещения в школах Кыргызской Республики. Летом 2014 года проект удалось реализовать при финансовой поддержке Фонда «Сорос – Кыргызстан» Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и Британским министерством по международному сотрудничеству.

Цели проекта

  • создать условия молодым людям для повышения уровня финансовой грамотности и распространения знаний по управлению личными финансами; знаний, которые являются критическим фактором в обеспечении успешной и здоровой жизни будущих поколений;
  • дать молодым людям основы знаний о местном самоуправлении в Кыргызской Республике, развить навыки гражданина – члена местного сообщества, в том числе, в отношении разумного и эффективного управления общественными финансами – местным бюджетом.

Задачи проекта

Для достижения цели Проект решает следующие задачи:

  • усилить потенциал педагогов старших классов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников;
  • способствовать созданию сети для обмена опытом педагогов старших классов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников;
  • апробировать инновационные методики повышения финансовой грамотности молодежи;
  • способствовать развитию республиканских площадок молодежного обмена в вопросах финансовой грамотности;
  • дать начало становлению движению финансовых волонтеров в школах и вузах.

Отбор педагогов - участников проекта

  • Критерием отбора было наличие способностей и возможностей педагогов внедрить изученные методики в учебный процесс и общественную жизнь своих учебных заведений. Было подготовлено объявление об отборе учителей для участия в установочном семинаре. В течение 2 недель объявление распространялось путем рассылок, к участию в распространении был привлечен ФПОИ, который направил объявление своим школам-партнерам, а также сеть Проекта ГГПОМСУ. Чтобы принять участие в установочном семинаре и затем пройти отбор для работы в летней школе, учителям необходимо было написать письмо заинтересованности, в котором дать краткие, но исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
  • Каковы ваши пол, возраст, специальность, место жительства и место работы?
  • Почему вы считаете необходимым повышать финансовую грамотность школьников и населения в целом?
  • Каким образом можно повышать финансовую грамотность школьников?
  • Есть ли у вас какой-либо опыт в одном или нескольких направлениях: ведения внеклассной работы или факультативных занятий, участия в местном самоуправлении школы, применения нестандартных методик обучения и воспитания?

Всего в ответ на объявление поступило 44 заявки, то есть конкурс превысил 2 человека на место. В географическом разрезе заявки распределились следующим образом:

Джалал-Абадская область – 16 человек;Таласская область – 1 человек;Нарынская область– 1 человек;Ошская область – 15 человек;Чуйская область – 4 человека;Баткенская область – 3 человека;Иссык-Кульская область – 4 человека.Конкурсная комиссия отобрала для участия в установочном семинаре 21 участника (3 резервиста). В географическом разрезе участники распределились следующим образом:

Джалал - Абадская область – 6 человек;Таласская область – 1 человек;Нарынская область – 1 человек;Ошская область – 5 человек;Чуйская область – 3 человека;Баткенская область – 1 человек;Иссык-Кульская область – 4 человека;

РЕЗЕРВ – 3 человека.

Отбор означал, что отобранные педагоги будут достаточно подготовленными, чтобы освоить необходимый минимум финансовых знаний, а также уметь пользоваться источниками информации по их обновлению. Также они будут способствовать привлечению учащихся своих учебных заведений к участию в проекте; вместе с ними они составят команды, которые после участия в проекте будут дальше внедрять полученные методики у себя.

Установочный семинар для педагогов и формирование программы летней школы финансовой грамотности

С 24 по 27 апреля 2014 года состоялся установочный семинар для оторбанных педагогов. Программа семинара была разработана при участии проф. Прутченкова, Александра Иванова и Нелли Симоновой. Цель семинара: передать знания о существующих методиках повышения финансовой грамотности и составить детальную программу летней школы финансовой грамотности для школьников. Участниками стали учителя старших классов и социальные педагоги школ Кыргызской Республики.

В программу семинара вошли теоретические вопросы, связанные с развитием финансового просвещения в целом, и развитием финансового просвещения школьников в частности:

  • Концепция финансовой грамотности. Связь между уровнем финансовой грамотности, экономическим ростом и социальной стабильность. Концепция проекта ФГ-ФУ
  • Практика повышения финансовой грамотности в Кыргызской Республике: пример подачи образовательной информации по финансам для взрослых
  • Целевая программа повышения финансовой грамотности школьников, педагогов и родителей: Стратегические задачи, основные показатели, программные мероприятия
  • Обзор основных технологий финансового просвещения, используемых в школах Москвы и в России
  •  Деловая игра «Личный финансовый план»: варианты использования и адаптации к различным целевым аудиториям
  • Использование компьютерных программ и интернет-сервисов в целях финансового просвещения школьников
  • Программа «Школа городских компетенций» как комплексная технология финансового просвещения граждан при активном участии студентов-волонтеров и школьников
  • Также в программу вошли практические вопросы, связанные с разработкой программы и формата летнего лагеря и ролью педагогов в его организации.
  • Тематическая смена «Мегаполис» в условиях летнего детского лагеря: разработка программы, подготовка участников, проведение и анализ результатов.
  • Критический анализ методик, применяемых в РФ на предмет возможности их повторения в КР. В чем должны быть отличия? Какие дополнительные инструменты, с учетом особенности сообществ в КР, можно использовать?
  • Разработка методической концепции школы: вокруг какой идеи или модели мы строим школу – деловая игра, соревнование, фестиваль?
  •  Подневное планирование летней школы с разбивкой по мероприятиям
  • Обязанности педагогов-кураторов летней школы: формирование команды старшеклассников, работа в летней школе, ответственность, отчетность

