Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Социальный заказ – коллективная работа МСУ и НПО

2015-04-07 / Муниципальный социальный заказ
Социальный заказ – коллективная работа МСУ и НПО

Социальный заказ распространен в Болгарии очень широко. По данным Лазара ЛАЗАРОВА, заместителя министра труда и социальной политики,из 1100 оказанных в стране в 2014 году социальных услуг 211 или 19 процентов были оказаны силами неправительственных организаций через механизм социального заказа.Однако применение данного механизма в стране неравномерно. Заметна закономерность – чем крупнее муниципалитет, тем более он склонен передать услугу на аутсорсинг. Безусловно, тому есть объективные причины.

В больших муниципалитетах выше концентрация уязвимых групп и больше работы у социальных служб, которой они стремятся поделиться с гражданским обществом. Гражданское общество, в свою очередь, более развито, в крупных муниципалитетах выше конкуренция среди неправительственных организаций, выше качество оказываемых услуг, легче доступ к инновациям и лучшим практикам. Поэтому неудивительно, что одним из лидеров в развитии социального заказа по праву считается София – столица страны.
В Софийском муниципалитете неправительственные организации оказывают почти половину социальных услуг – 30 услуг предоставляет сам муниципалитет, 29 – передано НПО (не включая социальные проекты и услуги, финансируемые за счет оперативных проектов Евросоюза). Можно заметить, что некоторые организации могут выполнять более одного проекта,а большинство услуг оказывается в форме открытия центров – проживания, дневного пребывания,развития, реабилитации и так далее. Безусловно,такая форма услуги требует наличия хорошей физической инфраструктуры, постоянного персонала, существенных расходов на жизнеобеспечение. И каждый из этих центров должен быть устойчивым, оставаться способным оказывать услугу до той поры, пока в ней будут нуждающиеся. Поэтому система социального заказа в Болгарии имеет важнейшее, институциональное отличие от практики в Кыргызстане договоры на оказание услуги с не правительственной организацией заключаются не на один год, как в Кыргызской Республике (и в практике Министерства социального развития КР, и в практике кыргызстанских муниципалитетов), а на три года. При этом организация, выполняющая социальный заказ, может иметь собственное здание, а может и не иметь его, в последнем случае здание будет предоставлено муниципалитетом или арендовано.
Сумма социального заказа определяется в соответствии со стандартами финансирования конкретной услуги. Система финансирования социального заказа со стороны муниципалитета предполагает, что предоплата услуги может составить
только 10 процентов от ее стоимости. У участников поездки из Кыргызстана возник вопрос, а может ли в таких условиях получить заказ молодая неправительственная организация, у которой недостаточно собственных средств для финансирования оставшихся 90 процентов от суммы заказа?
Илиана СЕЛЕКТЕР, главный инспектор Дирекции социальной работы Софийского муниципалитета ответила, что «потянуть» заказ может любая организация, вне зависимости от своего возраста и наличия собственных средств: «Неправительственной организации нет необходимости иметь большой объем собственных средств. Дело в том,что отчет об исполнении заказа и предоставлении услуги, включая его финансовую часть, мы требуем на ежемесячной основе, соответственно,финансирование, оплата траншей, также имеет ежемесячный график. С помощью такого графика,с одной стороны, мы страхуемся от провала и контролируем предоставление услуги, с другой – это не создает большой финансовой нагрузки на неправительственную организацию».
Сумма социального заказа определяется в соответствии со стандартами финансирования конкретной услуги. Система финансирования социального заказа со стороны муниципалитета предполагает, что предоплата услуги может составить только 10 процентов от ее стоимости. У участников поездки из Кыргызстана возник вопрос, а может ли в таких условиях получить заказ молодая неправительственная организация, у которой недостаточно собственных средств для финансирования оставшихся 90 процентов от суммы заказа?
Илиана СЕЛЕКТЕР, главный инспектор Дирекции социальной работы Софийского муниципалитета ответила, что «потянуть» заказ может любая организация, вне зависимости от своего возраста и наличия собственных средств: «Неправительственной организации нет необходимости иметь большой объем собственных средств. Дело в том, что отчет об исполнении заказа и предоставлении услуги, включая его финансовую часть, мы требуем на ежемесячной основе, соответственно, финансирование, оплата траншей, также имеет ежемесячный график. С помощью такого графика,с одной стороны, мы страхуемся от провала и контролируем предоставление услуги, с другой – это не создает большой финансовой нагрузки на неправительственную организацию».
