Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

МУНИЦИПАЛИТЕТ ФИН-БИЛИМ-СИТИ или инновационный механизм повышения финансовой и гражданской грамотности школьников

2014-08-21 / Финансовая и муниципальная грамотность
МУНИЦИПАЛИТЕТ ФИН-БИЛИМ-СИТИ или инновационный механизм повышения финансовой и гражданской грамотности школьников

Институт политики развития ищет доноров и спонсоров,чтобы провести новую смену МУНИЦИПАЛИТЕТА ФИН-БИЛИМ-СИТИ в 2015 году. Летняя школа МУНИЦИПАЛИТЕТ ФИН-БИЛИМ-СИТИ в 2014 году стала возможной при финансовой поддержке Фонда «Сорос – Кыргызстан» и Проекта ГГПОМСУ, финансируемого Правительством Швейцарии в партнерстве с Британским министерством по международному развитию.Авторские права на модель муниципалитета принадлежат Институту политики развития:www.dpi.kg, www.vap.kg, www.municipalitet.kg

Летняя школа была проведена в течение 10 дней, с 12 по 22 июня 2014 года согласно разработанной на установочном семинаре детальной программе, в пансионате «Гуд-Лейк» на берегу озера Иссык-Куль. Количество участников – молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет – 50 человек из всех регионов Кыргызской Республики.Летняя школа была организована в виде Муниципалитета Фин-Билим-Сити и стала уникальным сочетанием образовательных каналов о местном самоуправлении и управлении финансами. Дети и педагоги играли в ролевую игру – муниципалитет, основанный на законодательстве Кыргызской Республики, имеющий собственный кенеш, мэрию, соответствующие службы, бизнес. В Муниципалитете Фин-Билим-Сити каждый играл свою роль. В первые дни были выбраны органы управления – местный кенеш, состоящий из 5 депутатов, которые выбрали мэра муниципалитета и утвердили местный бюджет. Мэр сформировал свою команду из местных министров – спорта, культуры, здравоохранения, экологии, информации. Вместе с мэром министры сформировали программу развития муниципалитета и принялись ее выполнять.

Тем временем остальные жители муниципалитета определялись, чем они будут заниматься и как зарабатывать деньги – билимы, которыми приходилось оплачивать проживание, питание и обучение в летнем университете. Название валюты муниципалитета созвучно понятию «знания» в кыргызском языке и выбрано не случайно. Знания – это ресурс, своего рода капитал, к накоплению которого каждый человек должен стремиться на протяжении всей своей жизни. Человек, владеющий знаниями, продает свой квалифицированный труд за высокую плату и обеспечивает себе высокий уровень доходов. При этом ему снова требуются знания, как распределять свои доходы, управлять своими ресурсами, среди которых самые главные – время, знания и деньги. Поэтому каждый житель муниципалитета Фин-Билим-Сити стремится получить как можно больше знаний и денег, что объединено в одном слове – БИЛИМ.В городе работал виртуальный банк, который стал особо ценным вкладом в концепт муниципалитета, так как помог детям на практике освоить основы управления личными финансами в целом и электронными деньгами в частности. Это стало удачным новшеством проекта, доступным благодаря творческому тандему профессора Александра Прутченкова из Москвы и его аспиранта, педагога Аркадия Муниева из г. Элисты.

В начале смены каждый житель муниципалитета получил по двадцати одной тысяче билимов, которых, однако хватало только на три дня, и уже на четвертый день каждому пришлось думать о том, как заработать деньги, как пополнить личный счет в виртуальном банке?

В виртуальном банке каждый житель муниципалитета Фин-Билим-Сити имел свои счета: лицевой счет для расчетов, депозитный счет для накоплений, кредитный счет для заимствований. Виртуальный банк стал настоящей находкой летней школы, которая позволила детям:

  • попробовать на вкус электронные деньги
  • научиться контролировать расходы и доходы
  • привыкнуть к мысли о необходимости платить налоги

Вместе с детьми в жизни муниципалитета участвовали 10 педагогов, предварительно прошедших специальное обучение. В основном это были учителя из школ тех же регионов, откуда приехали подростки, но педагоги не только помогали обеспечить безопасность и дисциплину в лагере, но и сами стали полноправными жителями муниципалитета.

Налоги, уплаченные жителями муниципалитета Фин-Билим-Сити, составили внушительную сумму – несколько миллионов билимов, которые мэрия муниципалитета тратила на общие дела в соответствии с программой развития и, конечно, на зарплату. Например, зарпалта депутата составила 12 тысяч билимов, а вознаграждение секретаря мэра было скромнее – около 9 тысяч билимов. Мэрия заботилась о здоровье горожан и проводила спортивные мероприятия, следила за чистотой, устраивала культурные мероприятия и устанавливала распорядок дня и занималась многими другими вопросами жизнедеятельности муниципалитета. По итогам смены органам управления муниципалитетом пришлось отчитаться за исполнение бюджета на общественных слушаниях.