В конце четвертого дня обучения участники заполнили тестовые анкеты, которые включали организационную часть, призванную наилучшим образом определить возможности включения учителя в процесс летнего обучения; а также часть вопросов на понимание темы, призванную оценить уровень усвоения материала по финансовому просвещению школьников. По результатам четырехдневного обучения и интерактивного общения, а также анализа заполненных анкет, комиссия отобрала 10 педагогов для участия в летней школе:

Абдуллаева Шазадахан Кочкорбаевна

shazadakhan@mail.ru

г. Джалал-Абад, школа-лицей № 14 им. Давлетова

Асакеева Луиза Диасовна

asakeev1@mail.ru

Джалал-Абадская область, Токтогульский район, с. Кара-Тектир, СШ № 7 им. Манаса

Нуралиева Нургул Акимбековна

nuralieva1983@inbox.ru

Джалал-Абадская область, Базар-Коргонский район, с. Акман, школа-гимназия № 1 им. А. С. Макаренко

Сулайманова Анаргүл Аскербековна

Narynscool@mail.ru

г. Нарын, СШ-гимназия № 2 им. В. П. Чкалова

Кузнецова Лариса Владимировна

smailkg@rambler.ru

г. Ош, школа-гимназия «Олимп»

Абдывасиева Алима

alima2004@mail.ru

г. Ош, Образовательный комплекс «Илим-Ош»

Маслова Ирина Викторовна

irina.maslova.66@mail.ru

г. Кара-Балта, СЩ-гимназия № 6

Эргешов Сухробжон Хакимжанович

sukbrobzhone.kg@gmail.com

Баткенская область, Лейлеский район, с. Андарак, СШ с. Андарак

Ярославцева Ольга Викторовна

olga-yaroslavna63@mail.ru

Иссык-Кульская область, Джети-Огузский район, с. Тамга, Тамгинская СШ

Педагоги сформировали базовую программу летнего лагеря, куда вошли интерактивные методы обучения, летний университет, игровые мероприятия, содержательная часть которых посвящена финансовой грамотности и местному самоуправлению. Также педагоги предложили множество вариантов названия программы, из которых большинством голосов было выбрано название Муниципалитет Фин-Билим-Сити.

Отбор молодежи для участия в летней школе

Главным критерием отбора для участия в проекте для молодых людей стал общий кругозор и мотивация к получению и распространению финансовых знаний. Отбор производился на конкурсной основе, соревнованием эссе. Объявление о конкурсе было размещено в СМИ и распространено через Интернет. Специальным источником информации о потенциальных кандидатах стали педагоги – участники установочного семинара, которые распространили объявление в своих и соседних школах.

Чтобы пройти отбор для участия в летней школе участники написали эссе, в котором дали краткие, но полные ответы на следующие вопросы:

  • Каковы твои пол, дата рождения, место жительства и место учебы?
  • Почему ты считаешь необходимым повышать финансовую грамотность школьников и населения в целом?
  • Каким образом можно повышать финансовую грамотность школьников?
  • Есть ли у тебя какой-либо опыт общественной работы?

К 27 мая 2014 года ИПР получил 160 эссе из всех регионов Кыргызской Республики, из которых комиссия отобрала 50 участников летней школы.

Последующий опыт работы с детьми в летнем лагере показал, что отбор был проведен очень качественно, все дети были высоко мотивированы, приняли активное участие в лагере, раскрыли творческий потенциал и хорошо учились в летнем университете.

Конечно, самое интересное произошло в летней школе или лагере, посвященном повышению финансовой грамотности и развитию навыков члена местного сообщества, - Муниципалитете Фин-Билим-Сити.

Кафедра экономики Московского института открытого образования – партнер ИПР в реализации данного проектаПо результатам обсуждения с экспертами, было решено не привлекать к участию проекта педагогов вузов, так как из соображений безопасности и контроля дисциплины, было решено не привлекать к участию в летней школе студентов вузов, т.е. совершеннолетних лиц, которые имеют законное право употреблять алкоголь и курить.Фактические в работе школы приняли участие 9 педагогов, перечисленных в таблице .