Другой аспект организации социального заказа, глубоко волновавший гостей, касался процедур организации и проведения конкурса, работы конкурсной комиссии. Минка ВЛАДИМИРОВА, директор Дирекции социальной работы Софийского муниципалитета пояснила, что конкурс проводится в строгом соответствии с процедурами, описанными нормативными документами мэрии и законодательством. Мэр издает приказ о проведении конкурса, куда включается сразу техническое задание будущего социального заказа (в городе Велико Тырново этот приказ состоит из семи страниц плотного текста), а также утверждается состав конкурсной комиссии, куда обычно входит следующий круг лиц: представитель Дирекции социальной работы,независимые эксперты; представители территориального подразделения Агентства социальной помощи; депутаты городского совета – члены постоянной комиссии по социальной помощи и здоровью; а также заместитель мэра по социальным вопросам.
Большое внимание муниципалитет уделяет мониторингу услуги. Помимо ежемесячных финансо-вых и программных отчетов, существует механизм плановых и внезапных проверок и проверок по жалобам. Причем проверяют НПО не только представители муниципалитета, но и сотрудники соответствующих государственных органов. Однако во избежание субъективизма, необоснованного административного давления, все проверки осуществляются путем сравнения фактически предоставленной услуги со стандартами, утвержденными государством.
Благодаря регламентам и стандартам, жесткий контроль не мешает органам местного самоуправления и неправительственным организациям быть партнерами. Минка ВЛАДИМИРОВА особо подчеркнула ценность партнерства с НПО: «Мы видим в лице неправительственных организаций большую созидательную силу, ресурс, правильно используя который можно существенно улучшить условия жизни. При этом мы работаем с НПО как с равными партнерами. Мы вовлекаем их в формирование муниципальной социальной политики, и не просто на уровне информационного обмена, а путем создания координационных органов, например, при мэрии работает координационный общественный совет по вопросам социальной политики и он имеет большое влияние на процесс принятия решений. Также у нас есть координационный совет по вопросам помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В рамках этих советов мы вместе с гражданским обществом формируем и реализуем муниципальную социальную политику Софии на благо всех горожан».Голос НПО: «Мы несем социальную ответственность и готовы отчитываться» По мнению Георгия БОГДАНОВА, одного из руководителей Национальной сети организаций для детей Болгарии, есть три основных условия эффективности сотрудничества местного самоуправления и гражданского общества в рамках социального заказа. Во-первых, стороны должны иметь общие цели, быть хорошо информированными друг о друге, иными словами, хорошо знать и понимать друг друга. Во-вторых, между сторонами должны быть установлены доверительные отношения, которые не возникают из личных симпатий, а основываются на совместной работе, совместных проектах.
В-третьих, необходимо наличие конкретных и детальных процедур, которые неукоснительно соблюдаются обеими сторонами – взаимная ответственность и подотчетность. Сегодня такие условия в Болгарии сформированы. Однако произошло это не сразу, процесс был длительным и сложным:«Разрозненные, слабые и безответственные НПО не могут стать равным партнером правительства и местного самоуправления. Партнерство и межсекторное взаимодействие требуют от неправительственных организаций постоянной работы над собой по трем основным направлениям: повышение профессионализма, углубление экспертизы и создание инноваций; жесткая отчетность как в отношении финансовой, так и в отношении программной деятельности; качественное управление организацией и проектами. Болгарские НПО идут поэтому пути, но это непросто. Кроме того, гражданское общество должно иметь структуру, горизонтальные связи, сети, аналогично хребту большой рыбы. Если этого не наблюдается, то еще большая рыба – государство, имеющая все эти атрибуты, в лучшем случае не воспринимает маленьких рыбок – отдельные НПО – всерьез, в худшем – успешно их пожирает».
