Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Об истории участия жителей Оша в местном бюджетном процессе

2015-02-16 / Участие граждан в МСУ
Об истории участия жителей Оша в местном бюджетном процессе

Гульгакы МАМАСАЛИЕВА, координатор программ по вовлечению гражданского общества в местное самоуправление Ошского филиала ОО «МЦ Интербилим»

Первые шаги – общественные слушания по бюджету
 
Практика участия населения в бюджетном процессе города Оша началась в 2007 году, когда органы местного самоуправления южной столицы совместно с организациями гражданского общества стали проводить общественные слушания по бюджету. Но тогда, восемь лет назад, слушания носили информационный характер. Муниципалитет преимущественно в одностороннем порядке давал гражданам информацию об исполнении бюджета за прошедший год, частично собирал мнения жителей о расходах, запланированных на год будущий, но реального участия граждан в бюджетном процессе не наблюдалось, так как непонятно было, в какой степени мэрия и городской кенеш прислушиваются к мнению горожан. Первые бюджетные слушания проходили под управлением мэра Оша, и граждане воспринимали это мероприятие как очередную коллегию или встречу мэрии с населением.
 
Но затем ситуация изменилась, инициативу по проведению общественных слушаний по бюджету взял в свои руки местный кенеш, что придало слушаниям более высокий статус, а роль мэрии изменилась – из главного организатора и «хозяина» обсуждения мэрия превратилась в его участника, что заставляло исполнительный орган внимательнее прислушиваться к реакции города на бюджетную информацию. И уже в 2008 году город занял второе место в конкурсе лучшей практики проведения общественных слушаний по бюджету.
 
Постепенно общественные слушания по бюджету стали городской традицией, и если раньше представители общественных организаций просили местный кенеш организовать слушания, то сегодня кенеш города Оша делает это по собственному желанию,без подсказок и напоминаний. Расширился также опыт местного кенеша в вопросах сотрудничества с кыргызстанскими и международными неправительственными организациями, например, в 2014 году в партнерстве с международной организацией IRI был создан сайт местного кенеша.
 
Бюджетная инициативная группа – первый опыт мониторинга расходов
 
Помимо слушаний, в Оше применяются и другие механизмы участия граждан в бюджетном процессе. В частности, в 2007 году была создана Бюджетная инициативная группа «Интербилим» (БИГ), которая в преддверии бюджетных слушаний проводила в различных районах города оценку потребностей населения с целью включения ответов на эти потребности в местный бюджет. В 2008 году БИГ провела мониторинг использования средств местного бюджета, проверяя результаты, насколько расходы бюджета по обеспечению города питьевой водой удовлетворили потребности населения.
 
Данная практика показала, что зачастую органы местного самоуправления путают понятия «вклад» и «результат», использованные деньги и произведенные работы показывают как результат, хотя это только вклад в решение проблемы. А результат – удовлетворенность горожан доступом к питьевой воде – не оценивают. БИГ пошла другим путем – путем совместной оценки результатов использования денег местного бюджета, потраченных на замену трубы питьевой воды, при этом измерялось не количество денег и длина труб, а скорость наполнения обычного ведра питьевой водой на разных этажах жилых домов.
 
В 2009 г. БИГ, совместно с местными НКО, участвовала в улучшении управления муниципальных услуг с целью расширения доходной части местного бюджета. Состоялась инвентаризация муниципальных земель, в результате чего выявились муниципальные земли,пользователи и арендаторы, которые не платили налоги. Последовала политическая реконструкция системы управления муниципальными землями, были внедрены такие механизмы, как совместная инвентаризация, электронный учет использования муниципальных земель, общественная экспертиза. Данные меры привели к увеличению доходной части местного бюджета на 15%.
 
Доверие должно расти не только со стороны населения к органам управления, но и органов управления - к гражданскому обществу
 
Положительная практика сотрудничества в целях усиления прозрачности и улучшения управления местным бюджетом повысила уровень доверия к местным общественным организациям со стороны органов местного самоуправления. Это доверие формировалось годами, из этапа в этап. Местным кенешем еще в 2009 году было принято постановление о десятипроцентном софинансировании из местного бюджета про-ектов общественных организаций, направленных на решение социально-экономических проблем.
 