В первой половине дня дети учились управлению личными финансами и навыкам взрослой жизни в Летнем университете. Прорваться сквозь дебри цифр и осознать, как важно уметь планировать свое финансовое будущее школьникам помогали опытные лекторы – профессор Московского института открытого образования Александр Прутченков, директор финансовой компании «Сенти» и менеджер Клуба частных инвесторов из Кыргызстана Мээрим Жамангулова. Важной темой университета стала разработка проектов по финансовому просвещению. Главным результатом летней школы стала разработка командных планов по развитию местных инициатив по повышению финансовой грамотности; эти планы участники увезли с собой и будут реализовывать в своих учебных заведениях.

Важным этапом летнего университета стала презентация проектов финансового просвещения, которые ребята разработали к концу смены. Эти проекты они индивидуально или в группах будут воплощать в своих классах, школах, семьях, передавая финансовые знания своим сверстникам и родителям.

Вечерняя социальная жизнь муниципалитета позволила каждому ребенку творчески выразиться, весело провести время, найти друзей. КВН, конкурс талантов, показ мод – вот неполный вечерних мероприятий Муниципалитета Фин-Билим-Сити. Педагоги-кураторы организовали практические курсы рукоделия, помогли желающим освоить навыки работы руками.

Десять дней пролетели мгновенно, финальным аккордом смены стал аукцион, где дети смогли потратить заработанные деньги и купить сувениры и подарки, которые они увезли с собой на память о Муниципалитете Фин-Билим-Сити. Однако не подарки и сувениры стали главным багажом обратного пути. Главным багажом стали знания и навыки, а также изменившееся отношение к жизни,  к возможностям гражданского участия и своему финансовому поведению.

Абдыракман кызы Айдана:У кыргызов есть пословица «Алма быш оозума түш» (буквально «Яблоко созрей и в рот мне упади»). Нельзя следовать этой пословице, нельзя сидеть и ждать у моря погоды, сложа руки. Надо самой что-то делать, все время расти, развиваться. Надо понимать, что такое деньги. Я получаю деньги от своих родителей и трачу их, не задумываясь. Но теперь, по возвращении домой, я буду стараться экономить и не тратить деньги впустую. Эти 10 дней поменяли мои взгляды на жизнь.

Аскеров Азат:Будучи депутатом кенеша, я узнал, что быть депутатом – с одной стороны, очень сложная задача, так как приходится учитывать множество мнений. Но с другой стороны – это очень благодарная работа, так как людей, которые меняют мир, ценят. Я не сказал бы, что сумел изменить жизнь города за эти короткие 10 дней, но я понял, что это можно сделать за гораздо больший срок. И, наверное, я вошел в азарт, потому что меня переполняет желание менять общество, в котором мы живем.

Даниярова Сайкал:Я теперь знаю, что люди делятся на три типа по отношению к деньгам, и к первому типу относятся финансово грамотные, кто тратит меньше, чем зарабатывает. Вторые тратят столько, сколько зарабатывают, им нужно немножко помочь, и тогда они тоже станут тратить с умом, ну а третьи – финансово безграмотные, они тратят больше, чем зарабатывают. И мне немножко стыдно, когда вспоминаю свою жизнь до лагеря. Ведь я тоже относилась к третьему типу людей.

Успех смены обеспечило уникальное сочетание экспертизы и опыта. В основу модели легли тематические смены и формат лагеря «Эвергриния», который уже 17 лет в Кыргызстане проводит Фонд поддержки образовательных инициатив во главе с Александром Ивановым и Маргаритой Байтиковой. Широко был использован опыт тематических смен по финансовой грамотности школьников, которые во многих регионах Российской Федерации проводит профессор кафедры экономики Московского института открытого образования Александр Прутченков. Кыргызстанские особенности управления личными финансами преподавались директором финансовой компании «Сенти» Нелли Симоновой и менеджером Клуба частных инвесторов Мээрим Жамангуловой. Колорит муниципального управления и представление о местном самоуправлении как среде человеческого развития привнес в проект Институт политики развития. Комплексная и высокопрофессиональная экспертиза позволили наделить модель Муниципалитета Фин Билим Сити рядом уникальных преимуществ.

Уникальные преимущества модели «Муниципалитет Фин Билим Сити»:

  •  Подросток учится управлять личными финансами на практике
  •  Подросток познает основы системы местного самоуправления в формате игры, имея возможность попробовать себя в роли депутата, мэра, министра
  •  Подросток приобретает практические навыки работы с электронными деньгами
  •  Подросток имеет возможность пробовать себя в роли предпринимателя, социолога, социального работника, организатора мероприятий, финансиста
  •  Подросток имеет все возможности для творческого самовыражения в культурных мероприятиях, а также приобретения новых навыков работы руками
  •   Подросток приобретает новых друзей из других регионов Кыргызской Республики, учится многообразию и комфортному сосуществованию людей разных полов, национальностей и вероисповедания
  • Подросток безопасно и гармонично проводит летнее время, приобретая широкий набор навыков и знаний, которые хорошо фиксируются в его сознании, благодаря игровому формату летней школы
  • Подросток становится проводником новых знаний в своем сообществе, так как по результатам смены увозит домой, в свою семью, класс, школу собственный план финансового просвещения

Подробности о работе летнего лагеря можно найти на странице в Фейсбуке