Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансовая и муниципальная грамотность
Проект «Финансовая грамотность молодежи – фактор успеха страны»
Институтом политики развития была разработана концепция проекта, который позволит создать основы для развития движения финансового просвещения в школах Кыргызской Республики. Летом 2014 года проект удалось реализовать при финансовой поддержке Фонда «Сорос – Кыргызстан» Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и Британским министерством по международному сотрудничеству.
Цели проекта
- создать условия молодым людям для повышения уровня финансовой грамотности и распространения знаний по управлению личными финансами; знаний, которые являются критическим фактором в обеспечении успешной и здоровой жизни будущих поколений;
- дать молодым людям основы знаний о местном самоуправлении в Кыргызской Республике, развить навыки гражданина – члена местного сообщества, в том числе, в отношении разумного и эффективного управления общественными финансами – местным бюджетом.
Задачи проекта
Для достижения цели Проект решает следующие задачи:
- усилить потенциал педагогов старших классов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников;
- способствовать созданию сети для обмена опытом педагогов старших классов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников;
- апробировать инновационные методики повышения финансовой грамотности молодежи;
- способствовать развитию республиканских площадок молодежного обмена в вопросах финансовой грамотности;
- дать начало становлению движению финансовых волонтеров в школах и вузах.
Отбор педагогов - участников проекта
- Критерием отбора было наличие способностей и возможностей педагогов внедрить изученные методики в учебный процесс и общественную жизнь своих учебных заведений. Было подготовлено объявление об отборе учителей для участия в установочном семинаре. В течение 2 недель объявление распространялось путем рассылок, к участию в распространении был привлечен ФПОИ, который направил объявление своим школам-партнерам, а также сеть Проекта ГГПОМСУ. Чтобы принять участие в установочном семинаре и затем пройти отбор для работы в летней школе, учителям необходимо было написать письмо заинтересованности, в котором дать краткие, но исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
- Каковы ваши пол, возраст, специальность, место жительства и место работы?
- Почему вы считаете необходимым повышать финансовую грамотность школьников и населения в целом?
- Каким образом можно повышать финансовую грамотность школьников?
- Есть ли у вас какой-либо опыт в одном или нескольких направлениях: ведения внеклассной работы или факультативных занятий, участия в местном самоуправлении школы, применения нестандартных методик обучения и воспитания?
Всего в ответ на объявление поступило 44 заявки, то есть конкурс превысил 2 человека на место. В географическом разрезе заявки распределились следующим образом:
Джалал-Абадская область – 16 человек;Таласская область – 1 человек;Нарынская область– 1 человек;Ошская область – 15 человек;Чуйская область – 4 человека;Баткенская область – 3 человека;Иссык-Кульская область – 4 человека.Конкурсная комиссия отобрала для участия в установочном семинаре 21 участника (3 резервиста). В географическом разрезе участники распределились следующим образом:
Джалал - Абадская область – 6 человек;Таласская область – 1 человек;Нарынская область – 1 человек;Ошская область – 5 человек;Чуйская область – 3 человека;Баткенская область – 1 человек;Иссык-Кульская область – 4 человека;
РЕЗЕРВ – 3 человека.
Отбор означал, что отобранные педагоги будут достаточно подготовленными, чтобы освоить необходимый минимум финансовых знаний, а также уметь пользоваться источниками информации по их обновлению. Также они будут способствовать привлечению учащихся своих учебных заведений к участию в проекте; вместе с ними они составят команды, которые после участия в проекте будут дальше внедрять полученные методики у себя.
Установочный семинар для педагогов и формирование программы летней школы финансовой грамотности
С 24 по 27 апреля 2014 года состоялся установочный семинар для оторбанных педагогов. Программа семинара была разработана при участии проф. Прутченкова, Александра Иванова и Нелли Симоновой. Цель семинара: передать знания о существующих методиках повышения финансовой грамотности и составить детальную программу летней школы финансовой грамотности для школьников. Участниками стали учителя старших классов и социальные педагоги школ Кыргызской Республики.
В программу семинара вошли теоретические вопросы, связанные с развитием финансового просвещения в целом, и развитием финансового просвещения школьников в частности:
- Концепция финансовой грамотности. Связь между уровнем финансовой грамотности, экономическим ростом и социальной стабильность. Концепция проекта ФГ-ФУ
- Практика повышения финансовой грамотности в Кыргызской Республике: пример подачи образовательной информации по финансам для взрослых
- Целевая программа повышения финансовой грамотности школьников, педагогов и родителей: Стратегические задачи, основные показатели, программные мероприятия
- Обзор основных технологий финансового просвещения, используемых в школах Москвы и в России
- Деловая игра «Личный финансовый план»: варианты использования и адаптации к различным целевым аудиториям
- Использование компьютерных программ и интернет-сервисов в целях финансового просвещения школьников
- Программа «Школа городских компетенций» как комплексная технология финансового просвещения граждан при активном участии студентов-волонтеров и школьников
- Также в программу вошли практические вопросы, связанные с разработкой программы и формата летнего лагеря и ролью педагогов в его организации.
- Тематическая смена «Мегаполис» в условиях летнего детского лагеря: разработка программы, подготовка участников, проведение и анализ результатов.