Слова Георгия БОГДАНОВА чрезвычайно актуально прозвучали для кыргызстанских представителей гражданского общества,особенно в условиях критического переосмысления роли НПО в развитии страны, которое наблюдается сегодня в обществе Кыргызской Республики.Вступая в борьбу против законопроекта об иностранных агентах, кыргызстанские НПО стали пытаться сформулировать роль гражданского общества, однако столкнулись со многими системными проблемами внутри сектора, которые мешают сформулировать эту роль адекватным и убедительным образом. Во-первых, сектор не структурирован, а обществу и государству не совсем понятно, кто же такие, эти НПО, и чем они занимаются. В стране отсутствует практика публичной финансовой и нефинансовой отчетности непра- вительственных организаций, которая помогла бы сторонам разобраться во вкладе и отношениях. Ни общество, ни государство не в состоянии оценить социальное воздействие некоммерческого сектора во всей его совокупности из-за отсутствия агрегированной информации и адекватной статистики.
Здесь уместно изучить практику Болгарии, где есть Национальная концепция оценки социального воздействия НПО, а все организации, работающие на деньги государства и общества, соблюдают требования к ежегодной публичной финансовой (при обороте свыше одного миллиона левов – примерно полумиллиона евро) и нефинансовой отчетности. Своеобразным «хребтом» гражданского общества, поддерживающим механизм социального заказа в Болгарии, можно считать Ассоциацию поставщиков социальных услуг, которая помогает вести диалог между правительством и гражданским обществом в отношении развития сферы социальных услуг.
Инновации как продукт работы НПО Знакомство с работой болгарских НПО позволило выявить важную закономерность, объясняющую эффективность и популярность межсекторного взаимодействия и социального заказа в Болгарии – инновационный характер работы организаций гражданского общества в социальной сфере. Именно инновации придают дополнительную ценность сотрудничеству с НПО в глазах органов управления Болгарии. Но для этого НПО находятся в постоянном поиске. Приведем пару примеров. Директор Института социальных услуг в местных сообществах Болгарии Стени ПЕТКОВА поделилась опытом внедрения инновационной домашней поддержки семей, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Проект был реализован в трех муниципалитетах – София, Айтес, Бяла Слатина, которые впоследствии закрепили эту услугу на муниципальном уровне.
Суть услуги заключалась в создании мобильных групп помощи, в составе социального работника, логопеда, психолога, врача и специалиста по реабилитации. Данные мобильные группы на регулярной основе посещали семьи из целевой группы и одновременно работали не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с другими членами таких семей.Стени ПЕТКОВА, будучи сама мамой ребенка с ограниченными возможностями здоровья, утверждает, что услуга оказалась высокоэффективной – в большинстве семей был достигнут прогресс не только в отношении здоровья или состояния ребенка, но и в укреплении внутрисемейных связей,улучшении морального климата и психологического состояния других членов семей. Кроме того, завязались связи между семьями, включая других их членов, помимо родителей, и эти связи со временем приобрели устойчивый характер.
Другой пример – Telecare или телефонная забота – услуга, которая представляет собой круглосуточную связь с одинокими пожилыми гражданами. Пожилой человек имеет специальное устройство, присоединенное к мобильному или городскому телефону, с одной кнопкой, нажав которую он может связаться с оператором по любому вопросу – от самочувствия до стихийного бедствия. Оператор, в свою очередь,направляет на помощь одинокому старику соответствующего специалиста или бригаду специалистов. Кроме того,устройство оснащено датчиком падения, что предотвращает ситуации беспомощности и осложнений у стариков в результате падения.
В будущем планируется оснастить такие устройства датчиками дыма и незаконного проникновения. Оба этих проекта, реализованных в рамках социального заказа, объединяет общий инновационный подход,заключающийся в комплексности социальной услуги. Любому уязвимому человеку важно, чтобы социальная помощь и услуга предоставлялись из одного источника. Поэтому соединение в одной услуге специалистов разных направлений чрезвычайно полезно для получателей. При этом понятно, что возникновение такой комплексной услуги на базе государственного или муниципального учреждения если и возможно, то с гораздо большими усилиями, затратами времени и денег, чем на базе неправительственной организации.
Примечательно, что государство приняло услуги «Мобильная социальная поддержка семей» и «Телефонная забота» и теперь на них в Болгарии есть государственные стандарты ИСО 9001:2008. Так реальными результатами и продуктами прорастает межсекторное взаимодействие – партнерство НПО и государства в Болгарии. Кажется, Кыргызстану ничего не мешает воспользоваться этим опытом.