Общественные организации Оша по праву гордятся результатами коммуникаций и сотрудничества с местным самоуправлением, плоды которых отражаются не только в сфере бюджета, но и в расширении доступа населения к местным услугам, активизации населения по решению местных проблем.В 2012 году мэрия поддержала идею «Интербилим-Ош» по созданию фонда местных инициатив, с целью вовлечения граждан в решение местных проблем.
 
Из местного бюджета было выделено 20 млн.сомов на софинансирование идей жителей г. Оша.Эти деньги покрывают от 30 до 40% всех затрат,направленных на решение проблем сообществ. Данная практика продолжается и по сей день.
 
Центр сотрудничества – институционализация участия граждан в бюджетном процессе
 
Новым этапом эффективных коммуникаций между мэрией г. Оша и общественными организациями стало открытие в 2013 году при мэрии Центра сотрудничества. Благодаря деятельности Центра сотрудничества, усилилась прозрачность использования денег Фонда местных инициатив, жители стали иметь возможность подавать заявки в режиме он-лайн. Во время бюджетных слушаний 2013 года Центр сотрудничества наглядно показал эффект от вклада населения в решение местных проблем в виде количественных данных, что явилось хорошим доказательством пользы от сотрудничества органов МСУ и граждан. Деньги местного бюджета в виде софинансирования стимулировали граждан для консолидации собственных средств.
 
В 2014 году местный кенеш г. Оша совместно с «Интербилим-Ош» и Институтом политики развития внедрил новый формат отображения бюджетной информации – гражданский бюджет. Целый год на разных площадках с населением обсуждались расходы бюджета; давались разъяснения того, как при минимальных размерах бюджета покрыть все потребности. Это натолкнуло местный кенеш на мысль провести встречи с жителями тринадцати территорий города Оша, чтобы обсудить их потребности на 2015 год. Данная практика была применена местным кенешем впервые. По итогам встреч было решено расширить финансирование, направленное на нужды детей и озеленение. В результате в бюджет Оша на 2015 год были заложены расходы на развитие Зеленхоза, укрепление хозяйства с целью дальнейшего самофинансирования, расширение охвата территорий для уборки, а также строительство детских игровых площадок на придомовых участках.
 
Непрерывное сотрудничество органов МСУ с организациями гражданского общества подтверждает приверженность власти к ведению открытой бюджетной политики. На 2015 год приняты три вида планов деятельности по прозрачности местного бюджета. Местный кенеш разработал свои планы по обратной связи с населением, мэрия и БИГ подготовили свои планы деятельности.Что нужно для расширения и повышения эффективности участия граждан в бюджетном процессе?
 
Во-первых, политическая воля органов МСУ,их приверженность к управлению, основанному на праве граждан участвовать в местном самоуправлении, что выражается в виде местных решений (НПА), совместных мероприятий, открытого сотрудничества с общественными организациями. К примеру, в г. Оше принципами реализации социально экономической программы развития 2014- 2017 гг. стали открытость, прозрачность, участие.
 
Во-вторых, активное гражданское общество, которое систематически требует от местной власти реализации политики прозрачности и результативности, владеет экспертным потенциалом, способно развивать диалог и давать полезные рекомендации.
 
В-третьих, последовательное, поэтапное и непрерывное развитие коммуникации между органами МСУ и институтами общественности в сфере гражданского бюджета.
 
В-четвертых, институциональная память в виде активной части населения, которая продолжает коммуникацию и гражданскую деятельность при частой смене лидеров муниципалитетов. Безусловно, коммуникация между органами МСУ и гражданским обществом – главное условие для достижения открытого и прозрачного бюджета. Все механизмы гражданского бюджета г. Оша разработаны с участием разных сторон, что улучшает понимание, в каких целях принимались те или иные решения. Сегодня органы МСУ и общество г. Оша признают участие граждан в бюджетном процессе неотъемлемым правом, имеющим механизмы реализации, имеющим историю и традиции, преемственность и развитие.
 
Опыт Южной столицы в реализации права граждан на участие в местном самоуправлении достоин того, чтобы быть изученным и примененным в других городах Кыргызстана.М

 

Похожие материалы: