Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Что дальше?

2014-08-22 / Финансовая и муниципальная грамотность
Что дальше?

Продолжение школьных инициатив по финансовой и муниципальной грамотности и новая смена МУНИЦИПАЛИТЕТА ФИН-БИЛИМ-СИТИ

Логически проект задумывался таким образом, чтобы не только дать начальный толчок активности школьников в направлении финансового просвещения, но и поддержать реализацию мини-проектов, разработанных участниками летней школы. Проект должен состоять из двух фаз, разделенных на несколько этапов. Первая фаза проекта реализована в 2014 году, реализация второй фазы может быть рассчитана на более долгосрочный период и конкретные мероприятия второй фазы будут определены по результатам реализации первой фазы, а объем финансирования и продолжительность фазы будут зависеть от возможности кооперации доноров и спонсоров.

В рамках первой фазы в 2014 году выполнены следующие действия:

  • Отбор педагогов - участников проекта.
  • Установочный семинар для педагогов и формирование программы летней школы финансовой грамотности (18 участников).
  • Отбор молодежи для участия в летней школе.
  • Проведение летней школы (50 участников).
  • Формирование отчета и рекомендаций.

В рамках второй фазы, которая может предположительно быть реализована в 2015-2016 гг., возможно выполнение следующих действий:

  • Реализация индивидуальных планов. Участники индивидуально или в составе команд, сформированных во время или после летней школы по финансовой грамотности, выполняют индивидуальные планы в своих учебных заведениях, организуя мероприятия в рамках учебного процесса или общественной жизни учебного заведения. По результатам мероприятий они готовят творческие отчеты и истории успеха, демонстрирующие, каким образом и насколько их активность повлияла на уровень финансовой грамотности, какие практические результаты принесла.
  •  Конкурс между командами педагогов и учащихся на получение поддержки. Творческие отчета и истории успеха, созданные участниками летней школы по финансовой грамотности лично или в составе команды, становятся предметом соревнования в рамках национального конкурса. Победители конкурса в качестве приза получают финансовую поддержку для продолжения инициативы. Возможно, в ходе реализации первой фазы проекта удастся организовать финансирование инициатив участников на начальном этапе.
  •  Форум по обмену опытом. Победители конкурса и другие успешные участники проекта презентуют свой успешный опыт широкому кругу заинтересованных лиц, включая официальную систему образования, муниципальные органы управления, территориальные органы государственного управления, международные донорские организации, молодежные НПО, а также своих сверстников и педагогов из других регионов. Возможно, на базе форума и конкурса будет сформирована формальная или неформальная образовательная сеть по финансовой грамотности молодежи. Либо финансовый контент включит в свои приоритеты какая-либо из существующих молодежных сетей.
  • Участие в международных школах, форумах, школах. Это предположительный этап второй фазы, который потенциально может вылиться в организацию международной летней школы или турнира (для стран СНГ или Центральной Азии).

Сочетание экспертизы и опыта – залог успеха Муниципалитета Фин-Билим-Сити

Итак, проект по повышению финансовой грамотности школьников оказался успешным, хотя к осени 2014 года реализована только первая его фаза. Требуется продолжение, и мы готовы доказать, что обладаем уникальным сочетанием экспертизы и опыта, которое позволяет с уверенностью говорить о том, что именно такой формат может оказать существенное воздействие на проблему.

Главный исполнитель проекта – Институт политики развития (www.dpi.kg) кыргызстанская неправительственная организация, миссия которой – содействовать местным сообществам и органам управления в реализации прав и возможностей человека жить достойно. Повышение финансовой грамотности населения, в том числе молодежи, входит в приоритеты ИПР как необходимая мера для реализации миссии. ИПР преимущественно работает с сельским населением и хорошо чувствует разрыв в отношении уровня финансовой и экономической грамотности между городом и селом, данный разрыв во многом обуславливает низкий уровень жизни и слабую защиту собственных прав среди сельского населения. В то же время ИПР располагает данными о том, что молодежные проблемы являются приоритетными во многих селах Кыргызской Республики, и суть данных проблем часто сводится к отсутствию доступа к современным знаниям и ограничению возможностей для самореализации. В отношении непосредственно проблемы финансовой безграмотности ИПР стал первой в Кыргызстане организацией, которая организовала обсуждение данной проблемы на международном уровне с привлечением правительственных кругов, бизнеса, системы образования и СМИ. Так, по инициативе ИПР состоялись два важных события, в рамках которых данная проблема была впервые сформулирована на национальном уровне:  

Международным партнером проекта стала Кафедра экономики (http://schools.keldysh.ru/) Московского института открытого образования (http://www.mioo.ru/). Миссия института – повышение квалификации работников образования города Москвы (ближайший аналог – Академия образования Кыргызской Республики). Ежегодно через систему Института проходит 22 тысячи человек. Различные варианты повышения квалификации, ее «индивидуальные траектории» для всех специальностей и категорий учителей и управленцев обеспечивают модульным принципом построения образовательного процесса, при котором педагог может расширить кругозор в своей или смежной образовательной области, освоить интересующие его вопросы психологии, коррекционной педагогики и т.д. Основная задача партнера проекта – Кафедры экономики – предоставить возможность повышения квалификации учителям экономики общеобразовательных и профильных школ, лицеев и гимназий. Кафедра экономики рассматривает экономическое образование и систему подготовки и переподготовки учительских кадров как современную социокультурную инновационную технологию, основанную на знаниях и обеспечивающую формирование у учителя и его учеников экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики. Профессор кафедры А. С. Прутченков имеет огромный опыт организации и проведения акций и масштабных мероприятий по повышению финансовой грамотности для школьников Москвы и других городов Российской Федерации; об этом опыте профессор Прутченков делал доклад на конференции по финансовой грамотности в Кыргызстане в 2011 году (http://2011.finliteracy.kg/rus/materials/). Инновационные методы профессора Прутченкова и его команды станут основой программы мероприятий, запланированных в рамках данного проекта, а его бесценный разносторонний опыт поможет педагогам Кыргызской Республики успешно применить эти инновационные методы для повышения финансовой грамотности школьников и студентов Кыргызстана.

Национальным партнером проекта стал Фонд поддержки образовательных инициатив (http://edufeis.org) – кыргызстанская неправительственная организация, созданная для поддержки инновационных и общественно-полезных инициатив в образовательной и смежных сферах деятельности. Миссия ФПОИ заключается в содействии построению открытого общества в Кыргызской Республике через развитие образования, а также продвижение инновационных социальных технологий и осуществление проектной деятельности. В число приоритетов ФПОИ входят социальное проектирование и развитие инициатив в области образования, культуры и науки; разработка и внедрение образовательных технологий; содействие процессам реформирования системы образования. В рамках своей миссии ФПОИ регулярно организует важные для данного проекта мероприятия и акции. Например, «Республика Эвергриния»  – молодежный образовательный лагерь, в ходе которого за 12 дней участники строят модель государства со своей властью, экономикой, культурой и т.д., а также Детская Экономическая Школа – выездная 10-дневная школа, в ходе которой школьник в форме игр и интересных занятий узнает все об экономике. В реализации проекта будут полезны ценные знания ФПОИ в организации школьного самоуправления и функционирования школьных парламентов в Кыргызстане, а также Ассамблея (сеть) школьных парламентов, созданная при участии фонда.