- Критический анализ методик, применяемых в РФ на предмет возможности их повторения в КР. В чем должны быть отличия? Какие дополнительные инструменты, с учетом особенности сообществ в КР, можно использовать?
- Разработка методической концепции школы: вокруг какой идеи или модели мы строим школу – деловая игра, соревнование, фестиваль?
- Подневное планирование летней школы с разбивкой по мероприятиям
- Обязанности педагогов-кураторов летней школы: формирование команды старшеклассников, работа в летней школе, ответственность, отчетность
В конце четвертого дня обучения участники заполнили тестовые анкеты, которые включали организационную часть, призванную наилучшим образом определить возможности включения учителя в процесс летнего обучения; а также часть вопросов на понимание темы, призванную оценить уровень усвоения материала по финансовому просвещению школьников. По результатам четырехдневного обучения и интерактивного общения, а также анализа заполненных анкет, комиссия отобрала 10 педагогов для участия в летней школе:
Абдуллаева Шазадахан Кочкорбаевна |
shazadakhan@mail.ru |
г. Джалал-Абад, школа-лицей № 14 им. Давлетова |
Асакеева Луиза Диасовна |
asakeev1@mail.ru |
Джалал-Абадская область, Токтогульский район, с. Кара-Тектир, СШ № 7 им. Манаса |
Нуралиева Нургул Акимбековна |
nuralieva1983@inbox.ru |
Джалал-Абадская область, Базар-Коргонский район, с. Акман, школа-гимназия № 1 им. А. С. Макаренко |
Сулайманова Анаргүл Аскербековна |
Narynscool@mail.ru |
г. Нарын, СШ-гимназия № 2 им. В. П. Чкалова |
Кузнецова Лариса Владимировна |
smailkg@rambler.ru |
г. Ош, школа-гимназия «Олимп» |
Абдывасиева Алима |
alima2004@mail.ru |
г. Ош, Образовательный комплекс «Илим-Ош» |
Маслова Ирина Викторовна |
irina.maslova.66@mail.ru |
г. Кара-Балта, СЩ-гимназия № 6 |
Эргешов Сухробжон Хакимжанович |
sukbrobzhone.kg@gmail.com |
Баткенская область, Лейлеский район, с. Андарак, СШ с. Андарак |
Ярославцева Ольга Викторовна |
olga-yaroslavna63@mail.ru |
Иссык-Кульская область, Джети-Огузский район, с. Тамга, Тамгинская СШ |
Педагоги сформировали базовую программу летнего лагеря, куда вошли интерактивные методы обучения, летний университет, игровые мероприятия, содержательная часть которых посвящена финансовой грамотности и местному самоуправлению. Также педагоги предложили множество вариантов названия программы, из которых большинством голосов было выбрано название Муниципалитет Фин-Билим-Сити.
Отбор молодежи для участия в летней школе
Главным критерием отбора для участия в проекте для молодых людей стал общий кругозор и мотивация к получению и распространению финансовых знаний. Отбор производился на конкурсной основе, соревнованием эссе. Объявление о конкурсе было размещено в СМИ и распространено через Интернет. Специальным источником информации о потенциальных кандидатах стали педагоги – участники установочного семинара, которые распространили объявление в своих и соседних школах.
Чтобы пройти отбор для участия в летней школе участники написали эссе, в котором дали краткие, но полные ответы на следующие вопросы:
- Каковы твои пол, дата рождения, место жительства и место учебы?
- Почему ты считаешь необходимым повышать финансовую грамотность школьников и населения в целом?
- Каким образом можно повышать финансовую грамотность школьников?
- Есть ли у тебя какой-либо опыт общественной работы?
К 27 мая 2014 года ИПР получил 160 эссе из всех регионов Кыргызской Республики, из которых комиссия отобрала 50 участников летней школы.
Последующий опыт работы с детьми в летнем лагере показал, что отбор был проведен очень качественно, все дети были высоко мотивированы, приняли активное участие в лагере, раскрыли творческий потенциал и хорошо учились в летнем университете.
Конечно, самое интересное произошло в летней школе или лагере, посвященном повышению финансовой грамотности и развитию навыков члена местного сообщества, - Муниципалитете Фин-Билим-Сити.
Кафедра экономики Московского института открытого образования – партнер ИПР в реализации данного проектаПо результатам обсуждения с экспертами, было решено не привлекать к участию проекта педагогов вузов, так как из соображений безопасности и контроля дисциплины, было решено не привлекать к участию в летней школе студентов вузов, т.е. совершеннолетних лиц, которые имеют законное право употреблять алкоголь и курить.Фактические в работе школы приняли участие 9 педагогов, перечисленных в таблице .
Похожие материалы:
-
№12 / 2015-12-07 Кредиты разрушают семьи
-
№12 / 2015-12-03 Кредиты разоряют граждан
-
№12 / 2015-12-02 Почти 40 процентов заемщиков в Таласской области имеют проблемы с выплатами по кредитам
-
№8 / 2015-08-18 Устройство и политическая жизнь
-
№8 / 2015-08-18 Мира ДЖАКШЫЛЫКОВА: «Если я буду брать кредит, то только хорошо подумав» 15 лет, город Чолпон-Ата
-
№8 / 2015-08-14 Айдар АКБАШЕВ: «Я буду пытаться восполнять пробелы моей семьи в финансовых знаниях» 16 лет, город Каракол